Brass: Lancashire, или как я попался в транспортные сети Уоллеса
Предлагаю вашему вниманию обзор нового издания Brass, к которому вместе с выходом самостоятельного, скажем так, продолжения Brass: Birmingham добавилось подназвание Lancashire.
Англия. 18-19 век. Промышленная революция. Выступая в роли конкурирующих предпринимателей, игроки развивают собственные индустриальные империи. Активно налаживают транспортные сети, повсюду возводят и модернизируют различные предприятия.
Глобальная индустриализация начинается с игрового поля, представляющего собой графство Ланкашир и его окрестности.
В левой части поля размещается стопка жетонов внешнего рынка и маркер, которым отмечается снижение дополнительного дохода при продаже хлопка.
Чуть выше отведено местечко под колоду карт, которая формируется согласно количеству участников. При игре втроём не используются зелёные карты локаций, а в дуэли – зелёные и синие. Но это не означает, что в них запрещено строится, просто освоить эти регионы будет значительно сложней.
Внизу колоды кладётся тайл эпохи, под который отправляется столько случайных карт, сколько игроков. В начале партии тайл лежит “Ракетой” Стефенсона вверх, а из стопки виднеется лодка и символ первой эпохи каналов.
В верхнем правом углу поля находится рынок угля и железа, его следует заполнить соответствующими кубиками. Лишние кубы составляют резерв.
Каждому участнику выдаётся стартовый капитал в размере 30 фунтов, 8 карт и планшет, на который по типам и уровням выкладываются предприятия: текстильные фабрики, порты, верфи, литейные заводы и угольные шахты. Рядом с планшетом размещаются жетончики сообщения.
Партия проходит в два обособленных этапа: сперва играется эпоха каналов, а затем эпоха железных дорог.
В свой ход выполняется два действия из пяти возможных (кроме самого первого раунда, в котором выполняется одно). За каждое действие необходимо сбросить с руки карту.
Итак, чем же заняться предпринимателю в индустриальной Англии.
Строительство. Единственное действие, для которого нужно сбросить определённую карту.
Карта города позволяет выложить здание в любую незанятую ячейку указанной локации, а с помощью карты предприятия можно построить соответствующее здание в любой локации, но только, если она является частью транспортной сети (уже имеется своя постройка или к локации примыкает свой жетон сообщения).
Для постройки требуются деньги и ресурсы. Если фунты игрок просто скидывает из своего запаса, то уголь и железо берутся либо с соответствующих предприятий, либо докупаются с рынка.
Для потребления железа выбирается любой неперевёрнутый литейный завод на игровом поле, а для потребления угля – ближайшая шахта. Более того, новое здание (или железная дорога во второй эпохе) должно соединяться сообщением с шахтой (или с рынком, если уголь покупается), причём не важно, чьи жетончики составляют маршрут. А вот для железа соединение не требуется – тематически это объясняется тем, что в то время железо использовалось в малых количествах, и его спокойно можно было доставить на повозках.
И ещё один нюанс, связанный с литейными заводами и шахтами – перемещение ресурсов на рынок. Если в момент постройки на рынке имеются свободные ячейки, то кубики с нового здания их тут же заполняют. Причём за каждый кубик игрок получает денежку, указанную рядом с ячейкой.
Здания отвечают за повышение дохода и являются одним из источников победных очков (второй – жетоны сообщения). Но чтобы поиметь выгоду, жетоны нужно перевернуть. При этом доход повышается сразу же, а очки начисляются лишь в конце каждой эпохи.
Литейки и шахты переворачиваются моментально, как только с них снимается последний кубик; верфи – в момент постройки (но они дорогущие и мест на карте под них очень мало); текстильные фабрики – в тандеме с портами во время продажи хлопка.
Стоит отметить, что предприятия можно и перестраивать, заменяя более высокими уровнями.
Модернизация. Это действие позволяет сбросить до двух жетонов предприятий самого низкого уровня и тем самым добраться до более продвинутых. Также это единственный способ избавиться от верфей с замочками, которые вообще не построить.
За каждое сброшенное здание необходимо потратить одно железо, опять же либо с литейного завода, либо купив на рынке.
Сообщение. Данное действие направлено на развитие инфраструктуры путём строительства водных каналов в первой эпохе и прокладки железных дорог во второй. Каналы стоят 3 фунта, а дороги – 5 + кубик угля. За одно действие можно построить и сразу две железные дороги, но обойдутся они аж в 15 фунтов. Новый жетон сообщения следует присоединить к локации, являющейся частью транспортной сети игрока.
