Главная > Voyages of Marco Polo > The Voyages of Marco Polo — катаясь на верблюдах и приторговывая золотом, шёлком и перцем

The Voyages of Marco Polo — катаясь на верблюдах и приторговывая золотом, шёлком и перцем

На первый взгляд The Voyages of Marco Polo не предвещает ничего выдающегося и оригинального. Механика размещения кубиков-рабочих далеко не нова, а сбор комбинаций ресурсов для получения победных очков можно увидеть в каждой второй евроигре. Именно по этой причине я долго обходил эту игрушку стороной, заочно она казалась какой-то обыденной и безынтересной. Сломался я, когда MP начала получать всяческие номинации и награды. И вот тогда я снова решился довериться авторам, подарившим нам замечательный Tzolk’in.

Если вкратце, то MP предлагает участникам взять на себя роль торговцев-путешественников, которые с помощью кубиков будут добывать различные товары, необходимые для выполнения заказов, а также посещать города, охотясь за вкусными бонусами.

Все начинают с набором кубиков своего цвета, фишками торговых постов (ими помечаются «взятые» города) и тайлом персонажа с уникальным свойством. В начале каждого раунда игроки бросают кубы, а потом по очереди их расставляют на специальные места, выполняя соответствующие действия.

Спектр возможностей предсказуем: получить те или иные товары, приручить верблюдов, поживиться на монетки, взять новые тайлы заказов, переместиться на карте. Действия требуют от одного до трёх кубиков, и каждым игрок может воспользоваться лишь раз за раунд (хотя это ограничение можно обойти с помощью нейтральных чёрных кубов).

Основной багаж очков приносят выполненные заказы, карточки тайных маршрутов, выставленные торговые посты и покорение Пекина — самой дальней точки на карте. Дополнительные очки можно заработать по ходу партии, умело пользуясь специальными «городскими» действиями, позволяющими конвертировать монеты и товары в ПО.

Даже прочитав правила и раскладывая компоненты на первую партию, игра всё ещё виделась вполне заурядным dice placement-ом. Заинтриговали лишь сильные (на грани с читерскими) свойства персонажей. Пробная партия удивила своей быстротой. Пятый раунд подошёл к концу, а мы только-только вошли во вкус. Ощущения получились скомканными, а впечатления какими-то обрывистыми. Было лёгкое недоумение по поводу карточек маршрутов — их выполнение казалось непостижимым. Да и в целом, путешествия отпугивали своей дороговизной.

А вот персонажи порадовали. Как расы в Терра Мистике, они заметно отличаются и дают ощутимые плюшки. Некоторые прямолинейны, а к другим нужно приноровиться. Позабавил Рашид, с которым кубики вообще не надо кидать, ты просто выбираешь любые значения сам.

Понравилась и лаконичная кубиковая механика. А именно, как здорово в ней сбалансированы удачные и не очень броски. Понятно, что большие значения на кубах принесут больше товаров и всё такое. Зато низкие позволяют задёшево активировать уже занятые действия. Дело в том, что если место с действием заблокировано соперником, то чтобы им воспользоваться, потребуется заплатить монеты согласно кубику с самым низким значением. Кстати, совсем провальные броски также компенсируются — если на всех кубах выпало меньше 15, то игрок берёт разницу деньгами.

Следующая партия не заставила себя долго ждать, ведь игру мы толком не распробовали. После неё поняли, что недооценили бесплатные действия, которые за верблюдов позволяют перебрасывать кубики, повышать/понижать их значения и докупать нейтральные чёрные. Вдобавок, мы обнаружили дополнительные возможности для передвижения (рынок, бонусы заказов). Всё это сделало выполнение тайных маршрутов реальным, теперь наши подопечные лихо доходили до Пекина и даже возвращались обратно.

С каждой новой партией игра на мирное распределение кубиков и накопительство всё больше походила на динамичную гонку с мозголомным планированием и тщательным комбинированием бонусов. Сейчас я могу точно сказать, что менеджмент ресурсов и рабочей силы тут не далеко ушёл от того же Tzolk’in-а.

Что касается реиграбельности, то за неё отвечает случайная раскладка тайлов городских бонусов и довольно внушительный набор карт дополнительных действий (на игру задействуются далеко не все). Ну и разумеется, персонажи — чтобы попробовать всех, потребуется восемь партий.

К слову, персонажи зачастую становятся предметом споров и обсуждений: мол, слишком сильные, несбалансированные и тому подобное. Я лично каких-то явных поломов не заметил. Да, некоторые выглядят более привлекательными, но большой проблемы в этом не вижу. Можно давать их новичкам, например. Да и разве это не дополнительный стимул — победить персонажем, который кажется слабее, чем у соперников.

