Home > Altiplano > Altiplano: альпака – это не только ценная шерсть…

Altiplano: альпака – это не только ценная шерсть…

Предлагаю вашему вниманию свеженький обзор на Альтиплано, новинку от автора Орлеана, основанную на той же механике bag building. Только теперь мы будет вытягивать из мешка не персонажей, а разного рода товары.

В Altiplano участникам предлагается взять на себя роль обитателей горных мест где-то между Боливией и Перу. В условиях скудной растительности и дефицита ресурсов они стараются отыскать альтернативные источники пропитания и заработка: рыбачат на озере Титикака, добывают руду, разводят лам, занимаются торговлей.

Игровое поле представляет собой 7 локаций (рынок, ферма, шахта, лес, пристань, дорога и деревня), выложенных по кругу в случайном порядке. На каждую локацию выкладываются соответствующие жетоны товаров и карточки.

Рядом размещаются предварительно рассортированные по рубашке и тщательно перемешанные тайлы пристроек. Пять из них вскрываются и кладутся рядом со специальным полем, на котором указана шкала стоимости.

Каждому игроку достаётся набор компонентов своего цвета: планшет с доступными действиями, поле хранилища, фишка рабочего, маркер дороги, тачка для товаров, кубик-тележка и мешок.

Затем всем выдаётся по так называемому тайлу роли. На нём обозначено дополнительное улучшенное действие и стартовые товары, которые тут же отправляются в мешок. Хотя в последней манипуляции особо смысла нету, всё равно все жетоны сразу же вытаскиваются и помещаются на планшет.

Но, вообще, каждый раунд начинается с того, что все тянут из мешка жетоны и размещают их в ячейки планирования. В самом начале в этой зоне всего четыре доступных места, но по ходу партии игроки могут открывать новые, “прокачивая” дорогу (аналог рыцарского трека из Орлеана).

Окинули взглядом то, что вышло из мешка? Теперь раскладываем всё по ячейкам на планшете, пристройках или тайле роли, дабы потом выполнить соответствующие действия.

Хитрость же состоит в том, что, чтобы выполнить действие, связанное с конкретной локацией планшета, мало выложить требуемые жетоны, нужно ещё, чтобы фишка рабочего находилась на соответствующем тайле местности. И тут всплывают правила передвижения.

Путешествовать по локациям можно с помощью кубиков тележки. Стартовый кубик позволяет совершить до трёх “шагов” бесплатно. Можно раздобыть дополнительные, но за их использование придётся доплачивать едой. К слову, с помощью еды можно подвинуться и без тележки, но только в соседнюю локацию.

После выполнения действия все жетоны, которые участвовали в его активации, а также те, что были получены в результате, отправляются в тачку. Тачка представляет собой аналог карточного сброса. Как только мешок опустеет, жетоны из тачки пересыпаются обратно. Как видно, в отличие от Орлеана в Altiplano мешок “прокручивается” полностью.

А теперь коротко о действиях на планшете игрока:

На ферме за альпака можно получать еду, шерсть, а потом эту шерсть обменивать на ткань.

В шахте за еду добывается камень, а за руду и еду – серебро.

В лесу можно нарубить дерева, а также торговать какао, обменивая его на еду, ткань или стекло.

На пристани можно раздобыть еду, обменять рыбу на камень, либо построить лодку – взять приглянувшуюся карточку лодки, дающую сразу же халявный жетончик, а в конце партии 2ПО.

В деревне строятся дома, товары отправляются в хранилище и покупаются дополнительные тележки.

Как и в случае с лодками, карточка дома не тянется случайно, а совершенно свободно выбирается из стопки.

В конце партии каждый дом не только принесёт 4 ПО, но и повысит на единичку ценность определённого товара.

На рынке можно продавать некоторые товары, покупать пристройки (дополнительные действия), брать карточки заказов (опять же, по выбору игрока) и выполнять их, сдавая требуемые жетоны.

И, наконец, прокачка трека дороги позволяет тянуть больше жетонов, а также разжиться кукурузой, которая тут же идёт в хранилище.

Как видно, не все товары можно заполучить на планшете, некоторые добываются либо через лодки, либо с помощью пристроек. Помимо источников ценных товаров, имеются ещё и специальные пристройки, позволяющие, к примеру, покупать товары за монеты, увеличить число ячеек в одной из зон действий или вообще перед финальным подсчётом очков вытащить из мешка 10 жетонов и заполнить ими ряды в хранилище.