Каналы и дороги – это второй и, по сути, последний источник победных очков. В конце каждой эпохи они приносят по одному очку за каждый символ “гантельки” на предприятиях и пограничных локациях, к которым примыкают.
Продажа. Продажа текстиля осуществляется либо через порты, либо на внешний рынок. В первом случае игрок может выбрать любой порт (даже чужой), к которому от текстильной фабрики проходит непрерывное сообщение. После выполнения действия и фабрика, и порт переворачиваются, повышая уровень дохода хозяев жетонов.
В случае с внешним рынком вскрывается верхний жетон, который показывает, на сколько делений спускается маркер дополнительного дохода. Этот доход идёт бонусом к текстильной фабрике. Если маркер спустился на “Х”, то попытка проваливается. Поэтому, чтобы не потерять действие впустую, нужно оценивать вышедшие жетоны и положение маркера.
Кстати, если у вас несколько фабрик, то за одно действие можно перевернуть их все, просто для каждой потребуется свой порт или жетон внешнего рынка.
Взятие ссуды. Кончились деньги? Не беда! Можно легко взять кредит на 10, 20 или 30 фунтов, спустив маркер дохода на 1, 2 или 3 уровня соответственно.
Ближе к концу партии выходит жетон эпохи с Ротшильдом, – так вот, он оповещает о том, что следующий раунд будет последним, когда можно взять ссуду. Важно не проворонить этот момент, иначе в концовке можно остаться без денег.
По действиям вкратце всё. Стоит добавить, что игрок вправе и вовсе пропустить действие или весь свой ход, но при этом он всё равно обязан сбрасывать карты.
После того, как все выполнили по два действия, определяется новый порядок хода. Это решено очень элегантно: кто меньше всего потратил денег в текущем раунде, тот и будет ходить первым. И так далее, в зависимости от суммы, находящейся на маркере на треке очерёдности (все потраченные деньги отправляются сначала туда, а только потом в банк).
Завершается раунд приятной фазой получения дохода. Но не для всех. Если игрок загнал себя кредитами в минус, то этот минус придётся заплатить.
Эпоха заканчивается вместе с колодой и картами на руках игроков. Как я уже говорил, очки даются за перевёрнутые здания и жетоны сообщения. После подсчёта за первую эпоху все жетоны каналов и здания первого уровня сбрасываются (что важно, остальные принесут очки ещё раз в конце игры).
Затем формируется новая колода, и начинается эпоха железных дорог, в которой помимо нового вида сообщения вводится дополнительное правило – теперь в одной локации игрок может строить сколь угодно своих предприятий. Во второй эпохе подсчёт идентичен, единственное отличие – за каждые оставшиеся 10 фунтов полагается 1 ПО.
Впечатления
Сразу признаюсь, влюбился в игру буквально с первых ходов. Знаете это приятное ощущение, когда во время партии тебя одолевает нескончаемый поток мыслей: ты одновременно восторгаешься и удивляешься процессом, плюс, постоянно перебираешь в голове потенциальные решения и пути развития.
Видимо, повлияло ещё и то, что ожидания были слегка заниженными, всё-таки 11 лет оригиналу (в который я не играл), да и автор далеко не всегда выдаёт хиты. Ну, и, разумеется, не оставило равнодушным новое изумительное оформление.
Переиздание явно пошло старичку на пользу: осовременились иллюстрации, компоненты, правила. Игра теперь хорошо масштабируется и неплохо идёт даже вдвоём.
Напряжённый мужик на коробке, мрачная индустриальная атмосфера в прорисовке карт и игрового поля – всё как бы настраивает на серьёзность происходящего. А если ещё вспомнить пугающую классификацию “экономическое евро”, то становится не только любопытно, но и немного не по себе. Вдруг игра окажется слишком тяжёлой и гиковской? Тут хочется сразу успокоить – да, желателен опыт в настолках, да, игра раскрывается не с первой партии, но, на самом деле, ничего сверхсложного и экономического тут нет. Вполне себе обычное евро на менеджмент ресурсов и карт, просто тут всё очень тесно взаимосвязано, что поначалу не только удивляет, но и затрудняет освоение. У меня, кстати, сразу родилась ассоциация, что Брасс – это такой Ticket to Ride для опытных игроков.
