Last Will – соревнование транжир
В последнее время частенько рубимся в Last Will, а всё потому, что наконец-таки обзавелись собственной копией (выменяли у друзей). У Кати – это одна из любимых настолок, поэтому рассказать о ней я просто обязан. Тем более, что в прошлом году к игре вышло дополнение.
Об игре я узнал благодаря Нюсе. Как-то так отпечаталось в голове, что какое-то время назад Нюся усиленно её пиарила и даже написала небольшой, но как всегда бодрый и живой обзор. Остальной рунет как-то не шибко распространялся насчёт Last Will, поэтому покупать игру я не торопился, но на ус намотал.
Вживую моё знакомство с виновницей сей статьи состоялось сразу же после Эссена 2012 года – тогда заветную коробочку с выставки попросили привезти друзья. “Попробовав раз”, с тех пор мы долго думали, нужен ли нам свой экземпляр или нет. В принципе, можно играть с друзьями, но ведь иногда желание разложить ту или иную настолку возникает спонтанно, и обидно, когда её нет под рукой. А так как обмен – это всё-таки не так накладно, как покупка (а там ещё и промки в комплекте!), то сделка состоялась.
Автором игры выступает мой тёзка, чешский разработчик Владимир Сухи, что уже само по себе повышает шансы, что нам не подсунут какой-нибудь очередной бледный евро-сухарь. Эти мысли подтверждает и оригинальная тема, которая, как окажется впоследствии, буквально “вытащит” на себе довольно обыденные механики, представленные в Last Will.
Итак, в чём же подвох? Завязка такова, что игроки, будучи не чужими людьми, неожиданно стали обладателями огромного наследства. Дядя, который это наследство им и оставил, оказался юмористом – он завещал, что все миллионы достанутся тому, кто умеет сорить деньгами лучше всех. Это игрокам и предстоит выяснить. Получив некую стартовую сумму (при стандартной игре – это 70 фунтов, но в дальнейшем для её определения можно использовать карточки со случайными суммами), они стараются потратить её как можно быстрей. Кто первый останется без гроша в кармане, или ещё “лучше”, залезет в долги, или же у кого по истечении семи раундов денег окажется меньше всех, тот и будет объявлен победителем.
Куда можно просадить кругленькую сумму, думаю объяснять не нужно. Вложения в недвижимость, различные светские мероприятия, дорогая прислуга, всевозможные помощники, обеды в дорогих ресторанах, яхты… в общем, всё, что душа пожелает. Другое дело, что к душе придётся подключить и голову, ведь тратиться предстоит с умом.
Далее о том, как все эти капризы реализованы в игре. Ключевых механик тут две – это размещение рабочих и розыгрыш карт. Вообще, игру можно по праву назвать карточной, так как фишки, с помощью которых игроки бронируют места на игровом поле, нужны в основном для того, чтобы пополнять руку картами. А уже с помощью полученных карт игрок выстраивает перед собой модель по методичному растранжириванию денег, плюс попутно “шлифует” всё это дело спонтанными тратами.
Есть карты, которые выкладываются на персональное поле и могут быть активированы каждый раунд (недвижимость, помощники и другие расходы), а есть карты с одноразовым эффектом (события и компаньоны), которые после использования сбрасываются. Теперь о тех и других подробнее.
События олицетворяют собой некие разовые мероприятия: походы в театр, фуршеты, прогулки на лошадях. Работают события просто: показал, потратил указанную сумму, отправил карту в сброс.
Усилить эффект событий помогут компаньоны. Сбросив в дополнение к событию указанного на карте компаньона, можно существенно увеличить затраты.
Если речь о трапезе, то имеет смысл нанять персонального повара, а если дело касается похода в театр или на балл, то почему бы ни пригласить роскошную даму, питающую слабость исключительно к дорогому вину или шампанскому. Что касается собак и лошадей, то такого рода компаньонов можно выгодно пристроить на купленную ферму.
