Bruges – цвет имеет значение
Этот материал участвует в конкурсе блога «Настолкомании» и магазина Banz Games.
Сегодня обзор будет не простым, а конкурсным. До этого я ни разу не писал “по требованию” – тут для своего-то ресурса материалов кот наплакал, да и со временными рамками, которые ставят перед участниками конкурсы, моё вдохновение дружить отказывается. А тут на днях наткнулся на очень лояльный конкурс от Настолкомании – настольного мультиблога, который после смены руководства снова стремительно набирает обороты, и российского магазина Banz Games. Лояльный потому, что для участия никаких особых телодвижений не требуется (особенно, если у вас есть свой настольный ресурс). Нужно всего-то рассказать в своём блоге/сайте/группе вконтакте/сообществе ЖЖ/канале Youtube о конкурсе и опять-таки на своём же ресурсе выложить обзор на игру из ассортимента магазина Banz Games (разумеется, не забыть про ссылочки на виновников сего мероприятия). “Попасть” в ассортимент, в принципе, не сложно, так как там теоретически можно заказать любую игру.
В общем, обзор я и так собирался выложить, поэтому, почему бы не упомянуть о коллегах по цеху и тем самым ещё не попретендовать на прЫз. А призы-то денежные, более того, чем больше участников, тем существенней награда победителю. Так что все бежим участвовать, времени даётся до июля.
А я сегодня вашему вниманию предлагаю подробный обзор Bruges, игры, которая неожиданно ворвалась в мой личный топ и в последнее время регулярно появляется на нашем столе.
Коротко об игре
Как следует из названия, игра посвящена Брюгге, одному из живописнейших мест Европы. В средние века культурное и экономическое развитие сделало Брюгге одним из самых красивых и процветающих городов. В то время, а это 15 век, жителей в нём было чуть ли не вдвое больше, чем сейчас, что говорит о его прежнем богатстве и величии. Об этом безоговорочно свидетельствуют и многочисленные памятники архитектуры и искусства, сохранившиеся до наших дней.
Знаменитая центральная площадь нашла отражение и в иллюстрации художника Михаэля Менцеля, украшающей игровое поле. В подтверждение моих слов о сохранности зданий того времени – вот так эта площадь выглядит сейчас.
Вообще, Менцель знатно потрудился над оформлением Bruges. 165 уникальных портретов средневековых персонажей впечатляют.
Считается, что именно в Брюгге в 1406 году была основана первая биржа. Косвенно это событие также нашло отражение в игре. Кубики, которые игроки бросают в начале каждого раунда диктуют “курс”, по которому карты персонажей можно обменять на монеты.
Стоит упомянуть и знаменитые каналы, обрамляющие город, ведь недаром Брюгге иногда называют «Венецией Севера». Водные пути добавляют месту ещё больше привлекательности, кроме этого они поспособствовали появлению большого числа всевозможных мостов. Так вот, этой достопримечательности тоже отведено специальное место в механике игры – у участников будет возможность прокладывать каналы и получать за это победные очки.
Не обошлось и без плохих событий, постоянно беспокоивших средневековые города. Пожары, наводнения, крысы – все эти бедствия будут тревожить вас на протяжении партии, заставляя бороться с ними, ведь порой последствия могут оказаться довольно плачевными.
Что ж, если вспомнить другие преимущественно абстрактные творения Фельда, то в Bruges атмосфера просто прёт из всех щелей. И пусть роль средневековых торговцев, схлестнувшихся в борьбе за влияние (куда ж без него) и старающихся заручиться поддержкой влиятельных персон процветающего города – это та ещё банальщина, но описанные выше моменты говорят о том, что на этот раз автор трепетно отнёсся к теме и её внедрению в игровой процесс, за что заслуживает отдельной похвалы.
Если говорить о механике Bruges, то перед нами не что иное, как карточная игра на построение движка по заработку победных очков. Очки в конце партии игроки получат за проложенные каналы, место на треке влияния, жетоны лидерства, построенные дома и нанятых персонажей, которые в эти дома были заселены.
Ход игры
Подготовка к игре – дело пяти минут, что не может ни радовать. Кладём поле, кубики, рабочих, жетоны угрозы, фишки каналов, монеты, после чего тасуем карты персонажей и раздаём всем стартовый капитал: пять гульденов, жетоны лидерства, пару маркеров и по рабочему каждого цвета.
Повозиться придётся лишь с толстенной колодой персонажей. Во-первых, её не очень удобно мешать, а, во-вторых, её подготовка потребует дополнительных усилий. После тщательного замеса её необходимо разделить на глаз на пять равных кучек, затем взять столько кучек, сколько игроков, перемешать их вместе и опять разделить на две стопки, которые и помещаются в специальные картонные держатели. Остальные карты формируют резервную стопку, они пригодятся в последнем раунде.
