Первые впечатления от First Martians: Adventures on the Red Planet
За прошлую неделю отыграли 4 партии в First Martians, все в одиночные сценарии. Как всегда, спешу поделиться мыслями и наблюдениями.
Начнём с плохого. Правила для First Martians (далее FM) написаны просто УЖАСНО. Это, наверное, худшие правила, что я видел у Portal Games. Меня до сих пор, как сейчас модно говорить, “бомбит”. Я потратил почти два дня и целых 3 партии, чтобы более-менее разобраться, что к чему.
Садясь за FM, я думал, что, имея за плечами опыт Робинзона, за полчасика пробегусь по изменениям и сразу начну какой-нибудь сценарий. Ага, разбежался. Книжку можно выкинуть в мусорное ведро. Играть вы сможете только после того, как посмотрите 50-минутное видео от Родни Смита (Watch It Played) и перечитаете весь форум BGG, включая доступные ФАК-и. Не понимаю, как можно так облажаться, особенно, после неплохих правил к Cry Havoc и 51st Master Set.
Основная проблема в том, что в книге только часть информациии. Кое-что приведено в памятке, а некоторые детали объясняет приложение во время подготовки. Но достаточно много важных нюансов опущено (а у имеющихся корявые формулировки), и ответы приходится искать на стороне.
Казалось бы, нет ничего проще, чем взять за основу правила Робинзона и подробно расписать изменения. Но нет. Надо всё раскидать по трём местам, а на самое важное попросту забить. Как работает ферма, что происходит в фазу сбоев, каким образом отыгрываются последствия поломок – обо всём этом вы вряд ли узнаете из правил. Не говоря уже о спец-условиях миссий, там вообще без пол-литра не разберёшься.
В общем, если хотите сберечь нервы, но освоить FM, то после ознакомления с правилами сразу включайте видео от Родни, читайте официальные ответы Игнация и качайте памятку с BGG. Если и после этого у вас останутся какие-либо вопросы (а они, скорей всего, останутся), то спрашивайте, постараюсь помочь. А подытожить данную тему хочется тем, что негоже для столь опытной компании выпускать игру с такими расхлябанными правилами.
Дальше – хохма. По ходу дела помечал на листке недостатки приложения. После трёх партий претензий накопилось на пару гневных абзацев. Но хитрый Игнаций, наблюдая за нелестными отзывами на BGG, на выходных оперативненько обновил app. И все мои претензии коту под хвост. Были напоминалки по структуре раунда куцые и никудышные, а стали подробные и структурированные. Плюс, добавили более детальное описание спец-правил для каждой миссии (а пока писал – ещё и ФАК).
Но кое-что Игнаций всё же не успел исправить. Не понятно, почему в приложение не внедрили карты сбоев, тем более, что с этими колодами достаточно много возни. Ведь в программке можно лёгким движением руки тыкать на сбой нужного типа и зачитывать эффект точно так же, как это делается с приключениями. Возможно, эти карты оставили для того, чтобы коробка не казалась такой пустой.
Кроме этого, в app можно было спокойно добавить вспомогательные материалы, которые на данный момент приходится качать (!) с сайта издателя. Да, вы не ослышались, чтобы сыграть, допустим, в сценарий Malnourished Plants, вам придётся скачать пару табличек, распечатать их, да ещё и произвести некоторые расчёты. Слава богу, что таблички в этом сценарии оказались простейшими, и проблема решилась с помощью бумажки и ручки.
И последняя мелкая недоработка приложения – очень редко (пару раз за 4 партии), но попадаются нелогичные события и спец-действия на раунд, которые, к примеру, позволяют снять какие-то жетоны, которые до этого никто не выкладывал. Хотя, со всеми этими косяками правил, может мы просто что-то пропустили или забыли положить.
