Стальная Арена: Арсенал – ещё больше резни по пятницам
Написал тут небольшой обзорчик на дополнение к игре Стальная Арена: Бои Роботов по Пятницам. Одна из немногих российских настолок, которая и внешне выглядит симпатично, и по процессу достаточно самобытна.
Я уже не раз говорил, что из русских авторов наибольшую симпатию и уважение я испытываю к Юре Ямщикову. Это добрейшей души человек и, безусловно, талантливый и многогранный автор. Поэтому мне было безумно приятно, что его Стальная Арена нашла свою аудиторию, а неплохие продажи позволили выпустить первое дополнение.
Почему первое? Насколько я знаю, Юра уже готовит второй доп! Более того, в планах у издателя значится и набор миниатюр роботов, которых так не хватает этой игре для пущей наглядности и атмосферы.
Напомню, что Стальная Арена – это весёлые и непринуждённые разборки огромных железяк. Основной фишкой игры является механика обвешивания и активации роботов подобранными с поля улучшениями с логичными последствиями в виде перегрева и необходимости охлаждения.
В игре тесно переплетается планирование на несколько ходов вперёд и хаос потасовки неуклюжих машин. Она хорошо идёт в режиме “каждый за себя” и ещё лучше, когда участники соревнуются “команда на команду”.
А ещё здорово то, что в Арену может играть, что называется, и стар, и млад. Тут есть место и холодному расчёту (что придётся по душе более опытным игрокам), и ненапряжному позитиву, когда можно просто бегать, радоваться находкам и мутузить соперников налево и направо (то есть вполне пригодна для игры с детишками).
Что же Арсенал? Его можно по праву назвать мини-дополнением. Немножко карт, немножко тайлов, да горстка жетонов. Компактная коробочка предлагает несколько модулей, которые можно вводить в сражения как по отдельности, так и комбинируя согласно своим предпочтениям.
Стоит сразу отметить, что дополнение привносит некоторые существенные изменения в базовые правила. Первое касается момента с охлаждением. Теперь после данного действия можно активировать центральный модуль, совершив, допустим, движение или поворот, что позволит хоть как-то увернуться или снизить урон от потенциальной атаки.
Ещё для завершения партии добивать центральный модуль теперь не требуется, хватит и того, что вы лишите соперника всего обвеса.
Прислушавшись к отзывам игравших, автор вывел из игры две, скажем так, неоднозначные пушки. Но на их место пришли другие, с похожими свойствами, но с более щадящим уроном.
Немного поменялась и иконографика. Например, по-другому выглядят значки перегрева, брони. Также тайлы с бронёй (кроме Зонта и Роя) обзавелись логичным значком автоохлаждения.
Главное же косметическое изменение по сравнению с первым изданием – это перерисовка рубашек тайлов: вместо здоровенных белых цифер скромные и не раздражающие глаз символы типов модулей (к слову, обладатели первого издания могут приобрести upgrade pack).
Да, лучше стало, но ненамного. Всё же хочется, чтоб на рубашках был хоть какой-то намёк на местность. Ну, чтобы игровое пространство было действительно похоже на арену. Вдобавок, теперь при делёжке тайлов по поколениям нужно очень внимательно присматриваться к числу пуль, шестерёнок и прочих значков.
Что касается нововведений, то условно их можно поделить на четыре категории: тайлы, способности роботов, мины, режимы.
Тайлы. Новых пушек 14 штук. Эффекты самые разные и, разумеется, не ограничиваются лишь количеством урона и дальностью. Теперь можно ударить с разбегу, нанести урон всем целям вокруг себя, выстрелить сразу по трём линиям, после атаки подтянуть вражеского робота к себе или даже охладить ему пару модулей. В общем, скучно не будет – скрыться врагам теперь гораздо сложней, а застать их врасплох и удивить намного проще.
Но это ещё не всё. Помимо оружия и дополнительных модулей поворота появились и новые типы местности. Можно ловко скользить по солидолу, застрять в лужи грязи, остудить себя едкой кислотой или притаиться за густыми испарениями.
Местность с уникальными эффектами – один из любимых аспектов игры для меня. Чем больше таких тайлов, тем от партии к партии разнообразней получается арена.
