The New Era: ломать – не строить
Ни одна более-менее популярная карточная игра не обходится без дополнений, не стал исключением и 51-ый Штат (51st State) со своим фракционным противостоянием в пост-апокалиптическом мире. Новости о выходе расширения пришлось ждать непривычно долго, но, как говорится, лучше сто раз отмерить, чем представить поклонникам сырой продукт. Появление в продаже The New Era ожидается сразу после выставки в Эссене, которая пройдёт совсем скоро, в конце октября. Новая Эра будет не только дополнять 51-ый Штат, но и являться самостоятельной игрой, что придётся по вкусу не только обладателям базы, но и тем, кто ей так и не обзавёлся.
В принципе, если говорить о 51-ом Штате, то игра могла бы обойтись и без каких-либо дополнений. Выглядит она вполне завершённой, но многим настольщикам, в том числе и мне, как “нелюбителю” ковыряния в собственном огороде, хотелось бы видеть больше прямого взаимодействия между игроками, а именно стычек между фракциями. Воплотились ли мои вопрошания о прямых контактах в Новой Эре, об этом в нашей сегодняшней заметке.
The New Era содержит не просто новый набор карт, а включает в себя некоторые изменения правил. Теперь игроки смогут сотрудничать и завоёвывать локации, принадлежащие противнику. Напомню, что в базовой игре было всего две карты, позволяющие напрямую повлиять на развитие соперника – это карты кражи ресурсов. А так, по ходу партии все были заняты своими территориями и мало обращали внимание на то, что происходит в соседних зонах, которые, по сути, являлись вражескими. В связи с этим дизайнер Ignacy Trzewiczek придумал новые условия развития, которые, не изменяя действующих правил, приведут к более тесному взаимодействию между противоборствующими фракциями. Это и стало основой Новой Эры.
Для того чтобы разобраться с нововведениями, возвратимся “к истокам”, а именно к правилам 51-ого Штата.
Все карты локаций могли играться тремя способами:
- захват территории (верхняя красная часть карты, приносящая при сбросе единовременную выгоду);
- сотрудничество с территорией (нижняя синяя часть карты, дающая доход в каждом раунде);
- присоединение к своей зоне (преимущества средней части карты).
Возможность использовать карту зависела от дальности расположения локаций, отмеченной в чёрной стрелке, и требовала от игрока наличия указанного числа соответствующих фишек и карт контактов.
The New Era добавляет ещё одну характеристику дальности расположения локации, которая будет использована в контексте взаимодействия. Если карта локации присоединена к зоне игрока, новая характеристика будет показывать расстояние, которое игрок должен “заплатить” фишками контактов, чтобы получить возможность мирного взаимодействия или захвата данной локации. Чтобы новое правило гладко вписалось в игру с картами базового набора, дальность будет напрямую зависеть от местоположения локаций в зоне игрока, т.е. чем ближе локация расположена к центру игрового стола, тем меньше расстояние до неё. Для этого производственные карты следует выкладывать в верхнем ряду своей зоны, карты с особыми свойствами (где используется средняя часть карты) – в среднем, а действия – в нижнем. В соответствии с расположением карт, им присваивается дальность взаимодействия: производственным – 3, со свойствами – 4 и действиям – 5. Таким образом, новое правило наглядно работает с картами базового набора. Судите сами: чем ближе карта к сопернику, тем короче путь, который необходимо преодолеть, чтобы завоевать нужную локацию.
Игроку, у которого есть возможность “оплатить” расстояние фишками завоевания или сотрудничества, разрешается использовать локацию противника. В случае сотрудничества игрок помещает свой маркер влияния на желаемой карте и мгновенно получает выгоду в виде ресурсов, указанных в нижней синей части карты. Более того, игрок будет получать эти ресурсы каждый раунд в фазе производства, пока не уберёт свой маркер, или эта локация не будет заменена или разрушена. Как видно, сотрудничество с локациями другого игрока не несёт какого-либо вреда, другое дело, когда речь заходит о варварском вторжении.
Если цель игрока – заполучить локацию противника силой, то в этом случае захватчик получит мгновенную выгоду, указанную в верхней красной части карты. При этом владелец локации будет иметь возможность сохранить “часть собственности” и при вторжении получит ресурсы, указанные в синей части карты. После этого локация разрушается, но даже в этом случае потерпевшая сторона может за один строительный материал возвести на развалинах новую карту с руки. Это действие напоминает перепланировку (redevelopment), и при этом не зависит от значения дальности сыгранной карты. Выходит, что разрушение локации иногда может оказаться очень даже полезным.

Примеры новых карт. Красно-синяя стрелка в верхнем правом углу указывает на дальность расположения локации для сотрудничества или захвата.
