Underwater Cities – на дне морском
Предлагаю вашему вниманию обзор Underwater Cities – новинки от моего тёзки Владимира Сухи (Last Will, Pulsar 2849). Это дебютный проект новоиспечённого издательства Delicious Games, основанного Владимиром и его семьёй. Посмотрим, насколько вкусной и изысканной получилась игра, ведь именно на такие качества намекает название компании.
В Underwater Cities игроки решают проблему перенаселения Земли. Их задача – сделать морские глубины пригодными для жизни. Возведение огромных куполов над городами, прокладка соединительных тоннелей, постройка вспомогательных зданий – всё это ложится на плечи участников, старающихся развить свою подводную цивилизацию.
В основе игры – размещение рабочих с одновременным розыгрышем карт с руки. Действия на центральном поле поделены на три цветовые группы, и если фон карты совпадает с цветом выбранной локации, то игрок получает возможность сыграть карту.
Амбициозный план по покорению подводного мира начинается с того, что в центр стола выкладывается поле с доступными действиями, треками раундов, порядка хода и победных очков, а также ячейками под различные типы карт.
Основная масса – это обычные карты, которые делятся на 3 эпохи. Всего в партии 10 раундов: в первые 4 используется стопка первой эпохи, следующие 3 играются со второй, и последние 3 – с третьей. Между эпохами и перед подсчётом очков происходит фаза производства.
Помимо колоды эпохи на поле выкладываются 3 карточки целей (кто первым выполнил, того и тапки) и special-карты, которые предварительно сортируются по стоимости. Самые дорогие – на дополнительные победные очки, они выбираются на партию случайным образом, как и цели. Остальные лежат рядом стопочкой.
Каждому игроку достаётся планшет под застройку, 3 жетона действий (собственно, рабочие), карточка ассистента, пара памяток и немного ресурсов. На планшет размещается купол, обозначающий стартовый город, а также 3 случайных жетона мегаполисов.
Затем все выкладывают маркеры порядка хода и очков на соответствующие треки, добирают по 6 карт из колоды первой эпохи, оставляют себе 3 и начинают исследовать новые горизонты.
В свой ход игрок выбирает на поле свободное действие, кладёт на него один из своих жетонов и тут же играет с руки карту. Как я уже упомянул, ежели цвет карты совпадает с выбранным действием, то карточка “срабатывает”. Иначе она просто отправляется в сброс.
Если в верхнем левом углу карты указан символ молнии, то он означает одноразовый бонус, который игрок получает до или после плюшек с локации. В любом другом случае карта выкладывается на стол.
Перед игроком могут оказаться 4 типа карт, именно они и являются неким настраиваемым движком, отвечающим за процветание подводного поселения.
Символ бесконечности на карте указывает на постоянное свойство, срабатывающее при определённых условиях. Карты с шестерёнками приносят плоды в фазу производства. Часики – это дополнительные источники победных очков или своеобразные цели, которые обогатят хозяина в конце партии. Ну а буква “А” означает спец-действие, его можно активировать раз в раунд при выборе локации с соответствующим символом.
Любопытный момент заключается в том, что действия на поле неравнозначны (жёлтые – самые сильные, красные – средненькие, а зелёные – слабые), но степень их полезности балансируется свойствами карт соответствующего цвета. Ну, то есть, на зелёных – наиболее выгодные эффекты, а на жёлтых – незначительные.
И локации на поле, и эффекты карт предлагают широчайший спектр действий и вяческих бонусов, помогающих быстрей и эффективней развить свою цивилизацию.
Поле отвечает за получение монет и ресурсов (сталь, водоросли, наука), добор дополнительных карт, постройку зданий (лаборатории, фермы, сооружения по фильтрации воды) и туннелей, улучшение этих самых зданий, возведение городских куполов, продвижение по так называемому треку федерации (по нему определяется очерёдность на следующий раунд), возможность активировать карты с действиями и разжиться special-ами.