Такие хитрые держатели тут неспроста. Карты в них лежат слегка под наклоном и не разлетаются, так при доборе меньше вероятность “засветить” нижнюю карту. А два их для того, чтобы у игрока был выбор, ведь почти всё в этой игре завязано на цвете персонажей, а рубашки как раз на него намекают.
Вдобавок, стопки являются своеобразным таймером партии, причём, игроки сами могут немножко влиять на её продолжительность. Когда одна из стопок заканчивается, то на её место кладутся карты, отложенные при подготовке, после чего доигрывается последний раунд. Проведя несложные подсчёты (165/5=33 карты на игрока. Обычно за раунд игрок добирает 4 карты, значит 33/4=8.25. Берём во внимание персонажей, из-за которых игрок может добирать +/- 1 карту и…), получаем, что в среднем партия длится 7-9 раундов.
Каждый раунд состоит из четырёх фаз: сначала игроки добирают карты, затем бросаются кубики, раздаются жетончики бедствий, и происходит продвижение по треку репутации, далее разыгрываются действия, а в конце идёт проверка на лидерство в трёх категориях.
1. Добор карт. Техническая фаза, в которой игроки (начиная с первого и далее по очереди) пополняют руку до пяти карт. Добираются карты строго по одной из двух доступных стопок. Казалось бы, такое обыденное занятие, но в нашем случае даже оно довольно азартно, особенно, когда ждёшь определённого цвета или просто хочешь на предстоящий раунд как можно более разноцветный, а следовательно, более “универсальный” набор карт.
2. Кубики, бедствия, трек влияния. В этой фазе сперва бросается пять кубиков. За каждую пятёрку и шестёрку все получают по жетону угрозы соответствующего цвета.
Такая форма не случайна: когда жетоны сомкнутся в круг (на что потребуется три штуки), игрок тут же получит указанное на обратной стороне пенальти. Пять цветов – пять возможных бедствий. Красный (пожар) заставляет разрушить ранее выложенный дом или участок канала, синий (наводнение) уничтожает рабочих, жёлтый (набег) отбирает все монеты, коричневый (чума) убивает одного персонажа, и, наконец, фиолетовый (интриги) отнимает три победных очка.
После раздачи жетонов угрозы игроки имеют возможность продвинуться на одно деление по треку репутации. Цена вопроса – сумма значений на кубиках с единичками и двойками (если таковых не выпало, двигаться нельзя). Игроки решают по очереди, будут ли они “прокачивать” репутацию. Это важно, так как репутация – это одна из категорий, по которой проверяется лидерство. В остальном всё просто, чем выше игрок на треке, тем больше очков он получит в конце партии.
3. Действия. Всё самое интересное происходит в этой фазе, а именно, игроки разыгрывают по 4 карты персонажей с руки. Делают они это по очереди по одной карте, что значительно снижает время ожидания хода. Каждого персонажа можно разыграть шестью способами, на что указывают символы в правой части карты. Итак, доступные действия:
Взять двух рабочих. Сбрасываем карту и берём две фишки того же цвета.
Взять монеты. Сбрасываем карту и берём столько монет, сколько указано на кубике того же цвета.
Скинуть жетон угрозы. Сбрасываем карту и вместе с ней один жетон угрозы того же цвета. За помощь в ликвидации последствий бедствия получаем 1 очко.
Проложить канал. Выбираем участок канала (каждый игрок строит свой канал в двух направлениях), сбрасываем карту того же цвета, платим указанную на участке цену, после чего накрываем его фишкой воды. Три проложенных участка в конце партии принесут 3 очка, а полностью завершённая секция из пяти участков позволит взять верхний жетон статуи с городской площади.
Чем быстрее удастся завершить канал, тем больше очков получит игрок, так как жетоны статуи формируют стопку в порядке убывания победных очков. Первый, кто достроит секцию до конца, получит 7 очков, второй – 6 и так далее.
Построить дом. На этот раз не сбрасываем, а переворачиваем карту, жертвуем рабочего того же цвета, и превращаем её в жилище для потенциальных влиятельных персон, помощи которых мы хотим добиться. В конце партии каждый дом принесёт по 1 очку.
Нанять персонажа. Платим цену в гульденах, указанную в верхнем левом углу карты, и селим персонажа в дом. Это единственное действие, не зависящее от цвета (в данном случае от цвета дома). С этого момента свойство персонажа работает на вас. Малюсенькие циферки под ценой – это победные очки, которые пополнят копилку игрока в конце партии. В игре 165 разных персонажей, принадлежащих к 11 группам, от отбросов общества до знати (об это говорит левый нижний угол). Ну и самое главное, каждый из них обладает уникальным свойством.
