Home > Rajas of the Ganges > Rajas of the Ganges – меж славой и богатством

Rajas of the Ganges – меж славой и богатством

Rajas of the Ganges от Инки и Маркуса Бранд (Village, серия Exit и др.) появилась у нас совершенно спонтанно – взял её в довесок к заказу на Филибере за скопившиеся бонусы. Решил рискнуть, всё-таки отзывы у игры неплохие.

Rajas of the Ganges повествует о тяжёлых буднях раджей, которым предстоит развивать провинции через торговлю и путешествия вдоль священной реки Ганг. Ключевая механика – размещение рабочих, но она тут приправлена использованием цветных шестигранных кубиков.

Поле представляет собой великий Ганг и близлежащие окрестности, усеянные треками и локациями с действиями. В начале партии каждому игроку достаётся планшет провинции, тайл для хранения кубиков, фишки рабочих, различные маркеры, а также стартовый капитал в виде четырёх кубов и монет, которые отмечаются на треке богатства.

Кубики сразу же бросаются и занимают свои места на ладонях скульптуры многорукой богини Кали (хотя эксперты с BGG говорят, что на Кали она совсем не похожа).

Раунд проходит следующим образом. В свой ход игрок берёт одного из доступных рабочих (изначально их 3, но можно нанять и двух дополнительных), помещает в свободную локацию и выполняет соответствующее действие.

Каждая локация снабжена иконкой пошлины, которую следует заплатить при размещении фишки. Почти все действия требуют либо определённое число монет, либо шестигранник/-и указанного цвета или с определённым значением.

На поле отмечены четыре основные зоны под рабочих: каменоломня, рынок, дворец и порт.

Каменоломня используется для застройки своей провинции. Каждому цвету кубиков соответствует три стопки тайлов, которые за эти кубики можно приобрести. К слову, это единственный муторный момент во время подготовки – разделить тайлы местности по цветам и символам на рубашках.

Стоимость указана цифрой. Нередко понадобится сбросить два куба, суммировав их значения.

После покупки тайл помещается на планшет провинции. На нём изначально изображена только резиденция раджи, от которой отходят три пути. Новые тайлы обязательно должны быть связаны с резиденцией дорогой. Чтобы получить бонусы, отмеченные по краям планшета, их тоже нужно подвести тропинкой.

На тайлах местности могут быть нарисованы торговые палатки и здания. За палатки игрок сразу же получает монеты, а за построенные здания – очки славы. Количество славы зависит от навыка строительства конкретного типа. Навыки прокачиваются на специальных треках, расположенных в правой части поля.

Рынок позволяет повторно генерировать доход за товары в палатках (шёлк, чай или специи). На одних локациях рынка даются монеты за количество палаток указанного типа (при этом нужно скинуть кубик по числу палаток), на других – за три палатки с разными товарами (тут кубик не требуется).

Дворец предлагает целую вереницу действий, но, в принципе, все они так или иначе связаны с получением монет, кубиков из резерва, бонусных жетонов, а также повышением навыка строительства и уровня кармы.

Порт разрешает двигать фишку лодки по Гангу и собирать уже знакомые плюшки с мест остановки. Если на пути встречается кораблик соперника, то он перепрыгивается, поэтому важно не проворонить желанный бонус.

За карму игрок вправе переворачивать кубы на противоположные грани и таким образом модифицировать неудачные значения.

Когда все разместили своих рабочих, раунд завершается и фишки забираются обратно. Никакие кубики в начале раунда игроки не получают, ими придётся снабжать себя через действия и бонусы.

Партия заканчивается, когда маркеры игрока на треках богатства и славы встретятся. Раунд доигрывается до конца, и если ещё у кого-либо маркеры тоже пересеклись, то победитель определяется по наибольшей удалённости маркера славы от маркера богатства.

Стоит ещё отметить, что на треках богатства и славы тоже встречаются бонусы, которые полагаются игроку, достигшему определённых значений. Среди этих бонусов и дополнительные рабочие. Ещё один вариант, как добыть рабочего, пересечь мост маркером лодки.

Игра предлагает два дополнительных режима. Один просто добавляет кругляхи с бонусами, которые случайным образом распределяются по реке.

А вот другой можно назвать экспертным. В нём используется обратная сторона планшета провинции, все 6 рабочих и цветные бонусные жетоны. При получении жетона игроку следует разместить его на соответствующее место на границе планшета. В отличие от базовых правил, когда выгода с жетона достаётся сразу, тут ещё следует до этой выгоды добраться тропинкой. Также в этом варианте появляется помощь отстающему по фишкам рабочих, опять же в виде тех же цветных бонусных жетончиков.

Впечатления

Как видно, перед нами евро средней сложности на менеджмент рабочей силы, кубиков и монет. Иллюстрации, шестигранники и некоторые аспекты механик кого-то могут навести на мысли о Marco Polo, но игры совершенно разные.

