В ожидании Noria
Очень ждал правил Noria, и вот буквально вчера они появились на BGG. Прежде всего, игра привлекла внимание инновационной механикой с задействованием специального “трёхэтажного” колеса с дисками действий. Ещё очень понравилась тема летающих городов, здорово нарисованных Михаэлем Менцелем.
Итак, автор-новичок, София Вагнер, создала свою стимпанковскую вселенную с парящими в небе живописными островами и сказочными ресурсами, назвав её Noria. Игрокам придётся исследовать новые горизонты, покупать корабли, строить фабрики и производить товары. Цель всего этого – инвестиции в престижные проекты и передача тайных знаний важным персонам. Если же выражаться понятным языком, то многоступенчатый круговорот ресурсов в игре нацелен на продвижение по трекам и их “прокачку” – именно там зарабатываются все очки.
Оригинальность игры состоит в том, что действия выполняются с помощью дисков на специальном колесе, которое собирается из пластиковой подставки и трёх картонных колец. Каждый ход игрок активирует до трёх дисков в активной зоне (нижняя половина колеса), но обязательно на разных уровнях. Более того, разрешается выбирать только те диски, между которыми можно провести прямую линию, не задевая остальные.
Колесо не было бы колесом, если бы её не нужно было поворачивать. В конце своего хода игрок обязан прокрутить каждое кольцо на одно деление, открывая тем самым новые возможности на новый раунд. Манипулировать положением дисков можно в фазе влияния. Способа два: за жетоны знаний можно либо провернуть большое или среднее кольцо на одно деление, либо поменять местами два диска (или переместить один).
Изначально на колесе шесть разных дисков, каждому соответствует одно или два действия. Три диска обозначают основные ресурсы: энергию, засохшую лаву и корни каких-то грибов (всё это, конечно, сдобрено красивыми названиями по типу Obsidian и Mycelium). Активируя их, игрок просто получает по одному ресурсу за корабли соответствующего типа рядом со своим производственным планшетом.
Диск города позволяет тратить добытые ресурсы и товары на дополнительные диски с рынка (уже имеющегося типа или на новый бонусный) или продвижение фишки представителя на одно деление вверх на выбранном треке проекта.
С помощью диска путешествий выставляется фишка посла на карту острова. Можно выбрать уже исследованный или вскрыть новый. На островах покупаются корабли и строятся фабрики. Жетоны кораблей берутся с острова и кладутся справа от производственного планшета, а фабрики, наоборот, снимаются с планшета и помещаются в специальные слоты на карте острова. За построенные фабрики игрок получает доход в шестерёнках-знаниях, а также жетончики продвинутых товаров, которые ещё придётся смастерить за обычные ресурсы. Напомню, что и ресурсы, и товары нужны для того, чтобы двигаться по трекам проектов и покупать новые диски действий.
Диск с молотком позволяет производить только что упомянутые продвинутые товары, скидывая указанные ресурсы, либо улучшать (переворачивать) диски. Активируя улучшенный диск, игрок выполняет не одно, а два соответствующих действия. Единственно, что такой диск можно использовать лишь раз за ход. Следовательно, за раунд игроку доступно максимально четыре действия.
И, наконец, последний бонусный диск (на старте его нет, покупается на рынке) является джокером. Он позволяет активировать любой другой.
Помимо действий на колесе есть ещё парочка, отмеченных на игровом поле. Инспекция разрешает пропустить активацию одного диска и взять за это жетон знаний, а чёрный рынок – обменять товары на знания или знания на один базовый ресурс.
Пошаманив с дисками, игроки переходят к политической фазе, где каждый может потратить знания и совершить действие интриги. Оно заключается в перемещении кубика политика из зоны резерва на первое свободное деление очкового трека под одним из проектов. После этого игрок вправе скинуть один кубик из резерва любого другого трека. Таким образом “прокачивается” ценность одних проектов и одновременно ставятся палки в колёса соперникам. Дело в том, что все очки в игре зависят от успехов на треках проектов, а определяются они умножением уровня, на котором расположена фишка, на первый видимый (не закрытый кубиком политика) модификатор. Получается, что, сдвигая кубик вниз, игрок повышает модификатор, а сбрасывая из резерва – снижает потенциал прокачки.
Партия длится определённое число раундов, зависящее от количества участников. Как я уже говорил, очки складываются из достижений в четырёх проектах. Плюс, к ним ещё добавляется бонус за самый высокий и самый низкий уровень (для этого имеются две политических зоны со своими модификаторами).
У игры есть экспертный вариант, где все острова изначально открыты и расположены по кругу, а колесо действий игроки формируют сами.
