Royal Goods: Longsdale in Revolt – лучшее дополнение!
Вообще, я не люблю писать о дополнениях, так как обычно их обзоры сводятся к перечислению новшеств (что, в принципе, можно узнать из правил) и стандартной финальной фразе “если вам нравится база, то берите доп”. Но Longsdale in Revolt заслуживает внимания. Эта дополнительная колода карт кардинально и в лучшую сторону меняет игровой процесс простенького симпатичного филлера Royal Goods (или, по-новому, Oh My Goods!) и даже позволяет сыграть кампанию.
Но сперва немного о самой игре. Как мне кажется, Royal Goods незаслуженно осталась в тени, являясь отличной компактной карточной игрушкой на построение ресурсных цепочек с элементом “push your luck”.
Причин такой несправедливости аж целых три. Первая – игру сначала выпустило никому неизвестное издательство Österreichisches Spiele Museum e.V., и сделало это, как говорится, без шума и пыли, то есть особо не пиаря, хотя тут можно было немного подсуетиться и воспользоваться именитостью Александра Пфистера, находившегося в то время на подъёме. Второй момент – дурацкое новое название Oh My Goods!, которое досталось второй редакции. Видимо, издатель понадеялся на развесёлую игру слов, но на самом деле такое OMG! наводит лишь на мысль о какой-нибудь несерьёзной “trick-taking” забаве. Ну и последнее – немного недоработанные правила первого издания. Позже автор внёс пару годных поправок, слегка снижающих влияние рандома и позволяющих запитать даже дорогие здания.
Лично моё мнение: Royal Goods ничем не хуже той же Port Royal. На самом деле она даже более заковыристая и вдумчивая и отдалённо напоминает очень упрощённую версию какой-нибудь Race for the Galaxy (мультифункциональные карты, построение движка).
Проблема же базы, помимо ощутимой доли случая, заключается ещё и в ненадобности зданий на дорогие товары, из-за чего суть игры немного теряется. Время и силы, потраченные на запуск мега-цепочки, зачастую не приносят должных плодов. Гораздо проще закончить партию в свою пользу “рашем” на дешёвых зданиях.
С дополнением же игра просто расцветает. Longsdale in Revolt не только правит некоторые спорные моменты, но и добавляет элемент истории и даже эффект legacy, не говоря уже о большей вариативности.
Как и первое издание, дополнение двуязычное, и некоторые карты тут представлены в двух экземплярах: на немецком и английском. Но даже если не считать повторы, в коробке находится порядка 90 новых карт, а это почти столько же, сколько было в базе (110). Почти половина – это карты событий и сценариев, остальное – постройки и персонажи, которые добавляются в обычную колоду (но не все сразу, а постепенно).
Теперь об изменениях и новшествах. Партия с дополнением длится строго 9 раундов. В начале каждого из предварительно сформированной стопки вскрывается событие, которое носит сиюминутный эффект или меняет какое-то правило. Например, закрытие рынка происходит после выхода трёх солнышек, а не двух; или игроки сразу же и бесплатно могут передвинуть помощника (за деньги их двигать теперь нельзя).
Кроме этого, карты событий отвечают за развитие истории. На некоторых имеется художественный текст, раскрывающий сюжет, и призыв добавить в игру новые здания или персонажей. Партии становятся насыщенными, выбор у игроков – шире, и появляется даже некая интрига, что же будет дальше. Немаловажно и то, что стопка событий помогает и в усмирении рандома, иногда предлагая халявный добор карт, производство или запуск цепочек. Получается, что, освоившись с событиями, можно больше планировать.
Цель от партии к партии тоже меняется. К очкам, заработанным за постройку зданий и производство товаров, добавляется дополнительное условие, за невыполнение которого полагается существенный штраф. Обычно данное условие заключается в накоплении определённых товаров.
Что касается новых зданий, то разных не так много, но зато они достаточно интересные. Одни производят новый товар сами по себе, не нуждаясь в рабочем; другие привносят новый ресурс силы. Сила потребуется в сценариях, вдобавок без неё нельзя построить Оружейную, где куют мечи. А вот Дозорная башня подсовывается под ранее выложенное здание и тем самым снижает на единицу число требуемых для производства товара ресурсов.
Если говорить о кампании, то она совсем “мини”, всего 5 сценариев. Мы её ещё не прошли, но краем глаза я заметил, что в последних “главах” имеются даже разветвления, то есть игроки сами выбирают, в каком направлении развивать сюжет. Завязка же заключается в том, что жителей Лонгсдэйла настиг голод, и Король призвал раздобыть еду, да засеять новые поля кукурузой. Как всегда, не обошлось без злодея. Кстати, даже по окончании кампании можно припеваючи продолжать играть с дополнением. Как именно, подскажет правило “All inclusive”.
Стоит ещё отметить соло-режим, к которому идут специальные карты целей для каждого сценария.
Дополнение действительно замечательное и оригинальное. Оно не усложняет игру, но в то же время очень благотворно сказывается на реиграбельности, усмирении рандома и, что для меня оказалось неожиданностью, выводит обычный филлер на новый уровень. То есть, процесс остаётся всё таким же быстрым и несложным, но здорово прибавляет в тематике. Да и вообще, вся эта идея добавить кампанию в филлер так сильно умиляет. Всё-таки не зря Longsdale in Revolt было номинировано на лучшее дополнение 2016 года на BGG.
Одна проблемка, доп продавался на Эссене ограниченным тиражом с пометкой “промо”, и сейчас его не достать. Но, к счастью, после восторженных отзывов, как и базу, Mayfair Games планирует его переиздать. И, традиционное: кому зашла Royal Goods, обязательно берите Longsdale in Revolt, тем более, если дополнение будет стоить всё те же смешные 8 евро.
Интересно! Только жаль, что в отличие от базы дополнение требует знания английского, потому остается надеяться на локализацию. Хорошо, чтобы за игру взялся кто-нибудь, но не “МХ”!
Английский совсем базовый, хотя это, конечно, тоже текст.
Спасибо за обзор! Я так понял, что текст в основном на картах событий, а они общие для всех и их может прочитать любой игрок, знающий английский. Верно?
Да, события общие. Ещё в колоду зданий могут замешаться несколько персонажей, но при доборе они сразу же разыгрываются, т.е. перевести может любой.
Ты забыл четвёртый пункт! Иллюстрации от Клеменса Франца %))))
Ха-ха, точно 🙂
Pamatspēle mums labi aizgājusi kā ātrā spēle starp garākām spēlēm. Paplašinājums izklausās interesants, cerams kādreiz izdosies iegūt. 🙂
Labi arī tas, ka laika ziņā nekas nemainās, varbūt “setup” ir bišķiņ ilģāks.
Добрый день!
не до конца понятна карты Куница с ее свойством:
в русской редакции звучит так:
4 фазе добавьте 6 карт на рынок, в конце своего хода сбросьте их (не дословно).
значит ли это, что можно использовать ресурсы с этих карт для своих зданий?
Да, можно. В этом и смысл свойства – добавить ресурсов!