Главная > Smartphone Inc > Smartphone Inc. – вам Xiaomi или Vertu?

Smartphone Inc. – вам Xiaomi или Vertu?

Поиграл в Smartphone Inc. – долгострой от Cosmodrome Games, о котором много писали в рунете, пророча будущий хит. Наевшись уже этих российских хитов, расхваленных блогерами после пробных партий в прототипы, свои ожидания я заведомо занизил, но в глубине души надеялся на лучшее.

Название игры говорит само за себя. Участникам, выступающим в роли руководителей международных корпораций, предстоит втюхивать смартфоны, осваивая новые рынки, внедряя в свои мобилки разные технологии и всячески улучшая производственные процессы.

Поле представляет собой карту мира с множеством локаций, на которых отмечены места под офисы и запросы потенциальных покупателей.

Под картой находится зона технологий, куда случайной стороной выкладывается шесть тайлов со свойствами и патенты с победными очками.

В левой части поля располагается трек изменения цены на смартфоны, а справа – места для улучшений, пять из которых выкладываются в начале каждого раунда.

Изначально оснащение корпораций состоит из: ширмы, стартового улучшения, двух планшетов действий и коробочки с добром своего цвета, где лежат фишки прогресса, офисы и кубики товаров.

Один кубик от каждого игрока идёт на трек победных очков, второй на трек стоимости, чёрный маркер занимает место в ячейке первого раунда, и вроде бы всё готово, чтобы начать драку за покупателей.

Партия длится 5 раундов, в каждом в строгом порядке отыгрывается 8 фаз. Для удобства они вынесены в верхушку поля отдельным треком. Чтобы поначалу не запутаться, отслеживать каждую фазу можно с помощью фишки, аналогичной маркеру раундов.

В первой фазе планирования игра сразу же знакомит нас со своей главной фичей – принципом выбора действий на весь предстоящий раунд.

Два двусторонних планшета с символами накладываются один на другой таким образом, чтобы перекрывалось от 1 до 4 ячеек. Логично, что активными считаются видимые значки, именно они будут отвечать за весь жизненный цикл товара: от производства до конечного покупателя.

После того, как все разобрались с планшетами, компании формируют цены на свои мобилки. Базовая стоимость одного смартфона равняется пяти, следовательно, каждый символ бакса с плюсом или минусом эту цену корректирует. Хитрость заключается в том, что именно цена определяет очерёдность хода в последующих фазах.

Цены установили, переходим к производству. Тут всё просто: за каждый символ ящичка перетаскиваем кубик в зону товаров своего персонального органайзера. Хотя вру, не просто. Дело в том, что каждая накрытая верхним планшетом ячейка тоже приносит один товар. Да ещё и неиспользованные улучшения вместе с жетонами товаров добавляют по кубику (о них в следующей фазе).

Если на планшетах действий виднеется символ завода, то в фазе улучшений игроки по очереди, начиная с того, чьи телефоны самые дешёвые, выбирают по плашке с набором из двух символов. Эти плашки можно пристраивать к планшетам в фазе планирования, улучшая те или иные показатели или, наоборот, накрывая ненужные. В общем, улучшения делают вашу кампанию более эластичной и эффективной.

Ежели игрок не выбрал символ завода, то в качестве компенсации он получает жетон товара. Он не кладётся на планшет, а просто даёт один дополнительный товар в фазу производства. Улучшения тоже не обязательно использовать, тогда и они принесут по кубику.

Технологии изучаются с помощью шестерёнок. За каждый такой символ игрок размещает рядом с желаемой технологией фишку прогресса.

Как только фишек набирается необходимое количество, технология считается изученной, а игрок не только получает возможность применять указанное свойство, но и расширяет круг потенциальных покупателей.

Да, первый, кто изучит какую-либо технологию, берёт соответствующий патент с бонусными очками. После этого для остальных компаний стоимость внедрения данной технологии снижается на единицу.

Новые рынки осваиваются с помощью логистики или попросту символов грузовиков. Как и в случае с технологиями, каждый такой символ позволяет положить в целевой регион, смежный с ранее освоенным, фишку прогресса. Набрал нужное число фишек – построил офис и теперь можешь толкать там свои телефоны.

И вот мы подобрались к самому интригующему – к продаже. Произведённые мобилки можно сбыть только в тех регионах, где есть ваш офис. Красные покупатели готовы купить любой телефон, но по цене не выше заявленной (отмеченной в квадратике). Фиолетовым же плевать на цену, им подавай всякие навороты в виде вайфая, долгоиграющей батареи и т.д.

Как вы уже догадались, начинает заполнять ячейки снова тот, кто установил самую низкую цену. Логично, что, распределяя по регионам товары, с каждым кубиком он отнимает потенциального покупателя у соперников. В эту фазу обычно много шуток по типу «ах ты, зараза, заполонил Африку своим дешёвым ширпотребом, дай другим хоть что-то продать».

Ну, и последняя фаза – получение очков. Сперва считаем кубики товаров, которые нашли своих покупателей, и умножаем их на текущую цену. Затем проверяем регионы на контроль: чьих кубиков больше, тот и получает очки, указанные рядом с самым правым офисом (даже если он не ваш).