Что касается свойств карт, то они порой частично дублируют действия с поля, дают всевозможные скидки, предлагают альтернативную плату за ту или иную постройку, позволяют раздобыть редкие биоматериалы (так их можно получить только в фазу производства за улучшенные очистные сооружения) и приносят прочую выгоду при совершении определённых операций. Перечислять всё нет смысла, ибо эффекты на всех карточках уникальные. Но бояться такого обилия символов не стоит – значки дублируются текстом.
Вдаваться в нюансы строительства тоже не буду, а скажу просто, что для того, чтобы в фазе производства сооружения приносили пользу, а в конце партии – очки, необходимо строить купола и всё присоединять туннелями к стартовому городу.
Стоимость того или иного сооружения и его производительность указаны в специальной памятке. Иногда при строительстве полагается небольшая награда, нарисованная на местности.
Здания выполнены в виде цветных дисков. Обычное – один диск, улучшенное – два (один кладётся на другой). Улучшение же туннеля отображается переворотом жетончика на другую сторону.
Улучшенное здание принесёт больше выгоды, чем обычное, а два одинаковых улучшенных одного типа рядом с одним и тем же городом будут работать ещё эффективней.
Если игроку удаётся подсоединиться к мегаполису, то ему полагается указанное вознаграждение. Обычно это сиюминутный бонус в виде ресурсов и очки в фазу производства. Коричневые мегаполисы позволяют получить неплохие ПО за определённые успехи, к примеру, за прокладку большого количества туннелей.
Как я уже говорил, в фазу производства постройки приносят ресурсы, монеты и очки. Плюшки дают и карты с шестерёнками, а также мегаполисы. В конце производства необходимо “кормить” каждый город водорослями.
Партия заканчивается после 10 раунда. К очкам, заработанным во время игры (за эффекты карт, выполнение целей и в фазу производства), добавляются очки за все карты с часиками и за города (чем больше разных зданий рядом с куполом, тем больше ПО). Затем все оставшиеся ресурсы обмениваются на монеты и тоже конвертируются в очки.
Впечатления
Ребятааа, это прям любовь с первого взгляда! Ну, то есть, в данном случае, с первого раза. В Underwater Cities собрано всё, что мне нравится в подобных играх: очень интересный и мучительный выбор каждый ход, огромное количество уникальных свойств и мини-комб на картах, увлекательная тема и созидательный процесс, тактика и стратегия в правильных пропорциях.
Сочетание “действие с поля + карта” оказалось супер-интересной находкой, которая с первых минут погружает тебя в хитросплетение возможностей и вызывает такое приятное жжение в мозгу из-за неочевидного выбора и потенциальных рисков. Разумеется, каждый ход хочется получать бонус за цвет, но тут уже многое зависит и от правильного планирования, и от выхода карт, и от соперников, которые блокируют действия на поле. Поэтому постоянно приходится выкручиваться: вносить коррективы в распланированную цепочку действий, жертвовать некогда очень нужными картами, что-то откладывать на потом, а что-то, наоборот, впопыхах выбирать сейчас, наплевав на бонус.
Добавляет напряжения и ограниченное время в 10 фиксированных раундов – не успеваешь оглянуться, как пролетает очередная эпоха. А ведь к каждой фазе производства нужно подойти с неким минимальным результатом, который позволит тебе как можно дольше продержаться за счёт полученных ресурсов.
Ещё не забываем про цели и специальные карты на дополнительные очки. Последние нужно своевременно внедрить в выбранные пути развития, иначе опять же расхватают соперники.
Правила написаны на удивление хорошо, да и основные принципы несложные, но вот обилие возможностей поначалу вводит в ступор. Но пугаться не стоит. Автор прямо так и говорит, что первые партии не нужно особо напрягаться, старайтесь оставлять на руке разные цвета и максимально используйте бонусы карт. А уже потом, когда освоитесь со свойствами и действиями, можно переходить к осмысленным комбинациям.
Кстати, игру часто сравнивают с Terraforming Mars. Но не потому, что Underwater Cities чем-то её копирует. Да, в основе тот же карточный tableau building, но дело не в этом. Дело в теме освоения чего-то неизведанного и в схожих ощущениях от процесса, когда ты весь “в картах”, весь в предвкушении новых вариантов. Заслуга в этом, конечно, толстенной цветной колоды с уникальными свойствами, которые, к слову, тоже разъяснены текстом прямо на картах. В первых партиях это очень помогает.
