Trickerion: Legends of Illusion – впечатления
В своё время Trickerion покорил меня оформлением и любопытной темой, но по причине неизвестности как издателя, так и авторского дуэта (это был их первенец) я всё никак не мог решиться на покупку. И вот недавно друзья избавили меня от мучительных терзаний, преподнеся коробку на день рождения.
Я тут же принялся изучать правила, предвкушая нечто необычное и интересное. И обоснованно, ведь за три года Трикерион не только не “затух”, а даже, наоборот, успел подняться до 164 места в общем зачёте BGG. А по части стратегий игра вообще в сотне. Кроме этого, недавно на Кикстартере завершились сборы на делюксовое издание и первое большое дополнение.
Тема Trickerion – “реальная” магия со всеми вытекающими. Игроки выступают в роли иллюзионистов и по ходу партии занимаются изучением и постановкой трюков, покупкой необходимого реквизита, наймом и содержанием ассистентов.
В состав базовой игры входит довольно объёмное дополнение-модуль Тёмные аллеи, и я бы рекомендовал после пары-тройки партий играть с ним. Аллеи добавляют фокусникам индивидуальности, а на общем поле появляется парочка интересных новшеств, которые не только разнообразят быт иллюзионистов, но и способствуют мини-комбинациям и прочим хитростям.
Если говорить о механиках, то Trickerion – это евро на размещение рабочих, неотъемлемой частью которого является игровое поле с доступными для посещения локациями.
Всего таких локаций четыре: деловой центр, рынок, тёмные аллеи и театральная площадь. Помимо этого, на личных планшетах игроков имеется мастерская, куда тоже можно посылать своих подопечных.
Для подготовки требуется составить стопку карт представлений. Несколько таких карт вскрывается сразу и размещается над театральной сценой.
На рынок выкладывается четыре основных материала: стекло, дерево, ткань и металл. Продвинутые материалы пока недоступны.
Карты трюков сортируются по четырём школам магии и выкладываются над деловым центром – их можно будет изучать и после показывать зрителям.
И, наконец, при игре с аллеями рядом с соответствующей локацией размещаются четыре стопки специальных карточек приказов и жетоны предсказаний.
Настало время выбрать фокусников. В соответствии со школой магии каждый берёт себе планшет и карту трюка первого уровня, а также диски рабочих, жетончики трюков, карточку рекламного плаката, набор карт приказов, некоторое количество монет и оранжевый кристалл, обозначающий осколок местного магического камня.
Начинает каждый иллюзионист с одним учеником и одним специалистом, который выбирается из трёх доступных. К специалисту полагается отдельный планшетик и соответствующий бонус. Например, если остановился на инженере, то получаешь ещё одну карту трюка первого уровня, которая тут же идёт на специальный инженерский слот.
В завершение игроки могут набрать себе материалов на 2 очка ценности (ценность отмечается точками). То есть, либо два простейших, либо один продвинутый. Если случилось так, что стартовые материалы удовлетворяют требованию выбранного трюка, то он тут же считается готовым и заполняется жетонами – слева назначается тип, а справа кладётся столько жетончиков применений (как бы срок службы трюка), сколько указано на карте.
Партия длится 7 раундов (или 5, если играть без аллей).
Раунд начинается с того, что бросаются специальные кубики и выкладываются на соответствующие ячейки делового центра. Серые кубы определяют доступных для найма помощников, белые – школы, из которых можно выбрать себе трюк, а чёрные – халявную денежку.
Затем следует обновить порядок хода согласно набранным очкам. Раньше ходят те, у кого славы меньше.
После перераспределения очерёдности каждый иллюзионист вправе вывесить рекламный плакат, подложив его карточку под фишку порядка хода. Реклама требует денежных вложений, зато эффект у неё мгновенный – игрок тут же получает 2 ПО.
И вот теперь начинается магия. Ну как, магия. Тайное планирование распорядка дня своих подопечных. Под каждым помощником лицом вниз выкладывается карта приказа с цветом целевой локации.
В начале партии игроки получают набор из 6 карточек приказов (или 9, если без аллей) – две ведут в театр и по одной в центр, рынок, мастерскую и аллеи. По ходу дела руку можно пополнять специальными приказами, доступными в тёмных аллеях.