Сразу скажу, что Раджи не разочаровали. Качественная и бодрая семейка на размещение рабочих и застройку своего планшета. С абсолютно несложными правилами и понятной целью. Плюс достаточно привлекательная внешне за счёт горы сочных прозрачных кубов.

Не обошлось и без оригинальных идей. Первая – треки славы и богатства, которые нужно свести вместе быстрее соперников, из-за чего игра, по сути, превращается в гонку. Свежо и элегантно.

Вторая находка – дополнительная валюта в виде кубиков, когда за большинство действий в дополнение к выставлению рабочего приходится платить либо определённым значением, либо цветом.

Раджи не балуют витиеватостью стратегий, но пищу для размышлений дают. Чтобы играть эффективно, необходим постоянный приток кубиков, а также дополнительные рабочие. Если замешкался и отстал по фишкам, то догнать остальных будет проблематично. Ну, а ежели остался без кубов, то придётся тратить пару “холостых” ходов, чтобы восстановить запас.

Что касается развития своего планшета, то наиболее прозрачной стратегией является “раш” по торговым палаткам. Пристроив, к примеру, 3-4 штуки разных и/или одинаковых, можно каждый раунд активировать рынок и собирать урожай монет. В этом случае, остальным игрокам желательно блокировать нужные вам рыночные локации и самим стараться не отставать по палаткам.

Со зданиями сложней. Хоть одно деление на треке славы и идёт за два на денежном, улететь вперёд за счёт построек можно только, если заведомо прокачать соответствующие ветки навыков строительства. Вдобавок, нужно как-то изловчиться, чтобы собрать очковые бонусы с границ своей провинции, а также с определённых локаций на реке. Так что будьте готовы к тому, что чаще всего партии будут заканчиваться с пропорцией 70-80% монет на 30-20% очков славы.

Разумеется, в цене тут высокие значения, с помощью которых застраивается планшет. Низкие же применяются во дворце или в порту и позволяют получить кубы и продвинуться по навыкам. Кроме этого, всегда можно воспользоваться кармой и перевернуть кубик на противоположную грань, превратив, допустим, единицу в шестёрку.

Вообще, в наших партиях я не заметил, чтобы людей как-то особо расстраивали плохие броски, ибо они являются основным источником дополнительных кубиков и прочих не менее важных бонусов. Единственное замечание – во дворце самой вкусной является “двойка” (два куба + бонусный жетон), а вот остальные действия следовало бы подтянуть.

Для меня основной сок в игре – это комбинаторика действий на поле и тайлов на планшете с целью собрать наиболее вкусные бонусы, наладить приток кубиков и поскорей добыть ещё трудяг. Конечно, тут не идёт речь о том, что у вас каждый ход будет закипать мозг, но думалку напрячь придётся. За это игра вознаградит вас приятными эмоциями от удачных бросков и от воплощения в жизнь задуманных мини-целей на текущий раунд.

Как я уже говорил, проблема убегающего лидера имеется, но не сказал бы, что она настолько острая, что может подпортить впечатления от процесса. Экспертный режим пытается как-то подправить этот момент, вознаграждая отстающего по рабочим бонусным жетоном, но этот жетон не даёт сиюминутной выгоды, его ещё нужно подсоединить дорожкой.

Вообще, данную помощь можно применить в базовом варианте, выложив белые жетоны лицом вверх. Тогда отстающий может взять бонус по своему усмотрению и тут же им воспользоваться.

Но повторюсь, игра быстрая, поэтому сей изъян так сильно не бросается в глаза. Ты, в принципе, сам понимаешь, где и в какой момент упустил соперника. Иногда это может быть твой просчёт, иногда регулярные плохие броски.

Если подытожить, то от меня Rajas of the Ganges получает крепкие 7.5/10. Очередная достойная семейная игра от четы Брандтов. Не хит, но очень хорошая. Опытным игрокам, привыкшим к более “мясному” процессу, после пары-тройки партий, скорей всего, наскучит, ибо тут нет такого разнообразия стратегий, а дополнительные модули не вносят ничего кардинально нового.

В коллекции пока оставлю. Какое-то время поиграем, а там видно будет. Для меня большой плюс заключается в том, что в дуэльном варианте игра ничуть не хуже, так как для него идёт отдельная сторона поля с меньшим числом локаций под рабочих. А играется минут за 40-45. Хочется попробовать активное развитие через здания, да и экспертные правила ещё толком не обкатаны.

  1. Дмитрий Калинин
    July 11, 2018 at 23:59

    Спасибо за обзор. А то её тут на русском собрались издавать вот я и задумался, надо оно мне или нет)

    • July 12, 2018 at 09:22

      Не за что!
      Считаю, что правильно делают, что издают. В качестве семейной игры – замечательный вариант.
      Надеюсь, что и цена будет адекватная.

