Caverna: The Cave Farmers – осторожно, вооружённые гномы!
Благодаря друзьям наконец-то удалось попробовать нашумевших “Пещерных фермеров“.
Первое, что бросается в глаза, это, конечно же, здоровенная коробка, доверху набитая картоном и деревом. Видимо, Уве решил пойти на рекорд по количеству компонентов в своих играх, и, возможно, скоро при покупке очередного его детища, вам в придачу выдадут тележку с горой деревяшек и тайлов. Думаете шутка, тогда взгляните на A Feast for Odin.
Ну, да ладно, много – не мало. Да и приятно, когда чувствуется вес коробки, и всё отличного качества, особенно, всякие там кастомные овощи и зверушки.
А вот что меня печалило в Агриколе и продолжает печалить в Каверне, так это рабочие, представленные убогими плоскими шайбами. Конечно, тут эти шайбы сгодились, так как на них кладутся жетоны оружия, но всё равно выглядит анти-атмосферно.
Вообще, после неудачной попытки подсадить на Агриколу Катю я в сторону Каверны даже не смотрел, поэтому и знать не знал, какие именно новшества в ней появились. Только краем уха слышал о собачках и вооружённых гномах.
На деле игрушка оказалась прикольной. В ней очень много всего, и поначалу трудно решиться, в каком же направлении развивать своё гномье семейство. Тут вам и вышеупомянутые собаки, и скотинка на любой вкус (от овец до ослов), и пшеница с овощами, и всевозможные комнаты, и рудники, и шахты, и военные походы.
Разумеется, многое перекочевало из Агриколы, но появились и действительно новые фишки. Во-первых, планшет теперь поделён на две части: лес и пещеру. Лес сперва нужно облагородить, сделав из него равнину, и только потом можно разводить зверушек да засеивать поля. В пещере же строятся различные комнаты и даже шахты с рубинами, но тут тоже сперва придётся расчистить пространство от камня.
Рубины – это такая крутая универсальная валюта, которую в любой момент своего хода можно обменять почти на любое домашнее животное, ресурс, одиночный участок поля или коридор в пещере. Очень классная штука, позволяющая более эффективно распланировать свои действия.
Да, продолжая тему новых ресурсов – до кучи ввели монеты. Это, считай, обычные победные очки. Правда, есть немного комнат, за которые придётся доплатить монетками.
Что касается военных походов, то это банально ещё один вариант получить ресурсы и улучшения. Нет, совершать набеги на владения соперника не придётся, для успешного похода понадобится лишь немного руды (ещё один новый ресурс, зато попрощались с глиной и тростником), с помощью которой рабочему присваивается соответствующий уровень оружия. А далее, совершая действие “вооружиться и отправиться в поход”, игрок согласно специальной табличке может набрать столько разных (но только разных) вкусностей, сколько указано на локации с действием (от 1 до 4). Уровень оружия гнома является своеобразной планкой, выше которой награда считается недоступной. В конце военного действия уровень оружия посланного вояки всегда растёт на единицу.
Как видно, новшество довольно мощное, и “накачав железом” своих подопечных, можно жить припеваючи практически на одних только походах. Сам автор тоже советует уловить сей момент и не пренебрегать данным действием. Если позволить одному игроку каждый раунд беспрепятственно ходить в походы, то, вероятно, он и победит. Наша партия только подтвердила выгодность “военной стратегии”. Тот, кто активно ей пользовался, выиграл. Хотя я отстал не на много, вооружив лишь двух гномов.
Ещё одна отличительная особенность Каверны – это тайлы комнат, пришедшие на смену картам улучшений и занятий. Теперь всё доступно с самого начала, и можно спокойно подпитать выбранную стратегию каким-нибудь полезным свойством или дополнительными очками. С одной стороны, такое разнообразие радует, но с другой – в первых партиях такая свобода только запутывает. Более того, при таком раскладе опытные игроки будут держать в уме пару-тройку сильных связок и безнаказанно нагибать новичков, особо не напрягая серое вещество.
Но, конечно же, доступность такого большого количества комнат глупо считать недостатком, просто тут вы не увидите того вспомогательного “пинка”, коим являлись надрафченные карты в Агриколе.
Кстати, именно это отличие не позволяет мне назвать Каверну убийцей Агриколы. Реиграбельность предшественницы зашкаливает, так как дополнительных колод выпущено море. Да и ничто не сравнится с азартом драфта и прикидыванием возможных комбинаций свойств, исходя из выбранных карт. Хотя стоит отметить, что рандом в приходе занятий нередко расстраивал.
