The Manhattan Project: Energy Empire – от ядерной программы к проблемам экологии
Пробуем Energy Empire, новинку в линейке The Manhattan Project, выпущенную через Кикстартер.
Был у меня как-то The Manhattan Project – хорошее евро на размещение рабочих с построением ресурсного движка и достаточно агрессивным взаимодействием. Не нравился мне там один момент – сама цель. Возишься, возишься, а в итоге строишь парочку бомб, и всё, партия закончилась. В общем, поиграли мы в Проект несколько партий с удовольствием, да и продали, особо не жалея.
А тем временем, на волне успеха игры, издательство выпустило дополнение, а потом, как и полагается, продолжило доить тему по полной. Дальше вышла карточная игрушка The Manhattan Project: Chain Reaction. Судя по рейтингу и отзывам, ничем не примечательный филлер. А вот потом была кампания на Кикстартере по сбору средств на The Manhattan Project: Energy Empire. К тому моменту я уже не интересовался линейкой, а только краем уха слышал, что планируется ещё что-то.
Как ни старался я игнорировать сей момент, но отзывы о новой Energy Empire сплошь и рядом были положительными. И дело даже не в восторгах Зи Гарсиа (ему нравятся очень простые игры) и Радо (ему нравится всё), многие уважаемые настольщики с абсолютно разными вкусами игру тоже хвалили. Ну, значит хорошие сапоги, надо брать, – подумал я и отстегнул деревянных, как только коробочку завезли в наш местный магазин (на филибере какой-то конский ценник стоял, чуть ли не 70 евро).
Знакомый арт, знакомые прикольные рабочие из толстенного картона, знакомые эффекты карт из серии “шило на мыло”. Но к счастью, игра существенно отличается от предшественницы. По наследству перешло лишь “либо ставим рабочего, либо забираем всех обратно” и общая концепция построения карточного движка.
Вторая Мировая закончилась, кругом экономический и технологический прогресс, требующий соответствующей выработки энергии. “Грязные” электростанции растут, как грибы, что ведёт к загрязнению окружающей среды. Игрокам предстоит взять на себя роль лидеров сильнейших держав и приложить все усилия к скорейшему процветанию своей страны, правда, с оглядкой на матушку-природу с её чистым воздухом, зелёными лесами и прозрачной водицей.
Что до игры, то у нас есть центральное поле для “посыла” рабочих с 13 разными действиями. Все действия делятся на три секции: правительство, производство и торговля. В каждой секции свой набор локаций, включающий в себя рынок с картами соответствующего типа и места получения/обмена всевозможных ресурсов.
В нижней части поля располагается место под тайлы достижений, трек ООН и трек глобального влияния, который заполняется жетонами загрязнения (в зависимости от числа игроков). Последний является не только таймером партии, но и своеобразным триггером карт событий.
Каждому участнику достаётся планшет, центральную часть которого занимает зона окружающей среды. По ходу партии такие действия, как покупка карт и производство энергии будут заставлять игрока брать жетончики загрязнения с трека глобального влияния и накрывать ими воздух, леса или воду (и, следовательно, победные очки). Остальное пространство планшета – это различные места для складирования рабочих, жетонов, кубиков и ресурсов.
Перед началом всем раздаётся по две карточки держав и два тайла достижения, после чего игрок решает, за какую страну он будет играть, и в каком направлении развиваться. Карта державы обладает не только специальным действием на продвижение по треку ООН, она ещё и указывает, какие стартовые ресурсы полагаются игроку помимо рабочих.
Чем же может заняться лидер? Опции всего две: либо поработать (work), либо произвести энергию (generate). Первый вариант подразумевает выставление рабочего на центральное поле. После выполнения действия игрок тут же получает возможность активировать сколь угодно ранее выложенных перед собой зданий, совпадающих по типу (и цвету) с выбранным действием. Другими словами, если я решил взять монет (торговля), то после этого могу собрать сливки со всех своих жёлтых торговых карточек. Разумеется, если мне хватает рабочих и энергии.
