Smartphone Inc. – вам Xiaomi или Vertu?
Поиграл в Smartphone Inc. – долгострой от Cosmodrome Games, о котором много писали в рунете, пророча будущий хит. Наевшись уже этих российских хитов, расхваленных блогерами после пробных партий в прототипы, свои ожидания я заведомо занизил, но в глубине души надеялся на лучшее.
Название игры говорит само за себя. Участникам, выступающим в роли руководителей международных корпораций, предстоит втюхивать смартфоны, осваивая новые рынки, внедряя в свои мобилки разные технологии и всячески улучшая производственные процессы.
Поле представляет собой карту мира с множеством локаций, на которых отмечены места под офисы и запросы потенциальных покупателей.
Под картой находится зона технологий, куда случайной стороной выкладывается шесть тайлов со свойствами и патенты с победными очками.
В левой части поля располагается трек изменения цены на смартфоны, а справа – места для улучшений, пять из которых выкладываются в начале каждого раунда.
Изначально оснащение корпораций состоит из: ширмы, стартового улучшения, двух планшетов действий и коробочки с добром своего цвета, где лежат фишки прогресса, офисы и кубики товаров.
Один кубик от каждого игрока идёт на трек победных очков, второй на трек стоимости, чёрный маркер занимает место в ячейке первого раунда, и вроде бы всё готово, чтобы начать драку за покупателей.
Партия длится 5 раундов, в каждом в строгом порядке отыгрывается 8 фаз. Для удобства они вынесены в верхушку поля отдельным треком. Чтобы поначалу не запутаться, отслеживать каждую фазу можно с помощью фишки, аналогичной маркеру раундов.
В первой фазе планирования игра сразу же знакомит нас со своей главной фичей – принципом выбора действий на весь предстоящий раунд.
Два двусторонних планшета с символами накладываются один на другой таким образом, чтобы перекрывалось от 1 до 4 ячеек. Логично, что активными считаются видимые значки, именно они будут отвечать за весь жизненный цикл товара: от производства до конечного покупателя.
После того, как все разобрались с планшетами, компании формируют цены на свои мобилки. Базовая стоимость одного смартфона равняется пяти, следовательно, каждый символ бакса с плюсом или минусом эту цену корректирует. Хитрость заключается в том, что именно цена определяет очерёдность хода в последующих фазах.
Цены установили, переходим к производству. Тут всё просто: за каждый символ ящичка перетаскиваем кубик в зону товаров своего персонального органайзера. Хотя вру, не просто. Дело в том, что каждая накрытая верхним планшетом ячейка тоже приносит один товар. Да ещё и неиспользованные улучшения вместе с жетонами товаров добавляют по кубику (о них в следующей фазе).
Если на планшетах действий виднеется символ завода, то в фазе улучшений игроки по очереди, начиная с того, чьи телефоны самые дешёвые, выбирают по плашке с набором из двух символов. Эти плашки можно пристраивать к планшетам в фазе планирования, улучшая те или иные показатели или, наоборот, накрывая ненужные. В общем, улучшения делают вашу кампанию более эластичной и эффективной.
Ежели игрок не выбрал символ завода, то в качестве компенсации он получает жетон товара. Он не кладётся на планшет, а просто даёт один дополнительный товар в фазу производства. Улучшения тоже не обязательно использовать, тогда и они принесут по кубику.
Технологии изучаются с помощью шестерёнок. За каждый такой символ игрок размещает рядом с желаемой технологией фишку прогресса.
Как только фишек набирается необходимое количество, технология считается изученной, а игрок не только получает возможность применять указанное свойство, но и расширяет круг потенциальных покупателей.
Да, первый, кто изучит какую-либо технологию, берёт соответствующий патент с бонусными очками. После этого для остальных компаний стоимость внедрения данной технологии снижается на единицу.
Новые рынки осваиваются с помощью логистики или попросту символов грузовиков. Как и в случае с технологиями, каждый такой символ позволяет положить в целевой регион, смежный с ранее освоенным, фишку прогресса. Набрал нужное число фишек – построил офис и теперь можешь толкать там свои телефоны.
И вот мы подобрались к самому интригующему – к продаже. Произведённые мобилки можно сбыть только в тех регионах, где есть ваш офис. Красные покупатели готовы купить любой телефон, но по цене не выше заявленной (отмеченной в квадратике). Фиолетовым же плевать на цену, им подавай всякие навороты в виде вайфая, долгоиграющей батареи и т.д.
Как вы уже догадались, начинает заполнять ячейки снова тот, кто установил самую низкую цену. Логично, что, распределяя по регионам товары, с каждым кубиком он отнимает потенциального покупателя у соперников. В эту фазу обычно много шуток по типу “ах ты, зараза, заполонил Африку своим дешёвым ширпотребом, дай другим хоть что-то продать”.
Ну, и последняя фаза – получение очков. Сперва считаем кубики товаров, которые нашли своих покупателей, и умножаем их на текущую цену. Затем проверяем регионы на контроль: чьих кубиков больше, тот и получает очки, указанные рядом с самым правым офисом (даже если он не ваш).
