Главная > Heaven & Ale > Heaven & Ale – по бокалу монастырского эля

Heaven & Ale – по бокалу монастырского эля

В 2017 году автор классного абстракта Azul Михаэль Кислинг в дуэте с Андреасом Шмидтом разработал ещё одну игру – Heaven & Ale, которая хоть и не сыскала такой популярности, но зато успела отметиться номинацией на лучшую настолку года в Германии для опытных игроков.

Игрушка полностью языконезависимая, поэтому я спокойно заказал французскую версию. Стоила она что-то около 35 евро, что при текущих расценках на большое евро сосем не дорого.

Правда, и наполнение тут скромное: небольшое центральное поле, планшеты игроков, немного дерева, стопка карт и куча тайлов. После выдавливания всех компонентов коробка выглядит полупустой. Удручает, что нет даже простейшего органайзера, пара лотков под тайлы очень бы пригодились.

Оформление для еврика стандартное, тут можно выделить лишь яркие цвета, настраивающие на непринуждённый и позитивный лад (и он нам ещё ох как пригодится).

Из неожиданного: карты очень плотные, ещё чуть-чуть и их можно было бы назвать тайлами. Из неприятного: при таком невыдающемся наполнении планшеты игроков могли бы сделать не просто листами, а толщиной с тайлы.

Тема в H&A забавная. Каждому участнику выпадает роль главы средневекового монастыря, при котором имеется небольшая пивоварня. Задача игроков – вырастить требуемые ингредиенты и обучить монахов варить отменный эль.

На старте все получают по компактной пивоварне с близлежащим садом-огородом, маркеры ресурсов и пивовара, фишку рабочего, а также набор из пяти карт бонусов. На первую поставку эля выделяется 25 дукатов.

В начале партии центральное поле заполняется бочками-целями, а в начале каждого раунда – тайлами и дисками. На отмеченные соответствующими символами ячейки случайным образом выкладываются ресурсы и монахи, а на фиолетовые локации – деревянные кругляхи, отвечающие за активацию вашего возделанного участка.

Неподалёку размещаются денежки и тайлы навесов. Игроки выставляют миплов на стартовую локацию, тут же получают указанные плюшки (все, кроме первого игрока), и гонка за ресурсами начинается!

Почему гонка? А потому, что центральная механика тут такая же, как, например, в Токайдо или Francis Drake. Двигаем фишку вперёд на любое деление, выполняем действие, и так, пока не пройдём полный круг. Замут в том, что возвращаться нельзя.

Ради чего, собственно, соревнуемся? Во-первых, чтобы заполучить ресурсы пяти видов. Если останавливаешься на клетке с ресурсом (или ресурсами, ибо в последующих раундах к нераскупленным добавляются новые), то пристраиваешь его на свой планшет.

Циферка на тайле обозначает и стоимость, и качество. Хитрость же состоит в том, что если ты хочешь выложить ресурс на светлую солнечную сторону планшета, то придётся заплатить вдвое больше.

С монахами та же история, разница лишь в том, что их стоимость указана в ячейке. Чем ближе к концу раунда, тем дешевле обойдётся монах.

Ещё есть две коричневые клетки с символами бочки. Когда туда становишься, получаешь все жетоны целей, условия которых к тому моменту выполнил. Если большую бочку уже умыкнули, довольствуешься маленькой. Если и её нет, то сам виноват, что промедлил.

И вот мы подобрались к самым значимым локациям с фишками активации. А то инвестируем, инвестируем… Отдача где? Так вот, заключается она в своевременной активации выложенных тайлов.

Активировать можно как ресурсы, так и монахов. Первая локация на дорожке позволяет собрать урожай, выбрав на тайлах ресурсов конкретную цифру (в этом случае все тайлы с этой цифрой приносят плоды), вторая – всех монахов одного типа, третья – все тайлы ресурсов одного цвета. Все последующие ячейки активации дают возможность выбрать любой тип активации из указанных выше.

Тайлы ресурсов на светлой стороне при активации двигают маркеры ингредиентов на планшете игрока согласно указанным циферкам, а на тёмной – приносят соответствующее число монет. Монахи работают несколько иначе – они активируют все близлежащие тайлы. Если среди них оказался монах, то за него на одно деление двигается маркер пивовара.

Немаловажный момент заключается в том, что активация каждого типа ресурса и монаха диском, по сути, одноразовая. Дело в том, что диск с локации тут же размещается на соответствующую ячейку в правой части планшета.