Действия на поле и зданиях схожи: фарм всевозможных ресурсов и монет, покупка дополнительных рабочих и кубиков, плюс немного спец-действий в виде очистки планшета от загрязнения, возможности подглядеть карту глобального события и т.п.
Кстати, об энергии. Энергия – это ключевой ресурс, который, по сути, можно также отнести к рабочим, но с единственной оговоркой – только энергией выбрать действие на центральном поле не получится. А вот с человечком – пожалуйста. Зачем добавлять энергию к рабочим? Дело в том, что тут нельзя блокировать действия. Просто тот, кто хочет воспользоваться занятой локацией, должен приплатить энергией или дополнительным рабочим. В правилах это назвали по-модному – поставить более высокую стопку.
За добычу энергии отвечает вторая опция generate. Она делится на несколько фаз. Сперва за оставшиеся жетоны рабочих/энергии можно взять один из доступных тайлов достижений. Затем со всех карт и центрального поля возвращаем всех рабочих. Но не фишки энергии, они сбрасываются. И только потом производим энергию. Делается это с помощью броска кубиков. Да, в этой игре есть кубы (уря!). Их можно получить через действие “электростанция” или за бочки с нефтью (но только коричневые).
Источники энергии делятся на чистые (зелёные и синие кубы), уголь (чёрные), топливо (коричневые) и ядерную (жёлтые). На чёрных и коричневых кубиках на каждой грани имеется значок загрязнения, а на жёлтом – радиоактивного заражения. Так вот, после броска берём столько фишек энергии, сколько выпало символов молний. Далее проверяем самое высокое цифровое значение. Если это “грязный” источник, то придётся взять верхний жетон с трека глобального влияния и разместить в одну из клеток окружающей среды на своём планшете. Если самое большое значение на синем или зелёном кубике, то жетончик отправляется в сброс. В любом случае, после каждой выработки энергии самая левая стопка загрязнения уменьшится на один жетон.
Как только стопка опустеет, вскрывается карточка глобального события. У неё три эффекта: 1) промежуточный скоринг одного из рядов зоны окружающей среды (за каждую чистую клетку 1 ПО); 2) обновление указанного рынка карт; 3) непосредственно событие (иногда полезная возможность, иногда какая-нибудь мелкая пакость).
Когда игроки разберут все жетончики загрязнения, партия заканчивается. К очкам, полученным в промежуточных скорингах, добавляются очки за выложенные здания, кубики (кроме коричневых), достижения, успехи на треке ООН, а также свободные клетки и столбцы в зоне окружающей среды.
Впечатления
Игрушка оказалась очень приятной. Не могу сказать, что это тот случай, когда сиквел лучше предшественницы, так как Проект тоже неплох, но Energy Empire мне определённо нравится больше из-за того, что тут несколько способов, как заработать ПО. Плюс кастомные кубики!
Сразу отмечу, что тут нет ничего такого инновационного. Перед нами старое-доброе размещение рабочих и построение эффективных цепочек действий с помощью выкладывания карт. С другой стороны, в каждом аспекте игры есть хоть минимальная, но изюминка. Это и связка “выполнение действия на поле + активация карт такого же типа”; и подтип рабочих в виде энергии; и выработка этой самой энергии с помощью кубов, и карты событий с несколькими эффектами, и трек глобального влияния, откуда берутся жетоны загрязнения.
В общем, в игре много интересных моментов, хорошо связанных между собой и механически, и тематически. А если учесть, что партия проходит достаточно живо, то несмотря на постоянные манипуляции с ресурсами, ощущения однообразия происходящего нет.
В игре достаточно интересное планирование, так как для эффективного развития тебе нужно наладить две-три мини-цепочки действий. Мало просто выставить рабочего на поле, желательно после этого запитать несколько карт. Одновременно с этим нужно прикидывать, сколько энергии требуется для активации всех зданий, и стоит ли вообще тратиться на дополнительных рабочих (тут это неочевидно).