      • July 14, 2018 at 10:22

        Да, я понял теперь что она больше семейка
        Подожду лучше локализацию Кланов предзаказанную и доп для GWT)

  2. Стас
    July 12, 2018 at 02:23

    На моей памяти это самая вырвиглазная настолка эвер.

    • July 12, 2018 at 09:19

      А Dinosaur Island? :Р
      На самом деле, согласен. Поле слишком рябое, и локации с действиями на нём теряются ;(

  3. July 12, 2018 at 10:37

    А играли вдвоем? На четверых противостояние становится очень жестким, так что насчет отнесения Раджей к семейным играм. Вообще, игра становится с каждым ходом все напряженней, особенно, когда у игроков становится больше миплов и обостряется конкуренция за места на поле

    • July 12, 2018 at 10:59

      Преимущественно вдвоём. Но разве жёсткость противостояния отменяет то, что это красивая семейная игра с простыми правилами? Разве тот же Stone Age – не семейка, а там ведь такое же размещение рабочих и конкуренция за места. В Раджах в каждой зоне достаточно мест, только плати монеты. Во дворце, да – единичные действия, и с рынками могут подрезать, но просто это нужно иметь в виду и правильно планировать ходы. А напряжение – только на пользу, иначе было бы совсем скучно 🙂

  4. July 12, 2018 at 10:44

    Только 7,5? 😦 А у меня она в топе вишлиста, прям так хочется.. Но хочется, чтобы было 8, не меньше 🙂

    • July 12, 2018 at 11:02

      Прямо в топе?! Для меня она немного простая, всё-таки обычно что-то потяжелее предпочитаем. Да и думается, что после десятка партий изживёт себя.

      • July 12, 2018 at 11:04

        Прям на первом месте, считай 🙂 Давно глаз на неё положила, очень я люблю евро-гонки. Проще каких игр, к примеру? И мне ещё интересно, как с принимаемыми решениями? Всё очевидно, или нужно помучиться и выбрать наилучшее?

        • July 12, 2018 at 13:16

          Ну, к примеру, La Granja. В той же Village более мучительный выбор и больше расчётов.
          Решения есть, с этим всё в порядке. Приходится выкручиваться, чтобы не остаться без кубиков, да ещё и планшет развить наилучшим образом.

        • July 12, 2018 at 17:40

          Тоже висит в листе кандидатов на покупку давно.

          PS Не знаю, почему в правилах пишут про Кали хотя изображение Нараяны.

  5. July 12, 2018 at 12:42

    Художник тот же самый, что и Village рисовал?

    • July 12, 2018 at 13:13

      Именно!
      Всё тот же Dennis Lohausen.

      • July 12, 2018 at 13:45

        Только из-за него Марко Поло взял – даже не играли еще… Видимо и это придется брать.

        • July 12, 2018 at 13:56

          На BGG за ним числится ~ 180 оформленных настолок :Р

        • July 12, 2018 at 18:51

          Ох…

  6. Zilvinas
    July 12, 2018 at 13:22

    Блин, как раз думал ее брать… Все не мог решиться. Но после обзора, так и не понял, стоит ли брать или нет 🙂 Мы тоже предпочитаем игры более серьезные по сложности, но все механики мне очень нравятся.
    Как по сложности в сравнении с Марко Полло?

    • July 12, 2018 at 14:00

      По сложности примерно одинаково, но для меня в Марко Поло два преимущества: карточки бонусов и супер-уникальные персонажи. Это сочетание каждый раз заставляет подстраиваться под конкретную партию. Но, с другой стороны, Раджи – это гонка, и там нужно думать немного иначе, нет фиксированных раундов.

  7. Vulture
    July 12, 2018 at 19:11

    Мне игра понравилась, лайтовое семейное евро, кто любит помозголомнее лучше обратить внимание на Санта Марию или хотя бы Хеавен и Эль. Раджи же чуть посложнее чем Каменный Век, но не более. И честно, не знаю как контрить рынок. Супруга просто уходит целиком в него и на треке монет моментально меня выносит. Пытаюсь блочить и сам в рынок уходить, не получается) Да, и визуально игрушка очень сочная. Люблю рисовку Ланхаузена. Который раз читаю Владимира и удивляюсь насколько схожи наши впечатление от игр. Отличные обзоры конечно. Спасибо.

    • July 12, 2018 at 23:49

      Спасибо!
      Heaven & Ale стоит попробовать? С прошлого Эссена одна из последних хотелок, в которых немного сомневаюсь.
      А вы не забываете, что нижние действия с рынка игрок может только раз в раунд выполнить? Хотя всё равно – рынки мощь, нужно очень следить за ними.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.