Как только все определились с действиями на раунд, карты приказов вскрываются, и все начинают судорожно оценивать свои шансы оттяпать лакомый кусочек в том или ином районе города, а также прикидывать, в каком порядке лучше посылать своих рабочих.
Почему судорожно? Дело в том, что тут внедрена система очков действий (ОД). В каждой локации несколько ячеек под диски рабочих с различными бонусами в ОД. Логично, что самые вкусные места достаются тем, кто пришёл раньше.
Такие же ОД указаны и на дисках рабочих: главный иллюзионист имеет силу 3, специалисты – 2, простой ученик – 1.
Ну и последний “твист” – локации предлагают не одну конкретную выгоду, а целый перечень действий, которые можно комбинировать, тратя получившуюся сумму ОД. Вот и выходит, что, чтобы не остаться в дураках, всё нужно очень тщательно спланировать, оценивая и очерёдность хода, и потенциальный выбор соперников.
Теперь кратко пробежимся по доступным действиям.
В деловом центре города за 3 ОД можно выучить трюк, нанять помощника или взять монеты. Как я уже говорил, доступные плюшки на текущий раунд определяют кубики.
Помимо этого, за 2 ОД игрок может перевернуть кубик на любое значение, а за 1 – перебросить. После использования кубик переворачивается на грань с крестом.
Надо уточнить, что трюки делятся на три уровня. Карты первого можно спокойненько покупать с самого начала, а вот второго и третьего – только, когда вам удалось набрать 16 и 36 очков славы, соответственно.
Для закрепления материала вот вам пример злого хода в деловом центре. Игрок поставил диск фокусника на первое свободное местечко, что дало ему 5 ОД (3 за диск со шляпой и 2 за место). Три он потратил на покупку заклинания своей школы (свою школу можно выбирать всегда), перевернув один белый кубик на “Х”. После чего он решил напакостить остальным и за два очка перевернул на крест второй белый кубик.
В качестве альтернативы игрок мог сделать более дружелюбный ход. Если бы он скинул кристалл (на всех локациях, кроме театра сброшенный кристалл добавляет +1 ОД), то в сумме получил бы 6 ОД, за которые смог бы не только изучить новый трюк, но и, допустим, взять деньги или нанять специалиста.
На рынке логично покупаем материалы и реквизит для создания разного рода приспособлений и постановки трюков. За 1 ОД можно приобрести до трёх жетонов одного типа (цена каждого приравнивается к уровню), либо сделать заказ на следующий раунд, разместив желаемый товар в ячейку в правой части локации (позже он заменит один из товаров в левой).
За 2 ОД игрок может провернуть экспресс-доставку требуемого товара. В этом случае жетон помещается в центральную ячейку, и его тут же можно приобрести, правда, на 1 монету дороже. Более того, этот товар становится доступным соперникам, если те придут на рынок позже.
Ну и последняя опция при покупке – за каждое лишнее ОД даётся скидка в одну монету.
Трюки выучили, голубями затарились, теперь можно подготовить номер. Для этого придётся топать в мастерскую. Подготовка трюка обойдётся в 1-3 ОД (зависит от уровня сложности). Чтобы благополучно накидать на карту жетончики применений, необходимо, чтобы в мастерской иллюзиониста находились все указанные материалы. Они, кстати, не сбрасываются, и потом их свободно можно использовать для других трюков.
Добавлю ещё, что на планшетах специалистов имеются дополнительные действия для мастерской. К примеру, менеджер позволяет перетащить жетон материала в специальную ячейку, дающую +1 к количеству.
В тёмных аллеях творятся тёмные дела… Тут игроки могут покупать специальные карты приказов (первая обойдётся в 1 ОД, каждая следующая – в 2) и манипулировать жетонами предсказаний (за 1ОД передвинуть по часовой стрелке).
Первые существенно усиливают обычные действия уникальными эффектами или же вместо эффекта могут добавить 1 ОД. Вторые, по сути, являются событиями на раунд, меняющими привычные правила.