То же самое относится и к двум основным стратегиям — выполнению заказов и путешествиям. Многие ругают продвижение по карте за бестолковость. А всё потому, что с заказами всё понятно сразу: знай себе, копи ресурсы, да добирай новые плашки. Путешествие же требует подпитки от свойства персонажа, выгодного расположения тайлов бонусов и выверенного плана. Короче, не любит народ думать, ему одинаково лёгкие пути подавай. У нас же обе стратегии успешно сосуществуют, отлично дополняя друг друга.

Если говорить об оптимальном количестве участников, то по мне так игра отлично идёт любым составом. На двоих она предлагает быструю дуэльку на 40 минут с применением нейтральных кубиков (они изначально занимают некоторые действия), а на четверых чуть более тесную партию, которая займёт час-полтора. Интересный нюанс — у одного персонажа свойство корректируется в зависимости от числа игроков, в комплекте даже специально идёт три разных тайла.

Вообще, наполнение коробки радует. Кстати, тут меня было легко «купить», фигурные фишки товаров/ресурсов — моя слабость. Единственное, этих самых фишек пожалели. Схитрили и положили более крупные «пятёрки», которые уж совсем трудно отличить. Хочется ещё добавить, что игра языконезависима. Я абсолютно доволен своей немецкой копией, которая обошлась мне гораздо дешевле английского издания.

Подытожим. Если вам нравятся игры с бросками кубиков-рабочих и последующим их распределением, то на MP обратить внимание однозначно стоит. Но памятуя о тех удивлениях, которые постигли меня в первой партии, брать коробку не глядя я бы не советовал. Хоть у игры и много мелких любопытных нюансов, по большому счёту перед нами старое-доброе «шило на мыло». Допустим, то же самое собирательство в Лордах Уотердипа мне показалось абсолютно унылым, а тут оно, наоборот, затянуло. Вероятно, благодаря кубикам, веренице всевозможных бонусов и малому числу раундов. Их, как мне кажется, именно столько, сколько нужно. Возня с ресурсами не успевает надоесть, а нехватка времени постоянно подстёгивает к оптимальным решениям. 8/10.

Реклама
  1. Imants
    Февраль 4, 2016 в 22:40

    Jā, šī spēle izskatās interesanta, tāds labs eiro. Iekļuvusi arī manā wishlistā. Autori malači — taisa labas spēles.

    • Февраль 4, 2016 в 23:34

      Jā, un diezgan atšķirīgas arī. Varbūt tev izdosies pamēģināt nometnē 😉

  2. aganov
    Февраль 5, 2016 в 07:23

    Надо бы попробовать на зуб: одно время раздумывал над покупкой, но чтение рулбука перебило аппетит. Смущают костыли вроде правила про «меньше 15 на кубах», да и в целом показалось, что механики какие-то вымученные. Плюс, твое сравнение с «Цолькиным», который для меня некомфортен, и «Лордами», которых как раз обожаю.
    На фото еще резануло глаз, что Лохаузен для всех городов одинаковую иллюстрацию использовал: что Александрия, что Венеция — один фиг, черепичные крыши полукругом.

    • Февраль 5, 2016 в 10:06

      Я думаю, что для себя мало чего интересного обнаружишь, учитывая то, что уже наигрался и любишь Alien Frontiers. Я просто так и не решился на AF (ну не нравится мне то, что в свой ход распределяешь все кубы и тем самым можешь из раунда в раунд блокировать определённые действия). Пока Marco Polo среди игр с кубиками-рабочими больше всего нравится (если чего не забыл).

      • Февраль 5, 2016 в 10:20

        Больше, чем Замки Бургундии?

        • Февраль 5, 2016 в 10:31

          Коварный вопрос 🙂
          Знаешь, я Замки воспринимаю больше, как игру на выкладывание тайлов, для меня она в другой категории «что-то между».
          MP — это чистые кубики рабочие а-ля Кингсбург.

          Но если не брать во внимание все эти жанры-механики, то МП чуточку больше нравится на данный момент. Но тут, видимо, сыграло то, что Замки поднадоели слегка (Катя у нас фанатка) и они на порядок дольше. Плюс, там всего 2 кубика :Р

        • Февраль 5, 2016 в 10:52

          Кстати, мне вот только два кубика по итогу нравится даже больше, чем 5-6, я поняла. Проще расставить 🙂
          А какие еще игры с кубиками -рабочими тебе нравятся?

        • Февраль 5, 2016 в 11:38

          Хмм, если подумать, то их не так уж и много. Понравились ещё Kingsburg (с дополнением) и Troyes. Первая — классика, вторая — довольно специфична, т.к. твоими кубками тут пользуются налево и направо.

