Shadowrun: Crossfire – самый жёсткий кооператив
Надеюсь, не последние впечатления от Shadowrun: Crossfire – кооперативной колодостроительной игры, которая уже несколько раз буквально унизила нас своей сложностью.
Забава не новая, 2014 года. Помню, когда Shadowrun: Crossfire (далее просто SC) только вышла, пристально следил за её судьбой, так как помимо уже знакомого формирования колоды игра предлагала развитие своего персонажа через наклеечки. Да, сейчас этим уже никого не удивишь, но тогда подобная фишка казалась чем-то невероятно крутым и диковинным.
К сожалению, по причине отсутствия достаточного числа обзоров, отзывов и восторгов интерес к SC как-то быстро поугас. Когда же коробка появилась в нашем любимом магазине Brain Games, повертев её в руках, я как-то не проникся, подумав, что перед нами всего лишь ещё одна колодостроительная игра. Не добавлял ей привлекательности и неадекватный ценник в 70 евро, – и это за стопку карт, несколько хлипких листов и горстку невыразительных жетонов. Что касается наклеек, то на деле они просто заменяли собой карточки способностей.
Но вот, где-то пару недель назад, благодаря другу Диме, неравнодушному к вселенной Shadowrun и удачно купившему коробку с рук, SC появилась на нашем столе. Сразу скажу, после трёх партий я пребываю в недоумении. Пока мне кажется, что тут нереально пройти даже самую лёгкую миссию. Но обо всём по порядку.
События происходят в мире Shadowrun, где сочетаются фэнтези, магия и киберпанк. Мне вселенная напомнила Android, куда добавили гномов и эльфов, и где герои не сидят перед компьютерами, пытаясь взломать сервера алчных корпораций, а идут на дело с пушками и книгами заклинаний.
Если не ошибаюсь, в базовой коробке четыре миссии, которые отличаются сложностью врагов, количеством раундов и рядом нюансов, добавляющих сюжета и уникальных условий победы. К примеру, в первом задании нужно банально отбиваться от всякой нечисти, а уже во втором к команде (напомню, что игра кооперативная) примыкает так называемый клиент, которого придётся охранять.
В начале миссии каждый выбирает себе лист персонажа. Под шкалой здоровья располагается четыре слота для улучшений, а также место, куда можно вписать имя и, где отмечается заработанная карма (опыт). Правее указана раса и стартовые характеристики: число жизней, добираемые на старте миссии карты и монетки.
Далее игрокам следует подобрать своему подопечному роль – выбрать карту, определяющую состав начальной колоды. Стартовые карты не обладают спец-свойствами, они отличаются лишь типом (синие – заклинания, чёрные – всякие технические штуки и оружие и т.д.) и имеют всего один значок соответствующего цвета – этими значками и придётся лупить врагов.
Что касается отличия в ролях, то оно обуславливается тем, что в начальной колоде преобладают карты какого-то одного цвета. В дальнейшем, когда игроки приобретают новые, более сильные карты с рынка (тут он так и называется “чёрный рынок”), специализация имеет большое значение, так как в рамках одного цвета карты взаимодействуют достаточно плотно.
Если говорить о правилах, то для тех, кто уже знаком с играми, где нужно бить врагов посредством хитросплетений свойств, описанных на картах, они покажутся достаточно простыми. Ну а ежели сравнивать SC по основной идее и общим ощущениям от процесса, то на ум сразу же приходит Ghost Stories. Сейчас поймёте, почему.
По ходу миссии перед персонажами по очереди выкладываются карты врагов (тут они называются преградами). Чтобы убить вражину, следует нанести ей указанную сверху комбинацию урона, состоящую из символов разного типа. Допустим, если на карте нарисован серый кружок с тройкой, один синий значок и два красных, то это означает, что игрокам для преодоления данной преграды требуется набрать указанные символы, разыгрывая карты с руки.
В свой ход полностью убивать врага необязательно, нанесённый ему урон отмечается специальным треугольным жетоном и сохраняется на будущее. Но есть тут один немаловажный нюанс: чтобы передвинуть жетон, уровень угрозы (символ) следует пройти полностью. То есть, частично выполнить серую пятёрку не получится, либо играем 5 любых символов, либо курим. Понятно, что при встрече с жирным монстром одному набрать кучу разноцветных символов адски сложно, поэтому игроки могут смело подкидывать карточки товарищам и даже помогать в чужой ход, активируя свойства assist.