Но продолжим с оформлением. Из придирок – обычная сторона поля могла быть посветлей, чтобы подчеркнуть иллюстрации, и чтобы было проще различать города и пути. Но это мелочь, ибо после двух-трёх партий ориентируешься без проблем. Зато на фоне этой задымлённости от постоянно работающих фабрик и шахт хорошо выделяются постройки.
Кстати, о постройках. Очень порадовала нестандартная раскраска жетонов и фишек. Как мне кажется, смотрятся они стильно, дополняя выбранную цветовую гамму.
Отдельно хочется похвалить за иконографику. Символы на поле здорово помогают в первых партиях, напоминая о требованиях при развитии инфраструктуры и продаже текстиля. Жаль, правда, что сама памятка слишком сжатая и выполнена на обычной карте мелким шрифтом.
И как же не отметить покерные фишки, заменяющие картонные жетоны монет. Они приятно лежат в руках, ими удобно размениваться с банком и оперировать, размещая стопки на трек порядка хода. Опять же подобранные для номиналов цвета не выбиваются из общего ряда. К слову, именно из-за этих фишек коробка такая тяжёлая.
Было забавно читать гневные отзывы на BGG про то, что из-за хвалёных фишек коробка плотно не закрывается. Мол, что за делюкс-издание такое, недоработанное! Эх, люди готовы сразу строчить злостные жалобы, вместо того, чтобы выдохнуть и на секунду включить мозг. Жетоны лежали вверх тормашками изначально, и отсек для них специально сужается. Так проще доставать – не слетит крышка.
Что же сама игра? Как я уже оговорился, Brass удивляет. Удивляет своими вылизанными и органичными механиками, удивляет глубиной и взаимодействием.
Но чтобы полностью ощутить его прелести, придётся набраться терпения. Несмотря на тонкую брошюрку с правилами, освоить всё с наскока не получится. То ли плохая структура изложения, то ли нехватка примеров, – но мне удалось всё разложить по полочкам лишь после просмотра пары обучающих видео.
Думаю, затык происходит ещё и из-за хитросплетений между всеми аспектами игры. В современных евро “товарооборот” максимально упрощён: поставил рабочего – взял деревяху, а потом обменял её на ПО. Тут же намного меньше привычной абстрактности, и всё завязано на непосредственном доступе к ресурсам на рынке и зданиям, их производящим.
Мы сами правильно сыграли только к третьей или четвёртой партии. То пропустили мимо ушей, что уголь берётся с ближнего завода; то совершенно вылетела из головы возможность за одно действие перевернуть несколько текстильных фабрик; то не тратили железо при модернизации; то забыли про карты под тайлом Ротшильда. В общем, внимательно читайте правила, в них всё есть, просто это всё запоминается как-то с трудом. Или просто настолько погружаешься в процесс, что что-то да вылетает из головы. Забавно, что даже накосячив с некоторыми важными правилами, мы были в восторге от игры.
Взаимодействие между игроками в Brass на высшем уровне и вылезает постоянно: выложил жетон порта – подрезал место оппоненту, но в то же время при продаже текстиля дал возможность ему его перевернуть; проложил дороги – затруднил развитие транспортной сети другим и попутно присоединил угольные фабрики, чтобы соперники были вынуждены их опустошать; потратил много денег в раунд – дал шанс конкурентам ходить раньше и, следовательно, оттяпать на поле хорошие места. Порядок хода, тайминг действий, поведение оппонентов – всё это требует особого внимания. Чуть зазевался, и эффективная инфраструктура начинает трещать по швам.
Более того, именно взаимодействие, опыт и стиль соперников сильно влияют на напряжённость и вариативность партий. Новички могут развиваться мирно и отстранённо, лишая себя половины прелестей, а с бывалыми партии будут похожи на ожесточённые баталии за каждый город, каждый маршрут. То есть насыщенность и уникальность отдельно взятой партии напрямую зависит от самих игроков, механики выступают лишь в роли хорошо отлаженного инструмента, который в умелых руках заиграет так, что заставит поразиться новым хитростям и нюансам. В этом плане игра чем-то напомнила мне Конкордию.
Как мне показалось, игра по большей части тактическая, на поиск наиболее выгодных решений в текущий момент времени, а также на умение подстроиться под ситуацию на поле. И тут даже дело не в случайном приходе карт, а всё в тех же потенциальных подлянках, которые могут устроить соперники. Но это ничуть не умаляет достоинств игры, поверьте, тут и так есть, над чем поломать голову, даже без каких-либо далеко идущих планов.