        • Февраль 5, 2016 в 11:58

          Вот и я много не знаю, а Кингсбург есть.. Очень нравится механика, ещё такого хочу 🙂 Но не хочу, чтобы моими кубиками пользовались за меня :))

      • aganov
        Февраль 5, 2016 в 12:50

        Вот сравнение с «Оленями» вообще в голову не приходило, я как-то больше про «Труа» думал.

        Мне как и пани очень не понравилось (по правилам) обилие нюансов в каждом экшене. Как представлю, что это нужно будет рассказывать ни в чем не повинным людям — бр-р-р.

      • error111
        Февраль 9, 2016 в 07:58

        Больше чем РолФоЗеГелекси?

        • Февраль 9, 2016 в 09:02

          Нет, конечно. Ролл из кубиковых — the best! ☺

  3. Февраль 5, 2016 в 08:32

    >>Многие ругают продвижение по карте за бестолковость… Короче, не любит народ думать, ему одинаково лёгкие пути подавай.
    Забавно, т.е. и ты признаешь, что стратегия с заказами очевидна, легка и сильна. Однако получается, если вы хотите, чтобы и путешествия «работали», вам для этого ещё надо постараться и поухищряться, т.е. фактически самому придумать, как бы в это сыграть, чтоб ещё и не проиграть? :))) Почему игроки должны за дизайнеров придумывать, как сделать вторую стратегию такой же выгодной, как первая? 🙂

    Ты, может, видел мой пост про игру. Я очень рада, что вам нравится, но наши коллективные впечатления недалеко ушли от ваших первых впечатлений от игры, да и финальная твоя оценка, даже несмотря на 8, как-то осторожна 🙂

    Кстати, пара моментов: разницу с 15 при броске можно взять не только деньгами, но и верблюдами. А фишки товаров большего размера вроде стоят 3, а не 5.

    • Февраль 5, 2016 в 09:59

      Про обмен на верблюдов подзабыл, спасибо, подправлю! Про ценность больших фишек — тоже, но нам просто так легче, когда они 5, меньше путаницы 🙂

      Касаемо стратегии заказов, ты немного не так поняла: она не сильна, а просто легко реализуема. Но если полностью игнорировать путешествия, то вероятность победы минимальна. Не понял про «придумывать». Авторы явно дали понять, в чём сила путешествий (очки, бонусы, доп-действия). Посетить за первые пару раундов как можно больше городов для «вначалераундовых» бонусов — милое дело. На сборе ресурсов далеко не уедешь, ведь действия можно только один раз за раунд использовать (надеюсь, вы верно играли в этом моменте, т.к. даже благосклонность Хана можно один раз за раунд юзать). А бонусы с городов — это классная инвестиция в халявные ресурсы и деньги.

      Так что, весь смак для меня в игре — именно в совмещении плюшек от путешествий с выполнением заказов. Да, раскладка бонусные тайлов/карточек и особенность персонажа склоняют чашу к одной из стратегий, но всегда выгодней скомбинировать обе (хоть немножко).

      Я считаю, зря ты не дала игре ещё один шанс. Хотя, читая твои отчёты, я понял, что компания у тебя специфическая и избирательная. И, по-моему, она оказывает на тебя большое влияние в плане «во что играть» :P. Ты не раз упоминала, как волнуешься, делая заказ, пойдёт ли игра или нет. И если не пойдёт с первого раза, то пиши пропало. Но я не хочу сказать, что MP должна понравится всем, совсем нет.

      • Февраль 5, 2016 в 10:36

        У меня вот не получалось и путешествовать, и толково реализовывать что-то еще, больно дороги путешествия, пока на них денег наберешь.. Но да, совсем не путешествуя тут вряд ли победишь, одно-два путешествия сделать точно придется. А вообще, вот это физическое перемещение по карте мне очень понравилось само по себе 🙂

        Да, я волнуюсь при покупке, понравится ли мужу :)) Он мой главный партнер по играм, и если он забракует игру, то будет она лежать на полке, а я этого совсем не люблю. Сейчас с маленьким ребенком времени на игры мало, поэтому «выживают» только сильнейшие, так сказать %)

        А компания в принципе не сильно специфичная, ну, игры потяжелее любит и кооперативы не жалует, но вот в Наследние рубимся с удовольствием 🙂 Ведь странно было бы не учитывать при покупке игр, с кем ты будешь в это играть. И, кстати, еще ни одной игры я не продала, которая бы мне очень нравилась, а компания ее забраковала. Я продаю только то, что мне самой не очень пошло.

        • Февраль 5, 2016 в 10:45

          Да, от путешествий тут пшик, если этого ждёшь, то можно разочароваться. Просто завуалированный способ получения ресурсов и очков.