Но есть тут и приятный момент. Как видно, ячейки разделены по парам и, как только оба диска выложены, игрок в качестве награды может выбрать одну из бонусных карточек и тут же получить награду (продвижение пивовара или ингредиентов, деньги или +1 ПО за каждую бочку).

Осталось ещё рассказать про гексы с забором. Застраивать их нельзя, но можно (и нужно) окружать. Как только игроку удаётся полностью обложить такой гекс, ему полагается тайл навеса согласно сумме ценности соседних тайлов.

Чем выше получившееся число, тем больше тайлов игрок активирует в момент пристройки навеса. С другой стороны, чем сумма меньше, тем дальше двигается пивовар, что критически важно для подсчёта очков.

Количество раундов в партии обуславливается числом участников. На двоих – это 3, на троих – 4, а на четверых – 6. Таким образом приблизительно балансируется число действий.

С каждым раундом планшеты игроков заполняются ресурсами и помощниками, доход от активаций заметно растёт, а маркеры ингредиентов и пивовара постепенно выходят на позиции, за которые не стыдно.

Подсчёт финального результата тут очень интересный. Если с бочками-целями всё предельно ясно, то, чтобы разобраться с наградой за сваренное пиво, лучше выпить пару-тройку бутылок реального. Шучу, конечно, но принцип одновременно и любопытный, и замудренный.

Для начала по фишке пивовара определяется курс конвертации ресурсов и модификатор ценности. Допустим, курс 3:1, а модификатор 4. После этого игрок конвертирует наиболее прокачанные ресурсы в самые отстающие, обменивая их по указанному курсу до тех пор, пока фишки не встретятся. И, наконец, число на клетке, где в итоге оказалась последняя фишка (или фишки) умножается на модификатор, что и даёт очки за сваренное пиво. Да, чуть не забыл – после конвертации можно ещё за каждые оставшиеся 10 монет продвинуть маркер на одно деление вперёд. Во как!

Грубо говоря, нужно стараться не только как можно дальше продвинуть пивовара, но и равномерно вывести маркеры ресурсов на более или менее достойные позиции.

Впечатления

Если разобрать Heaven & Ale на составляющие, то мы не увидим ничего кардинально нового. Механика выбора действий без возврата назад, активация тайлов, борьба за цели, скоринг по наиболее отстающему маркеру – всё это встречалось и ранее. Но если оценивать игру как единое целое, то ничего подобного вспомнить не получается. H&A – игра достаточно самобытная и со своим, скажем так, тяжёлым и склочным характером.

Дорожка действий и скоротечность раундов каждый ход предлагают очень интересный выбор (такой, что порой ты мучительно хватаешься за голову) и постоянно заставляют от чего-то отказываться. Посему в следующий раз тебе хочется не только повысить свой лучший результат, но и попробовать развиваться по-другому.

Сам выбор здорово щекочет нервишки. Идеальный бизнес требует всего и сразу, а реализовать получается ничтожно мало. А ещё эти соперники, которые постоянно подрезают, прыгая вперёд и разбирая вкусные тайлы. Ведь здесь нет такого, как, к примеру, в Токайдо, что ходит всё время последний. Все действуют по очереди, и можно без проблем убежать вперёд и снимать сливки, наплевав на тех, кто плетётся позади.

Второй момент, который добавляет напряжённости и увлекательности партиям, – это жутко кризисный менеджмент не только ресурсов, но и монет. Ты начинаешь с 25 дукатами, но они испаряются чертовски быстро. И уже после пары-тройки ходов начинаешь чесать репу со словами «всё пропало, где взять деньги?!». Понимание, как обеспечить себя постоянным и своевременным притоком денежных средств, приходит не сразу. К слову, для таких экстренных случаев есть возможность в любое время своего хода за 3 дуката сбросить с руки бонусную карточку.

С опытом эффективность ходов повышается. Становится понятно, что поначалу лучше «уйти в тень», заложив правую сторону высокими значениями, чтобы потом несколько раз получать не 3-4 жалкие монетки, а в идеальном варианте 10-20. Быстро осознаёшь и ценность навесов, причём, не только крупных, позволяющих активировать несколько тайлов, не тратя диск активации, но и мелких, за которые на 3-6 делений продвигается пивовар. Ну, и, в целом, лучше видишь ситуацию на рынке и личном планшете, появляется дальновидное планирование, а хаотичных действий становится меньше.

H&A из тех игр, где участники начинают не с привычным нулевым результатом, а с существенным дефицитом, который в данном случае маскируется под участок трека без каких-либо опознавательных знаков. И лишь когда тебе удаётся прокачать все ресурсы и достичь минимальных цифровых значений, можно спокойно вздохнуть и заняться максимизацией результата.

