Главная > Dominant Species > Dominant Species – крылья, ноги, хвосты… главное выжить!

Dominant Species – крылья, ноги, хвосты… главное выжить!

В минувшую субботу удалось приобщиться к ещё одной известной гиковской игре Dominant Species – глобальной стратегии о выживании видов в период неминуемого приближения ледникового периода. Спешу поделиться впечатлениями от первой партии на четверых, которая с объяснением правил заняла у нас порядка четырёх с половиной часов.

В Dominant Species (далее просто DS) каждый игрок управляет одним из шести видов животных: млекопитающими, рептилиями, птицами, амфибиями, паукообразными или насекомыми. Виды начинают борьбу в равных условиях, но имеют и некую характерную особенность, отличающую их от других. К примеру, тараканы лучше размножаются, обезьяны хорошо переносят неестественную среду, а птицы шустрее перемещаются.

DSC_0025

Чтобы добиться процветания популяции своих подопечных, игрокам потребуется набор деревяшек. Кубики обозначают представителей вида, цилиндры – фишки действий, а конусы – маркеры доминирования.

Ещё каждому виду соответствует планшет-памятка с местами под жетоны ресурсов или нужд. Пара таких ресурсов у игроков имеется изначально. Эти кругляшки, обозначающие траву, корни, мясо, семена, солнце и воду, необходимы для существования, так как указывают на приспособленность животного к тем или иным условиям обитания. К примеру, в начале партии насекомым желательно располагаться на гексах с жетонами травы. По ходу дела виды могут подстраиваться под постоянно меняющуюся окружающую среду и приобретать дополнительные жетончики другого типа.

DSC_0020

Основные задачи игроков – контроль наибольшего числа территорий и доминирование. Первое осуществимо через размножение, миграцию и исследование и определяется по количеству кубиков животных. Второе достигается за счёт умелой адаптации с помощью жетончиков нужд – чем больше у вашего вида ресурсов, схожих с теми, что расположены на гексе, тем лучше он приспособлен к выживанию.

Как видно, численное превосходство и доминирование – это абсолютно разные понятия, и их нужно чётко усвоить. Первое время мы постоянно путались и забывали, что при определении доминирования сравнивается наличие ресурсов, и совсем не важно, сколько на оспариваемом тайле кубиков того или иного вида.

Поделив стартовый клочок местности, игроки приступают к активным действиям. Каждый раунд состоит из трёх фаз: планирования, исполнения и вымирания.

Во время планирования все поочерёдно размещают свои цилиндры в специальную зону, на которой представлен широкий спектр возможных действий. Как только фишки расставлены, выбранные действия разыгрываются. Всё это происходит в строгом порядке: сверху-вниз и слева-направо. Далее кратко пробегусь по действиям.

Инициатива. Тут дозволено продвинуться по треку порядка хода на одну позицию вперёд. Ходить первым очень выгодно, ибо можно быстрее других занять ключевые действия.

Далее идёт целый пласт действий и событий, связанных с жетонами нужд. Адаптация позволяет выбрать дополнительный ресурс и тем самым расширить свою среду обитания. Упадок потребует убрать совпадающие элементы со своего планшета, а выставленная на это действие фишка – один сохранить. С помощью изобилия игрок может обогатить гекс новым типом лакомства, поместив на свободный угол один из представленных жетонов. Опустошение обозначает полное исчезновение ресурса на тайлах, соседствующих с тундрой. И снова выставленная фишка поможет обезопасить свой вид и убрать из бокса ресурс, которому грозит опустошение. И наконец, истощением можно портить жизнь соперникам, банально убирая соответствующие жетоны с любого места на игровом поле.

Оледенение. Распространением льдов управляют сами игроки. За данное действие можно накрыть тундрой один любой тайл, соседствующий с ранее выложенным снежным покровом. При этом все обитатели пускаются в бегство, оставляя за собой лишь по одному представителю. Сделавший эту пакость, ещё и получает очки по числу смежных ледяных тайлов.

Размножение. Сперва выбирается жетончик ресурса. Затем на каждом из окружающих этот жетон тайлов у вида происходит пополнение. Число особей зависит от типа местности.