Кстати, о хранилище. Работает оно довольно занятно. Первый выложенный жетон определяет, какими товарами следует заполнять весь ряд (кукуруза является джокером). Можно спокойно начать новый ряд, не закончив старый, но только товаром другого типа. Идеальный вариант – в первые ряды накидать по одному уникальному жетончику и тем самым открыть себе доступ к более ценным, и уже их потом закладывать ради ПО. Но на деле всё обычно не так легко.

Завершается партия, когда опустеет хотя бы одна из локаций (игроки разберут все жетоны и карты) или закончатся пристройки. Очки даются за лодки, дома, продвинутые товары, выполненные заказы, заполненные ряды в хранилище.

Да, ещё в комплекте идёт мини-дополнение с картами секретных заданий на дополнительные очки. Там и складирование определённых товаров, и выполнение заказов с указанными товарами, и т.п. Задания выбираются методом драфта, причём игрок выбирает карту не только себе, но и соперникам.

Впечатления

Честно говоря, когда была анонсирована Альтиплано, я довольно скептически отнёсся к этой новости. Подумалось, что автор Орлеана после того, как у него иссякли идеи дополнений, просто решил срубить лёгких денежек на механиках нашумевшей предшественницы. На деле же Альтиплано оказалась совсем другой и с абсолютно иными акцентами.

Роднит обе игры то, что тут всё крутится вокруг знакомого bag building-а, хотя и он претерпел некоторые изменения. Речь, конечно же о сбросе. Автор вернулся к истокам и ввёл сброс в виде ящичка, куда после выполнения действий попадают использованные и только что полученные жетоны. Таким образом, в отличие от Орлеана, мешок тут доводится до полного опустошения, и вы можете быть на сто процентов уверены, что рано или поздно выйдет всё.

Если говорить об отличиях, то Орлеан – это скорее этакая гонка за жетончиками горожан, подготовка к неблагоприятным событиям, оптимальное передвижение по полю. В Альтиплано же игроки сосредоточены на построении эффективного движка, выполнении заказов и своевременной чистке стремительно заполняющегося мешка.

Кроме этого, в Альтиплано подправлен такой недочёт Орлеана, как доступность всего перечня зданий. Тут пристройки хоть и разделены по стопкам A,B,C,D, всё же выходят они в случайном порядке, а на раунд доступно всего 5 штук. Это исключает заскриптованные стратегии и повышает вариативность развития своих угодий.

Помимо пристроек, реиграбельность повышают и стартовые роли (7 разных), которые, по сути, являются разновидностью пристроек. Они не только делают более привлекательной одну из зон действий, но и определяют начальный капитал игрока.

Ну и последнее, что вносит разнообразие – это карточки заданий, которые используются в продвинутом варианте (хотя их спокойно можно вводить сразу). Драфтится лишь часть стопки, а полученные карты намечают некий вектор развития.

Если подумать, то подобие заказов и заданий встречаются и в Орлеане, но только в дополнениях. А тут сразу в базе. Но хотелось бы отметить, что в Альтиплано это сделано не для того, чтобы как-то нагрузить и усложнить процесс, а наоборот, чтобы не дать новичкам “заблудиться” в этом обилии доступных действий и типов товаров. Роль, стартовые жетончики, задания – всё это облегчает выбор и избавляет от ступора.

Сам спектр действий, скажем так, более эластичный. Если в Орлеане в ячейках были прописаны конкретные жетоны, то в Альтиплано практически все зоны на личном планшете предлагают на выбор несколько действий, которые можно комбинировать или активировать повторно. Тебе всегда есть, чем заняться даже при самой неудачной порции вытащенных жетонов (на худой конец, их можно продать или отправить в хранилище). Ну и разумеется, как и в предшественнице, жетоны на ячейках можно оставлять до лучших времён. И они тут обязательно наступят, ведь мешок прокручивается полностью.

Повторюсь, интересная задумка со складированием товаров. Во-первых, оригинален сам способ заполнения, а во-вторых, забавно обыграна чистка мешка.

К слову, чистка – один из ключевых аспектов хорошего результата. Из-за того, что большинство действий приводят к получению новых товаров, каждый раунд ящик пополняется новыми жетонами. Следовательно, мешок быстро засоряется, а прокрутка замедляется. Некоторые типы жетонов, вообще, не применить в каких-либо производственных цепочках, плюс есть и такие (стекло), которые даже не продать.

Посему тут важно чувствовать момент, когда излишки следует перекинуть на склад или карточки заказов. Причём делать это нужно не только своевременно, – не дожидаясь последних раундов, но и оценивая тип и количество уничтожаемых товаров. Иначе можно переборщить, из-за чего ранее настроенный движок предательски забарахлит.