И вот мы добрались до театра. Места под действия тут расположены колонками, которые обозначают дни недели, когда будут проходить представления. За раунд в театр можно послать нескольких рабочих, но все они должны приземлиться в одной колонке.
Места за кулисами отвечают за подготовку представления – туда можно выставить рабочего любого типа и даже главного иллюзиониста. За 1 ОД разрешается переместить один ранее отрепетированный трюк со своего планшета на карту представления либо переложить жетончик трюка с одной карты представления на другую.
Правила размещения таковы, что на карту представления игрок может выложить только один жетон каждого трюка. Никто же не хочет смотреть одинаковые фокусы. Второй нюанс – символ школы должен всегда быть внутри кружка.
Если при размещении вышло так, что в кружке состыковались одинаковые символы, то игрок получает бонус в очках славы или монетах согласно уровню трюка. Ежели в кружке оказался ещё и осколок магического камня, то оба игрока, чьи трюки способствовали такому воссоединению, вознаграждаются кристаллом.
Перейдём к сцене. На ней строго одно место, предназначенное для диска со шляпой. Послав туда главного иллюзиониста, игрок как бы бронирует день, в который состоится одно из представлений.
Разыгрываются представления после всех действий в специальную фазу.
Согласно дням недели игроки, чьи фокусники находятся на сцене, по очереди выбирают одну из карт представления с хотя бы одним своим жетончиком и “скорят” её.
Хозяева трюков получают бонусы, указанные на картах (очки славы, монеты, кристаллы), а гвоздь программы (тот, кто выбрал данное представление) ещё и специальные награды: очки за одинаковые символы в кружках (по одному очку за каждый такой link), бонус с нижней части карточки представления, а также плюшки за специалистов, находящихся за кулисами.
И ещё. Если игрок выбрал колонку-четверг, то он получит штраф в 1 очко и 1 монету к каждому трюку, а если субботу, то, наоборот, +1. Это объясняется порядком выбора карты представления и модификаторами ОД. Пока до субботы дойдёт очередь, все вкусные карты уже разберут… да ещё и трюки сложней готовить, поэтому +1 к очку и монетам станет неким утешением.
После этой грандиозной фазы жетоны трюков уходят в запас игроков, а карты представлений сдвигаются на один слот вперёд, освобождая место для новой. В конце раунда все платят зарплату тем, кто хорошо поработал, заказанные товары приходят на рынок, обновляются карточки и жетоны в тёмной аллее.
После семи раундов к славе, заработанной на представлениях, добавляются очки за неиспользованные карточки специальных приказов, оставшиеся кристаллы, монеты и условия трюков наивысшего уровня – этакие мини-цели, указанные в самом низу (например, 12 очков славы за набор из всех специалистов, 3 очка за каждый продвинутый материал и т.п.).
Впечатления
Замудренные правила, не так ли? Так оно и есть. Trickerion изобилует нюансами и требует большой концентрации. Его трудно назвать элегантным. Тут много шероховатостей и спорных моментов. К примеру, ты запросто можешь не попасть в нужную локацию, или тебе банально не хватит очков действий, чтобы сделать что-то путное. Понятное дело, что с опытом таких моментов будет всё меньше (у нас такое случалось пару раз за партию), но осадочек никто не отменял. Хорошо хоть, за оставшегося не у дел рабочего в конце раунда не нужно платить.
Второй недостаток для меня – это время партии. Последняя (с тёмными аллеями) длилась у нас больше трёх часов. Более трёх часов постоянного напряжения и вычислений. Под конец ты выжат, как лимон. Посему последние пару раундов по части эффективности далеки от идеала. По мне так 5 раундов хватило бы с лихвой.
Специальные карточки приказов с эффектами а-ля take that вкупе с непрогнозируемым выбором соперников могут тоже знатно испортить жизнь и заставить внести экстренные изменения в, казалось бы, выверенный план. В стратегической игре с таким временем партии далеко не всем это придётся по душе.
Да, ещё про спецприказы. Мелкий текст на картах – это боль. Каждый раунд ты тратишь уйму времени, чтобы всё это прочитать, рассказать остальным, напомнить.