Разумеется, враги обладают не только вереницей значков, но и всякими пакостными свойствами (у некоторых, наоборот, бывают бонусы за убийство). Например, запрещают в конце своего хода добирать карты (а как вы уже поняли, они тут на вес золота), бьют соседей и т.д. Ну а для полного счастья в начале каждого раунда вскрываются карты событий, ещё больше усложняющие героям жизнь. Более того, эти карты не только несут в себе сиюминутный негативный эффект, но и подгоняют персонажей поскорей завершить миссию. Дело в том, что некоторые пакости завязаны на количестве и типах карт событий в сбросе.
Теперь о хорошем. Если враг повержен, то игроки делят указанные на нём монетки, выдавая по одной по кругу, начиная с того, кто монстра добил. В конце своего хода монетки можно спустить на покупку карт с чёрного рынка (на нём всегда шесть штук). Приобретённые карты идут непосредственно в руку.
Если игрокам удаётся пройти миссию, то они получают опыт. Накопленный опыт можно потратить на прокачку своего персонажа. Как я уже говорил, улучшения тут представлены в виде наклеек. Самая дешёвая обойдётся в 5 кармы. Для сравнения, стартовое “лёгкое” задание за победу даёт 3 очка. Вроде бы немало, выиграл два раза и порядок. Мы тоже поначалу так думали, а сейчас нам даже эта скромная цифра кажется недостижимой. После трёх партий у нас только по одной жалкой карме. Как мы её получили? Авторы предусмотрительно ввели вариант побега из миссии. Если после смерти персонажа остальным удаётся продержаться раунд, то всем даётся +1 в карму. Вот мы один разок и сбежали.
Как видно, Shadowrun: Crossfire – это этакая Ghost Stories с колодостроением, в которой тайлы деревни и кубики заменили на свойства карт. Враги, закреплённые за игроками и каждый ход наносящие урон “хозяину”, цветные значки, обозначающие их здоровье – всё очень похоже.
Но сложность пока кажется несоизмеримой. Да, GS тоже непростая кооперативка, но в ней свет в конце туннеля появляется уже после первого-второго слива. Ты запоминаешь возможных врагов и последствия их выхода, активно пользуешься свойствами монахов, контролируешь рандом бросков запасом жетонов – и всё постепенно получается.
В SC пока какая-то жесть. Тут очень много непредсказуемых моментов. В появлении врагов с широчайшим спектром плохих свойств, в приличной колоде таких же уникальных событий. Запомнить все потенциальные бяки нереально. Вроде бы начинаешь с оптимизмом: прошёл первый раунд, второй, а на – третий бац: “вы не можете тянуть карты”, “вы не можете покупать карты”, “вы не можете играть больше трёх карт”… Ещё веселее, когда при доборе двух карт в конце своего хода, выходит враг с серыми пятёрками, и ты тупо несколько ходов копишь, огребая ранения.
Скажу честно, я пока не понимаю, как тут можно умно победить. Да, командная работа на высшем уровне. Но печалит то, что все бурные коллективные обсуждения в поисках оптимальных ходов разбиваются о рандом. Один раз это так взбесило, что захотелось сделать flip the table и выбросить коробку в окно.
В общем, пытаться ещё будем (уже прям дело принципа, да и хочется хотя бы одну наклеечку), но если прогресса не увидим, то ну этот ваш Crossfire. Пока выигрышный вариант представляется только в том случае, если игра сама поможет правильным выходом угроз.
Позже обязательно отпишусь о наших успехах, а пока Дима пошёл смотреть четырёхчасовой мануал, где автор подробно объясняет, как эффективно играть (кому какие карты покупать и т.д.). Надеюсь, это добавит нам понимания сего безобразия. На данный же момент из явных плюсов могу отметить лишь арт – на некоторых картах он просто шикарен. А так, довольно средненько и однообразно, в каждом сценарии одно и то же – монстры лезут, а игроки их бьют. По незамысловатости и основным механикам (колодостроение, колоды врагов) напоминает карточный Pathfinder без кубиков.
Три основных правила Crossfire:
1. Не сдаваться
2. Не сдаваться
3. Никогда не сдаваться
Играли в неё уйму раз и поначалу были именно такие эмоции – “ну его” и “рандом”. При более пристальном рассмотрении – грамотный и своевременный розыгрыш карт способен вытянуть практически любую ситуацию.
Основные ошибки, которые могут допустить новички:
– разыгрывать все карты с руки. Это делать стоит лишь в крайнем случае. Никогда не знаешь какая карта может понадобиться в следующий момент, засим выкладываемся тогда, когда можем убить или когда иначе убъют напарника.