Исследование. С помощью этого действия животные открывают новые земли. Из трёх тайлов игрок выбирает один и присоединяет его к остальным, за что тут же получает очки по числу смежных территорий. При этом он может взять из соответствующего бокса один жетончик ресурса и поместить его на новый гекс. После этого у всех есть возможность отправить туда своих особей.

Миграция. Тут всё просто: очки движения обозначают число кубиков, которые можно переместить на соседние тайлы.

Конкуренция. Позволяет уничтожать особей соперников, убирая по кубику с указанных рядом с действием типов местности.

 Доминирование. Выбрав это действие, игрок может инициировать подсчёт очков за отдельный тайл. При распределении мест сравнивается количество кубиков. Число же призовых мест и очки за них зависят от типа местности. Затем определяется доминирование. Доминирующий вид должен выбрать одну из карт событий и применить её эффект. Эффекты, по большей части, плохие и в основном связаны с различными природными катастрофами и ухудшающимися климатическими условиями.

Произведя множественные манипуляции с кубиками и конусами, а также убрав с поля погибших подопечных (тех, которые остались на тайлах без подходящих жетонов ресурсов), игроки определяют повелителя тундры, который получает дополнительные очки за её контроль.

Далее из мешка тянутся новые жетончики, и игроки приступают к новому раунду. Заканчивается партия, когда будет разыграна карта событий «Ледниковый период», оповещающая о финальном подсчёте, в котором участвует каждый тайл.

Игра действительно хороша. Особенно поражает атмосфера надвигающихся ледников и, как следствие, рьяные попытки видов урвать себе кусочек земли и приспособиться к новым условиям. Эти попытки, удачные и не очень, тут же отражаются на карте, посему игроки становятся свидетелями кардинальных перемен, касающихся среды обитания видов и их господства. Масла в огонь подливают и карточки событий, которые вносят элемент неожиданности и дают серьёзную пищу для размышлений при выборе действия доминирования.

Конечно, довольно скромное оформление уже третьего улучшенного издания не даёт в полной мере насладиться происходящим. Вкупе с безликими кубами, цилиндрами и конусами внешний вид тайлов и поля создаёт впечатление замудренного абстракта, нежели тематичной стратегии. Да, погрузившись в процесс, понимаешь, что внешность обманчива, но вот заставить себя в него погрузиться оформление и мешает.

Зато, если вам удастся смириться с неприглядными компонентами и продраться сквозь дебри поначалу не совсем понятных действий, игрушка отплатит вам сполна. Тесное противостояние и напряжение, витающее в воздухе на протяжении всей партии, гарантировано.

Несмотря на прямое противостояние, обиды проходят быстро. Да, игра агрессивна, но тут не такого, что ты долго строился, развивался, а потом в один ход всё растерял. Игроки в DS подвергаются нападкам соперников и страдают от капризов природы каждый ход, поэтому это воспринимается не так болезненно. Другое дело, пакостные манипуляции с жетонами ресурсов и выставление фишки на действие, которое так необходимо конкуренту (например, чтобы спасти жетончик ресурса) — вот через это можно насолить знатно.

Помимо идеи с жетончиками и необходимости развивать эластичный, быстро приспосабливающийся вид, мне ещё очень понравилось течение партии, отражающее исторические моменты. Всё наглядно и логично – богатые тайлы поля постепенно накрываются ледяным одеялом, из-за чего зверушки стремительно отступают в поисках новых территорий, пригодных для жизни. Ну, а кто не успел, погибает. Причём безвозвратно, так как вымершие животные убираются в коробку, а не обратно в запас игрока.

Основной багаж победных очков участники зарабатывают на доминировании и во время финального подсчёта. Призовые места на тайлах подразумевают умелое распределение кубиков и «подмазывание» к соперникам. Дополнительно можно ещё подняться на выкладывании тайлов тундры, исследовании новых земель и контроле ледника.

