Lewis & Clark – десять вперёд, пять назад
Честь стать героиней, вероятно, уже последнего моего обзора в этом году выпала небезызвестной Lewis & Clark. Итак, устраиваемся поудобней, сегодня нас ждёт увлекательное (будем надеяться) путешествие по бурным водам и горным ущельям североамериканского континента.
Как следует из названия, игра повествует об экспедиции Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка в 1804-1806 годах (спасибо игре и википедии – опять узнал что-то новое). После покупки Луизианы у французов тогдашний президент Америки Томас Джефферсон поручил двум американским военным руководить исследовательской операцией. Целью путешествия был поиск наиболее короткого водного пути через континент, который мог бы быть использован в коммерческих целях, а также всеобщая разведка территории на наличие полезных ресурсов и налаживание контакта с индейцами.
А теперь представьте, что таких экспедиций несколько, и они соревнуются между собой, и вы получите настольную игру, где задача участников продвигать фишки разведчиков к пункту назначения картами действий, которые активируются с помощью других карт и фишек индейцев довольно неожиданным способом. Кто быстрее остальных доберётся из Сент-Луиса к тихоокеанскому побережью и разобьёт там лагерь, тот и молодец.
Ход игры
Подготовка к приключению не составит большого труда, а компоненты, которые ловко размещаются на поле, сэкономят игровое пространство.
Ресурсы, фишки рабочих и тайлы дополнительных лодок кладутся на специально отведённые места в деревне индейцев, а стопка карт и пять случайных персонажей – на так называемый журнал встреч.
Каждый игрок берёт себе идентичный набор из шести карт помощников. Подробней о том, как работают карты, и что означают все эти символы, расскажу позже, а пока лишь уточню, что свойства стартовых персонажей нацелены на то, чтобы добывать базовые ресурсы, фишки рабочих и продвигаться вперёд к назначенной цели.
Помимо карт всем выдаётся по личному планшету, на котором изображено пять лодок. Первые три служат для транспортировки провизии, снаряжения и других ресурсов, остальные – для перевозки рабочих. Экспедиция не спонтанная, поэтому начинают все не с пустыми руками, а с тремя ресурсами и одним индейцем-проводником.
Прогресс игрока по части продвижения отмечается на поле с помощью фишки разведчика и жетона лагеря, они кладутся на точку отправления – в Сент-Луис.
Игроки ходят по очереди, выполняя одно из двух обязательных действий. Ещё есть парочка дополнительных, которые можно совершить по желанию.
Обязательные действия
Сыграть персонажа. Просто выложить карту с руки и выполнить указанное на ней действие (допустим, обменять дерево на каноэ), увы, не получиться.
Чтобы воспользоваться свойством, необходимо придать ему силы с помощью индейцев – ведь это они помогают в пути. Это можно сделать, подсунув под желаемую карту другую рубашкой вверх, либо активировав её с помощью фишек. Максимум таким образом можно набрать три силы, которая и означает, сколько раз можно применить свойство карты.
Уже необычно, не правда ли? Но и это ещё не всё. На каждой карте сверху с обеих сторон указан символ одного из четырёх основных ресурсов. Так вот, когда играется какой-либо персонаж на получение дерева, еды, шкур или снаряжения, то во внимание берутся соответствующие символы на всех картах, лежащих не только перед самим игроком, но и перед его соседями. Как вы уже догадались, выгода равняется сумме значков.
Ну, и последний вариант применения карт – сброс в качестве скидки при покупке новых персонажей. Кстати, это ещё и способ избавиться от ненужных карт с целью сделать колоду более эффективной.
Использовать индейцев. А вот тут ничего примечательного – старое доброе размещение рабочих.
Можно лишь выделить наличие двух типов локаций: одни вмещают только по одному индейцу и блокируются, а другие обладают неограниченной вместимостью, и за раз на них можно посылать до трёх индейцев.
Помимо стандартного собирательства и обмена шила на мыло на поле есть несколько специальных мест: строительство дополнительных лодок; копирование свойства ранее выложенной карты (неважно, кем); а также обновление журнала встреч и чистка колоды сбросом трёх карт.
Необязательные действия
Нанять персонажа. Вот мы добрались и до декбилдинга. В любой момент своего хода игрок может прикупить одну карту с журнала встреч.
Стоимость выражается в шкурах и снаряжении. Причём, если снаряжение величина постоянная и прямо пропорциональна силушке индейской, то число требуемых шкур постепенно уменьшается (после покупки оставшиеся карты сдвигаются влево, а затем вскрывается новая). Как я уже говорил, сбросив карту, можно получить скидку на снаряжение. Нанятый персонаж тут же идёт в руку, что благотворно влияет на потенциал комбинаций.