Покупка/продажа недвижимости – эффективный способ потерять денежные средства. Всего-то нужно подороже купить и подешевле продать. Именно для этого на поле есть действие, с помощью которого можно играться с “курсами” типов зданий (плюс некоторые помощники). Помимо этой горе-спекуляции недвижимость предлагает и другие способы потратить деньги – это обесценивание с течением времени и расходы на обслуживание и ремонт. Как видно, шикарные поместья стремительно падают в цене сами по себе, а вот фермы позволяют расставаться с неплохой суммой при наличии в них живности.
Самые же занятные карты – это помощники и дополнительные расходы. Они, как и карты недвижимости, выкладываются на персональное поле. Помощники обладают полезными свойствами, которые взаимодействуют со всеми ранее перечисленными картами и действиями и тем самым помогают расстаться с требуемой суммой гораздо быстрей. Можно сказать, что умелое применение карт данного типа – ключ к успеху. Разумеется, что разнообразие помощников и их комбинаций – это ещё и жирный плюс к возможным стратегиям.
Ну, и в конце пара слов о структуре раунда. Карты, которые, как вы уже поняли, представляют тут наибольшую ценность, каждый раунд обновляются, причём часть из них примерно известна, так как берётся из “специальной” колоды (там сборная солянка из карт всех типов с очень хорошими свойствами), а другая – докладывается случайным образом из определённых стопок. Ещё есть пара джокеров, которые могут заменить любого компаньона, что иногда бывает очень кстати.
Раунд начинается с того, что сперва все по очереди выставляют свои фишки на набор желаемых действий на последующие фазы. Данный набор определяет, каким игрок будет ходить, сколько карт он тут же добирает (откуда, игрок решает сам), сколько шляпок (местных рабочих) он сможет выставить на поле в фазу посыльных, и сколько очков действий у него будет в фазе розыгрыша карт. Выбор не из лёгких. Приходится постоянно разрываться: либо первым захапать с поля какую-то конкретную карту, либо выставить на поле побольше посыльных, либо побольше покуролесить в фазу действий, ведь каждое “телодвижение” с картой – платное.
Что касается центрального поля, то помимо карт, на которые можно разжиться, поставив рядом шляпу, тут есть и несколько специальных местечек: можно купить дополнительное место под недвижимость или помощников (так как персональное поле не резиновое), можно поменять “курс” зданий перед продажей или покупкой, и, если совсем уже нечего делать, можно добрать карту из любой колоды или потратить два фунта, сходив на низкопробную пьесу.
Партия заканчивается по завершении раунда, в котором кто-либо из игроков потратил свой последний фунт (конечно же, продав перед этим всю свою недвижимость), или по истечении последнего седьмого раунда – тогда сравнивается, у кого осталось меньше всего денег.
Впечатления
Люблю я карточные игры, меня хлебом не корми, дай чего покомбинировать, поэтому не удивительно, что Last Will оставила приятные впечатления. Катя называет эту игру “Новая Эра для девочек”, и это сравнение не случайно. Выбор карт и способы их применения отчасти схожи, а вот уровень сложности и взаимодействия гораздо ниже. Даже некоторые трудности при освоении символов, структуры хода и принципов работы недвижимости не обременяют новичков – всё это здорово нивелируется любопытной темой и фактом, что победит тот, кто лучше всех тратит.
Тема действительно подобрана очень здорово, она отлично перекликается с самим процессом и, как я уже говорил, выделяет игру из вереницы подобных. И даже то, что тебя, по сути, развели как ребёнка, просто предложив не зарабатывать, а тратить очки (в данном случае деньги) ничуть не расстраивает. Даже наоборот, интересно, насколько такая незначительная деталь приковывает внимание и меняет представление об игре, избавляя от выслушивания претензий по типу “опять эти очки фармить…буэ”.
Ещё один несомненный плюс – Last Will языконезависима, из текста только названия карт. Мы сами без проблем играем в немецкую версию.
