Home > The Downfall of Pompeii > The Downfall of Pompeii – сцена падения города в двух действиях

The Downfall of Pompeii – сцена падения города в двух действиях

Обзоров по The Downfall of Pompeii на русском в сети мало, поэтому решил замолвить пару слов об этой, далеко не новой, но достаточно любопытной игре, которую при всей своей конфликтности, считаю неплохим вариантом для семейного досуга. Несмотря на трагическую тему, игровой процесс отнюдь не столь мрачный и угрюмый, а даже наоборот, местами очень азартный и весёлый.

Из-за редких переизданий игрушка до сих пор остаётся как-то в тени, никто её особо не обсуждает, ничего о ней не пишет. А ведь автор у неё ни кто иной, как Klaus-Jürgen Wrede, известный своей нестареющей классикой Carcassonne. Впервые The Downfall of Pompeii была выпущена в 2004 году немецкой компанией AMIGO Spiel. Спустя пару лет стараниями Mayfair Games игра вышла на английском языке, но и тогда большой популярности не сыскала. Видимо поэтому Mayfair организовали репринт только в прошлом году, и то “по многочисленным просьбам трудящихся”, периодически вздыхавших на форумах.

Коротко об игре

79 год нашей эры. Древнеримский город Помпеии, расположенный у подножья вулкана Везувий, после извержения оказывается погребённым под слоем пепла. Этому не радужному событию, а именно, спасению жителей из “лап” катастрофы, и посвящена игра.

Несмотря на скудный набор компонентов и простые правила, The Downfall of Pompeii после первой же партии приятно удивляет своей необычностью. Дело в том, что развивающиеся на поле события не только наглядно иллюстрируют период становления и гибели города, умещая всё в 40-60 минут, но и делят процесс на два обособленных отрезка, которые играются совсем по-разному. Первая часть партии рассказывает о заселении и процветании Помпеи, вторая же повествует о самом извержении и бегстве жителей. Задача игроков тут более чем гуманная – спасти людей, другое дело, что некоторые методы не гуманны вовсе.

Ход игры

В начале партии все получают по набору фишек своего цвета и четыре карты из колоды, подготовленной хитрым способом. Заострять внимание не буду, скажу только, что где-то в районе десятой карты расположена первая карточка извержения, оповещающая о приближающейся беде и активирующая кое-какое дополнительное правило, а в последних десяти-пятнадцати – вторая, которая говорит о том, что лава-таки попёрла, и пора уже заканчивать размножаться и переходить ко второй, наиболее интересной фазе игры.

Итак, часть первая – созидательная. В ней игроки с помощью цветных карт с цифрами расставляют своих подопечных. Имея четыре карты на руке, в свой ход нужно сыграть одну. Цвет и цифра укажет, в какое именно здание следует поместить фишку. Внизу карты указано количество карт с такой цифрой и размеры групп, которые могут ютиться в этих зданиях. Расселение происходит не абы как, а с заделом на будущее, беря во внимание то, что в какой-то момент из города придётся валить. При размещении фишек есть свои тактические уловки, какие, после “второй части” поймёте сами.

Помните, я говорил об одном дополнительном правиле при выходе первой карты извержения. Так вот, правило можно назвать как “родственник приехал!”. Дело в том, что помещая фишку в здание, где уже кто-то обосновался, игрок получает возможность выставить столько бонусных фишек, сколько находилось в здании до него. Дополнительные фишки можно поместить только в здания того же цвета или в нейтральные. Проще говоря, если в момент заселения, в здании уже были двое квартирантов, то в дополнение к выставленной фишке, можно разместить ещё две. Тематически это можно объяснить так, мол, жители, почуяв неладное, начинают созывать родню со всей округи и в спешке паковать чемоданы. Или по-другому, к примеру, помпейцы просто начинают усиленно размножаться, чтобы было кому жить на новом месте.

Ещё о паре нюансов. Если здание полностью занято, то его карта превращается в “джокер” и позволяет поставить фишку в любое место. Правда, правило “родственных связей” в данном случае не работает. Если же игрок в конце хода добирает карту предзнаменования, то он сбрасывает её и тут же отправляет в вулкан жителя по своему выбору. Соперника, разумеется. После этого следует добрать карту снова. То есть теоретически (и у нас частенько такое бывало) можно вытащить несколько “оменов” подряд и знатно поиздеваться над оппонентами. Ну и, наконец, если кто-либо тянет вторую карту извержения, то фаза расселения тут же завершается, и начинается операция “Спасайся, кто может!”.

Часть вторая – разрушительная. После начала извержения игроки сбрасывают оставшиеся карты – они им больше не понадобятся. Теперь в ход идёт мешочек с тайлами. Из него тянется шесть штук и размещаются на поле в соответствии с символами. Это отправные точки горящей лавы, которая будет постепенно растекаться и нещадно накрывать здания вместе с их жителями.

Во время извержения вулкана ход игрока делится на два этапа. Сперва он достаёт из мешка тайл и пристраивает его к лаве того же типа (стараясь, конечно же, насолить оппонентам), а затем пытается вывести своих подопечных за ворота. На это есть два перемещения, каждое позволяет подвинуть одну фишку. Как далеко побежит житель, укажет общее число цилиндров в стартовой клетке. То есть, если нас трое, то своей фишкой я могу походить на три клетки. Хех, снова “привет, Манкала!”.

Отправляя накрытые лавой фишки соперников в вулкан, преграждая им путь огненной пеленой и блокируя ворота, игроки быстро наживают врагов и тем самым усложняют спасательную операцию себе. А та, в свою очередь, сводится к коротким продуманным перебежкам от здания к зданию с целью вывести из города как можно больше жителей своего цвета.