C опытом партии проходят достаточно живенько. В свой текущий ход ты обычно прикидываешь следующий, поэтому в фазу планирования сильных провисаний быть не должно (хотя это, конечно, от игроков зависит). Под стать живенькому товарообороту – яркое оформление.

Игривая альпака, красочные локации и россыпь разноцветных жетонов настраивают на позитивный и созидательный лад. Игра воспринимается, как такое приятное копание в своём планшете, пристройках и мешке. Удовлетворения от процесса добавляет и то, что буквально всё приносит победные очки.

Что меня сперва немного смутило, так  это необходимость следить за перемещениями рабочего. Первые партии частенько забывал о еде, которая нужна для дополнительного движения. Не скажу, что этот момент особо напрягал, но изначально он воспринимался, как какое-то искусственное усложнение. Потом уже как-то свыкся и принял этот ещё один “слой планирования”, отметив для себя всю важность жёлтых жетонов. Ну, и, бесспорно, этот момент добавляет щепотку тематичности. Заготовили всё для производства, взяли обед и пошли по своим делам в разные уголки деревушки.

Из неоднозначного – взаимодействия тут с гулькин нос. Кто-то может взять нужную вам карту лодки или дома, умыкнуть из-под носа здание… и как бы всё. Сиди себе, ковыряйся, чахни над жетончиками и плевать ты хотел на соперников.

Вот такая игра, которая нас с Катей приятно удивила. Ей она даже больше пришлась по душе, чем Орлеан. Я же поставлю ей, как и Орлеану, 8/10, но только при 2-3 участниках. Ну, люблю я bag building.

Альтиплано по-своему хороша и увлекательна, но длительность партии – для меня проблема. Даже дуэлька могла быть на несколько раундов короче. И это, учитывая то, что игра вроде бы масштабируется количеством товаров и пристроек. Просто под конец уже начинает проявляться монотонность, хотя, вместе с подготовкой на дуэль у нас уходит порядка 60 минут, может, чуть больше.

В общем, советую попробовать, даже если у вас уже имеется Орлеан. Орлеан… он такой размеренный и обтоятельный что ли: там трек качнул, получил бонус, добрался до нового города. А Альтиплано – шустрая (в плане прогресса), красочная, азартная и по-хорошему незамысловатая. Возбуждённый взгляд своебразного жетона первого игрока как бы олицетворяет собой тот безумный круговорот товаров, который является основой всего процесса.

Но подозреваю, что, если сесть в неё играть, допустим, вчетвером, да ещё и с теми, кто любит подумать, то это может напрочь отбить желание садиться за неё снова. Поэтому только небольшим составом! И не забудьте запастись капсулами для монет, которые спасут жетончики от износа. К сожалению, для Альтиплано пока нет никакого upgrade kit-а, как в Орлеане. Ждём дополнение, а оно уже анонсировано и будет называться The Traveler.

  1. Serafim Shabashov
    September 3, 2018 at 11:43

    Хмм…миленькая игрушка,и дизаин не вырви глаз.

  2. September 3, 2018 at 19:33

    Очень крутой обзор! Спасибо, Владимир.
    Развеяли множество сомнений касательно игры. Решение проблемы со зданиями – в Os давно напрашивалось.
    Пора Вам записывать летсплеи!

    • September 4, 2018 at 09:43

      Спасибо!
      Для летсплеев, да и, вообще, для видео-контента нужно много сил, времени, а также соответствующее оборудование (если делать, то качественно). На данный момент, ничего из этого у меня нет :Р. Как и желания, ведь это никак материально не отобьётся, а на энтузиазме далеко не уедешь. Посмотрите – все зарубежные популярные обзорщики каждый год собирают деньги на Кике, Индигого, патреоне и за счёт этого существуют и радуют актуальными и интересными материалами. Может, когда-нибудь на пенсии, когда совсем нечего будет делать 🙂

  3. Егор
    September 4, 2018 at 16:27

    У Вас тоже было 2 набора тележек кстати?Основной и запасной.У нас потому что 2 из 10 не держались вообще.Да и конкретно за этот элемент незачет,мне кажется очень недолговечным как и жетоны.