Конечно, игра не настолько вариативна, как хотелось бы. После десятка-другого партий Last Will может немного приесться – самые выгодные наборы действий при планировании будут выявлены, основные стратегии изведаны вдоль и поперёк, а наиболее удачные комбинации карт изучены. Но, на мой взгляд, даже 10 партий – это достойный показатель. А тут ещё в прошлом году и дополнение подоспело, идея которого также здорово вписалась в тематику игры. Теперь у игроков есть работы, которые желательно поскорей потерять, ведь каждый раунд они приносят злосчастный доход. Ещё появился новый тип “свадебных” карт, которые можно копить и разыгрывать целым скопом за одно действие. Ну, и самое интересное, поле планирования стало сборным, то есть на партию его можно составлять случайным образом.
Чего мне не хватает игре, так это взаимодействия. Как было бы приятно делать соперникам мелкие пакости, замедляющие отток их средств. Но в итоге мы имеем возможность лишь косвенно влиять на других, забирая с поля нужные им карты, или меняя курс покупки/продажи зданий.
Оформление в целом достойное, особенно понравились иллюстрации. Планшеты тоже удобные, помогают отследить уже активированные в этом раунде карты. Касаемо остальных компонентов, хотелось, конечно, чтобы все фишки были под стать шляпам и маркерам обесценивания недвижимости. А так чёрный цилиндр – маркер первого игрока и серый – маркер раундов, нагоняют тоску. Другое дело приятные цвета фишек компаньонов. Если бы они ещё были выполнены в виде анимиплов, то Last Will была бы просто конфеткой.
Но я и без этого считаю Last Will удачной игрой – позитивной и с оригинальной темой. С её помощью можно с лёгкостью пристрастить к настолкам вторую половинку и не только.
Так что заслуженные 8/10 баллов – недолго, нескучно, небанально, да и “девчонкам нравится”. Интересно, что Катя меня почти всегда обыгрывает, что не удивительно, она-то лучше знает, как и куда тратить деньги. А вот, что она сама думает о Last Will:
„Игрушка классная и ненапряжная. Тратить денежки прикольно, также как и комбинировать разные карты, которых за партию выходит не так уж и много. Ещё для меня тут идеальный уровень рандома: кое-что планируешь исходя из открытых карт, плюс частично полагаешься на удачу, добирая остальное по рубашкам. Траты понятны и логичны, картинки просто великолепны. Хочу уже дополнение!”
Дополнение не сильно меняет игру. к покупке не обязательно…
Я, честно говоря, надеялся, что работы будут поинтересней реализованы, а так… почти все эти действия/карты ты всё равно играешь. Но всё равно куплю, база поднадоела, но играть хочется – пусть будет хоть что-то новое.
Smotrju, chto tozhe messenger Promo Card ispolzuite v igre – kak eta karta vlijaet na igru?
Да, играем с ней. Поначалу казалась читерской, но потом как-то нормально стали к ней относиться. Когда у тебя третья шляпа – то все нормальные места уже давно заняты. Дополнительные действия – куда мощней.
А можно по впечатлениям основные различия между Завещанием и Легаси много букв де Крейси? =)
Я вот не знаю какую из них взять, обе вроде на забавную тематику, обе во многом на выставление рабочих и хэнд-менеджмент. Даже арты похожие.
Мне больше Legacy нравится. На мой взгляд, она и посложней, плюс в ней тайные цели есть, больше вариативности в комбинациях выложенных карт (по странам, профессиям) и способов добыть ПО.
А уровень взаимодействия и длительность партий примерно одинаковые у них?
По времени примерно одно и то же: до часа на двоих и полтора, если больше человек. Взаимодействие в обоих случаях ограничивается забиванием мест на поле. В Legacy, правда, есть некоторые персонажи и цели, влияющие на других (деньги отнимают, заставляют карты скидывать). Но их мало.
Благодарю, сам склонялся к Легаси, вы меня окончательно убедили 🙂
Не за что!
Да, на всякий случай предупреждаю, в Legacy есть карточки осложнений при родах, просто некоторые на них реагируют резко негативно, что готовы сжечь игру.
Ага, про карточки слышал. Даже опросил свою игровую ячейку на всякий случай. Никто, включая девочек, не покоробился. Все сказали: “Ну ладно, исторически же имело место быть, да и это игра всего лишь”.
Тогда хорошо, если что, всегда можно играть без них.