Это относится и к фишке пивовара, которую вообще приходится поднимать с самого дна. А ведь это наиболее важная составляющая качественного эля, определяющая курс взаимообмена и ценнейший модификатор. Так что готовьтесь, что в первых партиях результат за сваренное пиво может быть печально низким или вообще нулевым.

Кстати, несмотря на всю абстрактность процесса, меня умиляет то, как обыгран подсчёт очков за пиво. Трек пивовара как бы указывает на его опыт в пивоварении. Бывалый мастер не только эффективней расходует ингредиенты (курс), но и повышает ценность конечного продукта великолепным качеством (модификатор). Стартовые позиции всех пяти ресурсов тоже отличаются, указывая на то, что для приготовления требуется разное количество того или иного ингредиента.

Но продолжим про кризисность. Если обычно в подобных играх выкладывание тайла тут же приносит какую-то выгоду, то в H&A ты только и делаешь, что просто сливаешь деньги, надеясь на дивиденды в будущем. А там уже нужно стараться не проворонить фиолетовые диски, ведь каждая активация одноразовая, то есть на вес золота. Вдобавок, для каждого диска следует заранее подготовиться. Глупо навсегда блокировать воду, имея на планшете один синий участок; или накрывать монаха, когда рядом с ним всего один тайл.

Повторюсь, борьба тут нешуточная. За диски, за тайлы, за бочки. Раунды стремительно летят, а маркеры предательски стоят на месте. А денег как не было, так и нет! Ухх… иногда тебя действительно одолевает безнадёга. Поэтому стоит предостеречь тех, кто в евро трудно переживает нехватку всего и вся, а также не жалует игры, где на первом месте стоят не ощутимые награды, а превозмогание и достижение хоть какого-то благоприятного результата в условиях тесной конкуренции и жёстких временных рамок.

К слову, у меня вот именно такой плачевный пример: кризисность и непрозрачный подсчёт очков отпугнули и Катю, и друзей. Большая редкость, когда игра понравилась только мне одному.

Сам ничего плохого о H&A сказать не могу. Разве только то, что в правилах не предусмотрено никаких вариантов, как продлить ей жизнь по части вариативности. Из партии к партии вы будете решать одну и ту же головоломку, исходя из порядка вышедших тайлов и действий соперников. Хотя вроде бы в 2019 выйдет дополнение. Но боюсь, многие его так и не дождутся. И, как мне кажется, тут уже вина авторов, которые поленились как-то разнообразить базу: придумать больше целей, чтобы можно было выбирать 12 случайных; или же добавить больше бонусных карт.

По этой причине и поставил только 7.5/10. Боюсь, надолго коробка в коллекции не задержится, но, в остальном, классная и необычная задачка на оптимизацию с интереснейшим выбором и приятным временем партии в час-полтора. Но лёгкой прогулки не ждите, как оказалось, настольное пивоварение — это адский труд.

Реклама
  1. Август 29, 2018 в 11:52

    Спасибо за обзор! Очень мне хотелось, но муж не жалует кризис и превозможение в играх, эх

    • Август 29, 2018 в 12:24

      Кризис — это же так круто, этакий challenge :Р
      Кстати, многие по этому параметру сравнивают H&A с Агриколой (там тоже на старте куча виртуальных негативных очков, и всего толком не успеть).

  2. Август 29, 2018 в 11:58

    Спасибо за обзор!
    Отдельный респект за пункт «кому зайдёт-кому не зайдёт». Не хочется, чтобы коробочка пролежнем осела в коллекции.

    • Август 29, 2018 в 12:22

      Спасибо!
      Просто не мог молчать про свой горький опыт ;(

      • Август 30, 2018 в 16:31

        Понимаю Вас. Тоже грустно, когда компания не принимает мои любимые игры…

  3. error111
    Август 31, 2018 в 12:04

    Спасибо за обзор. Мне правда не показалось что все настолько жестко как описал Владимир. Кризисность конечно есть, но все же. Единственное, что мне кажется дизбалансным — хренова кучка ПО за бочки. У нас зачастую вытаскивает откровенно отстающих товарищей на первое место. Начинаешь задумываться — нужно ли вообще это пиво или лучше ачивки клепать.

    • Август 31, 2018 в 12:11

      Не за что! Бочки хороши, но очень рискованно только на них налегать. Ну только, если следить, что соперники далеки от выполнения условий. Ведь зачастую цели перекликаются, и там уже, кто первый успеет их захапать. Обычно, у кого с пивом не ладится, за бочки много очков, что логично.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.