Главная > Concordia > Впечатления от Concordia

Впечатления от Concordia

Ненадолго отвлечёмся от новинок и вернёмся к играм, проверенным временем. Сегодня хочу поделиться мыслями насчёт Concordia. В своё время это с виду скучненькое евро прошло мимо меня, но на прошлой неделе мне довелось к нему приобщиться.

Долгое время я игнорировал Конкордию по двум причинам. Первую я уже упомянул – это оформление. До недавнего времени коробка была вообще унылой. Внешний вид компонентов тоже не внушал доверия: скучное поле, какие-то серые карты. Выделялись из этого печального ряда разве что приятные кастомные фишки ресурсов. Короче говоря, всё как бы кричало о том, что нас ждёт «ещё одно бездушное евро».

Вторая причина – автор. Знакомство с творениями Мака Гердса у меня началось и тут же закончилось на старушке Hamburgum. Рондель, строительство, торговля, подношения, контроль территорий – всё это было исполнено в таком стандартном и анти-увлекательном ключе, что садиться за игру второй раз не было никакого желания. Как вспомню этого ехидного бюргера на обложке, так прям дрожь берёт!

Кстати, насколько помню, релиз игры тоже прошёл тихо. Видимо, тогда ещё не так «хайпили» новинки, а во внимание брались реальные впечатления и былые заслуги авторов. Конкордия же, как хорошее вино, заставила обратить на себя внимание со временем, исправно поднимаясь в рейтинге и заслуживая самые лестные отзывы. И с годами этих восторженных отзывов становилось всё больше. Последней каплей для меня стали отчёты Димы Спутника и отзывы ещё нескольких «интернет-знакомых», с которыми у нас схожие вкусы и которым я доверяю.

Так я решился на покупку. Первым делом зашёл на страничку издателя глянуть, по чём доставка в Латвию. Нарадовавшись, что всего 6 евро, мы начали думать, а может стоит взять какой-нибудь допчик… так, слово за слово, через несколько дней на нашем столе оказался полный набор. Я понимаю, что покупать все дополнения, не попробовав хотя бы разок базу, – это полнейший бред. Поэтому ни в коем случае не повторяйте этот опрометчивый и необдуманный поступок! Ибо после радости «распакуя» ты сразу начинаешь осознавать, что игра может не зайти, и от этого становится немного боязно и грустно.

Но, слава богу, в этом случае всё обошлось. Сыграв три партии, теперь я могу сказать, что Конкордия задержится в нашем шкафу надолго. Хотя стоит отметить, что не все участники тех партий разделили мой восторг, некоторые отреагировали на игру более сдержанно.

Первое, чем меня удивила Конкордия, – это коробка. Не ожидал увидеть такой гроб. Так что по этому пункту не зачёт, хранить такое жутко неудобно.

Если уж начал придираться, то отмечу ещё отсутствие внятного арта на картах персонажей. Понятно, что там и так много информации, но более выразительные картинки были бы не лишними. Более того, разных действий ничтожно мало, и текст так быстро запоминается, что по ярким иллюстрациям распознать карту на рынке, в руке или в сбросе соперника было бы секундным делом.

Ну а теперь пойдёт сладкая хвальба. Во-первых, поразили сверхлаконичные правила на пару страничек. В современных играх такое бы сразу вызвало подозрение, мол, скорее всего какая-то простейшая семейка или филлер. Тут же автор придумал настолько элегантную механику, что её описание со всеми нюансами действительно не требует марания бумаги. Чтобы донести основы, можно вообще обойтись одним предложением: выбрал с руки карту, выложил на стол и сделал то, что на ней написано. Всё! Ну ещё можно добавить пару слов про перемещение колонистов и подсчёт очков.

Второй приятный для меня момент – ключевая механика, основанная на розыгрыше карт. Думал, что снова будет рондель, как в той же Hamburgum или Imperial 2030, ан нет, тут всё, как я люблю, – card driven, интересное планирование и немного декбилдинга, что вообще неожиданно. Хотя тут скорее hand management, так как выбор происходит из всех карт, а когда вернуть сыгранное, игрок решает сам. Плюс купленное идёт сразу в руку.

