Home > Adventures of Robin Hood, Bonfire, Dorfromantik: The Board Game, Всячина, Отчеты, IKI: A Game of Edo Artisans, Witchstone: Full Moon > Всячина. Выпуск 92: новая IKI, семейный Robin Hood, дополнение к Witchstone

Всячина. Выпуск 92: новая IKI, семейный Robin Hood, дополнение к Witchstone

И снова отчёт по сыгранному за последнее время.

IKI. В первое издание, благополучно профинансированное на Кикстартере, играл аж 2016 году. Тогда игра умеренно понравилась. Новая версия заметно краше благодаря улучшенным деревянным компонентам и вылизанному арту. Хотя, честно говоря, старое оформление тоже выглядело приятно и стильно.

Напомню, что IKI повествует о тяжёлых буднях торговцев в известном районе города Эдо (современный Токио). На протяжении четырёх сезонов (12 раундов) игрокам нужно преуспеть в найме помощников, строительстве и непосредственно торговле, а также попутно бороться с назойливыми пожарами.

Ключевая механика выбора действий представлена огромным ронделем, по которому по кругу снуют фишки игроков, активируя локации. Изюм в том, что перед движением можно нанять помощника-ремесленника и тут же заселить его в одну из торговых лавок, пометив карту рабочим. Таким образом, локации со временем обрастают дополнительными бонусами.

Карточки ремесленников поделены на четыре сезона, и их свойства постепенно улучшаются. Внизу указан бонус, который можно получить, остановившись напротив, а небольшой трек справа обозначает навык (или просто доход), куда и ставится рабочий.

Навык прокачивается двумя способами: когда главная фишка игрока делает полный круг по торговым рядам (в этом случае все рабочие игрока ползут на одно деление вверх); либо, когда картой пользуется соперник. Когда фишка взбирается до упора, то ремесленник якобы уходит на пенсию, а карта отправляется под планшет. Так одновременно и рабочие высвобождаются (ведь их всего 4), и доход не теряется.

Повторюсь, остановившись в локации, игрок может воспользоваться услугами находящейся там лавки и вдобавок активировать одного из ремесленников. У последних можно поживиться рисом, деревом, монетами, сандалиями, победными очками и продвинуться по треку тушения пожара. У лавок схожие эффекты, но некоторые обладают уникальными свойствами. В таких можно купить жетоны табака, курительные трубки, рыбу (в конце всё это принесёт ПО), получить золотые слитки и построить здание, вознаграждающее большим количеством ПО.

Рис нужен для того, чтобы в конце каждого сезона кормить рабочих, которые находятся на поле. Сандалии же пригодятся для дополнительного перемещения основной фишки.

Также три раза за партию один из четырёх торговых рядов охватывает пожар, сила которого постепенно нарастает. Пожар распространяется, начиная с края поля. Если он настигает карточку ремесленника, хозяин которой успел прокачать трек тушения, то огонь благополучно отступает. Ну, а ежели игрок не позаботился о мерах безопасности, то карта сбрасывается, и пожар двигается дальше к следующей, правда, сила его снижается на один. Локация пожара абсолютно случайна, но есть помощники, свойство которых, к примеру, даёт одноразовый жетон защиты.

Источники победных очков в игре довольно стандартны и абстрактны: сеты карт разного цвета, жетоны курительных трубок и табака, комплекты рыб, постройки, помощники в лавках. Другое дело, что сам игровой процесс не лишён интересного сеттинга, атмосферы и занятных нюансов. Рондель, завуалированный под торговые локации, уникальные связки “бонус лавки + бонус помощника”, кризисность в виде случайных пожаров и необходимости запасаться рисом – всё это добавляет процессу огонька, а также отличает IKI от прочих евро.

Есть тут и потенциал в вариативности за счёт случайного выхода ремесленников и в разнообразии стратегий: можно копить на дорогие здания с большими ПО/постоянными свойствами; собирать пресловутые сеты на жетонах и картах; налегать на карты с доходом в ПО; умело заселять лавку ремесленниками одного цвета; и т.п.

Партии вроде бы недолгие, часа на полтора, но “мяса” тут достаточно за счёт множества факторов, которые нужно держать в голове: как себя обезопасить и прокормить; как иметь постоянный приток монет, чтобы хватало на вкусные карты; как наиболее эффективно спланировать путь по ронделю; и т.д. В общем, годно, с удовольствием сыграю ещё, 7.5/10.

Только нужно учитывать, готовы ли вы смириться с пожарами, так как иногда они могут серьёзно насолить. Вернее, кто-то может играть консервативно, тратя действия на прокачку трека тушения, а другой забьёт на это, и тоже выйдет сухим из воды лишь потому, что пожары охватят другие локации.