На этом раунд завершается. Кубики товаров уходят в запас, превращаясь обратно в бесполезные микросхемы, цены сбрасываются, рынок улучшений обновляется. На карте остаются лишь офисы, а в арсенале игроков плашки улучшений и изученные технологии.
По окончании пятого раунда к очкам, заработанным на продажах, добавляются ПО за патенты и ретейлеров. Кто такие ретейлеры? Специальные накладки, которыми закрываются некоторые регионы при игре меньшим составом. В этих регионах нельзя торговать, но зато туда можно выставлять домики, зарабатывая неплохие очки и мгновенные плюшки.
Впечатления
Да, это свершилось! Наконец-то вышло большое евро от российского автора, которое меня взбудоражило. В хорошем смысле этого слова. Процесс представлялся мне занятным ещё при чтении правил, но на деле всё оказалось гораздо интересней, напряжённей, азартней.
Наверное, экономическая стратегия – это будет громко сказано… для меня Smartphone предстал скорей этаким лаконичным симулятором открытого рынка с жёсткой конкуренцией и разными закидонами потребителей. Спрос-предложение, демпинг, технологические преимущества, новые регионы сбыта – во всё это придётся окунуться с первых минут. Но не стоит бояться перегруженности, обилия нюансов, толстенных правил, тут симуляция предельно понятна, ибо основана на простейших законах, доступных любому обывателю.
Акцент в игре делается на активное взаимодействие через борьбу за рынки и заманивание покупателей более низкой ценой. Места под офисы и мобилки ограничены, поэтому перед каждой фазой планирования нужно тщательно оценивать ситуацию на поле и возможности соперников. Печально, когда почти все произведённые телефоны некуда потом пристроить. Удар по выручке компании может быть болезненным, как и реакция игроков, не любящих, когда вмешиваются в их планы.
Другими словами, копание в своём огороде и мирное сосуществование – это не про Smartphone. А вот как умыкнуть патент и подрезать покупателей – всегда пожалуйста. Но разве не здорово, когда среди обилия многопользовательских пасьянсов на разведение свиней появляется такое редкое евро с тесным и умным взаимодействием, заставляющим тебя нервничать и кусать ногти?
Разумеется, на первых порах ошибки могут быть критическими, и одна-две игры уйдёт на то, чтобы освоиться и прочувствовать принципы: запомнить локации и маршруты, разброс производства/цен, свойства технологий, стороны планшетов. Но мне понравилось, как один пользователь на BGG сравнил Smartphone с Food Chain Magnate, сказав, что несмотря на то, что FCM замечательная игра, S дарит те же эмоции, но за более короткое время, а также не сваливает на тебя кучу нюансов и не так сильно карает за просчёты.
Уточню, что в FCM можно даже в момент подготовки лопухнуться и потом всю партию сидеть в безнадёжных аутсайдерах. Здесь же каждый раунд представляет собой обособленный цикл производства и сбыта, поэтому оправиться от перехвата доли рынка куда проще.
Что касается новаторской механики накладывания планшетов, то во время знакомства с правилами сперва она мне показалась не такой уж увлекательной и даже неудобной. Особенно, когда на руках у тебя помимо основных планшетов ещё и 2-3 плашки улучшений.
Но уже с самой первой партии я с головой ушёл в планирование, жадно перебирая и накладывая один кусок картона на другой. Идея не только оригинальная, она действительно затягивает. Ох уж эти постоянные мучения, чем пожертвовать в текущем раунде. Такое ощущение, что, как бы ты ни крутил и комбинировал, всегда не хватает одного значка, который нужен позарез!
К слову, планирование – чуть ли не единственная фаза, которая может слегка затянуться, особенно, если за столом присутствуют любители всё просчитать и продумать. А так пять раундов пролетают молниеносно, занимая час-полтора.
Если оценивать вариативность, то, на первый взгляд, кажется, что случайный выход плашек улучшений и двусторонние тайлы технологий – это ничтожно мало. Но я вижу Smartphone как такой элегантный еврик, наподобие Брасса, где тон партии задают сами участники. Навороченных франкенштейнов хватает, а вот таких, скажем так, плотных игр с интуитивно понятным и затягивающим процессом единицы.
Да, по поводу технологий. Их вроде бы всего 12 разных, но с опытом понимаешь, что каждая даёт довольно существенный бонус, способный кардинально поменять стратегию. Чего стоит, к примеру, возможность оставлять непроданнные телефоны на следующий раунд.
Конечно, и у нас сразу же возникли мысли о новых свойствах, о всяких динамичных рынках, расходах, но, как мне кажется, все эти нюансы затмили бы суть игры, которая заключается в быстром реагировании на ситуацию на рынке и поиске наивыгоднейшего баланса между продажами и развитием своей компании. А вот если игра пойдёт в народ, то можно и о дополнениях задуматься. Знаю, что у Ивана в загашнике куча идей.