Как только на поле помещается последний тайл, или в городе не остаётся никого в живых, партия заканчивается. Побеждает тот, кому удалось спасти больше всего жителей. В случае ничьи (что является обычным делом) выигрывает тот, у кого меньше фишек в вулкане.

Впечатления

Такая вот игра, с интересным сюжетом, и неожиданным поворотом. Можно даже сказать, что The Downfall of Pompeii – это две мини-игры в одной: сначала мы стараемся припасти хорошие карты, чтобы вывести как можно больше своих жителей, и равномерно распределить их по городу, а затем пытаемся наиболее эффективно продвигать беглецов к выходам, попутно накрывая лавой скопления фишек соперников.

DOP_11

Игра осваивается за пять минут, главное, объяснить, с какой целью выставляются фишки, и что их ждёт, чтобы новички потом не опростоволосились. Тут нет глубины или каких-то хитроумных стратегий, Помпея привлекает именно своей простотой и, скажем так, сменой игрового климата, когда сначала мы делаем одно, а затем совсем другое. Ну, и, конечно же, всем без исключения нравится закидывать жителей в вулкан!

Если все поняли суть, то партия пройдёт ровно, и зачастую вплоть до последнего раунда шансы на победу остаются у всех. Ведь, как только кто-то хоть немного вырывается вперёд, его тут же притормаживают. А из-за того, что “разлив” лавы непредсказуем (имеются в виду типы тайлов), особо вырваться и не получится, ни по количеству выставленных жителей, ни во время извержения – лава сравняет всех!

Для меня самые интересные моменты – это розыгрыш дополнительных фишек “родственников” в первой фазе и продумывание оптимального маршрута бегства во второй, когда, с помощью фишек соперников и слаженных действий своих подопечных, получается вывести даже того, окружённого огнём и, казалась бы, безнадёжно застрявшего беднягу.

Как я уже говорил, уловок тут немного, часть их сводится к реакции на действия соперников, часть – на вытянутые карты и тайлы. Если бы не прямой конфликт с уничтожением фишек друг друга, то игрушку по праву можно было бы назвать идеальным вариантом для семейного времяпрепровождения. А так, это можно сделать только в том случае, если игровая ячейка понимающая и не обидчивая.

Единственный неприятный осадок оставили компоненты. От переиздания ждёшь улучшенного качества и иллюстраций, а тут всё наоборот. Судя по фотографиям прошлых изданий, сэкономили на всём. Цилиндров не доложили, а вместо этого просто поменяли правила. Уточню, что раньше для игры вдвоём использовались красные и чёрные фишки, которых специально было по 36 штук (остальных по 30). Сейчас же на двоих используется только 30 фишек.

Коробка тонкая, мешочек тоже хлипкий, с торчащим мотком ниток внутри. А вулкан, который является “гвоздём программы”, у нас после нескольких партий надорвался в месте соединения, – не знаю, сколько он ещё протянет.

Издание от "Amigo Spiel"

Издание от “Amigo Spiel”

Посмотрел, что в версии от Амиго был ещё удобный пластиковый вкладыш, тут же обычная картонка, которую после выдавливания тайлов придётся выкинуть. Хорошо хоть поле и карты сделали прилично. Ну, и радует, что цена за такое качество адекватная, нам на выставке игра обошлась в 24 евро.

Чуть не забыл, в свежем издании всё же есть приятная мелочь – это три дополнительных тайла лавы с разными символами, что позволяет выбрать, куда их лучше пристроить. Да, и коробочка для карт!

В заключении хочу сказать, что игрокам, пропагандирующим комплексные и серьёзные игры с минимальной долей случая и большим простором для стратегий, тут ловить нечего. Если они, конечно, не желают разбавить коллекцию оригинальной и несложной евроигрой. В любом другом случае советую обратить внимание на эту компактную и приятную во всех отношениях настолку (кроме средненьких компонентов), которая поможет скрасить час времени, а главное, сделает это в увлекательном и азартном ключе. У нас The Downfall of Pompeii понравилась и мне, и Кате, и всем, с кем довелось играть. 7,5/10.

  1. Серж
    February 27, 2014 at 09:20

    Хороший обзор. Спасибо!

  2. Елена
    February 27, 2014 at 13:38

    Всегда с большим удовольствием читаю ваши обзоры, Владимир! На сегодняшний день The Downfall of Pompeii- хит для нашей компании, поэтому особенно было приятно прочитать ваш обзор. Соглашусь, что игра – конфликтна (первые партии), но очень азартна. С ее появлением забросили все остальные игры и очень подкупает небольшое время партии.

    • February 27, 2014 at 13:49

      Спасибо на добром слове!
      Да, зря эту игру недооценивают. С таким временем партии и неизбитой темой она даже сейчас неплохо смотрится.

  3. Анна
    August 26, 2014 at 09:47

    А насколько похожи Downfall of Pompeii и Survive: Escape from Atlantis? Survive у нас есть, и даже пользуется популярностью, но не хочется заводить в коллекции еще одну похожую игру.

    • August 26, 2014 at 10:06

      Хмм, даже не возникало мыслей о схожести с Survive (наверное, потому, что не люблю эту игру), но если подумать, то общего действительно много. Downfall of Pompeii поспокойней будет, тут меньше хаоса и больше планирования, за счёт механики движения жителей (из-за которой игра выглядит более сухой и абстрактной).

  1. February 27, 2014 at 12:09

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.