К слову, в нашей партии всё решил именно финальный подсчёт, благодаря которому птицы, грамотно разлетевшись по гексам, сорвали куш и обогнали моих насекомых. Бедняги, находясь в самом низу пищевой цепочки (из-за чего я проигрывал все ничьи), хоть и старались оторваться по ходу партии на доминировании и тундре, всё равно не смогли конкурировать с более продвинутым видом.

Если подытожить, то перед нами мозголомная стратегия на контроль территорий и тщательное планирование с принципом размещения рабочих и активацией действий, как в Age of Empires III. По взаимодействию и накалу страстей больше всего она мне почему-то напомнила Twilight Imperium, только без технологий.

Что может не понравиться в игре? Длительность, необходимость постоянно пересчитывать доминирование (утомляет очень) и значимость финального подсчёта очков, который может свести на нет все усилия, приложенные по ходу партии. Меня больше всего не устроило первое. Просто после трёх часов скрупулёзных калькуляций и активной мозговой деятельности уже как-то теряется концентрация. А в случае с DS это мешает в полной мере насладиться эпичным финалом.

Читал ещё про несбалансированность видов, но мы на себе пока ничего подобного не ощутили. Даже, наоборот, на первый взгляд, слабые птицы, здорово всех уделали именно благодаря своему свойству перемещаться на два гекса.

Надеюсь, что со знанием правил вторая партия пройдёт у нас гораздо быстрей. А она обязательно будет. Обнадёживает и то, что слегка подкорректировать количество раундов можно, убрав немного карточек из колоды событий. Но тут, главное не переборщить, иначе ледниковый период так и не нагрянет.

Реклама
  1. Tikoshka
    Август 6, 2015 в 09:55

    Круто! Давно интересуюсь этой игрушкой.

  2. _GrAnd_
    Август 6, 2015 в 21:05

    Одна из старых хотелок, которую покупать без пробы жаба душит, довольно дорого, а поиграть никто не предлагает.

    • Август 7, 2015 в 00:52

      А у нас тут на барахолке появилась по хорошей цене, вот и попробовали. А так тоже, у кого есть, сыграть особо не горят желанием.

  3. Август 18, 2015 в 18:26

    Очень хорошая игра и одна из моих любимых — топ 10! Последний раз в неё играл на летнем Настолкокэмпе и не пожалел. Играли часов пять, но это того стоило. Хотя своей коробки до сих пор нет — даже жалею и при возможности обязательно бы купил.

    Перед первой партией меня как всегда пугали тем, что это ооочень сложное евро, долгое и вообще не для каждого. Первое моё впечатление — чрезвычайно понятные, простые и структурированные правила. По сути это очень сложная борьба за мажорити, с нюансами, не дружественная к новичкам. К тому же требует не дюжего внимания и сосредоточенности.

    Ну и конечно же тема игры прекрасна. Не так часто встретишь такие.

    • Август 19, 2015 в 09:36

      По правилам абсолютно согласен, зря пугают ими. Главное усвоить принцип определения доминирования (я только к концу парии научился правильно его считать) и доступные действия.
      Эх, круто было бы увидеть ещё одно обновлённое издание с деревянными миплами видов, на подобие динозавриков в Эво.

  4. Сентябрь 15, 2015 в 17:29

    Категорически не нра. Мало того, что тема совсем уж за уши притянута, так еще и не красавица.

  5. Март 8, 2016 в 16:53

    Владимир, спасибо за обзор. Как всегда, полезно прочесть вместе с ознакомлением с правилами для лучшего усвоения. )

    Завтра как раз планируем сыграть первую игру. Есть следующий вопрос… В фазу «Истощения» (Depletion), если никто не выставил свою фишку действия на данный участок, а в нем был один или несколько жетонов, то что с ними происходит? Они просто сбрасываются? Если нет, то кто решает откуда именно они будут убраны?

    • Март 8, 2016 в 17:09

      В фазу сброса (Reset Phase) жетоны с Depletion уходят в «мешок», с игорового поля жетоны не убираются.

      • Март 8, 2016 в 18:07

        Благодарю за ответ!

        • Март 8, 2016 в 20:33

          Да, спасибо Диме. Всё верно 😉

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.