Papà Paolo – битва доставщиков пиццы
Предлагаю вашему вниманию обзор Papà Paolo – семейной евроигры на тему развития своего района и снабжения его пиццей.
Papà Paolo заинтересовала меня не только аппетитной и неизбитой темой, но и перечнем используемых механик. Тут вам и размещение рабочих, и тайлоукладство, и доставка товаров, и даже аукцион. Как я уже упомянул выше, игрушка семейная, поэтому все эти механики представлены в простом и понятном виде, без каких-либо заковыристых нюансов и свистелок.
Коробка довольно увесистая, внутри много картона и дерева: поле, планшеты игроков, всевозможные тайлы, а также фишки рабочих и коробок с пиццей.
Рабочих и пиццы придётся обклеить. И если с поварами и доставщиками проблем нет – даже наоборот, забавно наблюдать, как они преображаются, то обклеивать почти 150 мелких квадратиков – просто адский ад! Мне это удалось только с третьего захода, и то пальцы уже тряслись. Господа издатели, делайте принты – поверьте, удовольствие от облагораживания наклейками сотни-другой одинаковых мелких фишек стремится к нулю.
Ладно, наклейки всё-таки одноразовое мероприятие. Что реально расстроило, так это оформление. Оно настолько скучное и аляповатое, что не только не радует глаз, но и мешает играть. В первую очередь, это касается тайлов района, где не сразу разберёшь, сколько на них цветных домиков. Особенно, если речь идёт о жёлтых. Кстати, был удивлён, что художником является David Cochard, работавший над Dungeon Lords и Dungeon Petz. В принципе, у него всегда такой немного “busy” стиль, но если в Лордах и Петах нужная информация воспринималась чётко и легко, то тут просто караул, глаза сломаешь.
С компонентами и оформлением разобрались, теперь, собственно об игровом процессе.
Каждому достаётся планшет с треками опыта и соответствующими маркерами, 4 фишки рабочих (доставщики на мопедах), 1 фишка порядка хода (шеф-повар), 36 пицц и начальный капитал в размере десяти монет. Ещё всем выдаётся по стартовому тайлу района с пиццерией и одним клиентом (цветной домик).
Для остальной подготовки потребуется перемешать и разместить рядом с полем тайлы района, рассортировать по раундам жетоны доставки, а также выложить на соответствующие места дополнительные пиццерии и жетоны инвестиций.
Каждый раунд начинается с поочерёдного выставления рабочих. Они распределяются по тайлам района, которые предварительно раскладываются сеткой 4х4 (это при игре вчетвером) на специально отведённый участок поля. Ещё вокруг рынка тайлов случайным образом кладутся монеты. В конце фазы выставления рабочих деньги достанутся тому, чьих фишек в конкретном ряду или колонке окажется больше. При равенстве преимущество у того, кто ближе к монетке.
Второй оригинальный момент заключается в том, что при выставлении доставщика, игрок может решить, либо он берёт тайл и пристраивает его к своему району (дорога должна прилегать к дороге, а максимальный размер района 5х4 тайла), либо выполняет одно из действий напротив ряда и колонки, на пересечении которых стоит фишка. Доступных действий четыре:
Поиск спонсора. Получаем монеты согласно треку финансов на своём планшете.
Покупка ингредиентов. Руководствуясь табличкой-памяткой можем купить пиццы и распределить их по своим пиццериям. Рыночный трек укажет, сколько пицц полагается бесплатно.
Экспресс-доставка. За две монеты можем доставить пиццу в любую точку своего района. Количество таких экспресс-пицц также прокачивается на соответствующем треке.
Постройка пиццерии. Пиццерии отличаются по стоимости и вместительности. Новый ресторанчик тут же пристраивается к району с двумя халявными пиццами.
После фазы действий и расширения своих владений наступает аукцион, где лотами являются жетоны доставки. Ставки делаются с помощью всё тех же рабочих. Каждому жетону доставки соответствует своя колонка. Если игрока перебили, то он обязан либо поставить больше, либо переместить фишку в другую колонку. Как только всем удаётся договориться, кому какой жетон достанется (т.е. в каждой колонке будет по одному доставщику), аукцион заканчивается.
Помимо жетона доставки, игроки также борются за жетоны инвестиций (первым выбирает тот, кто больше поставил). Жетон можно использовать двумя способами (причём, перед самой доставкой): выполнить одно из указанных основных действий или подвинуть маркер на соответствующем треке.