На этом раунд завершается. Кубики товаров уходят в запас, превращаясь обратно в бесполезные микросхемы, цены сбрасываются, рынок улучшений обновляется. На карте остаются лишь офисы, а в арсенале игроков плашки улучшений и изученные технологии.

По окончании пятого раунда к очкам, заработанным на продажах, добавляются ПО за патенты и ретейлеров. Кто такие ретейлеры? Специальные накладки, которыми закрываются некоторые регионы при игре меньшим составом. В этих регионах нельзя торговать, но зато туда можно выставлять домики, зарабатывая неплохие очки и мгновенные плюшки.

Впечатления

Да, это свершилось! Наконец-то вышло большое евро от российского автора, которое меня взбудоражило. В хорошем смысле этого слова. Процесс представлялся мне занятным ещё при чтении правил, но на деле всё оказалось гораздо интересней, напряжённей, азартней.

Наверное, экономическая стратегия – это будет громко сказано… для меня Smartphone предстал скорей этаким лаконичным симулятором открытого рынка с жёсткой конкуренцией и разными закидонами потребителей. Спрос-предложение, демпинг, технологические преимущества, новые регионы сбыта – во всё это придётся окунуться с первых минут. Но не стоит бояться перегруженности, обилия нюансов, толстенных правил, тут симуляция предельно понятна, ибо основана на простейших законах, доступных любому обывателю.

Акцент в игре делается на активное взаимодействие через борьбу за рынки и заманивание покупателей более низкой ценой. Места под офисы и мобилки ограничены, поэтому перед каждой фазой планирования нужно тщательно оценивать ситуацию на поле и возможности соперников. Печально, когда почти все произведённые телефоны некуда потом пристроить. Удар по выручке компании может быть болезненным, как и реакция игроков, не любящих, когда вмешиваются в их планы.

Другими словами, копание в своём огороде и мирное сосуществование – это не про Smartphone. А вот как умыкнуть патент и подрезать покупателей – всегда пожалуйста. Но разве не здорово, когда среди обилия многопользовательских пасьянсов на разведение свиней появляется такое редкое евро с тесным и умным взаимодействием, заставляющим тебя нервничать и кусать ногти?

Разумеется, на первых порах ошибки могут быть критическими, и одна-две игры уйдёт на то, чтобы освоиться и прочувствовать принципы: запомнить локации и маршруты, разброс производства/цен, свойства технологий, стороны планшетов. Но мне понравилось, как один пользователь на BGG сравнил Smartphone с Food Chain Magnate, сказав, что несмотря на то, что FCM замечательная игра, S дарит те же эмоции, но за более короткое время, а также не сваливает на тебя кучу нюансов и не так сильно карает за просчёты.

Уточню, что в FCM можно даже в момент подготовки лопухнуться и потом всю партию сидеть в безнадёжных аутсайдерах. Здесь же каждый раунд представляет собой обособленный цикл производства и сбыта, поэтому оправиться от перехвата доли рынка куда проще.

Что касается новаторской механики накладывания планшетов, то во время знакомства с правилами сперва она мне показалась не такой уж увлекательной и даже неудобной. Особенно, когда на руках у тебя помимо основных планшетов ещё и 2-3 плашки улучшений.

Но уже с самой первой партии я с головой ушёл в планирование, жадно перебирая и накладывая один кусок картона на другой. Идея не только оригинальная, она действительно затягивает. Ох уж эти постоянные мучения, чем пожертвовать в текущем раунде. Такое ощущение, что, как бы ты ни крутил и комбинировал, всегда не хватает одного значка, который нужен позарез!

К слову, планирование – чуть ли не единственная фаза, которая может слегка затянуться, особенно, если за столом присутствуют любители всё просчитать и продумать. А так пять раундов пролетают молниеносно, занимая час-полтора.

Если оценивать вариативность, то, на первый взгляд, кажется, что случайный выход плашек улучшений и двусторонние тайлы технологий – это ничтожно мало. Но я вижу Smartphone как такой элегантный еврик, наподобие Брасса, где тон партии задают сами участники. Навороченных франкенштейнов хватает, а вот таких, скажем так, плотных игр с интуитивно понятным и затягивающим процессом единицы.

Да, по поводу технологий. Их вроде бы всего 12 разных, но с опытом понимаешь, что каждая даёт довольно существенный бонус, способный кардинально поменять стратегию. Чего стоит, к примеру, возможность оставлять непроданнные телефоны на следующий раунд.

Конечно, и у нас сразу же возникли мысли о новых свойствах, о всяких динамичных рынках, расходах, но, как мне кажется, все эти нюансы затмили бы суть игры, которая заключается в быстром реагировании на ситуацию на рынке и поиске наивыгоднейшего баланса между продажами и развитием своей компании. А вот если игра пойдёт в народ, то можно и о дополнениях задуматься. Знаю, что у Ивана в загашнике куча идей.

