XCOM The Board Game: торопились, торопились, покидали – прослезились
До настольного XCOM-а руки не доходили почти год – с того момента, как я выменял его на эссеновском math trade. От игры ничего особенного не ждал, а взял скорей, чтобы самому убедиться, что она абсолютно проходная, и успокоиться. По приезду с выставки коробка была быстро завалена другими, более интересными для меня играми, поэтому проба постоянно отодвигалась на неопределённый срок (если не считать тестовой партии на двоих с Катей). Но на прошлой неделе случилось чудо – после пары партеек в Кодовые имена мой взор пал на XCOM: The Board Game, и мы решили продолжить вечер этим гиковским патигеймом с планшетом.
О сюжете XCOM не знает только ленивый, либо по одноимённой компьютерной игрушке, либо по шумихе, которая молниеносно вспыхнула после анонса настолки (и так же быстро угасла после её выхода). Но для полноты картины всё же опишу его в двух словах.
Землю атаковали пришельцы, весь мир в панике. Но только не международная секретная организация XCOM! Обладающая передовыми технологиями, вооружением и лучшими специалистами в научной и военной сферах, она старается сдержать натиск врага и дать ему достойный отпор.
Если перевести это на игровой язык, то участникам предлагается вжиться в роли членов вышеупомянутой организации и заняться подготовкой военных операций: планировать бюджет, изучать новые технологии, формировать отряды и посылать их на задания. Цель сего действа – выстоять определённое количество раундов, во время которых изо всех щелей будут лезть вражины, наводя панику на целые континенты. Выполнив некоторое число рядовых миссий, игрокам откроется финальная, успешное прохождение которой и ознаменует победу человечества над иноземной угрозой.
Привлекает игра в первую очередь тем, что в ней задействовано приложение, которое придётся скачать на телефон/планшет/компьютер. Приложение, так сказать, ведёт партию, являясь некой альтернативой и таймеру, подгоняющему участников, и одновременно колоде карт, оповещающей о ключевых моментах развития событий.
Разумеется, цену игре набивает и фирменное FFG-шное оформление: сочные иллюстрации, отточенный дизайн карт, красивые миниатюры бойцов, истребителей и летающих тарелок. В общем, в разложенном виде игрушка выглядит довольно симпатично, а наличие планшета со специальной программкой наводит на мысли о чём-то доселе невиданном.
К слову, осваивать правила придётся тоже с помощью приложения, так как в коробке идёт лишь один единственный листок с перечнем компонентов, описанием основной идеи игры и указаниями, касающимися подготовки к первой партии. Это, конечно, здорово, что можно сразу броситься с места в карьер, и не нужно уныло сидеть и штудировать книгу правил, но чтобы в дальнейшем освежить подзабытые моменты, какой-нибудь памятки явно не хватает. Тем более, что ничего такого сложного тут нет, чтобы она не уместилась на ещё один листок.
Ну а теперь, собственно, как проходит игровой раунд. Делится он на две основные фазы. В первой приложение оповещает о многократных вторжениях: на определённые континенты прилетает НЛО, на базу организации высаживается десант пришельцев, тянутся пакостные карты кризисов. В промежутках между плохими событиями игрокам даётся время (секунды), чтобы на всё это как-то среагировать.
Дабы игра не превратилась в полнейший хаос, каждому участнику отведена своя уникальная роль (поэтому для полноты ощущений рекомендуется играть вчетвером).
Командир организации отвечает за бюджет, решение кризисных ситуаций и распределение истребителей-перехватчиков по континентам. Руководитель научной группы выбирает, какие карты технологий исследовать в первую очередь, сколько учёных отправить на конкретный проект, и как наиболее выгодно распорядиться останками пришельцев. Командир отделения формирует и посылает отряды на собственноручно выбранные миссии, а также отбивается от пришельцев на базе. И наконец, офицер связи следит за приложением, делясь разведданными с остальными, расставляет летающие тарелки и распределяет спутники для защиты орбиты. Напомню, что на все эти манипуляции игрокам отведены считанные секунды.
Как только приложение оповещает о завершении временной фазы, все могут с облегчением вздохнуть. Больше торопиться не придётся, потому как во второй фазе в абсолютно спокойном режиме игроки пожинают плоды своих судорожных действий, совершённых ранее под влиянием гламурного секундомера.
Как бы заманчиво не звучала первая фаза, все задачи в итоге решаются… броском кубиков. Количество кубов зависит от выделенных средств, а именно: жетонов учёных, спутников, фигурок бойцов или истребителей. Допустим, если я положил рядом с картой технологии три научных жетона, то мне полагается три синих геройских кубика.
Механика же накидывания успехов (а они на двух гранях из шести) напоминает банальный push your luck с неким абстрактным уровнем угрозы. Угроза эта отмечается на специальном треке и в начале розыгрыша любого задания равняется единице. С каждым повторным броском угроза растёт на одно деление. Зачем она нужна? Дело в том, что вместе с синими кубами бросается красный кубик пришельцев. Если выпавшее на нём значением меньше или равно текущему уровень угрозы, то игрок терпит неудачу: в случае изучения технологии теряет учёного, в случае обороны базы – бойца и т.д. Короче, следим за угрозой и стараемся вовремя остановиться, либо кидаем кубы до посинения, наплевав на потери.