    • September 4, 2018 at 16:38

      Да! Я думаю, что именно из-за недолговечности доложили ещё по одной тележке (и у меня ещё один мешок запасной был). Вообще, их рекомендуют сразу проклеить. Мне повезло – три штуки, что сложил, пока держатся (в них, кстати, удобно тайлы пристроек хранить или кукурузу). Остальные не собирал, т.к. играть, больше, чем на троих, не собираюсь 🙂

  4. Aleksandr
    September 6, 2018 at 15:19

    Если выбирать для игры только вдвоем, что лучше, Орлеан или Альтиплано?

    • September 6, 2018 at 21:49

      Хмм… Я бы выбрал Орлеан с первым дополнением, там есть хороший дуэльный модуль 🙂
      Если только базы рассматривать, то они обе на двоих хорошо идут – основной плюс в том, что не затягиваются партии. Поэтому просто смело выбирайте ту, которая ближе по теме и нюансам.

  5. Dennis Belyakov
    June 11, 2021 at 18:21

    Играл и в «Орлеан», и в «Альтиплано».

    Поначалу обе игры понравились — было необычно, но потом всё уж очень быстро надоело — однообразие плюс какая-то трудноуловимая кривизна баланса (особенно замечательно делать пустой ход — когда у тебя из-под носа или жетон, или карту заберут, и можно свои жетоны обратно возвращать, они уже бесполезны там, куда ты их ставил).

    Партию в «Альтиплано» на двоих (первую) сыграли весьма быстро — опыт игры в «Орлеан» сказался 🙂

    Выбор не слишком-то и велик, да и весомость вариантов не настолько различается — игра вовсе не так хороша в этом аспекте, как её нахваливают.

    Похоже, у автора нет оригинальных идей, он просто впаривает доверчивым любителям настолок то же самое под иным соусом: кое-что косметически поменял (суть-то осталась та же — бэгбилдинг и активация по жетонам) и назвал это новой игрой.

    Единственное, что лучше в «Альтиплано» — это человеческий проворот жетонов, а не тот бред, что был в «Орлеане».

    Покупать не захотелось ни «Орлеан», ни «Альтиплано».

    Кстати, интересно, много ли партий вы сыграли в итоге в предмет обзора и играете ли сейчас или вообще с полки не достаёте? 🙂

    • June 12, 2021 at 23:02

      Да, у автора Орлеан – самая успешная игра, идею которой он до сих пор активно эксплуатирует. После Альтиплано ещё Orléans Stories вышла, которую многие захейтили (и как мне кажется, за дело). Очень странный проект )).

      Конечно, в своё время Орлеан произвёл фурор, т.к. с построением мешка толком ничего не было тогда. Мы поиграли в базу, а потом и немного в дополнения и пару сценариев. И пресытились. Во-первых, тем, что довольно долго. А, во-вторых, уж очень мне не нравится идея со зданиями, которые совсем не равноценны. Да и игра, по сути, очень однообразная выходит, если не добавлять дополнений.

      Альтиплано понравилась и прокруткой жетонов, и нормальным рынком улучшений (аналог зданий). Ну, и действия там поинтересней выглядят, плюс цели мне по душе. Но не прижилась игра тем, что долгая, и… опять есть ощущение, что чего-то не хватает. Ну недостаточно просто механики мешка )). По итогу обе игры покинули коллекцию.

      • Dennis Belyakov
        June 17, 2021 at 11:32

        Да, помню, я тоже обалдел слегка (в хорошем смысле) от механики bag building’а – настолько это было необычно (и к тому же стильно оформлено – я вообще считаю эту игру лучшей работой Клеменса Франца, которого сильно недолюбливаю 🙂 ), но буквально после второй партии возникло неизбывное чувство дисбаланса практически во всём, что удивило – ведь игру должны были серьёзно тестировать перед выпуском.

        И вот “Альтиплано” мне тоже показалось крайне сырым по части баланса. Да, была проведена неплохая работа над ошибками (см. “Здания”, “Перемещения”, “Цели”), но, как по мне – этого мало.

        Вы верно подметили – одной механики bag building’а недостаточно для хорошей игры: это всё равно, что сделать игру на area control, в которой есть красиво нарисованное поле и миниатюры, но топология не продумана совсем, а бои – просто швыряние кубиков в стиле “у кого больше выпадет”.

        Насчёт закономерного итога – не удивлён :))) удивляет только рейтинг того же “Орлеана” на БГГ – видимо, многие под первым впечатлением высокую оценку выставили, а затем забыли её подкорректировать (я не поленился и изменил первоначальные 8 на 5 🙂 ).

  6. Dennis Belyakov
    June 22, 2021 at 11:21

    Заглючило что-то в браузере и отправился дубль сообщения. Если можно – удалите второе, пожалуйста.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.