Home > Агенты: Щит и Меч > Агенты: Щит и Меч – новые методы внедрения

Агенты: Щит и Меч – новые методы внедрения

Тема Холодной войны в настолках не нова, её периодически эксплуатируют серьёзные стратегические игры, а в последнее время зачастили ещё и патигеймы. Российские авторы Ян Егоров и Николай Золоторёв тоже использовали тему международного конфликта, политических дрязг и внешней разведки в качестве фона для своей несложной и местами очень даже оригинальной игрушки на контроль территорий под названием Агенты: Щит и Меч. И получилось у них нечто среднее: и по правилам, и по игровому процессу, и по оформлению.

Уникальности Агентам добавляет переосмысление механики bag building, где игроки пополняют жетонами не свои мешки, а мешки соперников. Что примечательно, такой поворот идеально вписался в шпионский сеттинг, ведь по ходу партии ты в буквальном смысле внедряешь разведку в чёрные матерчатые штабы врага.

Для победы нужно набрать 5 очков влияния в виде квадратных жетонов со звёздами. Заветные звёзды даются за контроль регионов и секторов (блок регионов), а также за успешное разоблачение агентов соперников.

В начале партии каждому достаётся по планшету разведывательного управления одной из стран, 3 денежки, карта секретного задания (даёт бонусное очко за контроль определённого региона), набор жетончиков агентов одного цвета и мешок.

Самая трудоёмкая часть подготовки – это сортировка жетонов агентов. Сперва их нужно разделить по фону. Жетоны со светлым фоном – информаторы (печатные машинки) и оперативники (пистолеты). Все они перемешиваются рубашкой вверх, после чего три случайных отправляется на поле “домашнего” региона, ещё три помещается в свой мешок, плюс ещё по одному закидывается в мешки оппонентов. Жетоны агентов с тёмным фоном (оперативники и дипломаты) лежат лицом вверх, их можно докупать отдельно во время своего хода.

А ход начинается с проверки условия победы. Если на начало хода (и только на начало) перед игроком пять или больше звёзд, то он побеждает. В этот момент можно вскрыть карточку секретного задания и неприятно удивить остальных, добавив недостающее очко влияния.

Если звёзд недостаточно, то переходим к активным действиям, чтобы поправить своё положение в регионах. Сперва берём жетон случайного агента из резерва и запускаем его в мешок одного из соперников. По желанию за денежку туда же закидываем ещё одного открытого оперативника.

После этого лезем в свой мешок и достаём один жетон. Чаще всего это будет чужой агент. Запоминаем его и, не показывая остальным, кладём в какой-либо регион рубашкой вверх. Сразу же можно потратить ещё денег и в тот же регион добавить дипломата. Дипломат идёт в спец-зону и всегда лежит в открытую.

Короче говоря, если бюджет позволяет, то за ход можно подкинуть до двух агентов одному из соперников и столько же выложить в выбранный регион.

После манипуляций с мешками игрок вправе совершить одно бонусное действие-операцию. Все операции относятся к активному региону, куда только что были внедрены агенты. Итак, варианты следующие:

  • Финансирование. Берём столько денег, сколько агентов твоего цвета в активном регионе.
  • Транзит. Перетаскиваем в текущий регион своего агента из любого другого региона;
  • Разведка. Можно подглядеть до трёх жетонов в регионе, не показывая их остальным;
  • Ликвидация. Вскрываем вражеский жетон (кроме выложенных в текущем раунде). Если там информатор, то закидываем его владельцу обратно в мешок, после чего получаем жетон успешной ликвидации (он даёт половинку очка и его нельзя отобрать, как жетоны за контроль) и бонусом карту агента с полезным свойством (из трёх на выбор). Ежели нарвались на оперативника, то ликвидация считается провальной: жетон остаётся на месте, а карточку агента получает его владелец.

В принципе, всё. В конце хода происходит фаза так называемой оперативной сводки, когда проверяется, кто что контролирует (отдельно в каждом регионе и секторе). Если ситуация поменялась, то жетоны влияния передаются новым лидерам или, в случае равенства, возвращают обратно в центр стола.

С каждым ходом агентов становится всё больше, а удержать позиции становится всё сложней. И в один момент всё подходит к своей кульминации. Как я уже говорил, если кому-либо удалось набрать 5 звёзд, то этот игрок побеждает. Если борьба получилась особенно плотной и неуступчивой, то партия заканчивается вместе с резервом закрытых агентов. В этом случае просто считается число звёзд.

Впечатления

От игры получил ровно то, что и ожидал, читая правила. Лёгкий и непринуждённый area control с доселе невиданной механикой “засорения” мешков соперников. Быстрые партии (от 30 до 60 минут), много взаимодействия и постоянное напряжение из-за очень шаткого преимущества. В один момент ты можешь быть на коне, внедряя дополнительных агентов за деньги и находясь в шаге от победы, а в другой сидеть без финансирования и влияния.

Я не большой любитель контроля территорий, особенно, если он является ключевой механикой игры, но в Агентов играл с удовольствием, ибо перед нами отнюдь не серьёзная стратегия с бесконечным перетягиванием одеяла на себя (привет, Иниш!), а стремительный почти филлер на мелкие козни вражеским сторонам с нотками весёлой компанейской игры.

Задача участников – совершать контрдействия на выпады оппонентов и постепенно подготавливать почву для выигрышной ситуации. И тут вам понадобится и внимательность, и хитрость, и блеф и, конечно же, удача, ведь рандом при вытягивании жетонов никто не отменял. Но, как я уже говорил, динамичные партии не позволяют сетовать на случай, и если все тщательно следят за ситуацией с влиянием, а не занимаются кингмейкингом, то лёгкой прогулки не будет. Пустые регионы молниеносно заполняются жетонами, и с каждым ходом впихнуть куда-нибудь чужого агента с минимальными последствиями становится всё сложней.