          Разумеется, я тоже учитываю возможный «провал» в компании. Но меня больше волнует, идёт ли игра на двоих. С Катей повезло в том плане, что она всеядна и, если не слишком часто, то играет со мной во всё 🙂

          За всю историю совместного увлечения настолками, она забраковала 2-3 игры только. Или я просто умею всё грамотно преподнести :Р

        • Февраль 5, 2016 в 10:57

          Ого, молодцы вы 🙂 Мне не так повезло, поэтому приходится выбирать тщательнее. Вот только Ghost Stories ему не нравится, но играет изредка ради меня 🙂

      • Eighth
        Февраль 8, 2016 в 09:12

        Хм… «благосклонность Хана» вроде можно трижды за раунд юзать, если у вас помимо своего есть черный и белый кубик, а на треке Хана свободные места под их расположения.

        • Февраль 8, 2016 в 09:17

          Всё верно. Я просто указал, что один раз (своим цветом), но правило можно обойти (чёрными кубиками или белыми определённым персонажем).

  4. Февраль 5, 2016 в 20:03

    Спасибо за обзор!
    Игра действительно классная, из «умных дайсометов» 🙂 в моём рейтинге она потеснила со второго места Alien Frontiers и почти дотянулась до лидера Troyes.
    Дополню, что ограничение в одноразовости использования действия можно один раз обойти, если использовать черный куб и даже обойти два раза, использовав ещё и белый куб, если вы играете за Матео и, конечно, если другие игроки уже не использовали кубы этого цвета для данного действия.
    Мне очень нравиться, что ключ к победе в игре состоит в совмещении, казалось бы двух противоречащих друг другу стратегий, во-первых пытаться по максимуму использовать свойства и заточенность своего персонажа, а во-вторых, с другой стороны, не упираться без оглядки в тот способ получения очков к которому предрасположен ваш персонаж, а пытаться поклевать по зернышку и из других источников.
    Соглашусь, что контракты — это далеко не панацея, да, самый наглядный и простой путь, но никак не единственный. У нас даже был случай, что побеждал игрок выполнивший всего лишь два контракта, но зато напутешествовавшийся от души :). Конечно же его персонаж располагал к такой игре.
    А по поводу того, что одни персонажи не то что сильней, а просто понятнее, как ими строить игру, чем другими, у нас в компании возникала идея о том, что в принципе можно играть всем одновременно одним и тем же персонажем. То есть договорились, что в сегодняшней игре, например, все играем за Марко, а завтра за Матео. Таким образом все в равных условиях, чемпионат получается :). Правда идея пока так и осталось идей, так как нам пока не надоело играть по правилам, каждый за уникального персонажа.

    • Февраль 6, 2016 в 15:50

      Как всегда спасибо за развёрнуты комментарий! Я смотрю, у нас вкусы очень совпадают 🙂
      Идея с одинаковым персонажем интересная, но у нас ещё промо-дополнение есть — очень классное, т.к. добавляет ещё персонажей (4 штуки). Думаю, что к следующему Эссену, ещё подобное выпустят.

  5. Февраль 6, 2016 в 16:06

    Меня игра разочаровала, показалась скучноватой и местами «поломаной». Красивое оформление радует глаз, но на нем одном далеко не уедишь. Если уж выбирать кубиковую игру, то Troyes, Alien Frontiers и Castles of Burgundy затыкают ее за пояс пошевелив левой бровью. Если выбирать ресурсово-обменную игру, то здесь снова таки лучше посмотреть либо в сторону игр Розенберна, либо в сторону Фельда. Да и среди игр на гонку она всем проигрывает именно по той причине, что особо не разгонишься. В итоге, пресно, скучно, и первый претендент у меня из шкафа на продажу. На одной уникальности персонажей и красивом дизайне далеко не уедишь.

    • Февраль 6, 2016 в 16:21

      Ну вот, уровняли позитивные отзывы 🙂 А в чём показался полом, если не секрет? (подозреваю, что в некоторых карточках действий в городах)

      • Февраль 9, 2016 в 12:40

        В карточках действий в городах. В относительной «пустоте» этих самых карточек, которые по сути нужны только в последнем, ну может быть еще в предпоследнем раунде, потому что в большинстве своем все они завязаны на ПО. В связке между тайными целями (путешествиями) и самой дороговизне путешествий.

        • Февраль 9, 2016 в 20:53

          Ну карточки, в принципе, и есть некое подобие целей, где можно подзаработать дополнительные очки. Хотя среди них и много не на ПО, и они заметно выгодней обычных действий (на передвижение, ресурсы, деньги). Но я понимаю: что одному кажется плюсом, другому может совсем не понравиться. Но полома же тут нет.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий для Imants Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.