Dorfromantik: The Board Game. Потихоньку добиваем кампанию, за плечами уже 10 партий. Как и ожидалось, новый контент – это просто дополнительные цели/задания и тайлы со специальным скорингом, что позволит набирать за партию всё больше очков.

Впечатления особо не изменились – простенькая семейка с уклоном в медитативный процесс. У нас игра выступает в качестве заминки после чего-то тяжёлого. Думать особо не надо, главное, сосредоточиться на целях, а прочие спец-условия выполнять попутно.

Другие игроки особо не нужны, и в этом самая большая претензия: Dorfromantik вроде бы как подходит для игры в кругу семьи, но, как мне кажется, тех, кто помладше и сразу не видит оптимальный ход, постоянно будут одёргивать альфа-игроки.

Для меня наиболее позитивный момент в игре – это азарт во время выхода тайлов. Хоть какие-то эмоции в ровном и монотонном процессе. 6/10.

Witchstone: Full Moon. Опробовали мини-дополнение. Что ж, по мне, оно совсем не обязательное. Честно говоря, я даже немного разочарован.

Игровой контент что-то особо не впечатлил, понравились лишь миниатюры игроков, башен и коробка с магнитной крышкой. Но ведь это просто украшательства.

В Full Moon два модуля: тайлики с двумя одинаковыми символами действия и спец-свойства. Новые тайлы можно получить на привычных треках или на поле, пожертвовав основным бонусом.

Для этого в комплекте идут специальные одноразовые накладки на трек пентаграммы, волшебной палочки, на зону с кристаллами и на центральный магический камень. Также в колоду заклинаний замешивается карта, с помощью которой тоже можно заполучить заветный тайл.

Допустим, на треке пентаграммы вместо золотого жетончика с победными очками можно выбрать один из доступных новых тайлов и сразу же пристроить его в свой котёл.

Второй же модуль со свойствами представляет собой набор карточек с двумя типами эффектов: слева всегда +1 к одному из основных действий, а справа некий уникальный бонус. Например, считаться первым на треке палочки, даже если плетёшься в конце. В начале каждого хода игрок может пометить фишкой животного на подставке, какой бонус он выбирает.

Что сразу бросилось в глаза при игре вдвоём, так это то, что с новыми тайлами и свойствами в некоторых направлениях можно довольно быстро прокачаться до максимума, после чего соответствующие действия безполезны. Да, когда получаешь двойной тайл, ты жертвуешь местом в котле и некоторым кол-вом ПО, но в перспективе выхлоп намного выгоднее.

Если в базе оставалась некая недосказанность, то тут сила действий 6-8 уже не редкость, что существенно облегчает жизнь. Да и все эти накладки и карточки со свойствами выглядят как-то неэлегантно и натужно.

Задумался, что бы я хотел в дополнении… наверное, было бы интересно какое-то новое направление/трек, чтобы игрок ещё больше разрывался между действиями. Хотя база абсолютно самодостаточна, одна из крутейших семеек, 8/10. А за Full Moon пока 6/10. Благо, дополнение недорогое – 15-17 евро.

Bonfire. Не скажу, что Костёр прям распробовал, но после 4 партий готов повысить оценку до 7.5/10. Когда погружаешься в планшет и стараешься всё успеть, то шероховатости и условности, которыми изобилует игра, напрягают как-то меньше.

Расстраивает лишь то, что реиграбельности как-то маловато. Основной вектор развития понятен, меняется лишь порядок действий, диктуемый тайликами. Ну, задания порой бывают интересные, но на этом, в принципе, и всё. Хотя вроде бы и помощников целая стопка, но вот нет ощущения, что в какой-то партии я выиграл благодаря хитрой комбинации и т.п.

А вот тайминг держит в напряжении. Очков за партию набираешь не сказать, что очень много, и если прошляпить концовку и не реализовать задуманное, то печаль.

The Adventures of Robin Hood. Начали прохождение с сыном вдвоём, взяли по 2 персонажа. Приключение семейное до мозга костей. Тексты простенькие, правила тоже, но вот это интерактивное поле в виде адвент-календаря прям впечатлило.

Механически всё выглядит следующим образом. Задачи игроков обуславливаются сценарием, к примеру, с кем-то поговорить, пробраться в замок и т.д. Более того, по ходу дела цели могут меняться или добавляться новые. Запас же времени для выполнения условий ограничен количеством фишек часов и удалённостью маркера на треке надежды.

В начале каждого раунда в мешок закидываются диски игроков, специальных активаций и плохих событий, после чего тянутся один за другим. Если вышел плохой диск, то в книжке зачитывается перечень того, что происходит со стороны зла. Ну, а ежели вытянут диск героев, то игрок выполняет ход, во время которого он сперва двигается, а потом либо атакует стражника, либо взаимодействует с частью игрового поля, если его фишка касается окошка с вопросительным знаком.