Интересного выбора добавляет ещё и то, что место проведения всех операций зависит от того, куда выкладывается жетон. И вот тут при вытягивании агента оппонента часто приходится задуматься, к примеру: добавлять ли жетон к своим и разжиться неплохой суммой в качестве финансирования, либо закинуть в более спокойный регион, хоть на какое-то время обезопасив себя от потенциальной потери контроля.

В общем, процесс сочетает в себе вдумчивую оценку ситуации на поле, а огонька добавляют порой неожиданные эффекты карт агентов, секретная цель и причуды мешка.

Авторов и издателя хочется похвалить не только за свежий взгляд на механику bag building, которая так здорово переплетается с темой шпионских разборок, но и за внятные правила, лаконично продублированные на личных памятках. В первых партиях памятки – вещь незаменимая.

Простота в освоении приводит к тому, что уже после первой партии хочется сразу же сыграть со свойствами противоборствующих сторон. Они абсолютно не усложняют правила, а снабжают каждую организацию одной уникальной отличительной особенностью. Вместе с колодой агентов и картами секретных целей это добавляет происходящему вариативности.

Правда, не все свойства такие уж интересные. Понравились МИ-6: у них есть возможность дополнительно проводить мини-операции из трёх доступных; и Моссад: помимо двух экстра оперативников в мешке, рубит денежку за успешную ликвидацию. А вот у КГБ довольно скучное для самого игрока пассивное “анти-разведывательное” свойство, да и ЦРУ получает доп плюшки только в самом начале. По-хорошему, хотелось бы видеть набор из нескольких абилок для каждой стороны, из которых на партию выбирается одна.

Оформление… тут у меня двоякие ощущения. С одной стороны, понравились иллюстрации на карточках агентов, коробке и правилах. Они полны отсылок к таким комедийным шпионским боевикам, как, например, “Агенты U.N.C.L.E.” или “Kingsman: Секретная служба”.

К планшетам игроков и полям регионов тоже нареканий нет. А вот остальное выглядит как-то совсем бюджетненько (но тут и цена игры вроде бы соответствующая).

Жетоны, которые часто мусолятся в руках, слишком тонкие, карты тоже. Непонятно ещё, почему нельзя было сделать агентов круглыми, ведь капсулы на квадратных жетонах будут смотреться убого! Мешки все одинаковые, а не по цвету сторон. Приходится постоянно держать свой при себе, иначе есть вероятность, что его случайно схватит сосед.

Ну, и традиционно – слишком здоровая коробка. Она не только расстраивает зияющими пустотами, но и может сбить с толку покупателя, который рассчитывает на что-то долгое, обстоятельное, богатое на компоненты.

Разумеется, свои лучшие качества игра проявляет на 3-4 участников, вдвоём я даже не пытался пробовать.

Повторюсь, мне игра показалась любопытной, а главное, необычной. А вот друзьям совсем не зашла из-за того, что вместо привычного созидания тут преимущественно ответные реакции и пополнение чужих мешков. Да и победа, в принципе не является результатом каких-то грандиозных планов и продуманных действий. В чём-то я согласен, но, как по мне, Агенты: Щит и Меч о другом – о блефе, хитрости, забавных ситуациях. Если подобные игры вам по душе и хочется необычного сплава механик, то обязательно поддержите ребят. Авось, и дополнение увидит свет. 7.5/10.

  1. Wirgis
    November 24, 2018 at 22:04

    Bravo rebiata. Podderzhal bi ix. Uzh s pervix obzorov mne ideja ponravilas’. No vot kak ix podderzhat’, to poka nikakix idej. U menia poka tolko odin variant bolee menee realnij (rebiata iz belorusii).

    • November 25, 2018 at 14:20

      Да… на английском вряд ли Агенты выйдут, поэтому только через знакомых ;(

  2. November 26, 2018 at 05:43

    Печально, что ребята отказались (в целях экономии) от идеи увеличить число игроков хотя бы до 6 – считаю это главным недостатком для игр подобного жанра. Во всем остальном она выглядит очень привлекательно.

    • November 26, 2018 at 10:28

      Согласен, больше игроков не помешало бы, но где-то слышал/читал, что если хорошо примут базу, то, возможно, выйдет дополнение, в котором помимо прочего будут компоненты для доп-игрока/-ов.

  3. Yury Yamshchikov
    November 26, 2018 at 11:30

    Спасибо за своевременный обзор – как раз собирался на этой неделе сыграть 🙂

  4. WindUpBird
    November 27, 2018 at 05:13

    Спасибо за обзор. Жаль, что игра всё-таки от 3х игроков. В принципе, в ареа-контролях не может быть иначе ((
    Хотя честно, не очень люблю такой тип игр – вроде играется как филлер, а по времени минут 60 займет.

  5. Nikolay Zolotarev
    November 27, 2018 at 17:19

    Спасибо вам за обзор.

    Только небольшое уточнение по правилам – ликвидация тоже проводится в активном регионе, как и другие операции.

    • November 27, 2018 at 18:21

      Ааааа… вот у нас был спор по этому поводу. Но в правилах ко всем операциям указано, что в активном, а для ликвидации – нет. Непорядок 😊.

      • Nikolay Zolotarev
        November 27, 2018 at 19:56

        В начале раздела про операции написано, что все они проводятся в активном регионе.
        Но тоже согласен, что это стоит уточнить и в правилах ликвидации.

  6. Serafim Shabashov
    January 19, 2019 at 11:45

    Мдасс…”пустота коробки” сам такое же видел с допом для Марса “Пролог”.Возможно связано со стандартизацией размеров…

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.