Что ж, кажется, это тот случай, когда я сэкономлю. После прочтения правил разочаровался буквально во всём, кроме оформления. Во-первых, колесо. Да, механика интересная, но слишком мудрёная и с кучей костылей. Ты должен активировать диски именно в нижней части, на разных кольцах, да ещё и иметь возможность провести между ними линию, не задевая другие диски и пустые дырки (!). Как-то многовато ограничений. Забавно то, что всё это можно обойти, переставляя диски за жетоны знаний и прикупив джокеров. Тогда зачем вообще это колесо? Не знаю, может на деле всё по-другому.
Во-вторых, сама суть. Налаживаем производственную цепочку ради того, чтобы просто качать треки, напоминающие рынок акций. Такие громкие названия, как постройка фабрик или покупка кораблей на разных типах топлива на деле же оказываются абстрактными жетончиками, за которые мы получаем ресурсы и товары.
В-третьих, позиционирование игры и время партии. Процесс вроде бы нехитрый и достаточно однообразный (инструментов, разнообразящих партии, нет вообще), но на коробке указано 2 часа. Видимо, в эти часы заложен паралич анализа, возникающий при планировании действий.
Единственно, что звучит интересно, это возможность пакостить соперникам, сбрасывая политические кубы. Хоть какое-то взаимодействие. А, ещё нужно доплачивать за перемещение посла на остров, где кто-то уже стоит.
В общем, я в печали и некоем недоумении. Честно, ожидал большего. Более наглядное исследование и развитие, более разнообразный процесс. Даже не знаю, есть ли смысл пробовать.
Иллюстрации с сайта www.boardgamegeek.com.
Дождался) Красивая игра, но я напрягся из-за возможной низкой рентабельности. Подожду оценок и отзывов.
Т9 блин) реиграбельности.
Ну, рентабельность покупки – тоже важный вопрос :Р
По процессу выглядит, как филлер. Но 2 часа… и 50 евро. Сомнительно, но в то же время заочно не до конца понятно. Может, в пылу гонки по трекам и продумывания ходов на колесе там супер-погружение 🙂
Оперативно ты) Спасибо за обзорчик!
У меня если честно еще претензия к арту. Если сами города выглядят хорошо, то все остальное – жетончики, корабли и изобретения – очень скучные…
Менцелю хватило заплатить только за поле и карты 🙂
А меня арт отталкивает. Впервые не понял о чём вообще игра по твоему описанию 🙂 Особенно про диски. Ерунда в общем, какая-то – проходим мимо.
Ну Дима!
Диски = действия. Выбираешь 3, что в нижней части колеса, в конце хода крутишь. Profit!
Диски крутятся – ПО мутятся.
Из описания вообще не интересно и не особо понятно. Мне кажется автор хотела поразить всех инновацией, ну посмотрим что выйдет. Тематика плохо ложится на эти механики.
Да, получилось что-то из разряда Dice Forge. Новая фишка есть, игру прикрутим. Но в Dice Forge хотя бы кубики и фан. Тут же эта инновация какая-то корявая вышла ;(
По описанию напомнило City of Iron тоже вроде всего полно а на самом деле унылая партия на дофига времени. И так же какие то костыльные пришитые механики, да еще по таймингу похоже так же, как в старых евро когда тебя ходами ограничивают жестко. Единственно что радует рисунки вполне симпатичные, но мы же все таки за настолки больше чем за живопись)
Спасибо за оперативный обзорчик! Я пожалуй подожду, когда кто-нибудь в клубе купит и принесёт на ознакомление))
Честно говоря, с трудом прочел статью. И не из-за того, что плохо написана, просто правила ну капец утомительные какие-то. И арт тоже никакой, даже не думал, что это Менцель, заметно, что сделано на скорую руку. Так кажется, во всяком случае.
Такое, короче.
Тяжело воспринимается, потому что не интуитивные правила, особенно те, что касаются колеса. Очень всё абстрактно. Это я ещё пытался сгладить какие-то моменты, чтобы хоть что-то было понятно :Р
Вот-вот! Я в итоге так и не понял, как это колесо работает. Хотя, признаться честно, и не старался разобраться)
Игра из разряда:
– Эй, все, тут новую механику завезли!
– А игру в комплект положили?
– …
Ему Клеменс Франц помогал. Так что не мудрено.
Точно такие же впечатления после прочтения правил. Колесо в этой игре мутное какое-то изобретение. Будем ждать отзывов. Может так статься, что все это будет на самом деле супер играться и не так нудно на практике, как звучит. Но что-то вериться в это с трудом 🙂