И вот тут каждый из аспектов реализован необычно. Перемещение осуществляется с помощью специальных линеек, которые прикладываются к фишке персонажа, как в каком-нибудь Вархаммере. Причём, если ты не воспользовался самой длинной, то якобы экономишь силы и закидываешь в мешок белый кубик, который окажется полезным во время сражений.

Что касается врагов, то битва со стражниками или ограбление знати отыгрывается поочерёдным вытягиванием трёх кубиков из мешка. Если вышел белый, то атака успешна, если только фиолетовые (куча таких закидывается в мешок на старте партии и во время плохих событий), то не повезло. Хотя неудача помогает в том смысле, что вытянутые кубы не возвращаются в мешок, то есть, на следующий бой фиолетовых будет меньше. Белые же кубики, как я уже говорил, пополняют мешок во время экономии длинной линейки, а также по велению определённых событий.

В первых сценариях основная угроза для игроков – это стражники. При вытаскивании из мешка плохого диска они не только появляются на поле, но и могут схватить героев, если те находятся в видимой зоне. Дело в том, что на поле помимо объектов есть теневые и освещённые зоны. И, как и полагается шайке Робин Гуда, чтобы не попадаться, героям нужно действовать скрытно, держась в тени. Ну, здорово же!

Но основная мякотка в игре – это события, генерируемые адвент-полем и книжкой историй. Поле усыпано огромным количеством окошек разного размера. Поначалу окрестности замка и лес выглядят пустынными, но уже в первой миссии перед героями возникает множество любопытных персонажей, мест и врагов. Каждое окошко может иметь до трёх положений: тыльная сторона тайла, обратная сторона и изображение под тайлом. То есть NPC-персонажи могут появляться, исчезать, давать какие-то награды, а локации иметь аж три итерации. Допустим, через реку можно построить мост, а потом он вовсе сгорит. Поразительно, насколько это здорово и элегантно реализовано с помощью одних лишь окошек.

Но система повествования на этом не заканчивается. Рядом с каждым окошком указана циферка – это страница, которая зачитывается при взаимодействии с данным местом. Причём, частенько результат зависит не только от самой страницы, но и текущего сценария, а также от того, повторное ли это прохождение. Другими словами, встреча с одним и тем же NPC, или находка в лесу может привести к разным последствиям.

Для ребёнка всегда сюрприз, что же вскроется на этот раз, но лично меня удивило, насколько здорово и логично всё обыграно, да ещё и подпитано визуально. Можно прокатиться на лодке, спрятаться в стогу сена, спуститься по верёвке с высокой стены – и всё это отражается на поле. В общем, за 3 сценария было множество интересных неожиданных событий и пасхалок. Насколько понял, в кампании 7-8 сценариев, есть развилка и повторное прохождение, когда зачитываются другие абзацы.

Понравилось, что пока нет ощущения каких-то скучных холостых ходов. Во-первых, всегда есть одно или несколько заданий, во-вторых, в каждом сценарии хватает мест для исследования, в-третьих, всегда можно побить врага или знать, дабы выиграть время и получить полезные предметы.

Несмотря на простоту правил, с самой книжкой историй нужно обходиться внимательно: какие жетоны перевернуть, куда переместить жёлтую и красную закладки. Иначе можно запутаться. То есть, без взрослого не обойтись. Но сам порог вхождения минимален. После ознакомления с принципом перемещения вы сразу начинаете играть. Новые правила вводятся по ходу дела малыми дозами.

Прям образцовое семейное кооперативное приключение со свежими идеями. Этакий семейный Грааль со своей элегантной системой “интерактивное поле + книга”. Посмотрим, как пойдёт дальше, но пока эмоции только положительные. Минимум компонентов, но благодаря книжке и полю история получается очень богатой на события, 8/10. Пока единственный минус вытекает из тех же окошек – от постоянного переворачивания тайлы портятся по краям, некоторые не так-то просто подковырнуть.

  1. Юрий
    June 13, 2023 at 09:46

    Сыграв несколько десятков партий в “Костёр”, хочу сказать, что там комбинаторика на высоте, как во многих других играх Фельда. Хотя, конечно, она ограничена рамками заданного. Но для решения этой проблемы обзавёлся допчиком, расширяет наши возможности и создаёт варианты для некоторых действий. Для меня “Костёр” в тройке лучших игр автора)

    • June 13, 2023 at 09:50

      Если так пойдет, и будем ещё играть, то можно и допчик взять).