В колоде более 50 карт, и все они уникальные. Поначалу немного напрягает, что свойства обозначены символами, но с этим как-то быстро свыкаешься, благо, иконографика, по большей части, логична. Ежели возникают какие-то непонятки, то на помощь придёт памятка в конце правил. Кстати, заглянуть в неё советую обязательно, ибо наряду с описанием свойств в ней приводится краткая историческая справка по каждому из персонажей, которые стали прототипами героев карт.
Что касается свойств, то их можно поделить на три основные группы. Одни направлены на перемещение, другие на получение базовых ресурсов, лошадей и каноэ, а третьи несут в себе полезный эффект, который работает, пока карта лежит перед игроком.
Разбить лагерь. Напомню, что цель игры не просто добраться до финиша, но и обустроиться за его чертой. Данное действие позволяет переместить заветный жетон ближе к цели и является единственным способом, как вернуть сыгранные карты обратно в руку.
Но! Перед тем, как передислоцировать лагерь, необходимо подсчитать пенальти за, так сказать, плохую организацию, о чём напоминает символ солнца на некоторых лодках и картах. Игрок возвращает фишку разведчика обратно за лишние ресурсы, индейцев, оставшиеся в руке карты и только потом подвигает к ней жетон лагеря.
Вот и получается, что каждая прокрутка колоды требует от игрока не только продвинуться максимально далеко, но и сыграть как можно больше карт и потратить как можно больше ресурсов и рабочих. Другими словами – заставить свой карточный движок работать на полную мощность.
Впечатления
Хотелось, конечно, сохранить интригу, но не могу больше терпеть – игра отличная! Был удивлён всеми этими наворотами с усилением эффекта, символами ресурсов, скидками. Даже то, что всю партию мы банально продвигаем свои фишки по завуалированному треку победных очков, ничуть не уменьшает степень моего восторга. Так что, коробка займёт почётного место рядом с Новой Эрой и Брюгге – недолгими карточными евро с мультифункциональными картами, которые отлично и всего за час играются на двоих.
Как вы уже поняли, в Lewis & Clark придётся считать и думать, думать и считать. Чтобы избежать штрафов и совершить удачный марш-бросок, всю колоду необходимо распланировать заранее: и порядок розыгрыша карт, и какие из них пожертвовать для активации, и сколько понадобиться индейцев, и каких ресурсов следует раздобыть. А ещё нужно следить за тем, что выкладывают остальные, и какие персонажи встречаются по пути. Пополнять колоду нужно с умом, стараясь комбинировать свойства. А главное, нужно помнить, что количество не означает качество. Полные руки сильных карт и забитые ресурсами лодки – это отнюдь не залог успеха. Богатую экспедицию с лёгкостью обойдёт скромная, но с отточенной дисциплиной, то есть с парой хороших бонусов на движение и эффективной машиной по производству необходимых для этих бонусов ресурсов.
Кстати, именно из-за необходимости много считать я предпочитаю играть вдвоём, максимум втроём (а можно аж впятером). Конечно, в идеале хочется больше конкуренции и на поле, и за персонажей, но это не стоит того. Большим составом темп гонки сойдёт на нет, и партия может затянуться на 2+ часа, что для игры такого плана лично для меня неприемлемо. Что касается напряжения, то с этим всё в порядке – у нас все партии решал один ход, что, кстати, говорит о неплохом балансе персонажей.
Игра по сути тактическая, и корректировка колоды тут зависит сугубо от доступных карт, поэтому благодаря такому разнообразию помощников и их случайному приходу, партии всегда будут отличаться. Добавить огоньку помогут специальные жетоны местности, с помощью которых можно освежить приевшийся путь, – к примеру, добавить больше горных участков. Новые маршруты повлияют на частоту прокрутки колоды и заставят ценить персонажей, которые при стандартной гонке казались непривлекательными.
Удовольствие от Lewis & Clark напрямую зависит от отношения к ней. Если вы находите интерес в оптимизации колоды, экспериментах, ищите оригинальных карточных механик или просто любите ковыряться с ресурсами, то игра станет хитом.