Свойство может быть одноразовым, то есть, срабатывающим единожды при вводе карты в игру, постоянным – дающим бонусы каждый раунд просто так или при каких-то условиях, платным – на него придётся тратить фишки рабочих, и на победные очки за определённые достижения.
Свойство персонажа можно применить в любой момент своего хода, до или после обычного розыгрыша карты, но только один раз за раунд. Чтобы не запутаться, использованного персонажа рекомендуется “тапать” (поворачивать на 90 градусов), но мы просто сдвигаем его немного вниз, а в случае с рабочим, ещё и оставляем фишку на карте – так и выглядит красивей, и требует меньше места (учитывая, что к концу партии перед каждым игроком будет выложено порядка 6-10 карт стандартного размера).
Как видно, персонажи не только дают очки сами по себе, но и позволяют наладить производство неких полезных бонусов, будь то экстра доход, возможность разыгрывать за раунд больше карт, “скидки” при выполнении обычных действий, или дополнительные победные очки. Добавлю, что свойства очень разные и интересные, подталкивающие к комбинациям персонажей и определённым стратегиям на ближайшие ходы.
4. Лидерство. Заключительная фаза раунда, в которой определяются лидеры в трёх категориях: репутация, количество нанятых персонажей и длина проложенного канала. Если у кого-то из игроков, к примеру, выложено персонажей больше, чем у остальных, то он имеет возможность перевернуть соответствующий жетон, дающий 4 победных очка. Эти очки остаются с игроком до конца партии даже при смене лидера, просто в дальнейшем, если кто-либо другой блеснёт в той же категории в одном из последующих раундов, то он также перевернёт свой жетон и получит 4 очка.
Партия заканчивается по завершении раунда, в котором была истощена хотя бы одна стопка карт. После этого все подсчитывают очки за персонажей, их свойства, дома, каналы, статуи, жетоны лидерства, а также успех на треке репутации. В случае ничьи сравнивается количество оставшихся монет. Побеждает самый предприимчивый торговец, заработавший наибольшее количество очков. У нас за партию в среднем набиралось 40-60 очков (рекорд: 72). На поле разметка идёт до 49, но есть специальные жетоны на 50 и 100. Вероятно сотни – это задел на дополнение, которое выйдет в этом году.
Впечатления
Bruges мне ну очень понравилась. Это было понятно и из недавнего отчёта, но с того времени мы успели сыграть ещё пару раз, а желание доставать игру снова и снова всё ещё не пропало. Это очень грамотное (Фельд всё-таки), красивое (Менцель всё-таки), разнообразное и увлекательное евро, причём, “увлекательного” в нём больше всего. Партии в Bruges проходят живенько, азартно, а из-за большого числа уникальных персонажей и влияния на ситуацию кубиков, каждая новая игра преподносит сюрпризы и пищу для размышлений над возможными комбинациями.
Но у этого разнообразия есть и обратная сторона (которая меня, как не любителя придерживаться строгого плана на партию, вполне устраивает) – игра преимущественно тактическая, и задача игрока заключается в том, чтобы наиболее удачно распорядиться тем, что есть на руках и прикинуть дальнейшие действия на 1-2 ближайших раунда. Надеяться тут на приход определённых персонажей, что ждать с моря погоды. Да что там, иногда даже с цветами карт может не повезти, как “не попрёт”, так и не знаешь потом, куда что пристроить (хотя у нас за 6 партий такого ещё не было, для этого, собственно, тут и две колоды).
Ещё из-за большого разброса персонажей дорогие и, следовательно, самые сильные карты или связки этих карт иногда могут дать серьёзное преимущество отдельным игрокам, если придут в самом начале партии или в какой-нибудь очень подходящий момент. А так как прямое влияние на соперников тут практически отсутствует, то угнаться за лидером будет сложно. Даже карты, заставляющие сбросить персонажа, тут не помогут, так как, зная о жетонах угрозы, все стараются обезопасить себя заранее. Но такое случается крайне редко. У нас подобное вышло в последней партии, когда Кате сразу же пришёл дядька, дающий скидку на покупку персонажей в 3 монеты (вообще, считаю, что это убер-бонус, 2 было бы в самый раз).
Свойства персонажей очень гармонично взаимодействую не только друг с другом, но и с остальными механиками игры. Плюс, они не банальные, а некоторые даже рисковые (зависящие от значений на кубиках), что добавляет ощущения игры в рулетку. Мне же больше всего нравятся более консервативные, те, что позволяют сбрасывать жетоны угрозы за очки, или которые приносят деньги/очки за персонажей определённой группы.
Ещё что мне нравится, так это непредсказуемость, за которую тут отвечают кубы. Несколько раундов подряд могут спокойно получиться неурожайными. Или, к примеру, ты торопился потратить всех рабочих, потому что ждал третий синий жетон угрозы, а он до конца партии так и не выпал.