И в конце на всю эту гору сладких сливок хочется положить вишенку, похвалив оформление. Игра воистину из маленького гадкого утёнка превратилась в грациозного белого лебедя, причём, в прямом смысле этого слова. Напомню, что в процессе разработки Smartphone из карточной микро-игры «вырос» до масштабов большого полноценного евро.

Поле шикарное. Именно из-за него коробка такая тяжёлая. Я повидал много планшетов с выемками под фишки, но поле встречаю впервые. Понимаю, что дорогостоящее удовольствие, зато функциональное и придаёт игре вид какой-то особенной делюксовой версии.

Сразу бросилось в глаза, что не прорезаны деления под фазы раундов и товары, но, как я и предполагал, сделано это специально, так как этим маркером и кубиками оперируешь наиболее часто.

Второе приятное решение – персональные коробочки под фишки игроков, которыми удобно пользоваться и во время игры. Тут даже есть желобок для перегонки кубиков в произведённые товары, а в крышках продумано углубление для хранения планшетов. Единственное, я бы сделал эти органайзеры более плотными, на ощупь они уж больно хлипкие.

Прозрачные фишки тоже отлично вписываются в стерильный белый стиль, выделяясь на контрасте. Правда, играть нужно при хорошем освещении, иначе синие, зелёные и чёрные фишки различить будет проблематично.

К сожалению, первый тираж не без косяков. Во-первых, фишки разрезаны не идеально, некоторые кривые или с заусенцами. Во-вторых, картонная коробка для прочих компонентов слишком мала, оттого смысла в ней мало. Как оказалось (это я уже непосредственно у издателя узнал), из-за спешки перед выставкой в Эссене печать прошла не так гладко, и пострадали не только компоненты, но и объём: вместо планируемых 900 коробок с горем пополам удалось собрать около 250. В общем, в новом тираже всё должно быть в порядке.

Вот теперь вроде бы всё. Я поставил 8.5/10. Друзья как один сказали, что это лучшая из российских разработок. Для меня же единственный недостаток заключается в том, что полностью игра раскрывается только на четверых-пятерых. При таком составе взаимодействие наиболее тесное, не получится закрыться где-нибудь в углу и втридорога толкать свои китайские поделки (меньшим составом можно внедрять виртуального Стива, но заниматься ботоводством мало кому по душе).

Но! Насколько я знаю, у автора и на этот случай есть, что предложить. А именно – отдельное более компактное поле для игры вдвоём-втроём. Надеюсь, что успешные продажи ускорят его печать. А пока настоятельно рекомендую попробовать Smartphone.

Эхх… честно говоря, я даже как-то переживаю за судьбу игры, в том числе и на зарубежной арене. Периодически почитываю отзывы на BGG, пока они преимущественно лестные. Держу кулаки, чтобы Smartphone попал как минимум в 100-200 лучших игр!

Реклама
  1. _ГрАнд_
    Ноябрь 10, 2018 в 07:41

    Пока читал, тоже первая ассоциация была с FCM.

  2. Wirgis
    Ноябрь 10, 2018 в 11:20

    Ja tut nemnozho xochu masla v ogon po povodu rosijskix razrabotok podlit. Vernee ne k samim razrabotkam, a k tomu chto ix prakticheski nevozmozhno dostat’ (za preemlemije ceni). Neudivlius’ chto chto to takoe i so smarthpone budet.

    • Ноябрь 10, 2018 в 14:35

      Издатель активно продвигает игру на иностранные рынки, будем надеяться, что английские версии станут доступнее.

  3. Ноябрь 10, 2018 в 11:37

    Спасибо большое за обзор, Владимир! Игра действительно заинтересовала.

  4. Yury Yamshchikov
    Ноябрь 10, 2018 в 18:58

    Очень рад, что игра понравилась! Сам ее тоже очень люблю!

  5. Ноябрь 11, 2018 в 20:30

    Меня игра привлекает, но отталкивает очень сильно коробка. =( Возможно переодетым в костюм хипстером..

    • Аноним
      Ноябрь 12, 2018 в 00:42

      Согласен. Нафиг хипстера. Коробка отталкивает, выбирая в магазине – ее не взял бы.
      Я не раз писал, что не особо люблю евро, но вот как раз тут геймплей по описанию интересен. Играть только всё равно не с кем.

      • Hoot
        Ноябрь 12, 2018 в 07:35

        PS почему-то сайт подписал меня как аноним..

  6. Ноябрь 16, 2018 в 14:42

    Большое спасибо за обзор! Очень рад, что смог таки перебороть лед неверия в российский игропром) Дальше будет больше!) Скорее всего к новому году сделаем большой анонс со списком вкусностей)

    Касательно широкого распространения игры – русская версия задерживается, выйдет на прилавки в декабре( Английская – видимо, уже в следующем году.

    • Ноябрь 16, 2018 в 22:11

      Вань, тебе спасибо за отличный и свежий еврик! Ждём анонсов, хардкорный вариант и поле на 2-3 🙂

  7. Serafim Shabashov
    Ноябрь 19, 2018 в 12:35

    650 коробок в минус…бывает.Сильно укрепился в раздумьях (Быть или не быть?…пить или не пить?…вот в чём вопрос).

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.