Бронза – по степям и саваннам
Небольшой обзор Бронзы – игры Константина Домашева, о которой так много и позитивно отзывались до и во время недавно прошедшего Игрокона. А потом всё как-то стихло. Не буду разбираться, почему так, а просто поделюсь личными впечатлениями.
Многие, вероятно, уже знакомы с правилами, поэтому опишу их совсем кратко. Тут всё укладывается в четыре основных элемента: активация технологий посредством выкладывания карточек в своеобразную матрицу; выставление кубиков поселений с помощью этих самых технологий; борьба за жетоны торговых путей и провинций; выполнение целей с карт городов.
Активация технологий. Наиболее уникальная часть игры, представляющая собой настраевыемый движок по переносу кубиков из запаса игрока на участки земель. Рынок технологий состоит из четырёх стопок, где открыты верхние карты, на которых изображены символы местности и типы хижин. В свой ход игрок выбирает одну из четырёх карт и пристраивает к своей матрице. Максимально в матрице может быть 4 столбца, а вот длина этих столбцов не ограничена.
Фишка в том, что только что выложенная технология не только срабатывает сама, но и активирует соседние карты слева и справа, а также все карты такого же типа в своём столбце. Чтобы нивелировать случайность прихода технологий, на обратной стороне всех карт указано универсальное “бронзовое литьё”, которое позволяет выставить кубик куда угодно. Правда, плата за это – невозможность активации такого же литья в столбце.
Выставление кубиков. Различные сочетания типов местности и жилищ логично означают, на каком ландшафте и какую хижину можно занять кубиком поселения. Интересный момент заключается в том, что, продвинувшись на следующую полоску земли, вернуться назад уже нельзя. То есть нужно постоянно думать, когда есть смысл побороться за лидерство, а когда стоит покинуть участок и идти дальше, чтобы нарастить преимущество на новых участках.
Торговые пути и провинции. Это два типа бонусов на победные очки. Первый полагается за непрерывную цепочку поселений в конкретной местности; второй – за лидерство на тайле земли.
Карты городов. Своеобразные цели, которые вскрываются, как только один из игроков ступает на землю, где ещё нет поселений. Тогда он тянет из колоды городов столько карт, сколько участников +1, а затем выбирает себе одну. Кто зайдёт на эту землю вторым, получит право выбрать цель из оставшихся карт городов и т.д. Цели преимущественно связаны с лидерством на различных типах местности и сбором определённых комбинаций технологий.
Партия заканчивается, когда срабатывает одно из трёх условий: на рынке опустошены две стопки технологий, игрок выставил свой последний кубик поселения, все места на последней земле заняты. Очки подсчитываются за жетоны торговых путей, провинций и карты целей.
Впечатления
Добротная игра на, скажем так, динамичный контроль территорий со своей изюминкой в виде карточной матрицы. По ощущениям от процесса, лаконичными правилами и всем своим внешним видом (не хватает лишь деревянных фишек хижин вместо кубиков) напоминает такое классическое сухое немецкое евро среднего уровня сложности для “опытных семей”, где в центре игры необычная механика, а вокруг уже знакомые элементы, её не оттеняющие.
Забавно, что перед знакомством с Бронзой мне довелось поиграть на выставке в Эссене в новинку от HABA под названием Iquazú, где суть абсолютно та же – борьба за постепенно открывающиеся участки с получением горизонтальных и вертикальных бонусов. Отличия в теме и способе выставления своих маркеров – там использовался обычный сбор сетов. Вот такое совпадение. Если бы не Iquazú, то Бронза для меня смотрелась бы чуточку оригинальней.
Что касается качества, то я был приятно удивлён его эволюцией. Ко мне в руки не так часто попадают игры производства Hobby World, но к последним (репринт базы и первое дополнение Борьбы за Галактику) действительно нет никаких претензий. В Бронзе всё само вываливалось из рамок, да и каких-то пожёванностей и “махровых срезов” замечено тоже не было. Хотя… показалось, что коробка сделана из картона, который гораздо тоньше стандартного (крышка проминается от собственного веса). Ну и две трети её занимает воздух.
Если вернуться к самой игре, то лично мне понравилась вся эта головоломка с планированием действий и наличие городов-целей, но немного отпугнули преимущественно тактические решения и, собственно, то, что всё направлено на эффективное доминирование в полосках земель – не очень люблю такой жанр.