Пару слов об экспертном режиме для двух игроков, который играется на обратной стороне поля. Если сравнивать с дуэлью на обычной стороне, то этот вариант жёстче во всех смыслах: на карте меньше локаций и путей; злее жетоны внешней торговли (есть минус 4); компактнее рынок угля и железа; стартовый капитал 25 фунтов вместо 30.
После нескольких партий на стандартном поле новое показалось каким-то уж слишком сложным. Поначалу вообще было непонятно, как развиваться. Но в итоге нам понравилось, прям почувствовался кризис. Теперь будем играть и на продвинутой стороне.
И напоследок об оригинальных моментах в игре (помимо круговорота угля и железа), часть которых являются фирменными фишками Уоллеса. Не всё же заслуга игроков и их взаимодействия, по части механик тут тоже есть, за что похвалить автора.
- Кредиты – излюбленный приём Уоллеса, но тут они очень дружелюбные, не такие, как в Лондоне. Отдавать вообще ничего не надо.
- Изящное решение с порядком хода. Иногда откладываешь большие траты на следующий раунд, чтобы успеть занять заветную локацию или маршрут.
- Простая, но в то же время предлагающая интересный выбор механика розыгрыша действий через сброс карт. Пришедшие карты моментально фильтруются по степени полезности: одни становятся звеньями мини-цепочек по расширению присутствия на поле, другие – расходным материалом, который не жалко пустить на модернизацию, продажу или ссуду.
- Две эпохи – опять же необычное решение. Сперва кажется, зачем всё обнулять и повторять, но потом понимаешь, что из-за вроде бы мелких нюансов строительства вторая часть воспринимается совсем иначе. Плюс, фундамент, заложенный в эпоху каналов, может стать подспорьем к успешному развитию в эпоху железных дорог.
В общем, отличная игра. Для меня хоть и запоздалое, но открытие. Как говорится, лучше поздно. Пробрало прям до глубины моей избалованной настольной души. Не ожидал, что сейчас Brass так здорово зайдёт и, вообще, благодаря своей продуманности и лаконичности будет выглядеть невероятно свежо и где-то даже необычно – 8.5/10. Огромный респект Roxley за такое вкусное переиздание (за старое оформление я бы вряд ли когда-либо сел, да и чёрт его знает, есть ли оно у кого из знакомых), а Crowd Games за то, что игра стала ещё доступней. Теперь на очереди Бирмингем!
Отличный обзор, интересно будет почитать сравнение с Бермингемом. Сыграв несколько раз в Ланкашир и прочитав правила Бирмингема показалось что он стал сложнее в ширь, а не в глубь. Стало больше мелочей за которыми надо следить. Но тут конечно надо самому сыграть сначала.
Спасибо! Я пока только How to play от Родни глянул по Бирмингему, выглядит интересно, но нюансов добавилось. Посмотрим, насколько они повлияют на стройность игры.
По отзывам «Бирмингем» чуть вариативнее. Стоит брать в расчете на посидеть с ним подольше. Очень достойное взаимодействие.
Жду сравнения =)
P.S. В связи с началом локализации Mage Knight я просмотрел ваши записи о нем, по прошествии времени и некоторого количества партий что скажите о нем сейчас?
Впечатления абсолютно не изменились (хотя писал о них лет пять назад вроде), одна из жемчужин коллекции :). Только нужно вдвоём играть максимум!
Облизываюсь на предложение от Лавки, т.к. до сих пор не приобрёл последний доп ;(
Хороший обзор, спасибо!
“Но это ничуть не умиляет достоинств игры….”, опечатка 🙂 умаляет?
Ой, спасибо, обязательно поправим!
Какое же красивое новое издание!
Очень красивая игра чем и зацепила да и сама идея.Хорошо что на двоих играется вполне…а то брат игрок так себе…книги там читает,аудио слушает…в общем “виснет”. А поле…смог от угля был бичом тех времён…в Лондоне так вообще писец был как я читал-смотрел.Хорошо что тут ближе к реальности,есть ресурсы в пределах досягаемости, работаем.
В общем игра сложна довольно (надеюсь на уровне “Марса”…хотя так оно и есть!). Маме понравится (основной…И самый Зубастый оппонент).
Этот обзор очень ждал.(мои предположения подтвердились…значит мозг у меня работает)
Что за протекторы используются ?
Стандартные. Если не ошибаюсь, 63.5 х 88.