Fields of Green – от звёзд к делам житейским
Разбираем Fields of Green – преемницу Among the Stars от того же автора только с совершенной иной и более приземлённой темой.
Among the Stars (далее просто AtS) мне до сих пор нравится – такая красивая и почти медитативная игрушка с драфтом и эффективным выкладыванием карточек по отношению друг к другу. Поэтому мне было очень любопытно проверить, чего там напридумывал грек Вангелис, взяв за основу то же пространственное взаимодействие локаций и переложив его с темы застройки космической станции на деревенский сельскохозяйственный лад.
Стандартная квадратная коробка Fields of Green сразу же расстраивает своим лёгким весом. Внутри ожидаемо много воздуха, а из компонентов лишь стопка карт, немного жетонов и горстка деревянных ресурсов. Конечно, такие бесполезные пустоты печалят, но если вспомнить судьбу AtS, к которой впоследствии вышло несколько дополнений, отлично поместившихся в базу, то вроде как такой гигантский размер даже кажется обоснованным.
Итак, в Fields of Green мы будем развивать свои фермы: вскапывать и орошать поля, заполнять собранным урожаем хранилища, разводить и продавать скотинку, а также строить различные вспомогательные сооружения и здания.
Начинается всё с водонапорной башни, хранилища и некоторого количества монет и ресурсов.
Партия проходит в четыре раунда, в каждом из которых игроки выбирают по 6 локаций. Первый интересный момент заключается в том, что карты на драфт тут добираются не из общей колоды, а из четырёх стопок согласно типам.
Другими словами, перед тем, как приступить к драфту, игроки по очереди осознанно выбирают, какие карточки они хотят заполучить. Комбинация типов может быть любой, единственное условие – нужно взять карты по меньшей мере из трёх разных стопок.
С карточками разобрались, далее приступаем к фазе действий. Выбираем одну локацию, разыгрываем, а остальные карты передаём соседу слева или справа, в зависимости от раунда.
На картах в верхнем левом углу указана стоимость. Обычно в монетах, но могут попадаться и ресурсы: вода или еда. Внизу (а также цветом рамки) обозначен основной тип локации (поле, живность, сооружение, здание) и тип свойства (мгновенное, во время фазы урожая, либо в конце партии). Справа имеется подтип, то есть, если поле, то какое – кукурузное там или тыквенное. Ну, и под иллюстрацией, собственно, подробно расписано свойство.
Что же можно сделать с локацией:
- построить, оплатив её стоимость – в этом случае карта выкладывается в угодье игрока рядом с другой локацией;
- сбросить и построить водонапорную башню или хранилище, причём башня сразу же заполняется водой;
- сбросить за монеты – получаем 2 монеты плюс можем дополнительно сбросить до двух жетонов еды и взять ещё по 2 монеты за каждый;
- сбросить, заплатить 1 монету и восстановить ранее перевёрнутую локацию (такое случается, если локацию нечем запитать в фазу урожая).
После того, как разыграны все карточки, начинается самая насыщенная фаза – фаза урожая, в которой срабатывают все локации с зелёным свойством. Игроки сами выбирают порядок активации карт.
В этот момент жизнь на фермах кипит. Подпитываемые водой поля производят еду. Полезность полей зависит от их расположения по отношению к башням, хранилищам, загонам со зверьём и т.д.
Едой подкармливаем скотинку, которую сразу же продаём за монеты. Тут также немаловажно месторасположение и типы близлежащих локаций.
В принципе, основная задача всех этих манипуляций – наладить некий движок по добыче денег. А потом уже эти деньги можно пустить на покупку более дорогих жёлтых карт сооружений и зданий.
Некоторые сооружения приносят победные очки, воду или еду, но всё же основная их особенность в том, что они позволяют тянуть тайлы оборудования, с помощью которых можно улучшать ранее выложенные локации или добавлять им новых свойств.
Что касается фиолетовых зданий, то они являются своеобразными целями и, в основном, поощряют неплохими очками за постройку определённых локаций.
Стоит отметить, что почти все эффекты, а также использование воды, завязано на удалённости локаций друг от друга. Допустим, хлев принесёт по одному очку за каждую карту домашнего скота, но лишь в пределах трёх клеток. А любая башня запитывает поля только на расстоянии двух.