Интересно, что многие уже успели обозвать Lewis & Clark чуть ли не поломанной. Дело в том, что особо прыткие обнаружили лазейку в доброте автора, а именно, начали безнаказанно складировать ресурсы и скупать карты, копя силы на резкий рывок (если разведчик спускается ниже старта, лагерь к нему не подвигается), что давало некое преимущество. Поэтому разработчику пришлось принять жёсткие меры и внести поправки в правила – такая hang back стратегия теперь карается сбросом всего честно нажитого: и карт, и ресурсов, и индейцев.
Кстати, меня тоже поначалу смутил один момент. Не совсем нравилось то, что дабы не получить штраф, можно спокойно избавляться от индейцев, посылая их в деревню и не применяя эффект локации. Но всё это устаканилось, когда пришло понимание ценности потраченного впустую хода.
Отмечу, что пугаться перегруженности карт не нужно. Правила объясняются за пять минут, и хватает один раз переместить лагерь, чтобы врубиться, что к чему. Но понимание некоторых моментов приходит с опытом. С ним ты осознаёшь, что игра далеко не такая пасьянсная, как кажется на первый взгляд. Что лидера можно притормозить, перекрыв ему доступ к нужным ресурсам. Что действие на сброс трёх карт и обновление журнала не бесполезное, потому как кроме заметного ускорения прокрутки колоды, позволяет скинуть сильные карты, на которые положили глаз соперники.
Говоря об атмосфере приключения, разумеется, никакой исследовательской операцией тут и не пахнет. Зато очень здорово обыграны нюансы реальной экспедиции. Помощники, которые заставляют терять драгоценное время, если валяют дурака. Тяжёлый багаж, замедляющий продвижение. Индейцы, которые толпой навалились на одно бедное каноэ и тянут группу назад.
В завершение пару слов о соло-режиме. Сам я его не пробовал, но пока писал обзор, обратил внимание на правила, и он мне показался не только полезным для тренировок, но и абсолютно не требующим каких-то муторных дополнительных манипуляций. Соревноваться придётся с виртуальным персонажем, а сложность регулируется стартовой позицией его фишки – чем дальше от Сент-Луиса, тем сложней. После каждого хода игрока разведчик-бот двигается на одно деление вперёд, задача та же – прийти к финишу первым. Бонусы за символы при сборе ресурсов тут реализованы с помощью специальных жетонов, которые кладутся на игровое поле.
Вот теперь всё. 8/10. Красивая, оригинальная и глубокая игра. Катя её тоже оценила. Я сужу по её горящим глазам, когда она, набрав кучу индейцев и ресурсов, начинает увлечённо думать над ходом, жадно перебирая карты.
Спасибо за обзор. Придется раскошелиться 🙂
А на фишках это наклейки? Они уже приклеены изначально?
Во 2 издании вроде приклеены, в 1 – нет, но наклейки можно с BggStore Заказать.
Да, наклейки, и клеить их самому придётся, то ещё занятие 🙂
Отличие второго издания в том, что они идут в комплекте (раньше это была промо плюшка), плюс стандартная квадратная коробка и органайзер внутри.
У меня 1 издание: поле даже ДО первой партии развалилось на части (но вроде как издатель заменил), коробка нестандартная, органайзера нет, наклеек нет, буду заказывать себе их.
А там ещё изначально и карты супер-тонкие были 🙂
Поле во новом издании вроде ок.
У меня квадратная коробка, есть органайзер, но наклеек нет(
Хм… может, мне на Эссене всунули, а я потом подумал, что они в коробке были. Не помню 🙂
Я тоже недавно купил, вот жду следующего сбора, чтобы освоить, правила прочитал – все достаточно внятно и легко объяснено, но пару раз за FQA’ом слазил))
>Помимо карт всем выдаётся по личному планшету, на котором изображено четыре лодки. Первые две служат для транспортировки провизии, снаряжения и других ресурсов, остальные – для перевозки рабочих.
Разве не 5 и 3, соответственно?
Ну вот, позорище, там же и картинка сверху есть :Р
Спасибо, поправил.
Оформление просто офигенное, в моём любимом рисованном стиле, поэтому заинтересовалась ещё когда увидела коробку. Но длина партии отпугивает, а также отзывы, что вчетвером это просто тягомотина — два шага вперёд, один шаг назад, даунтайм сильный, а впятером вообще не стоит садиться ни за что на свете. Вдвоём мы теперь играем редковато, я бы хотела игру, в которую интересно было бы играть вчетвером, но, похоже, увы, это не тот случай 😦
Сама гонка очень быстрая, не больше 5-6 остановок. Тягомотина именно в том, что все долго продумывают свои ходы. На коробке не соврали, написав “30 минут на человека”. Я бы даже сказал, что это минимум.