Если копнуть глубже, то механика, в принципе, сравнима с ронделем. Как сказал сам Мак, карты позволили его персонализировать, сделать более эластичным и настраиваемым.

Третье – классный подсчёт очков, заставляющий не только думать о круговороте ресурсов и эффективной экспансии, но и пристально следить за предложением на рынке, а именно, за свойствами богов на картах действий. Именно на них строятся стратегии, ведь без богов все твои даже самые выверенные потуги по расширению владений и пополнению хранилища товарами и монетками (мы их, кстати, как только не называли: и «сестрицы», и «серенити» :Р) ничего не стоят. Все ПО запрятаны в цветных рамках.

В общем, Конкордию я бы отнёс к таким вдумчивым, но динамичным евро. Пятиминутный сетап, достаточно быстрые ходы, и всё это сопровождается полным отсутствием рандома, только умелое планирование и опыт. Я, кстати, пока в этой игре не блещу, никак не могу нащупать верный старт, всё время гонюсь за какими-то экспериментами, забывая о выгоде с каждого хода. Но это меня только раззадоривает.

Понравилось наличие более тесных полей для двоих-троих участников. Тут прям как в Ticket to Ride, новые страны и города да парочка незначительных, но любопытных нюансов. Единственное дополнение, где не только поле (Salsa), мы ещё не пробовали, но идея тайлов с постоянными/одноразовыми свойствами за определённое количество сыгранных карт мне нравится. Я вечно подсознательно продумываю всю руку, забывая, что в базе это практически ничего не решает.

Вот как-то так. Добротная игра, которая сочетает в себе и, если так можно выразиться, изысканность старой школы (глубина при простых правилах), и свежие веяния современной (актуальная карточная механика). За спокойными тонами оформления и сухостью процесса скрывается действительно напряжённая и азартная гонка с увлекательным планированием и умным взаимодействием. Да, тут нельзя застолбить за собой город, но можно сделать его дороже для соперников или в нужный момент заблокировать доступ колонистами. С другой стороны, всегда приятно, когда в чужой ход активируется провинция с твоими домиками.

Только не стоит ждать моря стратегий и реиграбельности, так как инструментов для достижения поставленных целей немного. Основной упор в партиях делается на оптимизацию результата, учитывая вышедшие на рынок карты и действия оппонентов. Вариативность же с опытом будет проявляться в другом: в распределении бонусных жетончиков для каждой провинции и раскладке тайлов товаров. И поверьте, при такой концентрации решений на единицу времени хватит и этого. Моя оценка 8/10 с вероятностью роста, если игра будет доставаться регулярно.

Вот такой поток мыслей. Если Конкордия вас заинтересовала, то советую ещё почитать парочку отличных статей на Тесере: подробнейший обзор и путеводитель с описанием всех дополнений. Кстати, скоро выйдет новое поле — «Египет и Крит».

  1. Cassiopey
    Сентябрь 27, 2017 в 10:26

    На последней картинке неправильно определен ресурс для салатовой провинции: должен быть кирпич, а не еда, т.к. кирпич — более дефицитный ресурс.

    • Сентябрь 27, 2017 в 10:33

      Хм… не понял. В правилах чётко сказано, что смотрится по самому дорогому ресурсу. Не важно, сколько и чего производят города.
      Комментарий от автора:
      «The rule is the highest value resource between each of the cities, not highest total within the region. The province always gives you the best it can offer! «

      • Cassiopey
        Сентябрь 28, 2017 в 09:39

        Странное понятие «самый ценный ресурс»: если два вина и одна еда, то получается вино должно быть самым ценным? Я понимал по-другому: если два вина, то ценность его ниже, чем у еды, потому что его два, т.е. более доступный ресурс. Хоть бы пример нормальный сделали, а то показали на примере 2 кирпичей и одной наковальни, вообще не понятно.