Партия заканчивается после фазы урожая в четвёртом раунде. Результат складывается из: очков, указанных на самих локациях; жетонов ПО, заработанных по ходу игры; очков за некоторые эффекты тайлов оборудования, плюс по 1 ПО за каждый неиспользованный тайл; очков за оставшиеся монеты (3:1) и еду (2:1); а также очков за свойства фиолетовых зданий.
Впечатления
Сразу скажу, игра мне умеренно понравилась, но на шедевр она совсем не тянет. Попробую пояснить, почему.
Играя в Fields of Green, меня не покидало ощущение, что процесс как-то искусственно усложнили. Фаза урожая напрочь сбивает темп муторными манипуляциями с ресурсами, и по сути, не даёт никакого ощутимого результата, который удовлетворил бы умственные затраты игрока. Ладно, немного еды и 10-15 монет – это ощутимая выгода, и на этом потом целый раунд можно прожить, но от такого экономического движка ждёшь более существенного выхлопа.
Второй неоднозначный момент – однообразие в развитии. Оно всегда выглядит примерно так: строим пару-тройку зелёных и красных карт, докупаем ещё одну башню и хранилище, а потом уже переходим к более свободной трате денег на жёлтые и фиолетовые локации. В общем, нет никаких альтернативных источников ресурсов и монет. А если ещё учесть, что уникальных карт каждого типа всего по 11 штук, то реиграбельность оставляет желать лучшего.
Ну и последнее не радужное наблюдение. На мой взгляд, нормально играть и получать удовольствие от Fields of Green можно только вдвоём. Правда, способ драфта при этом меняется (карты выбираются почти как в Поселенцах). Дуэль лучше не только по причине экономии огромного пространства, требуемого под квадратные карты. Опять же из-за необходимости постоянно сводить баланс производства/затрат и возни во время фазы урожая партия на 3+ игроков может затянуться на неприличные 2+ часа. До кучи, она может вогнать в уныние пасьянсностью процесса, ведь тебе абсолютно наплевать, что там происходит у соперников, а всё взаимодействие тут сводится к драфту и потенциальному “не дай нужную карту сопернику”.
Но не всё так грустно в зелёном королевстве. Игра работает, выкладывать карточки интересно, свойства сбалансированы неплохо. Если нравится тема и “пространственная” синергия карт, то Fields of Green – это неплохой продолжатель дела Among the Stars.
От предшественницы игра выгодно отличается быстрой подготовкой и достаточно оригинальным выбором карт на драфт, позволяющим хоть как-то контролировать приход нужных вам локаций. Ещё отмечу жетоны оборудования, которые позволяют улучшать локации и тем самым добавляют фермам уникальности.
Но повторюсь, с таким набором компонентов долго игра на столе не протянет. Зря, конечно, базу порезали в угоду целям Кикстартера. Так бы коробка пополнилась ещё на 12 разных локаций, 4 тайла оборудования, и какие-то там карты событий и планирования.
Арт на картах отличный, но какой-то тёмный, не хватает контраста. Некоторые решения касаемо цветовой гаммы фона для свойств и шрифтов тоже спорные. Интересно, что в AtS картинки тоже изобиловали множеством мелких деталей, но они были яркими и сразу бросались в глаза, тут же иллюстрации как-то теряются, приходится постоянно всматриваться.
Такая вот попытка внедрить в AtS более привычный ресурсно-обменный движок. Не скажу, что она неудачная, но результат получился уж слишком простеньким и без особой изюминки. Как семейная игра, вполне. Но опять же, на 3-4 игрока я бы за неё не сел – для того, что она из себя представляет, слишком долго. За дуэльку можно поставить 7-7,5/10. В общем, пока попридержу, Кате нравится.
Это ж City Tycoon! Только не с общим городом. Тот же принцип производства, снабжения и, в конечном итоге, получения ПО.
Вчера опробовали AtS на троих. Несложная игра, где нужно знать, что может прийти на руку. Даже назвали её семейной. И соглашусь, что медитативная. Пожалуй, при случае возьму дополнение. Наверное, правильно, что взял именно Звёзды. Похоже, что Поля не выстрелили.
Я так думал, что тебе AtS должна зайти, в принципе, она Valuspa напоминает по принципу набора очков.
А допы для звёзд хороши новыми картами локаций и послами. Всякие там события, агрессивные карточки и т.п. – ерунда.
На Волюспу не похоже. Уровень сложности разный, да и принцип подсчета другой.