  2. WindUpBird
    June 13, 2023 at 10:47

    Эх… Только в субботу заказал доп к Скале ведьм, а тут такое… Печально. Ну ладно, свои игры почти не балую украшательствами и прочим. А тут хоть для одной из любимых игр будут миниатюрки. Были подозрения, что несколько карт и пара жетонов не привнесут существенного изменения в процесс, но я надеялся (

    IKI только на троих попробовали? На двоих не пойдет? Пишут, что не очень.

    • June 13, 2023 at 11:02

      Может, доп к Ведьмам и не так плох. Нужно по отдельности модули попробовать.
      Iki, да, только втроём пробовали. На 2, полагаю, не так живо локации заполняются, и за жетоны/карты конкуренция слабее. Хотя на бгг пишут, что и на 2 норм, а самое лучшее – вчетвером.

    • Ирина
      February 14, 2024 at 23:21

      постоянно играем в Ики на двоих – она шикарна!!!! И сама по себе, и с допом акебоно, который прокачивает дуэльный вариант. Но повторюсь, и без Допа – просто шикарно! Моя любимая игра! А у меня их десятки!!

  3. Kiara
    June 13, 2023 at 12:37

    Робин Гуд – замечательная уютная игра на вечер – прохожу второй раз другим составом и потом будем ещё переигрывать. Плюс бонусные сценарии, плюс скоро дополнение )

    • June 13, 2023 at 13:33

      Интересно, второй раз сильно отличается?
      Хм, доп это хорошо! Посмотрим, если ребенку не надоест.

      • Edmark
        June 13, 2023 at 14:00

        Небольшой лайфхак от моего 8-летнего сына) Для того, чтобы элементы карты в Приключениях Робина не портились, их надо извлекать с помощью небольшой присоски, а не поддевать ногтем. Мы, к примеру, используем бонстик из евроопта) думаю у вас что-то похожее тоже найдется

        • June 13, 2023 at 14:03

          Блин, точно! У меня же осталась присоска от Квинсдейла! Там как раз она для этого и использовалась. Благодарю).

  4. Александр Киселев
    June 13, 2023 at 13:43

    Bonfire одна из любимых евро за последнее время, реиграбельности имхо хватает. Скала ведьм на прицеле к покупке, но думаю нужна ли после костра? Зверя еще не играли?)

    • June 13, 2023 at 13:48

      Ведьмы – чисто семейка, но отличная. Там нет мозголомности и такого планирования наперёд.
      Пока в Зверя не играли. Но после второй партии впечатления заметно лучше)

    • June 14, 2023 at 13:45

      У меня обе игры, не жалею. Обе хорошие

  5. June 13, 2023 at 21:20

    Надеюсь скоро таки опробовать IKI. Жаль, что доп не очень зашёл, я скоро планирую пробовать, но не оба модуля сразу. А Робин гуд был интересен, но от Звезды ничего с текстом не покупаю, они халтурщики и непрофессионалы в этом плане.

    • June 14, 2023 at 08:20

      Буду ждать твоего отзыва по допу. Возможно, его просто сделали для галочки или миниатюр, чтобы игру не забывали ).
      Робина (англ.) играем с фото-переводчиком, чтоб особо не запинаться, вполне себе.

    • June 14, 2023 at 13:46

      У Зоркі яшчэ пазіцыя цікавая, так што я бы нават без тэксту задумаўся=)

      • June 14, 2023 at 13:48

        Хм, не ведала, не сачу цяпер ні за якімі навінамі лакалізацый і расейскіх кампаніц. Але можна было здагадацца. Ну тады і лесам іх.

      • Puperman
        July 7, 2023 at 18:28

        Цікаво, а яка позиція у Зірки? Вірні фюреру?

        • July 11, 2023 at 13:30

          Пра фюрэра не ведаю, але “вежливых” салдацікаў яны калісьці выпускалі

  6. June 14, 2023 at 13:44

    Тоже кстати недавно ИКИ опробовал. Впечатления умеренные. Как бы неплохо, но ничего особенного. Играть еще буду, но не знаю, как долго. Понравилась дилемма, использовать свои или чужие карты. Хорошо тут реализована.
    Фулл мун до сих пор мне не передали 😦 Ждут, пока остальные игры из заказа соберутся (Острой Скай фулл фарш, Оук, Коты в коробке…). Но мне обошелся доп чуть дороже – 21 евро. Но я за доставку еще платил.
    Рад за Костер, а то как-то обидно было=) Игра хорошая. Марракеш будешь брать? Я может возьму позже, если в продаже еще будет. Сейчас на другие игры потратился…

    • June 14, 2023 at 14:49

      Марракеш изучал, когда о нём говорили, и что-то не понял хайпа. Выглядит скучнейше, ещё убогое оформление от Квинов. Вообще, меня этот издатель раздражает своей политикой, не хочется поддерживать. Но при случае сыграю, может, не зря хвалят. Хотя сейчас вообще не говорят об игре уже.

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.