        • Сентябрь 28, 2017 в 09:42

          Я английские правила читал, вопросов вообще не возникло. Там сказано, что нужно просто смотреть на «value» товара, что указано на планшете 🙂

        • Сентябрь 28, 2017 в 16:08

          Мне казалось, что и по русским правилам очевидно, что выставляется жетон самого дорогого товара в провинции

        • Cassiopey
          Сентябрь 29, 2017 в 09:40

          Я уже выше написал, что я считал «дорогим» товаром). Мне кажется, в моей вариации, даже интереснее получилось, не ломая механики))

  2. Ostkaka
    Сентябрь 27, 2017 в 11:27

    Сами сыграли уже несколько партий и игра все больше и больше нравится. Хотя, помню, самая партия протекала достаточно вяло — не все до конца понимали что нужно делать, чтобы победить.
    А вопрос такой: все допы с картами (типа Сальсы и тд) — они подойдут к локализации? Вообще насколько они языконезависимые?

    • Сентябрь 27, 2017 в 11:33

      Дополнительные поля можно брать без проблем, там только названия городов.
      Что касается Сальсы, то на тайлах форума указаны свойства, как на картах персонажей.
      В принципе, они обозначены символами, а текст просто их поясняет. То есть, достаточно распечатать памятку.

    • Cassiopey
      Сентябрь 28, 2017 в 09:40

      Salsa будет локализована в след году, т.ч. можете не спешить.

  3. Machairod
    Сентябрь 27, 2017 в 21:30

    Здравствуйте! Недавно наткнулся на Ваш сайт и мне очень-очень понравилось.
    Теперь в качестве ретроспективы событий, читаю ваши обзоры от последних к первым…
    Я и моя семья являемся не очень опытными настольщиками.. у нас около 20 игр .. из любимых Каркассон (за счет простоты правил и многовариантности действий) .. Потом у жены и детей идут Стамбул и Каменный век, а у меня Брюгге.
    В связи с большим числом различных локализаций, хотелось бы задать вопрос —
    Если бы можно из всех этих евро выбрать одну для семьи, какую бы вы могли посоветовать? Орлеан, Конкордия, Марко поло, Серп, Кубарем по галактике (хотя кубарем может и не совсем евро.).
    Спасибо!!

    • Сентябрь 27, 2017 в 23:13

      Привет!
      Во-первых, спасибо, рад, что понравилось чтиво 🙂
      Во-вторых, учитывая то, что у вас уже есть, я бы наверное Орлеан посоветовал. Вообще, все эти игры хорошие. Марко Поло и Кубарем тоже в качестве семейного досуга должны хорошо пойти. С Конкордией не всё так однозначно, она более «гиковская». Серп — это уже что-то среднее между стратегией на контроль территорий и евро. Не знаю, понравится ли вам такое.

      • Machairod
        Сентябрь 28, 2017 в 20:10

        огромное спасибо за ответ!!!
        Да, очень нравятся Ваши обзоры… Вчера сидел и начитал кучу Ваших обзоров.. Спасибо за Ваше работу.. очень помогает сориентироваться новичкам!!
        Уж больно мне Серп визуально нравится.. и хочется попробовать его… Есть подозрение, что жене и дочкам он понравится не так сильно как мне…
        Но с другой стороны у нас ничего нет на контроль территории..
        Смущает один момент.. карта не мажется маловата? От базы респауна две клеточки , дальше реки… значит надо строить меха для форсирования. дальше пара клеток и уже фабрика…
        По обзору карта показалась маленькой, как следствие, реиграбельность, не уверен, что большая…
        Орлеан выглядит самым простым, и , действительно, наверное самым семейным…
        Просто хочется чего-то такого что у нас еще нет..
        евро у нас много.. Каркассон ,Билет на поезд, Стамбул, Каменный Век, Брюгге, Замки Безумного короля Людвига, Лоскутное королевство, Средневековое королевство, 7 чудес. есть пара кооперативов Пандемия и Мертвый сезон.. Думал попробовать Серп, но и хочется и колется.. если не зайдет.. будет очень обидно .. цена-то не маленькая Ж)

        • Сентябрь 29, 2017 в 00:15

          Ну, если так нравится Серп, то возьмите, чего уж мучиться 🙂
          Покажите семье обзоры, компоненты, может, они сами затребуют.
          Но на свой страх и риск, в женской компании подобное может и не зайти.
          У меня, например, Катя, не очень любит такие стратегии.