>(если разведчик спускается ниже старта, лагерь к нему не подвигается)
Лагерь никогда назад не двигается в принципе.
Мне, кстати, поле так и не заменили. Я уже на BGG на издателя ругался – ноль внимания, хотя в прошлом декабре слезно обещали прислать “как только так сразу”.
Про даунтайм – ненавижу эту манеру, когда игроки сперва трещат о чем угодно, а как до них доходит очередь, начинают просчитывать ход. Сам стараюсь в чужой ход просчитать, разложить, подготовить, а потом быстро сыграть.
Аналогично. Успеваю и подумать, и посмотреть, что остальные делают. Вот если бы все так, то и вчетвером можно было за разумное время сыграть.
Отличный обзор на очень хорошую игру!
Мне, кстати, тоже поначалу казалось, что отправка индейцев в локации без оплаты и соответственно без выполнения действий – это странно и как-то неправильно. Но с опытом, действительно, понимаешь, что даже один лишний ход – это уже зачастую достаточное наказание.
А вот наклейки на ресурсы из нового издания, как по мне, лишние 🙂
Мне наклейки нравятся. И не потому, что красиво (т.к. белый фон выглядит довольно странно, да и печать не чёткая), а потому что они есть. Смотрится необычно, даже забавно (они ж ещё шестиугольные). Помню, что это первое, что привлекло внимание.
С наклейками удобнее обучать, т.к. игрокам проще ориентироваться по ним, чем по цветовой дифференциации штанов.
А вот идея с шестиугольными фишками на самом деле клевая – выглядят эстетично, не катаются, и не такие мелкие, как кубики в большинстве игр.
Согласен. Да и кубы откровенно задолбали 🙂
присматривался к этой игре, но купил “Летопись”. надеюсь, что в следующем году смогу купить и эту красоту)
Ммм…пришла ко мне и она. Заранее радует, что правила простые и никому инглиш не надо объяснять)) Буду сравнивать впечатления.
Прочитав обзор, не пойму, как можно играть в такую игру одному (соло). Вроде, кол-во игроков 1-5.
Там виртуальный путешественник, который каждый ход идёт на 1 клетку вперёд. Его и нужно обогнать 🙂
Спасибо, понял
Владимир! Поясни, пожалуйста. Если сыграл карту основного персонажа (положил в зону своего поля), то эту карту играть можно только после привала? Или основные персонажи играются постоянно: и с руки, и со стола.
Я что-то запутался немного.
В общем, играешь персонажа с руки, т.е. “подпитываешь” другой картой или индейцами и выкладываешь перед собой. Разумеется, сразу же пользуешься свойством. Потом карта остаётся лежать только для значков ресурсов. Исключение: персонажи со значком бесконечности – они действуют постоянно (допустим, дают скидку на покупку других), пока находятся в твоей зоне. Когда делаешь привал, то всё забираешь в руку и только потом можешь играть заново.
То есть, если карта/карты (подпитывающая или основная) на столе, то ими можно играть, только после привала, кроме тех случаев, что ты указал? Так?
И ещё. Миплы из запаса просто так брать нельзя? Только через выставление их в “зону вновь прибывших”, по 1 челу? А уже после через переводчика? Так?
1) Да.
2) Конечно, нет 🙂 Получаешь их только через персонажа Переводчик/Interpreter (в правилах всё подробно расписано: со всех действий сгоняешь индейцев в Пау-пау и берёшь, сколько хочешь; фишки идут с поля, а не из запаса; из запаса потом добавляется один в зону “прибывших”, если там есть ещё) или при получении тайла лодки действием “улучшение экспедиции” (за 3 дерева, но уже из запаса, если там осталось).
Спасибо. Сидел весь вечер вчера разбирался и до конца не въехал.
Владимир! Начали играть и появился вопрос опять. Когда сбрасываешь карту, например, при найме персонажа ( вместо снаряжения) из дневника. В правилах написано, что эту карту нужно сбросить в колоду за игровое поле, т. е. навсегда или после привала её можно вернуть в руку?
Уходит навсегда (этим действием хорошо “чистить” свою колоду). Только нужно помнить, что при найме так скинуть можно только 1 карту.
Спасибо
Владимир! Ты как считаешь Lewis & Clark сложней, чем Colt Express.
Я имею ввиду “вход в игру” и сам процесс игры.
Намного. И по освоению, и по процессу. Кольт – это патигейм, по сути, а Льюис – довольно мозголомная евро-гонка.