Не секрет, что в Марсе многое зависит от прихода карт (да и не только в Марсе, а во всех играх, где карты играют ключевую роль). Зашла тебе нужная связка, и ты на коне. Тут та же болезнь, но, как мне кажется, Underwater Cities справляется с ней гораздо лучше, и вот почему.
В Марсе распределение общей колоды частично нивелируется драфтом, который, к сожалению, увеличивает время партии. В Underwater Cities карты поделены на 3 эпохи, а набор свойств в каждой эпохе соответствует этапу развития. В первой и второй больше ресурсов и бонусов на строительство, а в третьей, так скажем, закрепление материала с более эластичными эффектами. Карты с более сильными свойствами и на серьёзные дополнительные очки вообще вынесены отдельно, и их можно получить лишь через определённое действие на поле. Кстати, поле и есть второе существенное лекарство от случайного добора (аналог проектов в Марсе). Ведь, даже если у тебя валит один и тот же цвет, ты всегда можешь рассчитывать на действия в локациях.
Разумеется, как и в Bruges, тут может тотально не везти с цветом. Но и в этом случае есть выход. Несмотря на то, что лимит на руке равен трём картам, а в конце хода ты добираешь только одну, временно с помощью определённых действий на поле (одно из которых стоит особняком и доступно всегда) и свойств карт ты можешь пополнять руку без каких-либо ограничений, главное, сбросить лишнее до начала своего следующего хода.
Если уж начал сравнивать с Марсом, то пару слов про раскрытие темы. В этом аспекте Underwater Cities заметно проигрывает, так как атмосфера тут выражается лишь в осязаемом развитии планшета, на котором постепенно появляются купола, здания и туннели. В остальном это всякие биоматериалы и симбионты в вакууме. Всё же в Марсе погружение в исследование и освоение планеты глубже за счёт доскональных нюансов и подробностей.
Читал, что некоторые считают стратегию на двойных фермах наиболее сильной, но я за несколько партий ничего подобного не заметил. Каждая стратегия без вспомогательного карточного движка и соответствующих специальных карт на ПО недееспособна. Скорей, фермы – это наиболее прозрачная приманка, так как в фазу производства они приносят “чистые” очки. Более того, финальный результат у проигравших был невысок (конкурентоспособный = 100+ ПО), поэтому, как мне кажется, тут дело не в фермах, а в соперниках.
Про вариативность… да вы всё сами видите. Более двухсот уникальных карт, случайные мегаполисы, экспертные стороны планшетов. Правда, немного удивлён, почему на обратной стороне стартовых ассистентов нет альтернативных свойств, разных для каждого игрока. Прям напрашивается. Но тут грех жаловаться.
Если говорить о масштабируемости, то за неё отвечает двустороннее центральное поле с разным количеством и набором действий. По времени: 30-40 минут на человека. Вчетвером садиться не советовал бы, удовольствие может растянуться часа на 3, а то и дольше. Вдвоём-втроём идёт бодро.
Минус для меня пока только один – это некоторые огрехи в оформлении. В целом, мне нравится арт на карточках, чёткая иконографика, забавные купола, напоминающие половинки шариков от пинг-понга, прозрачные диски построек. Но если присмотреться, то повсюду видна экономия.
Это и повторяющиеся иллюстрации; и очень мелкий размер дисков, которыми неудобно отмечать улучшения; и тонюсенькие планшеты, гнущиеся от малейшего прикосновения; и скромные жетончики ресурсов. То есть, с одной стороны, всё вроде бы выдержано в одном стиле и вместе смотрится симпатично, но когда знакомишься с компонентами поближе, то не покидают мысли, что практически каждый элемент можно было улучшить. Но тут у меня к Сухи нет претензий, всё-таки это его первый самостоятельный проект. Верю, что он хотел сделать красиво, качественно, и в то же время не задирать цену.