В остальном, приложение со своей задачей справляется. Оно хорошо разнообразит приключения даже в рамках одной и той же миссии и избавляет от постоянного тасования и перебирания карт. Плюс, оно запоминает ваш выбор из прошлых раундов и реагирует на невыполнение требований событий, порой выдавая сразу по нескольку связанных мини-историй с последствиями. Ещё мне показалось, что app подбирает сюжетные повороты согласно выбранной миссии и количеству игроков. Также в приложении можно всегда просматривать перечень задач на сценарий и отмечать выполненные цели. Ну, и с уже ранее упомянутым обновлением там появилась годная памятка по структуре раунда.
У приложения не только огромный игровой потенциал, там ещё и легко устранять ошибки. Как говорится, не отходя от кассы, Игнаций может спокойненько добавлять новые события, править мелкие косяки перевода и корректировать эффекты. Кстати, к официальному релизу игры планируется дополнительный сценарий, лист которого можно будет скачать на сайте издателя, а события к нему появятся через обновление цифрового помощника. Надеюсь, что и карты сбоев со временем туда закачают.
И последний момент, от которого я в бешенстве – это оформление. И тут даже речь не о схематичных иллюстрациях – чёрт с ними, а о компонентах и удобстве в целом. Первое – тайлы помещений. Во всех трёх сценариях они выкладываются на одно и тоже место в одинаковом порядке. Вопрос: почему их нельзя сразу наклеить на поле? Я очень надеюсь, что посыл заключается в том, что в будущем появятся новые стартовые комнаты и оборудование.
Второе – зелёные кубики, которые вставляются в прорези на тайлах помещений. Во время подготовки это очень напрягает. Уточню, что зелёный кубик указывает на то, что данная система функционирует нормально. Как только она перегревается/ломается, зелёный маркер заменяется на красный. Снова вопрос: к чему всё это, если можно обойтись зелёным фоном поля? Нет кубика – всё в порядке, ну, а ежели поломка – просто вставляем в дырку красный кубик. Гениально? По-моему, очевидно.
Хотите ещё прикол? В первой же обучающей миссии почти всегда не хватает этих самых зелёных кубиков! И, судя по правилам, недостача может быть в чём угодно. Правила говорят, мол, делайте, что хотите – используйте монеты или лепите кубики из хлеба. И это в игре за 75$!!!
И наконец, третий epic fail с компонентами – это карты исследования. Изначально эта стопочка из шести карт, применяемая в качестве рандомайзера жетонов находок или процентуальной прокачки чего-либо, не вызывает подозрения. Первый тревожный звоночек – это то, что после вытягивания и отыгрыша такой карточки она снова возвращается в стопку. Погодите… 6 карт, ничего не сбрасывается… да &%@! – так это можно было заменить одним кастомным кубиком, где в уголке на каждой грани будут пропечатаны циферки от 1 до 6, а в центре указаны значения процентов. К слову, на BGG уже есть фотки, где люди заменили карты на кубик. Сделаю то же самое.
Ребята и девчата, вот честно, нет слов, хочется орать матом. Матёрый издатель, куча тестов, да и сама игра не уникальна, а построена на, в принципе, готовом движке – и столько недочётов. Безусловно, всё это со временем исправится обновлениями или вторым изданием, но сейчас просто обидно, что те, кто поддержал Portal Games рублём, предзаказав игру дороже, чем она будет стоить после релиза в онлайне, в итоге стали подопытными кроликами, на которых протестировали app и правила. Забавно, что почти сразу после рассылки предзаказов, Игнаций запостил на BGG тему с вопросами/ответами, как бы предвкушая шквал возможных непоняток со стороны “счастливых” обладателей первых копий.
Вы скажете: “Чувак, релакс, ты же получил кучу эксклюзивных плюшек, а самое главное, игра пришла раньше официального релиза!”. На деле выгода оказалась весьма сомнительной. Судите сами. Прислать обещали ещё в мае, но по факту игра пришла только сейчас, лишь на пару недель раньше GenCon-а. Плюшки… да какие там плюшки. Из них для меня ценность представляет только книга-игра по мотивам настолки и 4 жетона находок. Остальное – ерунда полная. Пластиковые маркеры ресурсов выглядят хоть и симпатично, но сделаны дёшево: с заусенцами и наклейками. Тайлы роботов-помощников, которые шли на замену картам, вообще не нужны, так как используются только фишки. Вот как бы и всё.