Но несмотря на все вышеперечисленные неоднозначные моменты играть в это хочется. Процесс манит каким-то своим магическим шармом. Полагаю, что в нашей компании Трикерион зашёл, в основном, благодаря тематике и тесному взаимодействию. После вскрытия карт приказов и во время представлений игрушка хорошо так нагружает мозг и предлагает интересный выбор. А огонька добавляет довольно кризисный менеджмент денежных средств.
Вдобавок, тут есть, где поэкспериментировать. За четыре партии я так и не понял, выгодно ли инвестировать в самые сложные трюки. Пока чаще обходимся простейшими, иногда разбавляя их одним на 16 очков.
Также не ясно, с какого специалиста лучше начинать, браться ли сразу за готовый трюк со скромным бонусом или подождать и смастерить что-то с более привлекательной наградой.
Многое нужно продумать на старте во время выбора первых материалов и карты трюка. Именно для этого в комплекте идут брошюрки с перечнем всех карточек – так легче спланировать эффективные ресурсные цепочки и порядок покупки новых трюков.
Что касается взаимодействия, то из-за скрытых приказов и общих выступлений ты постоянно должен быть в тонусе, следить за оппонентами, предсказывать, что они задумали, просчитывать запасные варианты. Это способствует сильному погружению в процесс.
Конечно, если отбросить все свистелки, то партия состоит из повторяющихся циклов “заготовка трюков – водворение их на сцену – показ”. То есть, по сути, тут не так много вариантов, как заработать очки славы. Вернее, вариант, в принципе, всего один, остальное идёт в довесок в конце партии (оставшиеся монетки, камешки и т.д.).
Такую цикличность авторы попытались разнообразить уникальными способностями иллюзионистов, карточками спецприказов, жетонами предсказаний, специалистами, трюками разной сложности (и даже с целями). Получается, что вариативность есть, и мне лично её хватает, чтобы не сетовать на однообразие и монотонность. Но повторюсь, игру “тащит” то, что ты с головой уходишь в происходящее.
Конечно, из-за такого отнюдь не гладкого процесса, постоянной бухгалтерии и затянутости партий часто Trickerion не разложишь. Это игра на целый вечер под соответствующий решительный настрой.
Если подытожить, то Trickerion – тягучая, но любопытная игра. За четыре партии она поборола мой скептицизм и доказала, что изредка в неё с удовольствием можно посоревноваться. Посоревноваться в умении раздавать приказы ассистентам и “запрыгивать” во все представления. Поэтому, поразмыслив, я решил, что попридержу эту увесистую коробку в коллекции и буду дожидаться дополнения. Пока поставлю 7.5/10. Видимо, стоит обратить внимание на другие проекты Mindclash Games.
Красивая игра да и тема…но время эт сурово.монструозный выкладыватель рабочих…попробую запомнить (мама любит что то тяжёлое…а вот абстракты…)
На двоих часа полтора-два будет.
Маме респект 🙂
Насколько я помню на последних трюках есть пассивные бонусы, которые приносят что-то, если ты просто их купил, поэтому в этом есть смысл
Не, там внизу указаны условия, за которые можно получить дополнительные очки. Сразу нет бонусов. Очки хорошие, конечно, но всё равно не ясно, стоит ли вкладываться. Будем пробовать.
Действительно, вроде, очень простая, но… неэлегантная игра с интересными механиками-нюансами. Автор реально обладает уникальным почерком (ещё раз советую Anachrony), старается привнести в геймплей что-то оригинальное. И у него получается, не всегда гладко, но всё равно хорошо. Жду следующую большую игру от него.
Anachrony как-нибудь раздобуду, уговорил 🙂
А следующая вроде же Cerebria: The Inside World (но там много авторов). Тоже на Кике была.
Добрый вечер.
А не напоминает игра с приказами владык подземелий (dungeon lords) ? Тут конечно немного другое программирование действий, но немного похоже. Тема классная спасибо вам за подробный обзор)
Добрый! Немного схожесть есть в тайности выбора, но в остальном совсем иные ощущения даже в рамках механики посыла рабочих. Я даже не подумал о Лордах (но и играл в них очень давно).