          Насчёт поля — да, оно компактное, но никак не реиграбельность не влияет, там дело в разных фракциях и сочетаниях планшетов.

          Я-то подумал, что вы ищите нечто семейное, похожее на то, что уже имеется. Если хочется чего-то новенького, то попробуйте кубики: Марко Поло, Кубарем. Или T.I.M.E Stories (она вроде тоже на русском вышла). Орлеан тоже оригинальна за счёт механики «построения мешка».

        • Machairod
          Сентябрь 29, 2017 в 08:39

          Спасибо, понял! Да действительно хочется чего-то нового. Жду король Токио и король Нью-Йорка, когда гага локализует… Я вас правильно понял, что у серп меняются планшеты и из-за этого повышается реиграбельность?
          С нетерпением буду ждать ваших новых обзоров!!!

        • Сентябрь 29, 2017 в 09:27

          Да, у фракций разные способности (одна общая + для мехов), а на планшетах разное сочетание действий с верху и снизу. Плюс они отличаются по стоимости в ресурсах.

  4. Wirgis
    Сентябрь 27, 2017 в 21:45

    Concordia, eto konechno klass. No vot na tepereshnee vremia smotret na eto nemnozhko stranno. Ved’ v eto godu predstavliajut Transatlantica. I u menia sozdalos vpechatlenie chto ona budet dovolno schoza s concordia. Znaja kak Gerc shlifuet svoi mechaniki, to mozhet bit i luchshe. No eto uzhe voprosi budushchego 🙂

    • Сентябрь 27, 2017 в 23:17

      Про Transatlantic ещё не успел почитать. Но будет ли она такой же лаконичной и простой в правилах? Хотя вроде костяк тот же: выбрал карту и сделал, что на ней написано 🙂

  5. KittenLS
    Сентябрь 27, 2017 в 21:47

    Конкордия одна из моих любимых легковесов. Партия на двоих укладывается в час, процесс очень насыщенный, игра заканчивается когда надо. Вообщем я очень доволен конкордией в своей коллекции. Были отзывы про сальсу что перекос в сторону соли. Но мы пока сколько уже сыграли такого особого не заметили да соль выгодна но и построить стоит не дёшево и потом Ее не продать. Единственно из за бонусов счёт вырос конечный. Если в британии на двоих 130 тяжело набирали то тут в сальсу и 160 не предел.

    • Сентябрь 27, 2017 в 23:20

      А вы теперь всегда соль и тайлы форума используете, или иногда возникает желание без всего этого сыграть?

      • KittenLS
        Сентябрь 28, 2017 в 15:57

        Без соли играем если только с теми кто первый раз, потому что тайлы с бонусами очень специфичные и легко проиграть выбирая не то или отдав что то очень хорошее сопернику. У нас нет корсики, поэтому карта сальсы у нас самая ходовая. Мне лично доп нравиться больше базы после него база кажется немного пустоватой, тот случай когда доп не сильно усложняет процесс и добавляет много интересного.

        • Сентябрь 28, 2017 в 16:24

          Спасибо!
          Я пока поиграю без Сальсы. Надо набраться опыта без соли и форума 🙂

    • Cassiopey
      Сентябрь 28, 2017 в 09:43

      Без Соли 130 легко набираем на двоих, причем у проигравшего столько))

      • KittenLS
        Сентябрь 28, 2017 в 16:07

        Я просто привел примерный уровень очков(карта британия, не базовая, первый доп она теснее) он от стиля игры зависит, у нас часто бывает что не все карты куплены т е длинна игры сильно от игроков зависит и построить 15 домиков можно довольно быстро и если пока кто то строит домики копить карты то можно на них ничего не набрать. Тут как бы игра от противника все же.
        Сейчас пробежался по бгг он согласен с моим опытом что 130 примерный счет победителя если игра заканчивается вовремя, но если никто не пытается закончить рано можно под 160 набрать.

