Пробуем Tapestry
Первые впечатления от Tapestry после пробной партии на двоих. Никаких выводов, просто размышления насчёт компонентов, механик и ощущений от процесса.
Сперва о наболевшем – о вычурных миниатюрах так называемых достопримечательностей. Они действительно не нужны. И дело не только в дополнительных денежных затратах, с ними банально неудобно, так как базы фигурок лишь частично закрывают клетки на планшете столицы. Из-за этого частенько возникает путаница.
Что касается домиков для личных планшетов, то и без них можно спокойно обойтись. На мой взгляд, если всё это заменить деревом и картоном (домики фигурными фишками разного цвета а-ля Viticulture, а достопримечательности – тетрисоподобными тайлами), то Tapestry могла бы продаваться долларов так за 40-50 .
Только поймите меня правильно, я не против красивых делюксовых компонентов, я просто за то, чтобы они были оправданы и к месту. Как мне кажется, с деревянными домиками и тайлами вместо покрашенных зданий Tapestry выглядела бы ненамного хуже. Наоборот, это было бы гармонично оформленное милое евро в духе той же Viticulture. Сейчас же каждый элемент по отдельности смотрится круто, а всё вместе – граничит с безвкусицей. Плюс, как я говорил, неудобно.
С другой стороны, возникла бы такая шумиха вокруг игры? Вон в хорошей настолке Battle for Rokugan бюджетные компоненты, но о ней никто особо не говорил даже после выхода. Да, по Tapestry шумиха с негативным оттенком, но несмотря на все эти волнения Джейми не обеднел. Полагаю, тираж в 25 тысяч копий легко разойдётся, если уже не разошёлся.
Что касается ощущений от процесса, то Tapestry напомнила мне что-то из Фельда: сухонько так, гребёшь очки за всё подряд, много мелких комбо и взаимосвязей. Другое дело, что тут всё слишком просто и как-то поверхностно что ли. Зарабатывание очков не требует каких-то хитрых и витиеватых манипуляций или ресурсных цепочек. Выложил тайл или домик – ПО в кармане, кинул кубик – аналогично, сыграл карту – снова пополнил очковый багаж.
Посему не чувствуется, что перед тобой какая-то глубокая евро-стратегия и, тем более, цивилизация. Как только разобрался в треках, то просто начинаешь активно пожинать плоды с продвижений.
Сами же треки воспринимаются, как нечто совсем абстрактное, не подчиняющееся логике становления и развития твоей цивилизации. Когда двигаешь маркер, нет осознания, что совершил нечто весомое и занятное, ты просто в очередной раз заплатил ресурсы (причём, чаще всего, любые), и получил абстрактный эффект. Почему именно такой? Что я такого замутил, чтобы он мне достался? А не важно, бери свои очки, плати ещё и двигай маркер дальше. Кончились ресурсы? Бери доход, и понеслась снова!
Единственная логика во всём этом – чем дальше, как говорится, в лес, тем дороже и привлекательней бонусы. Хотя и тут логика иногда даёт сбой.
Короче говоря, нет ощущения, что для победы ты спланировал и потом провернул что-то интересное и запоминающееся. Ты просто где-то лучше кинул кубики, вытянул подходящую карту эпохи, чаще пользовался абилкой нации и т.п.
Немного странно и опять же слишком поверхностно выглядят потуги выдать обычное евро за цивилизацию: технологии, где от технологий лишь картинки и громкие названия; возможность отобрать контроль гекса, которая контрится скучной take that картой ловушки; набеги на новые территории с наградой в виде броска двух кубов с разбросом плюшек, который ничем не модифицируется.
Ещё и карты эпох ну очень ситуативные. Если в начале партии тебе попался бесполезняк (потом уже есть, из чего выбрать), а соперникам – дополнительные ресурсы, то, считай, отстал на пару-тройку эффективных ходов.
И ежели в той же Viticulture за партию прокручивается куча карт, и рандом выравнивается, то тут на эпоху выбирается строго одна, которая является важным бустом, особенно, вначале. Ладно там, в дуэльке на 40-60 минут, но такой старт в двухчасовой партии неимоверно печалит. А вот вам ещё один пример несправедливости на кубиках войны, когда одному выпадет 7 ПО, а другому – 4.
На BGG, кстати, есть различные предложения по поводу распределения карт, например, в первой эпохе тянуть по 3 штуки и выбирать одну, либо всегда тянуть по 2 и оставлять одну, либо в самом начале задрафтить. Я думаю, что попробую какой-нибудь вариант.
Всё это к тому, что для серьёзного обстоятельного евро в игре слишком много случая, ситуативных, неравноценных вещей. Я просто вспоминаю, какой неоднозначный и напряжённый выбор в La Granja. Там есть помощники, по своей сути схожие с картами эпох, и они обладают очень разными и интересными свойствами, которыми нередко намечают вектор развития. В Tapestry же всё скатывается в выбор карточки, которая тупо даст больше ресурсов/ПО.