Что касается внедрения кубиков, то идея мне по душе. Броски ничуть не расстраивают, ведь самое плохое, что может случиться – это потеря 1 ПО (при общем результате в 100+) и недополучение пары фишек энергии.
Касаемо взаимодействия, помимо косвенного в виде конкуренции за карты и необходимости доплачивать за поход на занятую локацию, тут можно ещё намеренно блокировать действия соперникам, изначально повышая ставку (т.е. можно сразу послать рабочего с кучей энергии).
Качество исполнения отличное. Как я понял, благодаря Кикстартеру обычные шестигранники заменили на кастомные кубы, а ресурсы из простых деревяшек преобразились в прозрачные кубики пластика, серебряные балки металла и увесистые бочки с нефтью.
Короче, первое впечатление сугубо положительное, на 7.5/10 с вероятностью небольшого роста. Energy Empire идеальна по времени, не слишком мозголомна (такое евро для подкованной в настолках семьи), изобилует всякими интересными нюансами, да ещё и с моими любимыми механиками. Посмотрим, надолго ли хватит реиграбельности. За неё вроде бы отвечают карточки держав, событий, зданий и тайлы достижений, но настораживает то, что, в принципе, эффекты карт отличаются только тем, каким образом и какой ресурс ты получаешь. Да и цели тоже достаточно незамысловатые.
Да, хоть и правила написаны хорошо, первые партии обязательно обратите внимание на два момента (читал на BGG, что почти все, как и мы, их забывали): 1) даже если на кубике с самым большим значением нет символа загрязнения, жетончик всё равно сбрасывается; 2) за каждое достижение можно получить максимум 5 очков.
Согласна с твоими выводами, мне эта игруля тоже понравилась
Мы, кстати во время первой партии тоже забывали сбрасывать жетончики. Из-за этого партия слегка затянулась. Для меня длина партии была единственным минусом, а когда выяснили эту ошибку, то и минус пропал))
Мы сначала сыграли тоже неправильно, но там всего пару ходов было, когда кубики легки хорошо 🙂
Потом на BGG прочитал, что все жалуются, что партии очень долгие, и в каждом таком топике ответ, что, мол, забываете сбрасывать по жетону. И все такие “Аааа, понятно!”.
А вот с целями накосячили по полной, потому что там на одной вроде было в скобках указано, что “максимум 5”, а на остальных нет. Кто ж знал, что на рубашке звёздочками это отмечено, да такими тусклыми.
На моем “радаре” игра как-то тоже только совсем недавно засветилась – узнал о ней по топам 2016-го и хвалебным отзывам обозревателей…
Но таки рад, что обратил внимание, так как построение движка – наше все, а “Energy Empire” пожалуй одна из лучших представителей данного жанра за 2016-й!
Как раз недавно тоже первую партию на 4-ых отыграли. Геймплей очень ровный, все механики интуитивны. Но глубина у игры солидная. По первому впечатлению – баланс тоже отличный (играли вчетвером, разными стратегиями – расброс по очкам минимальный: 117-114-111-110). Длительность партии – идеальная. Даунтайма практически нет. Ну и тематичность – зашкаливает! Оформление великолепное, да и сеттинг соответствующий, но главное – в деталях! К примеру: “Аеропорт” при постройке загрязняет воздух но дает конверсию нефти (т.е. топлива) в деньги (прибыль от полетов). И так практически с каждой картой в игре. Таким не каждое евро похвастаться может!
Я прям в восторге остался после первой партии. Мне “Energy Empire” понравилась едва ль не столь же сильно сколь “Great Western Trail” (но эта в списке с самого начала была и я знал чего ожидать, а с TMP:EE получился “приятный сюрприз”).