        • Cassiopey
          Октябрь 5, 2017 в 08:17

          Согласен.
          Играли на Италии и Корсике — 130 очков победитель набирал. Заканчивали картами.

  6. tms
    Сентябрь 28, 2017 в 00:24

    Поздравления 🙂 Concordia одна из тех редких евро которые как хорошее старое вино не кода не испортится, будешь вытаскивать хотя бы раз в год с хорошей кампанией и получать удовольствие. Для меня есть ещё две игры в этой категории — это Hansa Teutonica и The Princes of Florence.

    • Сентябрь 30, 2017 в 15:59

      Hansa давно в вишлисте, обязательно попробую. С маттрейдами приобщиться к старым игрушкам намного проще, может и и эту удастся выменять. Про The Princes of Florence почитаю подробней, не интересовался этой игрой.

  7. Сентябрь 28, 2017 в 08:05

    Конкордия сухая, но она берет абсолютно не этим. По сути если совсем абстрагироваться — при покупке карт идёт набор сетов, при остальных действиях идёт планомерное усиление этих сетов лично для тебя. Никакого рандома, элегантная механика, это соревнование мозгов. После победы есть удовлетворение, что ты именно в этой партии переиграл оппонентов за счёт своего ума. В случае поражения ты знаешь, что тебя так переиграли. И на рандом никак не спишешь. Конкордия для любителей посоревноваться, а не просто убить время, — идеальная.

    • Сентябрь 30, 2017 в 16:01

      Да, игра именно на скилл. У меня от La Granja похожие ощущения. Ещё раз спасибо, что сподвигнул к покупке.

  8. _GrAnd_
    Сентябрь 29, 2017 в 23:01

    Я именно из-за оформления так и не могу заставить себя приобщиться к Конкордии. Может она и хороша, и в Ганзу я выигрывал, но это оформление… Лет пять назад может быть и прокатило бы, но сейчас ну никак.

    • Сентябрь 30, 2017 в 16:03

      Присмотрись, на последней фотке вполне симпатично выглядит 🙂

  9. Октябрь 3, 2017 в 01:20

    Знаешь, ты уже смело за счет опыта (я про покупку сразу к базе и допов) явно на подсознании используешь накопленный скилл. Так что чуйка у тебя уже работает как надо ))))
    Мне по ролям карт немного Конкордия в игре с детьми показалась похожей на пираты 7 морей, только тут все более слаженно работает и сбалансировано. Немного жалко что тут деньги почти не играют роли, то бишь копить их бессмысленно. У меня дочка попыталась уйти в это в первой игре и почти накопила 200 монет ))) А на выходе в итоге пшик у нее, так как я и сын боролись за сеты из карт. И эти множители все решили. Нравится как тут увеличивается маневренность и возможность сразу прыгнуть с одного конца карты почти на другой, как только всех колонистов выставляешь. Под конец игры это сильно помогает увеличить бонусы от своих карт 😉
    Но самих карт мне показалось в базе маловато. А в допах новые карты появляются? или там упор на другое идет уже?

    • Октябрь 3, 2017 в 09:24

      Не, в допах нет карт. В Сальсе модуль с тайлам форума только.
      Касаемо ухода в деньги, на BGG был забавный отзыв, мол, игра несбалансирована, т.к. на Весте нельзя выиграть :Р
      Чувака засмеяли, ведь эта карта просто поощряет несколькими ПО за оставшееся добро. Деньги и товары должны работать!

      • Октябрь 3, 2017 в 13:29

        Не, ну Веста что есть в виде 1 карты, что ее нету — толку от нее почти никакого. Прям Золушка из мира Богов ))))

  10. Yury Yamshchikov
    Октябрь 4, 2017 в 12:41

    Очень рад, что тебе Конкордия тоже зашла! У меня это прям одно из открытий 2017 этого года! (хотя я Мак Гердса люблю еще с Антика).

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.