Что ж, Underwater Cities – моя новая карточная любимица. Вернее, наполовину карточная, ведь тут ещё и размещение рабочих. Хочется познавать игру дальше, бить рекорды, пробовать другие связки карт, делать упор на другие ветки развития. Ключевая механика и разнообразие карт способствуют увлекательному креативу, а после партии остаётся приятное послевкусие и лёгкая недосказанность. Советую всем, кому нравится копошение в собственном планшете и возня с карточками. Крепкие 8.5/10. Отличное начало, Delicious Games, так держать!
Оформление и арт очень классные, этакий Alien Frontiers под водой. В тысячу раз лучше ужасного клипарта в Марсе. Но что-то первый тираж дороговат. Надеюсь тираж от Rio Grande подешевле обойдется.
А ещё можно её где-то купить? Издатель на BGG написал, что к началу января они sold out. Цена у них была хорошая – 45 евро (без доставки, с доставкой по Европе 55).
У Rio Grande, кстати, ещё будет небольшой апгрейд компонентов: толще планшеты игроков и больше ресурсов-единичек.
Замечательный обзор. Еще она игра от автора, которую хотел бы попробовать или даже приобрести. Но “Pulsar 2849” так пока и не беру из-за (по крайней мере, поверхностной) схожести по игрового процесса с “Марко Поло” и играми Фельда, не хотелось бы повторяться пока. А вот “Last Will”, думается, поиграется у меня несколько раз да и забудется. “Underwater Cities” же интригует по процессу.
Underwater Cities из всех самая классная 🙂
Даже так? Я все больше заинтригован 🙂 Но как я понимаю, в широкой продаже ее пока нет, надо ждать следующего года?
Верно! В начале следующего года обещают новый тираж, но уже от Rio Grande Games.
Спасибо за отчет, интересно будет попробовать
Чувствую, кто-нибудь объявит о локализации в 2019
Мне кажется, что это лакомый кусочек. Её можно позиционировать, как аналог Марса, который очень популярен.
Владимир, если вам не трудно, добавляйте пожалуйста какой-то ресурс откуда можно заказать игру из обзора. С этой конкретной игрой быстрый гугл выдал мне лишь ее отсутствие на торговых площадках =(
Эдуард, так гугл не врёт 🙂
Первый тираж распродан, второй будут выпускать Rio Grande Games, ожидается в январе-феврале. Лучше дождаться его: будет и доступность во многих магазинах, и нормальная цена, и улучшенные компоненты.
Отлично, буду ждать. У Rio Grande качество игр мне нравится. Спасибо!
Как всегда, отличный обзор! Я сам пропустил Terraforming Mars и Pulsar 2849 (в основном из-за невзрачного оформления) и теперь с удовольствием осваиваюсь в Underwater Cities. По интересному совпадению, я вчера запостил небольшой обзор/отчёт об игре в 4-м 🙂
https://www.facebook.com/groups/249269818429768/permalink/2060233060666759/
Уря, можно хоть с кем-то сравнить впечатления. Вечерком почитаю, спасибо!
Вангую, что на 4 играли часа 4 :Р
4 с половиной, включая получасовое объяснение правил 🙂
Хмм…То что напоминает марс это может быть интересно…задумаюсь.
Как качество компонентов и коробки? Жутко интересно, где початаются чехи.
Качество нормальное, можно им написать и поинтересоваться. Думаю, печатаются там же, где и Czech Games Edition.
Спасибо за обзор, выглядит интересно!
Костюмчик Personal assistant, похоже, пошит давным-давно в далекой галактике для пилотов мятежников 🙂
Хех, точняк!
Там, кстати, среди стартовых помощников ещё дельфин есть 🙂
Приятный эмоциональный обзор, спасибо!
“…собрано всё, что мне нравится в подобных играх: очень интересный и мучительный выбор каждый ход, огромное количество уникальных свойств и мини-комб на картах, увлекательная тема и созидательный процесс, тактика и стратегия в правильных пропорциях.”
Хм, это ведь тоже практически мой рецепт идеальной игры, но вкусы у нас в итоге не совсем совпадают :)))
Правильно. Доверяй, но проверяй!