Короче, игра очень и очень теплые впечатления оставила. Да и всем остальным, с кем играл, тоже очень понравилась.
Спасибо за позитивный и развёрнутый отзыв. Да, детали радуют. Та же добыча нефти, когда закрываешь вышкой клетку с каплей. Или Индия и Китай сразу с + одним рабочим. 🙂
По балансу тоже кажется, что всё ок, у нас разница в 1-4 очка была, хотя немного разные стратегии выбрали (один в трек ООН ушёл, другой в очистку).
Отличный обзор, заинтересовали. Только вот какой вопрос, Владимир – по количеству игроков что-то скажете? На BGG по поводу 2х игроков мнения разделились, много против.
Ничего плохого в игре на двоих не заметил. Там на все рынки выставляется по одному нейтральному рабочему, т.е. стоимость этих действий сразу начинается с двух. Да, больше пустых локаций, но ведь всё равно чужие рабочие не блокируют действие, – просто получается что, чем меньше участников, тем дешевле действия на поле. На четыре-пять игроков есть опасения, что увеличится даунтайм, т.к. когда все настроят карточек, ходы немного затягиваются из-за продумывания цепочек активаций.
Радо не нравится Food Chain Magnate 🙂
Сложнааа и прямой конфликт – не для него 🙂
Вроде бы вообще на Проект Манхэттен не похоже, ни капельки.
“отстегнул деревянных” – улыбнуло 🙂
Кстати, вы Марс уже забросили?
Терраформинг? Не, почему? Сейчас просто так активно не поиграешь. Но мы никуда и не торопимся, ждём дополнения 🙂
А доп к Марсу что-то сильно меняет?
Нее, там просто два поля с новыми регионами Марса и абсолютно иными milestones и awards. Механически ничего не меняет, но стратегии подразумевает другие.
Игра интересна, но я бы почитал впечатления после нескольких партий, если таковые случатся;)
Верно подмечено. Планирую на следующих выходных на троих опробовать, тогда и отпишусь сюда.
Ну как? Еще удалось поиграть?)
Удалось, но всё так же, на двоих.
Попробовали “одноцветную” стратегию. Вернее, друг попробовал. Я выиграл с небольшим перевесом на двух цветах, но у меня уже был опыт.
Пока есть желание играть ещё 🙂
Нет ли ощущения, что известны заранее все действия наперед? Приходится ли по ходу партии менять стратегию развития, если идет что-то не так?
Случайный выход карт, занятые соперниками действия, события, кубики – это не позволяет делать одно и то же, приходится немного подстраиваться.
к сожелнию на русском мне писать не просто, так постараюсь коротко 🙂 Для меня игра поподает в тройку лучих евро 2016 года. Сыграл три партий, но один факт настаражывает что вынужден выбирать только один цвет из трех чтобы комбинировать карты. Если будеш моячится между цветами так просто останеш от других. То есть сыграл одну партию в провительство, другую в индустрию, третю в комерцию и как бы всё испробовал. Есть ещё стартовая нация, ну она как бы задаоет цвет сразу. Хорошая игра, но незнаю когда буду играть следущую партию. Я к томы что Терраформинг Марс всё таки на первом месте с прошлого года, оствляющае впечатление гораздо глубже и эпичнее, у неё больше шансов иногда вылывать на поверхность в сплошном потоке новинок. К сожалению марс тоже неидеален, страдает от победной стратегии, хотя в BGG как то недокапались 🙂
Спасибо за комментарий, всё понятно без проблем 🙂
Странно, я считал, что выгодно в двух “сферах” цепочки делать, а то и в трёх. Ок, допустим, ты активируешь все карты, выбрав одно действие на поле (к примеру, 1 рабочий + 6 энергии). А остальные рабочие тогда выполняют по одному жалкому действию? При этом в одном цвете надо скомбинировать карты так, чтобы получать все нужные ресурсы, что не так-то и просто. А вот если построить два мини-движка, то результат будет более эластичным, а по ресурсам таким же выгодным. Короче, надо экспериментировать.