Эх, можно же было не форсировать и тестировать не только сам игровой процесс, но и, так скажем, восприятие игры с нуля. Ведь, если вылизать правила и приложение, сделать соответствующие иллюстрации для помещений, то получился бы отличный продукт. А так, на данный момент всё это смахивает на какой-то экспериментальный тираж.
Ладно… давайте уже о хорошем. А оно тут есть, даже несмотря на вышеописанный кошмар. Мы сыграли в три отдельных сценария на лёгком уровне и получили удовольствие от атмосферы, планирования, и выполнения поставленных задач. Приложение же помогало разбираться с событиями, не сбивая темп партии.
Основное отличие от Робинзона заключается в том, что игрокам, помимо основных целей, нужно постоянно следить за красными кубиками во всех трёх отсеках и своевременно устранять критические неполадки. Продумано всё довольно тематично. Например, для починки нужно не только потратить действие, но и сбросить деталь соответствующего типа. Детали можно добыть, исследуя Марс (например, снять со старого поломанного марсохода) или же переставить её с рабочего оборудования.
Что касается доступных действий, то все они расположены в центральном и нижнем отсеках станции. В жилом отсеке для выполнения действия требуется только одна фишка, а свойства помещений связаны с лечением персонажей (в том числе, и снятием новых жетонов состояния), повышением морали и снижением уровня стресса. Стресс – это ещё одна шкала состояния героев. Логично, что в условиях замкнутого пространства обстановка постепенно накаляется, достигает некоего пика, после чего происходит “перезарядка”. В данном случае, когда маркер достигает значения 18 или выше, случается потасовка: все получают по одной ранке, и мораль снижается на единицу. Стресс при этом обнуляется.
Нижний ряд локаций дифференцируется по цвету и выглядит уже более привычно. Если не хотим приключений на свою пятую точку, то посылаем на действие две фишки, если готовы рисковать, то одну. Исследование, сбор образцов, эксперименты и строительство – нечто подобное было в Робинзоне. Только тут всё обыграно в угоду тематики выживания на Марсе. Для исследования и сбора можно использовать соответствующий транспорт, дающий бонус к числу фишек. Эксперименты заключаются в засеве ферм и изучении различных элементов, предписанных миссиями. А под строительством подразумевается починка, улучшение помещений полезными модулями и расширение отсеков с помощью нового оборудования.
Генераторы и солнечные панели питают все остальные отсеки, и если кислорода или энергии недостаточно, то какие-то помещения приходится на время закрывать, теряя полезное свойство.
Почти в каждом помещении имеется система энергоснабжения, система подачи кислорода, “железо” и программное обеспечение. Последствия красных кубиков зависят от отсека. В системном каждый сбой увеличивает шанс перегрева, а именно, вытягивания карты поломки. На ферме это означает завядание рассады и потенциальную потерю источника еды.
Если система подачи кислорода или энергии накрылась в жилом или рабочем отсеке, то данное помещение продолжает потреблять указанный ресурс, и им всё ещё можно пользоваться, но за каждое действие, выполняемое на этой локации, придётся тратить энергию или кислород из резерва. Сбой в программном обеспечении означает обязательный бросок кубика на успех, вне зависимости от количества посланных рабочих. Ну а “шестерёнки” в рабочем отсеке несут в себе уникальные штрафы для каждого помещения: запрет на использвание вездехода, потерю образца с исследованного сектора космоса и т.д. Ещё карты поломок и прочие события могут накидывать на локации рабочего отсека различные пакостные жетоны, например, перебросы успехов или необходимость послать на одного рабочего больше.