Я склоняюсь к тому, что тебе понравится 😉
Мои впечатления по поводу соло-режима и общие замечания после 6-й партии: https://www.facebook.com/groups/249269818429768/permalink/2069726226384109/
У… круто, почитаем-с. Прошлую заметку с удовольствием прочёл, там целый подробный обзорище получился 🙂
Почитал! Сперва испугался по поводу “замечаний”, но там ничего страшного. Про фидлевость согласен. Про нехватку ресурсов читал на BGG, но меня это не коснётся, на 4 не хочу :Р
В новой редакции от Rio Grande вроде побольше компонентов сделают.
Владимир, вопрос: после пары-тройки партий не создается ощущение, что разбитие игровых карт на несколько этапов немного ограничивает реиграбельность игры? Скажем, в том же “Марсе” доля случайности в выходе карт делает каждую партию неповторяющейся.
Для меня это, наоборот, несомненный плюс. Как писал в обзоре, в Марсе из-за общей колоды и из-за ситуативности эффектов/требований часто приходят бесполезные в данный момент времени карты, засоряющие руку. Тут всё к месту и ничуть не уменьшает вариативности, т.к. в колодах по ~ 60 уникальных карт, у которых так же меняется порядок выхода.
Ой, запамятовал, значит. Отлично, спасибо за ответ!
Спасибо, Владимир за рекомендацию такой замечательной игры)
Кстати, она залезла в топ-100 бгг!
Уря! Надеюсь, до топ 50 доберётся, обожаю её. Полагаю, тоже зашла?
Ещё как) удивительно, как игра на практически одних и тех же картах и всегда одинаковых действиях складывается по разному. Единственное хочется раздобыть ассистентов из дополнения, чтобы старт был более асимметричным. Кстати, как они? Попробовали уже?)
Дааа, ассистенты интересные, круто, что у них по два свойства, по сути. Ещё плашки с ассиметричными ресурсами нравятся (вместо одинаковых стартовых), которые доафтятся в начале партии. Но я ещё с дополнением не играл, но очень хочется :).
Владимир, добрый день!) Уже около 2 месяцев читаю в запой Ваш блог!) Спасибо Вам огромное за то, что делитесь своими впечатлениями и эмоциями! Приобрели по Вашей рекомендации Подводные города. Вопрос по картам Активации. В правилах указано -“Чтобы использовать карту активации, нужно выбрать ячейку действия или разыграть карту с эффектом, обозначенным символом А”. Правильно я понимаю, что чтобы ее выложить с руки и активировать, мне не обязательно выбирать ячейку действия со значком “А”? А достаточно, чтобы карта активации совпадала с цветом ячейки действия и я могу использовать свойство карты активации. Например, если зеленая карта активации, я могу выложить ее на любую зеленую ячейку действия и тут же активировать? Или нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО, чтобы ячейка действия была с буквой “А” и только тогда я смогу активировать карту активации? Заранее благодарю!)
Привет! Все карты, кроме тех, где есть значок молнии, сперва нужно выложить перед собой (в том числе и те, что с действиями “А”). Чтобы выложить с руки, надо, чтобы цвет карты совпадал с цветом ячейки действия. Но сразу она не активируется. Активируешь её только действием на поле с “А”, и таким образом активируешь любую выложенную перед собой карту, цвет не важен. Ну, а если хочешь выложить и сразу активировать, то цвет должен совпадать – допустим, пошёл на зелёное поле с “А” с залёной картой с “А”, то карту кладёшь перед собой и тут же можешь её использовать (или другую ранее выложенную).
Насчет этого понял! Благодарю!) А если карту активации выложил перед собой, в следующий свой ход пошел на ячейку действия с буквой А и выложил мгновенную карту такого же цвета, что и ячейка, тогда я могу 1)благодаря ячейке с буквой А активировать уже выложенную в прошлом ходе карту активации; 2) Применить свойства выложенной мгновенной карты 3) Применить еще свойства ячейки действия, помимо активации карты. Правильно понял?)
Да, все верно!