Способности. Тут всё по классике. Какой же боец, да без спец-свойств. За них теперь отвечает набор двухсторонних карточек. Берём карту, выбираем сторону и вуаля – ваш подопечный получает дополнительный навык. Это может быть либо усиление центрального модуля (сила 2, а не 1 и т.п.), либо уникальный постоянный или одноразовый эффект (к примеру, активация раз за игру перегретого модуля атаки, который потом сбрасывается).
Мины. Хотите больше подлянок и неразберихи? Тогда раздайте каждому по два жетона мин с разными эффектами. Мину можно выложить взакрытую на свой тайл либо перед движением, либо после. На неё потом можно толкнуть врага или подорваться самому, чтобы закомбить определённый эффект с прочими спланированными действиями – ведь мины могут не только нанести урон, но и отбросить в нужную локацию.
Режим форсирования и стартовое снаряжение. Режим форсирования заменяет правило износа из базовых правил, делая роботов более контролируемыми и мобильными.
В этом режиме модули поворота и движения можно использовать альтернативным способом, но только если они лежат рубашкой вверх. Посему в любой момент своего хода игрок может перевернуть сколь угодно таких модулей и применить эффект согласно специальной памятке. Понятное дело, что свойства на лицевой стороне при этом игнорируются.
Если в двух словах, то данная хитрость позволяет не только совершать микроповороты и микроперемещения, но и наделяет модули свойствами “скоростной” и “автоохлаждаемый”.
Не скажу, что я прям проникся форсированием, мне всё же по душе брутальный износ. В нём и нюансов меньше, и роботы страдают больше. Хотя, честно говоря, я до сих пор забываю о возможности износа, поэтому что там говорить о навороченном форсировании.
Что касается режима стартового снаряжения, то он позволяет сразу же пуститься в бой, так как игрокам становятся доступны модули второго уровня (в начале партии игроки выбирают два модуля из четырёх). Это экономит время на раскачку своего подопечного и опять же делает роботов чуточку не похожими друг на друга.
Вкратце вроде бы всё. Дополнение хоть и мини, но, на мой взгляд, оно довольно существенно облагораживает базу, добавляя реиграбельности и динамики. Роботы с ним являются не просто однотипными клонами, отличающимися лишь внешним видом, а становятся личностями с уникальными способностями и своим набором мин-ловушек.
Стартовое снаряжение, а также обновлённые правила охлаждения и уничтожения робота делают партии более шустрыми и избавляют от медленного старта.
Ненавистникам рандома и любителям строить комбы должен понравиться режим форсирования, расширяющий спектр возможностей в свой ход.
Короче говоря, Арсенал без вопросов делает игру ещё более озорной, особо её не усложняя. Это дополнение способно вдохнуть жизнь в поднадоевшую базу и позволяет взглянуть на пятничные бои под другим углом. Единственное, чего мне не хватает – это общей памятки по всем модулям, чтобы не нужно было шуршать отдельными брошюрками. Ну, и неплохо бы разместить на тайлы допа какой-нибудь отличительный символ.
Жду набор миниатюр и мечтаю о каком-нибудь вспомогательном неопреновом коврике, расчерченном на гексы. Юре очередное спасибо за проделанную работу и за то, что он активно участвует в обсуждениях, отвечает на вопросы, а также прислушивается к мнению игроков. Желаю ему дальнейших успехов и очень жду его новый проект, основанный на механике движения из Космонавтов. Это может быть бомба!
Владимир, спасибо за классный обзор!
К сожалению, официальных фигурок в этом году скорее всего не будет, но нашелся человек, который самостоятельно сделал мастер-модель и уже отлил комплект. Надеюсь, что он сможет сделать серию наборов для всех желающих.
Новая игра скорее всего будет долгостроем – потенциальный издатель хочет много фарша 🙂
Юрий, а как можно связаться с этим человеком?
Андрей, вот его группа:
https://vk.com/club94747192
Хм… обычно издатели всё режут. Осмелели 🙂
Так это для Кика 🙂
А в Риге база и доп где-нибудь продаётся?
Не думаю, т.к. на русском настольные игры у нас вообще не найти (если это не Монополия или Лото).
Можно поспрашивать у 22Games (ссылка на страничке “”Магазины”), они везут на заказ.