Ну, и самое главное – доставка. На жетоне доставки написано расстояние и количество пицц, которые можно развезти. Также за эффективность доставки отвечает самый нижний трек планшета – он указывает, сколько, скажем так, выездов, может совершить игрок. Допустим, если мне достался жетон с расстоянием два и пятью пиццами, а маркер доставки у меня на единице, то это означает, что я могу развезти до пяти пицц в два ближайших тайла по одному маршруту. Маршрут всегда начинается из пиццерии и не может прерываться.
Пиццы кладутся на цветные домики, и в конце партии каждая доставленная коробка принесёт одно победное очко. Кроме этого, полностью прокормленный тайл, то есть тайл, на котором все цветные дома накрыты пиццами, тут же позволяет игроку передвинуть маркер опыта того же цвета. Получается, что тайлы с одним домиком позволяют быстрей прокачать основные параметры и предпочтительны в первых раундах, а с двумя-тремя – дают больше очков при меньших усилиях в логистике.
С каждым раундом районы игроков увеличиваются в размере, а вместе с ними и опыт в ресторанном бизнесе, позволяющий привлекать больше спонсорских денег, закупать ингредиенты со скидкой и совершать более эффективные доставки. По окончании пятого раунда игроки подсчитывают очки. Как я уже говорил, каждая доставленная пицца = 1 ПО. К этим очкам добавляются бонусы с планшета (за прокачку треков) и отнимается по очку за испорченные пиццы (те, что остались в пиццериях).
Впечатления
Про иллюстрации повторяться не буду. На мой взгляд, оформление неудачное, с трудно различимой информацией на поле и тайлах.
Сама игра мне понравилась. Papà Paolo определённо не шедевр, но в качестве семейного евро идёт неплохо. Разнообразные механики не дают заскучать, нет ощущения, что приходится делать одно и то же. Да и партии проходят достаточно бодро, ведь на всё про всё даётся всего пять раундов.
Понравилось, что помимо созидательного процесса отстройки района в игре присутствует элемент кризисности, заставляющий постоянно оценивать финансы и тщательно планировать действия (их ограниченное количество, а успеть нужно всё). Каждый раунд приходится заботиться не только о расширении собственной зоны доставки, но докупать новые коробки и откладывать деньги на аукцион.
В плюс можно отнести и оригинальные моменты при выставлении рабочих: выбор между тайлом или действием и борьбу за бонусные монетки.
Сам принцип доставки тоже интересно реализован. Жетоны с расстоянием и лимитом на количество пицц, число доступных выездов, возможность улучшить тот или иной показатель на планшете – всё это реально заставляет почесать репу при выкладывании тайлов и покупке новых пиццерий. Разумеется, эта часть благотворно сказывается на атмосфере, перекрывая собой анти-тематичный рынок тайлов и аукцион.
К игре у меня две придирки. Первая – чрезвычайно слабая реиграбельность, которая зависит лишь от выхода тайлов района. От количества и цвета домиков будет зависеть, как быстро и какие именно параметры можно улучшить на старте. Видимо, я уже разбалован всякими случайными сетапами и другими инструментами, отвечающими за вариативность партий, но мне в Papà Paolo реально не хватало разнообразия. Тут реально напрашиваются какие-нибудь цели, завязанные, к примеру, на цвете домиков и т.п.
Вторая претензия – очень ровная игра. Каждый раунд все доставляют пиццы и качают треки, а следовательно, набирают примерно одинаковое количество очков. В итоге кто-то побеждает, опередив соперников на 1-2 ПО. Проигравшие особо не расстраиваются, ведь они отстали совсем чуть-чуть. Победитель тоже особого восторга не испытывает, ибо ничего грандиозного для победы не сделал.
Получается, что игра, в принципе, не даёт шанса проявить себя – ни какой-то крутой комбинацией, ни хитрым планом или ходом. Все что-то там строят, доставляют, а потом кто-то почти случайно выигрывает. Cлишком забалансированно. Кстати, рекомендую играть сразу с дополнительным правилом, по которому тот, у кого в конце осталось больше всего монет, получает 2 ПО, а следующий за ним – 1.
В остальном всё хорошо: поиграть было любопытно, удовольствие получили. На двоих-троих вроде тоже неплохо масштабирутеся, текста на компонентах нет. Семейно, позитивно, не без изюма, на 7/10 потянет.
Сказал что так себе, но поставил 7 балов.
Не говорил я такого, норм игра.
Суровый ))
Да, я сама доброта :Р
На самом деле, о PP не могу сказать, что это “ещё одно евро”.
Приятная игрушка, просто для меня в ней маловато “мяса”.