Игра великолепно масштабируется. Количество карт, участвующих в партии, увеличивается в зависимости от числа игроков. На длительности это отразиться несущественно, в основном, на ней скажется только время, потраченное на мыслительные процессы соперников. Ну, и как я уже упоминал, карточки разыгрываются по одной, поэтому долго ждать своего хода не придётся.
Что для меня огромный плюс – игра прекрасно идёт на двоих. Более того, дуэль проходит просто стремительно, у нас на партию уходило в среднем минут 40-50.
На обратной стороне коробки сказано “простая, но глубокая игра”, и я чуть ли не впервые соглашусь с “задником” (так как обычно там пишут всякую чушь, чтобы вы только купили). Не часто встретишь евроигру, в которую хотелось бы играть каждый день на протяжении вот уже второй недели. Если вам нравятся карточные настолки на подобие The New Era, Race for the Galaxy, Seasons, и вы не прочь пополнить свою коллекцию чем-то попроще, с уклоном в тактику и терпимой долей случая, то Bruges – отличный вариант. Отличный он и в том случае, если вы просто ищете красивое и увлекательное, а главное, нескучное и вариативное евро. Крепкие 8,5/10 баллов.
Прикольно, картишки я люблю.
Спасибо за участие 🙂
С визуально похожим Труа ничего общего?
Не, тут другое совсем, и по ощущениям тоже.
Чёрт, придётся покупать 🙂
Крайне рекомендую. Нравится даже тем, кто плохо переваривает карточные игры.
А текст на картах уникален тоже? Они не повторяются?
Повторяются. Там свойства поделены на группы с одинаковым смыслом, отличаются они лишь тем, что завязаны на кол-ве получаемых монет, типе персонажей, цвете кубиков и рабочих. Точно не скажу, но повторяющихся много.
Желаю победы в конкурсе!
Спасибо! Было бы круто победить.
Т.е. все взаимодействие заключается в свойствах отдельных персонажей (и таких, видимо, меньшая часть) и гонкой за возможность ‘закрывания’ своих жетонов лидерства?
Именно! Ещё и мини-гонкой за более дорогими статуями.
Ах жаль, пока читал обзор все очень нравилось, ждал когда начнется описание механизмов по “нагаживанию”, затормаживанию оппонентов, а они, судя по всему, из списка похожих игра превышают только “галактические” и сравнимы с Эрой.
Да, в этом плане игрушка, в принципе, пасьянсная.
Возник вопрос по правилам: Персонаж актер при заселении дает одноразовый бонус – активировать всех персонажей требующих за активацию рабочих без уплаты стоимости этих рабочих. Вопрос: можно ли за раунд, таким образом, активировать персонажей дважды: без уплаты рабочих и заплатив их? Как вы отыгрывали этот момент?
В нашей партии этот вопрос стал “камнем преткновения”, т.к. получилось, что игрок скопив порядка 7 персонажей требующих за активацию рабочего, в одном раунде активировал их дважды (по вышеуказанной схеме), потом с пожаром скинул дом, в котором жил Актер, а Актера взял в руку и разыграл его еще раз опять таки активировав почти всех персонажей еще раз дважды.
Заранее спасибо!
Мы вроде эту карту не использовали ещё 🙂 Глянул на BGG, там нет чёткого ответа, но все склоняются к тому, что если карты “с рабочими” уже были активированы в этом раунде, то повторно их активировать нельзя. То есть, по сути, “актёр” позволяет один раз сэкономить фишки рабочих. С другой стороны, обычно свойство карты берёт верх над правилами… Но я всё же думаю, что дважды за раунд нельзя.
Спасибо! Впредь тоже будем придерживаться этих правил.
Не за что. Если что прояснится (автор снизойдёт до ответа, например), дам знать.
Скажите пожалуйста какие протекторы нужны к картам (какой размер)?
Подойдут Mayday Standart USA, 56 x 87 mm.
Никогда бы не подумал, что такое могу написать, но надо брать=)
Старую гвардию америтрешеров поглотили евро :Р
Еще пока не полностью поглотило, но уже чувствую. что жует=)
Подскажите аквтивация за рабочего считается за действие или нет. Т.е. Могу ли я разыграть 4 карты с руки остаться с одной картой как положено, а потом активировать персонажей требующих рабочих? Или разыграв допустим три карты, 4 действием я активирую ранее заселенного персонажа (за рабочего) Оставшись с двумя картами в руке до следующего добора.
Привет!
Активация за рабочего не считается действием. Единожды в свой ход можно активировать сколь угодно таких персонажей, просто потратив рабочего нужного цвета. Для наглядности рабочий кладётся на карту персонажа. Считай, что это такое же свойство, что и “раз в ход”, только требует фишки рабочих.
Сыграла в эту настолку – не впечатлило, фуфел какой-то(