Как только все, знатно пошвыряв кубы, разобрались со своими заданиями, необходимо применить последствия неудачных операций. Недобитые НЛО повышают уровень паники, а пришельцы крушат штаб-квартиру XCOM. Затем офицер связи снова запускает приложение, и всё начинается сначала. И так, пока программа не позволит перевернуть карту основной миссии. Проигрывают игроки, если маркер урона базы или маркеры паники в континентах достигнут критических отметок.
Впечатления
Меня ничуть не коробит внедрение планшетов или телефонов в настолки, особенно, если те избавляют от возни с множеством мелких компонентов, карт или привносят действительно оригинальный и тематичный элемент (как, например, в Алхимиках). Более того, мне импонирует благая мысль умного таймера, который призван осовременить игру и избавить “кооператив” от проблемы лидера-всезнайки.
Что ж, XCOM действительно преуспел и в оптимизации игрового процесса, и в уравнивании участников, но претензия в том, что для хорошей и увлекательной игры этого недостаточно.
Да, таймер добавляет суматохи и фана, но как только ты понимаешь, что в 99% случаев решения очевидны, то бодрящее напряжение спадает. Сравнить значки и послать соответствующих бойцов; расставить перехватчики по континентам с большим скоплением НЛО; выбрать наименее болезненный кризис – всё это дело пяти секунд.
Отсюда вытекает и следующий недостаток: от кооперативной игры ждёшь нервных и бурных обсуждений, а оказывается, что обсуждать тут особо-то и нечего. Вот и получается, что, по большей части, все копаются в своих уголках и временами выкрикивают “Готово!”.
Безусловно, приложение более наглядно, чем песочные часы, но по сути, это всего лишь таймер с триггерами ряда событий, и ничего больше. Да, он что-то там колдует, ориентируясь на ваши успехи (следит за временем, количеством НЛО на орбите и паникой), но всё это выливается в разброс полагаемого на раунд бюджета и в нарушение очерёдности некоторых основных событий.
Как я уже говорил, запихать все правила в приложение не самая хорошая идея, не хватает кратких вводных правил и памятки. Если разбираться с игрой сядут неопытные игроки, то, слепо следуя указаниям программы, они будут в недоумении хлопать глазами и не поймут, что вообще происходит.
Касаемо ролей. Разумеется, большой плюс в том, что можно побывать в шкуре четырёх разных “командиров”. Но если разобраться, то задачи, в принципе, у всех схожие. Один выбирает технологии, исходя из ситуации на поле, другой – типы войск, исходя из выпавших миссий и нагрянувших пришельцев, третий решает, куда послать истребители, а четвёртый – куда выложить сателлиты.
Из колеи немного выбиваются только командир организации, который следит за финансами, и офицер связи, передающий информацию с планшета. Но скучная бухгалтерия и пересказ текста, на мой взгляд, это не то, чего ждёшь от задорной игры про спасение мира от пришельцев. Кстати, друг, который не понаслышке знаком с компьютерным XCOM, так и сказал, что позаимствовали они совсем не то, что следовало. Никаких интересных тактических сражений тут нет, а только сухая математика и достаточно примитивный дайсомёт а-ля зомби-кубики c жутким рандомом.
Не очень порадовало и то, что мы прошли миссию с первого раза, что заметно уменьшает желание сыграть повторно. И это не мы такие молодцы – насколько понял, игра глобально не шибко-то и сложная. Да и с чего ей быть сложной? Накидывай успехи, и будет тебе счастье. К сожалению, именно результаты бросков кубиков определяют успешность миссий, а не решения игроков.
В общем, игра совсем не впечатлила и наскучила ровно за одну партию. Цикличность и однообразие раундов напрочь убили интерес пробовать другие миссии (которые отличаются лишь набором заданий). По завершении даже обсудить было нечего, ощущение пустоты. Но опыт хоть и печальный, но любопытный. Покупать однозначно советовать не стану, но попробовать разок можно. Вероятно, отлично зайдёт в клубе, где большая текучка нетребовательных игроков, желающих быстро попробовать нечто диковинное и компанейское. От меня с натяжкой 6/10.
Печально, что игра оказалось ни о чем, ведь компьютерный старший брат одна из моих любимых не настольных игр.
А вот проникновение электронных приложений в настольный мир по моему будет все больше и больше. Впрочем я не против, ведь удачных примеров уже не мало – это и Алхимики, и Fuse, и Кодовые имена, и ONUW.
Да ладно, и так полно классных игр!
Я вот после твоих расхваливаний вернул в вишлист Fuse. Когда смотрел, как играли на видео, не очень привлекло, но потом представил себя на их месте и показалось, что может быть прикольно 🙂
Только как-то дорого за два десятка кубиков и ~70 карт (30 евро).
6 баллов — что-то много для такого дайсомёта.
За смелость и инновативность 🙂