И в конце на всю эту гору сладких сливок хочется положить вишенку, похвалив оформление. Игра воистину из маленького гадкого утёнка превратилась в грациозного белого лебедя, причём, в прямом смысле этого слова. Напомню, что в процессе разработки Smartphone из карточной микро-игры “вырос” до масштабов большого полноценного евро.
Поле шикарное. Именно из-за него коробка такая тяжёлая. Я повидал много планшетов с выемками под фишки, но поле встречаю впервые. Понимаю, что дорогостоящее удовольствие, зато функциональное и придаёт игре вид какой-то особенной делюксовой версии.
Сразу бросилось в глаза, что не прорезаны деления под фазы раундов и товары, но, как я и предполагал, сделано это специально, так как этим маркером и кубиками оперируешь наиболее часто.
Второе приятное решение – персональные коробочки под фишки игроков, которыми удобно пользоваться и во время игры. Тут даже есть желобок для перегонки кубиков в произведённые товары, а в крышках продумано углубление для хранения планшетов. Единственное, я бы сделал эти органайзеры более плотными, на ощупь они уж больно хлипкие.
Прозрачные фишки тоже отлично вписываются в стерильный белый стиль, выделяясь на контрасте. Правда, играть нужно при хорошем освещении, иначе синие, зелёные и чёрные фишки различить будет проблематично.
К сожалению, первый тираж не без косяков. Во-первых, фишки разрезаны не идеально, некоторые кривые или с заусенцами. Во-вторых, картонная коробка для прочих компонентов слишком мала, оттого смысла в ней мало. Как оказалось (это я уже непосредственно у издателя узнал), из-за спешки перед выставкой в Эссене печать прошла не так гладко, и пострадали не только компоненты, но и объём: вместо планируемых 900 коробок с горем пополам удалось собрать около 250. В общем, в новом тираже всё должно быть в порядке.
Вот теперь вроде бы всё. Я поставил 8.5/10. Друзья как один сказали, что это лучшая из российских разработок. Для меня же единственный недостаток заключается в том, что полностью игра раскрывается только на четверых-пятерых. При таком составе взаимодействие наиболее тесное, не получится закрыться где-нибудь в углу и втридорога толкать свои китайские поделки (меньшим составом можно внедрять виртуального Стива, но заниматься ботоводством мало кому по душе).
Но! Насколько я знаю, у автора и на этот случай есть, что предложить. А именно – отдельное более компактное поле для игры вдвоём-втроём. Надеюсь, что успешные продажи ускорят его печать. А пока настоятельно рекомендую попробовать Smartphone.
Эхх… честно говоря, я даже как-то переживаю за судьбу игры, в том числе и на зарубежной арене. Периодически почитываю отзывы на BGG, пока они преимущественно лестные. Держу кулаки, чтобы Smartphone попал как минимум в 100-200 лучших игр!
Пока читал, тоже первая ассоциация была с FCM.
Ja tut nemnozho xochu masla v ogon po povodu rosijskix razrabotok podlit. Vernee ne k samim razrabotkam, a k tomu chto ix prakticheski nevozmozhno dostat’ (za preemlemije ceni). Neudivlius’ chto chto to takoe i so smarthpone budet.
Издатель активно продвигает игру на иностранные рынки, будем надеяться, что английские версии станут доступнее.
Спасибо большое за обзор, Владимир! Игра действительно заинтересовала.
Очень рад, что игра понравилась! Сам ее тоже очень люблю!
Меня игра привлекает, но отталкивает очень сильно коробка. =( Возможно переодетым в костюм хипстером..
Согласен. Нафиг хипстера. Коробка отталкивает, выбирая в магазине – ее не взял бы.
Я не раз писал, что не особо люблю евро, но вот как раз тут геймплей по описанию интересен. Играть только всё равно не с кем.
PS почему-то сайт подписал меня как аноним..
Большое спасибо за обзор! Очень рад, что смог таки перебороть лед неверия в российский игропром) Дальше будет больше!) Скорее всего к новому году сделаем большой анонс со списком вкусностей)
Касательно широкого распространения игры – русская версия задерживается, выйдет на прилавки в декабре( Английская – видимо, уже в следующем году.
Вань, тебе спасибо за отличный и свежий еврик! Ждём анонсов, хардкорный вариант и поле на 2-3 🙂
650 коробок в минус…бывает.Сильно укрепился в раздумьях (Быть или не быть?…пить или не пить?…вот в чём вопрос).
Отличный обзор! Бородатый хипстерок на коробке отвращал от мысли даже почитать об игре, а тут недавно послушал, почитал (и этот обзор), увидел, что уже есть правильная коробка – BigBox (с дополнением Update1.1), зарыдал, и понял, что надо брать (надеюсь, до концы зимы деньгами разживусь).
Подозреваю, что эта игра на ура будет принята всеми четырьмя компаниями, с которыми я играю.
Автору игры – большущее спасибо, игра действительно мирового уровня, а то, что она наша – вдвойне приятно.
Надеюсь, понравится. Недавно автор презентовал Mobile Markets – на той же механике только практически карточную. Пока отзывы очень хорошие.