Что ещё сразу бросается в глаза, так это отсутствие правила “если нечем заплатить или нечего снизить – получи рану”. Тут за это наказывают только в фазе морали. Ещё не нужно постоянно добывать ресурсы. Во всяком, случае, в тех сценариях, что мы пробовали. И это логично, миссия ведь тщательно спланирована, в отличие от крушения корабля. Но если так подумать, то проблему нехватки ресурсов просто заменили на постоянный менеджмент поломок.
Как я уже говорил, даже обучающие миссии на лёгком уровне оказались интересными. В первой мы строим вспомогательные генераторы и ферму. Во второй в радиусе нескольких десятков километров ищем ящики с провизией, причём сигнал постепенно затухает, а идентичных ящиков три. В третьем пытаемся обогатить почву, активно собирая образцы и исследуя 5 химических элементов.
Конечно, окончательное мнение я смогу сформировать только после отыгрыша кампаний. Хочется верить, что там всё будет ещё увлекательней. Как пройдём, выложу ещё одну статью.
Успокоившись и абстрагировавшись от негативных моментов, могу сказать, что пока игровой процесс меня не разочаровал. Другое дело, что для получения удовольствия вам придётся вдоволь намучиться с правилами. Посему, если вы никуда не спешите, то подождите окончательных обновлений или нового издания. Тогда вы получите продукт, качественный во всех смыслах. Хотя, гляди, такими темпами и к официальному релизу всё исправят. Кроме оформления.
Интересно, а большой доп. вроде Бигля к Робинзну планируется?
Как-то давно искал информацию – вроде пока не планируется. А с выходом Марса в ближайшее время уж точно, все силы туда.
Будут, видимо, как обычно, на сайт изредка выкладывать одиночные сценарии.
Я бы еще добавил момент с именами: app перед каждым сценарием выдает рандомные имена персонажам. Что иногда приводит к путанице
– Джек должен сделать..
– Джек это я, инженер.
– Нет, ты был им в прошлой партии.. теперь Джек – это геолог…
Но это пол беды. Персонажи в игре есть и женские и мужские, но кому какие имена присваивать в app не прописали. В связи с этим у нас может быть лысый Беатрис и девушка Джон. Намного проще было бы вводить имена игроков в app.
Про распечатку в Malnourished Plants был эпик – мы сделали сэтап по листу сценария, затем весь сэтап из app’а и перед началом первого хода планшет выдает “а теперь распечатайте такой-то лист с сайта”.. нельзя это было до растановки написать? Благо и вправду хватило бумаги с ручкой.
На последнем фото из обзора может сложиться впечатление, что Vladimir расположил станцию криво, не по рисунку. На самом деле, станция меньше рисунка…
Хорошо хоть игра интересная..
Да, с именами и полом стрёмно как-то сделали (да и зачем?), ну никак не вяжется женское лицо с Джэком или Уильямом 🙂
Дали бы возможность вписывать свои!
Так ведь есть возможность вписывать свои имена.
Сейчас проверил – точно!
Но не интуитивно. Да и не известно, сразу ли эта функция была.
Здорово, теперь частичка нас будет выживать на Марсе 🙂
Ну с правилами беда, ибо товарищ Тревичек недавно сказал, что не приемлет и никогда не делает блайнд тесты. Мол, вдруг неправильно поймут правила, и все тестирование на смарку. Так что, по сути, никто до печати по книге правил игру и не учил.
Как раз на днях прочитал об этом на BGG. Мол “слепых” нет, но якобы они много тестируют во всяких сообществах (школах, университетах?). Видимо, плохо тестируют :Р
Ооо. Тшевичек, наконец, её родил? 🙂
Похоже, что выставление кубиков на поле – это тематичный отыгрыш панели управления базой: эдакое тестирование систем. Если зелёный настаивают – будет проще, но задумка испортится.
спасибо за впечатления, интересно было почитать.