И вот парадокс – одна разлетается, как горячие пирожки, а другую поддерживают всего 250 человек, хотя она стоит чуть ли не в 3 раза дешевле (кстати, загляните на Crowd Games, игра реально классная).
Но хватит о грустном, давайте о позитивном. В игре очень лаконичные правила на 4 странички, которые можно обобщить одним предложением: “ты либо платишь ресурсы, двигаешься по треку и разыгрываешь эффект; либо, так сказать, переходишь в следующую эпоху, получая доход и очки за свои успехи”. Это здорово.
Правда, за столь короткими правилами скрываются 2 памятки по эффектам и символам, а также множество вариантов, с чего начать, как развиваться дальше, и на какие аспекты налегать в конкретный момент партии. Двенадцать ключевых эффектов на четырёх треках, это, конечно, не 60 действий в Feast for Odin, но всё равно теряешься.
Что касается дополнительной вариативности, то радуют 40+ карт эпох и, разумеется, 16 уникальных наций. Только не надо слишком обольщаться на этот счёт, нации не очень-то ассиметричные и креативные, в Gaia Project фракции гораздо интересней и продуманней.
Сам процесс, несмотря на все неоднозначности достаточно позитивный и ненапряжный. Каждый ход ты получаешь некую выгоду, что-то там комбинируешь, строишь, активно копошишься в своих планшетах с целью максимизировать очки и побить рекорды. Технологий становится больше, подконтрольных территорий тоже, растёт приток ресурсов и ПО. В общем, движуха есть.
Так что думайте, надо ли оно вам. Фанаты Джейми и нетривиальных дорогих компонентов, пожалуй, останутся довольны. А если вы равнодушны к творчеству автора и покрашенным “пластилиновым” домикам, то за эти деньги лучше купите две другие хорошие и проверенные временем настолки.
Всё же Tapestry – отнюдь не прорывная по механикам игра, чтобы обязательно на неё тратится. Да, немного необычно выглядит выбор действий через продвижение по трекам, но не настолько, чтобы восторгаться и говорить о какой-то нереальной инновации.
Буду пробовать другие нации, а пока с натяжкой 7/10. Посмотрим, будет ли желание и энтузиазм доставать игру после 2-3 партий. Ожидал я, что будет простовато, но надеялся на нечто более целостное и идейное.
Здорово, что наше мнение, хотя бы частично, совпало!
Тоже оценил элегантность правил и большую вариативность. Минусы показались не такими существенными, а атмосферу, как кажется, я почувствовал лучше 🙂
В Виноделии и Серпе как-то больше тема выражена, как по мне. Вообще, как семейка, игра норм. Если у кого-нибудь взять поиграть, а не покупать 😛
Да, в Серпе и Виноделии она больше, соглашусь 🙂
Мне кажется, что игра комплекснее семейки, все-таки многовато факторов и расчетов.
Спасибо за обзор и мнение! Сэкономленные деньги пойдут на tainted grail
Хех, тоже вложился (и в базу Etherfields o_O)! Как понимаю, скоро начнут рассылать. Обзорщикам уже приходят копии!
+1 к Граалю;) Вы не одиноки!)
Ура! Ждём и верим, что будет годнота 🙂
Отличная статья, Владимир. Спасибо. Как я понял, игра вряд ли как-то кардинально раскроется после большего числа партий. В общем, можно мимо проходить. 🙂
Спасибо! Думаю, что ничего кардинально нового игра не покажет, но я буду писать о дальнейших впечатлениях в отчётах.
Игра очередной проходняк в красивой обертке. Ещё раз в этом убедился. Кроме Виноделия у СМГ ничего достойного и нет.
“Battle for Rokugan”
А может её проблема затишья на нашем рынке связанна с тем что её прямо всеми силами стараются позиционировать как бюджетную игру престолов?
Только вот кто таки интересуется той же игрой престолов сразу увидит что в предложенной альтернативе рандом на рандоме и рандомом погоняет. Жетоны рандомные, если ты на берегу к тебе может прийти кто угодно, есть жетоны ультимативно меняющие планы захвата территорий. Короче моголо быть весело, но почему её с гораздо более серьёзной ИП сравнивают большинство блоггеров ума не приложу.
Так что смысл платить меньше и терять в плане удовлетворения интересов?
Я, кстати, в Рокуган не играл :).
Просто, много знакомых отзываются о нём только положительно, не сравнивая особо с ИП.