А что за победная стратегия в Марсе? Знаю только, что очень выгодно отстраивать леса, но это общая концепция.
Не знаю хорошо ли обсуждать стратегии в форуме и портит игру другим 🙂 Ну не пускаясь в детали математика простая: провернут за свой ход как можно больше и генерировать как можно чаще. Специализация в одном цвете ключ к этому.
Да, в Марсе специализация в зелени почти всегда побеждает. А если заполучить Protected habitats тогда никто не остановит, разве эпичная неудача тянуть карты с зеленью 🙂 При этом хорошо комбинируется города, а вот за энергию пускай другие бьются. Я надеюсь новая доска как нибудь исправит дисбаланс.
Хм, простая математика говорит, что если специализируешься на одном цвете, то придется много ходов тратить на generate. На BGG почти все пишут, что оптимально – 2 цвета (автор в том числе). Да и самые большие очки набирались на 2 типах. Касаемо Марса, автор не скрывал, что озеленение – основная задача в игре 🙂 Тот, кто этим не занимается, у того шансов на победу мало.
Владимир, заинтриговал ты меня, взял и прочитал все посты по теме. Наверное мы читаем нет тот самый BGG 😉 Как раз люди говорят про хеави специализацию. Один похвасталься что собрал 132vp в 3color, но как говорится, не верь всему что пишут, может оппоненты спали, а может забывал снимать маркер загрязнения. Только автор дипломатично сказал что чаще всего играет в два цвета. Но как правило авторы не лучые игроки в свои игры. Быстрые циклы позволяет корабкатса в ООН, избегать дорогого и медленного нанимательство рабочих, заполучить комплект хороших целей. Специализация особенно эффективно с большим числом игроков. Если будет возможность попробуй скажем индустрию с китайцами. Конечно сходить в сторону можно разок, другой когда очень надо, но покупать карту другого цвета разве в самом конце как вариант дающий наибольшее очков.
Но согласись, что люди разное пишут! Ещё то, что выбор зависит от кол-ва игроков и их действий (если соперники позволяют брать один и тот же цвет за дёшево, то вероятно, его и стоит брать). Но я спорить не буду, а лучше сам всё проверю. После этой дискуссии стало ещё более любопытно поэкспериментировать со стратегиями 🙂
Кто ходит первым в игре в первом раунде? И кто в последующих? За очередность хода отвечает трэк ООН?
В игре нет раундов, все просто ходят по очереди (работают или производят энергию). Первый игрок выбирается случайно или по совету из правил “кто меньше потратил бензина, добравшись до места, где проходит партия”.
Не знаю правильно ли мы играем, но в игре вроде есть серьёзный недостаток. Игра мне очень нравилась до того как я это заметил. Можно вообще не смотреть на свойства карт и тупо их покупать. Ставишь рабочего на ресурс, например берешь сталь, на него покупаешь карту, неважно какую. И все. Набираешь себе карт и выигрываешь…
Эмм… звучит как-то…мягко говоря, странно :Р Что-то видимо не то делаете. Взять сталь – это одно действие, а купить за неё карту – уже другое.
Просто хаотично скупать карты… так можно в любую настолку играть, но только что мешает сопернику сделать то же самое, но только скомбинировать удачно карты/действия и выиграть? Да и очки как бы не только за карты дают.
Мое мнение изменилось после последующих партий, после увиденного как соперник делает “вкусные” комбо) я же упор делал на набирание карт с победными очками и проиграл, но не с большим отрывом.
Я тут новый web-портал для онлайн настолок запилил, и “The Manhattan Project: Energy Empire” – первая (и пока единственная) доступная на нем игра.
http://boardgameplay.com
Так что, кто там обсуждал стратегии выше – добро пожаловать (теперь есть хороший способ испытать теорию в деле :))!