Из-за того, что “рынок” доступных технологий до твоего хода может кардинально поменяться, тужиться над окончательным планом действий не имеет смысла. А вот когда приходит твоя очередь, порой мучительно долго чешешь репу, чтобы разродиться на оптимальный ход. Ведь желательно не только эффективно продолжить матрицу, но и побороться за очки на поле. А для этого нужно и потенциальные ходы соперников прикинуть и ещё постоянно сверяться с символами местности, которые, к слову, совсем неудачные. Короче говоря, для любителей долго подумать игра может стать таким конкретным рассадником паралича.
Ещё стоит упомянуть, что при наличии большого количества целей довольно сложно уследить, кто что собирает, а следовательно, как-то существенно повлиять на соперников. Плюс, так как карты городов приходят вплоть до конца партии, на последних может кому-то сильно повезти. Немного обидно, когда оппонент, сам того не зная, по велению случая получает 6 халявных ПО, а тебе достаётся практически бесполезная цель, которую ты уже не в силах выполнить. Вообще, ближе к финалу цели берутся без особого энтузиазма. “Тааак… что-там? Больше всего поселений на прибрежных участках? Ну и ладно…”.
В общем, есть такое лёгкое разочарование, что игра “не моя”, тут негде поэкспериментировать и разгуляться, только делёжка сперва одной полоски, потом другой, третьей и т.д. Ну и, как я уже говорил, у игры все признаки такого стандартного немецкого евро. Это не есть плохо, но подобных евро каждый год выходит сотни. Добротных, хорошо оформленных, но без искры, которая заставляет снова и снова погружаться в соревновательный процесс. Сыграл пару раз и забыл.
В то же время радостно за Костю, который придумал и довёл до ума достаточно серьёзный проект. Всё-таки авторская евроигра такого масштаба (с модульным полем, тайлами, карточками) в России издаётся не часто. Катя так прямо и отметила, что это чуть ли не лучшая “российская разработка”. Друзьям игра понравилась меньше, сказали, что совсем проходная. Сам поставил 7/10, сыграть за компанию не откажусь, но сам предпочту нечто другое.
Странно, у меня не было ощущения, что игра в основном про борьбу за территории – да, это один из аспектов, но далеко не единственный-, за маршруты и цели можно порой собрать больше, я как-то выигрывал имея минимум провинций (кажется даже была у меня такая цель на одном из городов).
Но согласен, что игра – добротное и выверенное евро, близкое к старой немецкой школе, я как раз такое и люблю 🙂
Ну всё равно и маршруты, и провинции – это результат контроля или присутствия на территориях 🙂
Вообще, радует, что изданных авторских игр становится всё больше, и это не просто очередные карточные филлеры с циферками. Буду следить за Костей, Журавлёвым, тобой, Трёхгранником и ждать хитов.
Спасибо, буду стараться! У Кости сейчас еще одна интересная игра в разработке, потенциально еще гиковее и круче Бронзы 🙂
Если не учитывать что название технологии не коррелирует с значками на картах они карты довольно красивы. Поле слишком пестрое и не очевидное. Я наверно сыграл бы но если только она чья нибудь себе такое не надо.
Коррелируют – у каждой технологии есть преимущественный тип домиков и местности
Владимир, спасибо за мнение ‘как есть’ и оценку игры
И вам спасибо 🙂
Бронза – красивая игра с ноткой соперничества. У нас хорошо зашла.
Ноткой… интересно, что изначально одним из сеттингов у игры был Джаз, и кубики вроде обозначали ноты 🙂
У меня пока дуэльки тут чаще с сыном были. Хочу ещё посмотреть как полным составом игра будет играться. Пока удаётся порой побеждать Егора, резко рванув к концу Карты (на 4+ Провинций вперёд) и раскидав буквально на 2-х последних провинциях свои оставшиеся поселения, чтобы быстро закончить игру. За счёт этого – получается ещё и получить фактически же драфтом себе наиболее удачные цели от городов либо что то вкусное не оставить сопернику. 😉
Но в целом после нескольких уже партий остаётся такое у меня ощущение, что тут где то спрятали как минимум 1-2 допа, которые сделают игру более разнообразной. 😉
Для продвинутых игроков тут наверное да, особо раздолья не найти. А для таких как я, неискушенных и в розовых очках – это как Азбука в руках у Буратины, самое то )))