И вы всё логично пишете: Рокуган менее комплексный и стратегичный, чем Престолы, но и стоит дешевле. Мой пример в том, что в красивой обёртке сейчас продаются сомнительные игры (особенно, на Кике), когда как действительно хорошие и по адекватной цене не получают достойного внимания. Но, как говорится, каков спрос…
А ты что-нибудь заказывал с crowdgames? Как у них с доставкой в Латвию/Эстонию?
Сам нет! Через знакомую только, которая часто в Ригу приезжает. Но когда-то заказывал просто, доставка дорого выходила – 15-20 евро.
Выходит, мои ожидания оказались вполне соответствующими действительности. Все красиво, достаточно просто и пустовато. Заказывать не буду. А игра и так будет без моего участия.
Ах-ха ха! Вот уж этот обзор Роман вКонтакте не опубликует :))) Сделает вид, что его не было.
Спасибо за впечатления, большего и не ожидала. Если честно, настолько не зажгла, что даже за чужую копию села бы без охоты 🙂
Не за что! Но ты сядь, если будет возможность, очень интересно узнать твоё мнение 🙂
Стегмаер ремесленник от мира настольных игр, а не художник.
я уверен если бы на какие-нибудь плейтесты в ГРаНИ принесли эту пародию на НИ, то новичка раскритиковали бы за множество реализованных идей.
зато Стегмаер и Лавка хайпанули и впарили хомячкам блестящие фантики, ну а те же конечно будут оправдывать после покупки (как с Крыльями): “ну это семейка, она не претендует на лавры /назвать хорошую игру/, а у вас какие-то ожидания странные”
зато хорошие игры (даже те что локализовываются) остаются бесславными.
теперь шансов у какой-нибудь условной Гранхи ещё меньше на выход чем у этого отстоя. только конторе Стоунмайер нужно на конвеер всё пустить, чтобы нашим локализаторам хватало игр и не пришлось брать достойные, но не продаваемые игры.
для чего кубики добавлены в игру при колонизации земель.
полагаю чтобы любители кубиков увидели в комплектации эти самые кубики.
товарищ (сыгравший правда один раз) советовал получать ресурс, а не по. ибо ресурс можно крутануть. но даже если это не так, то всё равно странный элемент.
зачем добавлен бесхребетный элемент тетриса, на поле столицы нет ни бонусов до которых нужно дотянуться, ни каких-либо эффектов. просто ряд и столбец. выбор слишком очевиден и прост чтобы оправдывать наличие этого элемента игры.
полагаю добавлен для того, чтобы оправдать наличие красивых строений и дабы любители фантиков купились.
зачем нужно получать очки за выкладывание тайла, чтобы тратить время игрока и вертеть имеющиеся тайлы исхитрившись получить не условные 4, а 5 очков? когда за игру размещаешь ну наверно тайлов 6, а счёт игры идёт на сотни.
это нужно чтобы оправдать внешний вид тайлов? вот видите какая карта красивая ведь и леса и моря и пустыни и скалы. причём эти типы местности не влияют на геймплей вообще кроме может фракции которая играет на этом (товарищ говорил что есть одна имбовая фракция которая и очков даёт за игру с тайлами и ресурсов).
каков смысл добавления бонусных строений (5-6 или сколько их) которые могут вообще не выйти за игру ибо карт 30, а карт связанных с этими бонусными строениями 5-6 вроде как.
не понятно зачем добавлять боёвку в этой игре, когда она зашкварная и отбивается только картой случайно доставаемой из колоды, а не ресурсами которые нужно не только заработать (как карту защитную), но и реализовать для защиты.
на треке спорные бонусы. например взять второй планшет (как он берётся – хз. в правилах не описано) которые ничего не даст возможно или “космический” финал у одного из треков который даст и ресурсы и ПО. может у каждого трека есть проседающие стороны в зависимости от стадии игры? но раз так, то игра ещё линейнее становится, ибо доход имеет очень большое значение (особенно в начале).
способности фракций действительно очень скучные (в сравнении с той же Гайей), а планшеты несбалансированны.
есть издатель у нас, который хвалится тем что не любит выпускать “сухие” евроигры, но сухость в их представлении это наверно оформление Замков Бургундии и отсутствие атмосферы? нет, не так, потому что в Тапестри ну просто очень высокий уровень абстрактности. технологии “канализации” которые дают то ли продвижение по военному треку, то ли звёздочку? гвозди изучаемые после линкоров? тайлы с местностью не влияющей ни на что и являющиеся обезличенными гексами (не берём в рассчёт то верчение ради 1-2 доп. очков)?
5.5 после первой партии. в этот пойнт-салат который не имеет хорошо сбитую ключевую идею играть смысла нет.
Жёстко, но, по большей части, согласен )). Радует, что несмотря на рьяных фанатов Джейми, игра до сотни похоже не доберётся. Справедливость есть!