А ещё в Агриколе больше кризиса, и в плане добычи еды, и в плане штрафов за неравномерное развитие. Лично меня это бесило, но многим нравится. Всё время приходилось следовать одному и тому же сценарию, и только карты занятий были некой отдушиной, добавляя вариативности. Разумеется, и кормёжка, и штрафы сохранились и в Каверне, но бороться с этим стало гораздо проще, так как появилось больше вариантов, как раздобыть всё необходимое. Вдобавок, животных, зерно, овощи, деньги и даже рубины можно в любой момент разменять на еду. Плюс, вы не поверите, появились даже халявные бонусы при застройке пещеры и закладывании лесов полями или пастбищами. Мелочь, но приятно.
Короче, если сравнивать совсем грубо, то Агрикола – это сплошное “должен”, а Каверна – дружелюбное “хочу”. То есть, в последней ты можешь больше сосредоточиться на созидательном процессе и экспериментах.
Ещё в Каверне гораздо больше равноценно вкусных действий. Если в Агриколе ты быстро оценивал ситуацию и ставил фишку, то тут придётся три раза подумать.
В заключение хочу сказать, что игра действительно классная, любители ферм и Уве её точно оценят. Мне она тоже приглянулась, сразу возникло желание попробовать другие пути развития – в первой партии полностью проигнорировал рудники и шахты, да и комнат как-то мало построил. В конце, как обычно, здорово окинуть взглядом получившийся уникальный планшет со зверьём и обустроенной пещерой.
Я ни когда не играл в “Агриколу” и в “Каверне” меня просто взбесило то, что в правилах всё время ссылались на первую.
Ахах :Р Да? Я не читал правила, но в таких случаях обычно отдельным пунктом сравнивают в начале или конце. Но если постоянно, то тому, кто не знаком, действительно это только мешать будет.
nezinu gan kādus noteikumus ir lasījis Alex, bet, šobrīd pārskatot manā rīcībā esošos, nemanu nekādu “всё время ссылались на первую”
vienkārši ir pabrīdināts (6.lpp), ka tie, kas iepriekš spēlējuši Agrikolu, lielāku uzmanību lai pievērš brūnajiem tekstiem — tur ir runāts par jauninājumiem, kas sastopami Cavernā. melnais teksts — zināmas lietas, kas bijušas jau Agrikolā. tas arī viss 😉
(tas gan manā ENG versijā. iespējams, ka Alexam ir RU vai cita versija, kur “всё время ссылались на первую” …)
И всё равно бесит, что ты должен всё застроить, всех зверей завести, всё окультурить. Игра заставляет это тебя делать, не давая выбора прокачаться в чём-то уникальном и победить засчёт этого.
В этом весь Уве. Должно быть каждой твари по паре, да застроен весь планшет 🙂 Тут уже сам решаешь, нравится ли такое или нет.
Но рамки всё-таки не такие жёсткие, как в Агриколе. К этому можно отнестись просто, как к основной задаче.
Согласен с Сашей, меня тоже Каверна именно этим раздражала, надо делать не то что тебе хочется, а надо завести всех и засеять/застроить все и вся, и была без сожаления продана любителям огородов:)
а не кажется ли минусом то, что все комнаты доступны изначально? а так как в процессе игры не появляются каких-нибудь случайных событий (а очерёдность выхода карт раундов вроде ничего не решает), то полюбившуюся стратегию можно играть из партии к партии?
мне не нравится что игра не заставляет подстроиться под сложившуюся ситуацию и каждая партия может быть одинаковой и зависит только от того хочет ли разнообразия игрок.
я играл один раз правда в эту песочницу.
в Одина не играл – жду его, но понравилась идея с профессиями.
Я бы не сказал, что это минус, просто специфика игры, когда всё открыто, и ты можешь тщательнее планировать действия. Конечно, каждый раз можно следовать определённой стратегии, но под очерёдность выхода действий тоже придётся подстраиваться, как и под соперников, которые занимают нужные места или могут умыкнуть заветное здание.
Касаемо профессий – я сам приверженец подобного, и если бы они были в Каверне, то для меня б было только лучше. Возможно, автор именно этим хотел сделать её наиболее не похожей на Агриколу. Зато теперь можно выбрать: хочешь сходу много вариантов развития – бери Каверну или Поля Арле, хочешь случайный набор свойств (или через драфт) – Агриколу, хочешь всё вместе – Одина 🙂
спасибо!