– циклиться на цвете роли. Да, Street Samurai изначально больше заточен на чёрный цвет, но та же снайперка пригодится абсолютно любому персонажу. Ровно то же самое можно сказать про лечебные карты Mask.
– карты из колоды Crossfire при игре меньше чем вчетвером начинаем выкладывать не сразу
– после прохождения волны врагов – карта Crossfire отправляется под низ колоды, а не в сброс
– уход напарника в отключку не означает проигрыша партии. Нередко мы попадали в ситуации, когда лучше пусть уведут члена команды в 0, а затем мы перебъём его врагов разом.
И насчёт совсем одинаковых сценариев не соглашусь. Миссия по сопровождению VIP достаточно самобытна для колодостроительных игр.
Спасибо! Писал, в принципе, с надеждой на советы. По правилам – пусть Дима проверяет, а по первому пункту – старались придерживать карты, но особо не помогло :Р
Жёстче чем Ghost Stories?
Для меня – да. Бывалые, наверно, скажут, что просто надо больше времени, чтобы въехать, как играть.
Скорее Андроид это недоделанный ШР)))
Жду продолжения)
Я прописал подробно правильную стратегию взаимодействия в команде: http://boardgamegeek.com/filepage/109035 И играть легче вчетвером.
Глянем. Мы только вчетвером и пробовали. Если меньше, то цвета ещё сложней набрать. А нам сложней не надо 🙂
Уже почти 2 года периодически поигрываем. ИГра действительно очень хороший кооператив. Первые партии правда почти нереально победить, только если оч повезет, но потом с первыми стикерами приходят первые победы, тут конечно и стикеры и опыт уже играют свою роль, но в какой то момент понимаешь, что одна карта ивента может всех просто похоронить просто потому что. Все монстры к примеру зеленые на столе и выходит ивент всем зеленым поднять атаку на 1. И всё, можно конечно как то кого то потаскать кнутом, заблокировать атаку огнем прикрывающим и ещё что такое, но это только продлит мучения на пару ходов. И со временем начинаешь понимать, что рандома больше намного, чем хотелось бы. Но сам процесс достаточно приятный, пусть и паззловатый и чувствуется работа в команде.
Доп тоже уже попробовали, забавные роли смешенных цветов и парочка годных новых стикеров и карт в рынок и пара сценариев вродь, но их ещё не трогали. В общем ровно то, что нужно в допе.
Очень схожие впечатления 🙂
Эх, как же эти наклейки честным путём получить-то?
Игра должна увлекать и поощрять с первых партий, но авторы об этом не позаботились.
Надо пыхтеть над одним и тем же первым сценарием 10-20 раз, чтобы получить наклейку. Так энтузиазм быстро пропадает.
Мы на следующий раз решили попробовать офиц. альтернативный стартовый сценарий с сайта производителя. Говорят, он легче.
А у вас супервайзер в коробке был, который за всем следит? Мы когда героически, по нашему мнению, погибали, то давали себе чуток кармы ))
Игра ж должна удовольствие приносить )) Так что партии три проиграли, два раза даже сбежать получилось, наклеили первые наклейки, а потом уже по-честному играли.
А что за супервайзер такой? :Р Я просто тонкостей правил не знаю. Но похоже, что мы без него играли, т.к. в копилке у нас до сих пор по 1 карме ;(
хотя справедливости ради, потом ради интереса играли без учета наклеек и один раз только победили. Когда все монстры выходили дохлые и с 1 атакой. Иначе без наклеек почти нереально пройти.
Ха! Мы играем вдвоём и, на мой взгляд, в этой игре всё крайне сильно зависит от банальной удачи: повезло с врагами и магазином – выиграл, нет – тупо постепенно сливаешь. Возможностей очень мало, просто листай колоду и всё. Странные и неприятные ощущения.
Тоже склоняюсь к тому, что все эти обучающие видео ни к чему не приведут. Уж очень много зависит от того, как карта ляжет. Может, какие хоумрулы введём, на БГГ их более чем достаточно (теперь понятно почему :Р).
Сценарии лучше играть те, которые я перевёл, и в указанном порядке – они проще и интереснее оригинальных (взяты с оф. конкурса сценариев).
По поводу улучшений. Сыграв 1-2 игры и разобравшись с правилами, понимаешь, что рано или поздно наберёшь нужное количество опыта для первой наклейки, поэтому не стоит тратить время на это, а просто выдать по 1 наклейке каждому бойцу. В стратегии, опять же, написано, что кому лучше брать.