С введением новой характеристики дальности игрокам потребуется всё больше фишек сотрудничества и завоевания для взаимодействия с локациями противника. Но из-за того, что значение дальности не так уже мало (3, 4 и 5), то на сбор необходимых контактов потребуется несколько действий. Потенциальные жертвы, видя, что кто-то занялся накопительством таких фишек, смогут уберечь себя от вторжения на свои территории, спасовав на данном ходу. Вдобавок, Новая Эра включает в себя такие локации, как Combat Vehicle, которые производят фишки завоевания с негативным значением, и в случае нападения эти фишки могут быть использованы для снижения мощи вторженца. Это заставит атакующего игрока тратить дополнительные контакты или выбрать для завоевания цель с меньшей дальностью.
При вышеупомянутых изменениях становится очевидным, что временной фактор в развитии своей зоны в The New Era будет иметь не последнее значение. Дополнительные действия будут тратиться для восстановления после враждебного завоевания, а также для предотвращения потенциальной угрозы. С другой стороны, в случае частых нападений не должен возникнуть какой-то существенный дисбаланс в развитии, т.к. правила “спасения части имущества” и “восстановления развалин” в худшем случае предоставят игроку, подвергшемуся атаке, частичную компенсацию утраченных ресурсов.
Будем надеяться, что с нововведениями конкуренция за ресурсы возрастёт, а стратегий развития станет больше. Внедрение прямого взаимодействия откроет для игроков новые возможности получения выгоды не только с собственных локаций, но и с помощью сотрудничества/завоевания локаций соперников. Очевидно, что доля случая во время прихода карт в руку в фазе разведки будет снижена, т.к. игроки смогут использовать локации других игроков. Кроме того, с ростом числа застроенных локаций в зонах всех фракций, доступных действий станет гораздо больше, а, следовательно, увеличится шанс придерживаться выбранной стратегии и появится возможность сменить план развития с минимальными потерями в очковом эквиваленте.
Общая сумма очков, необходимых для победы возрастёт с 30 до 33, но вряд ли это повлияет на стремительно развивающиеся события на игровом столе или существенно увеличит время партии, которая в среднем длится 4-6 раундов. Хотя уверен, что для освоения всех изменений потребуется пара-тройка затянутых учебных партий.
Благодаря правилу определения дальности взаимодействия по расположению локаций на игровом столе, The New Era можно будет спокойно объединить с базой. К этому подстёгивает и тот факт, что в Новой Эре не будет карт лидеров, а дубли карт из базового набора составят меньше 20%. Поэтому, для того, чтобы максимально разнообразить колоду, нужно будет просто отобрать небольшое количество повторяющихся карт. Кстати, объединение двух наборов, один из которых ориентирован на производство, а другой – на прямое взаимодействие, само по себе уже представляет интересный микс и большую реиграбельность.

Новая фракция и обновлённая карточка постоянных контактов
Столько строк уделил описанию взаимодействия, что совсем забыл про компоненты. По информации из первых рук, а именно дизайнера игры, помимо 80 карт, в число которых входит и новая фракция Hegemony, в коробке The New Era мы обнаружим удобное поле для подсчёта победных очков, обновлённые карточки постоянных контактов, новые маркеры и деревянные фишки рабочих и ресурсов, которые придут на смену мелким картонным жетонам. Радует, что создатели игры учли все пожелания поклонников 51-ого Штата. Лично меня волновало именно отсутствие прямого взаимодействия и мелкие косметические недостатки, поэтому вопрос о приобретении The New Era даже не стоит, тем более, что 51-ый Штат является любимой карточной игрой Кати.
По материалам www.boardgamegeek.com, www.boardgame.de и информации от автора игры.
Может и хорошо, что я так и не сыграл в базовую версию. Теперь не придется покупать дополнение 🙂
Наверное куплю. Если я все правильно понял это скорее домысление с учетом пожеланий, нежели дополнение. И играть в него можно без базовой игры…
Можно, можно, но мы-то понимаем, что для “полноты ощущений” лучше, чтоб база была – с ней и локаций побольше и лидеры. Всё же продумано 🙂
делал пред-заказ на BGG, обещались прислать еще до Эссена с бонусными картами.
интересно, будет ли New Era самодостаточной, или все же придется докупать базовый 51 State, который ,судя по обзорам, был интересным, но явно не самым удачным в плане оформления правил и дизайна?
Я тоже на днях собираюсь оформить вместе с дополнением к К2 🙂
80 карт – это как-то маловато, нет?сколько карточек было в 51 state?
В 51-ом Штате 84 карты + 16 стартовых (контакты и фракции). Но пока точно неизвестно, 80 карт это включая стартовые или нет.
Будем надеяться, что игра сама по себе будет полноценной, но зная “хитрые ходы” издателей, можно предположить, что с дополнением игра будет интересней 😉
я вот все присматриваюсь к базе, да к дополнению сразу, но очень уж пугает цена. Скажите, как она в сравнении с РфтГ? Игра в смысле, а не цена)
51 Штат мне больше нравиться, повторюсь, что он мне кажется более живым. Но ярые фанаты и поклонники РфтГ скажут, что она не стратегична и игрок в ней “плывёт по течению”. После 6 партий могу сказать, что это не так, и стратегии есть, просто они больше зависят от приходящих карт. А самое интересное для меня в 51 Штате – это выстраивать цепочку действий на раунд.