Главная > Bruxelles 1893 > Пробуем Bruxelles 1893

Пробуем Bruxelles 1893

Первые впечатления от Bruxelles 1893. Очень давно хотел попробовать эту игру, и вот, спустя 7 лет после её выхода, мне это удалось. Спасибо маттрейду!

В Брюсселе меня сразу привлёк арт от Alexandre Roche, который тремя годами ранее здорово оформил Труа. На самом деле, его стиль не всем по душе, но тогда меня покорили эти узоры, поле, усеянное множеством милых домиков, и где-то мультяшные простецкие персонажи.

К сожалению, в Брюсселе шарм куда-то улетучился. Коробка вроде бы манит, но персонажи совсем безликие и похожие между собой (может из-за того, что остались лишь лица, и нет костюмов?), а составное поле рябит и выглядит так, словно правая часть из какой-то другой игры.

Ну, да ладно. Кстати, помимо иллюстраций любопытство вызвала и занятная смесь механик — к размещению рабочих тут приплели и ставки, и маджорити, и ещё ряд мелких нюансов.

Что касается предыстории, то игра повествует о соревновании известных архитекторов конца 19 века, когда процветал стиль ар-нуво или, проще говоря, модерн.

Изначально в активе игроков 5 рабочих, некоторое количество монет, стартовая карта помощника (одна из известных персон того времени), случайный тайл произведения искусства и, самое главное, планшет с шестью пока ещё непостроенными зданиями.

Игровое поле состоит из двух частей: городской площади и так называемого поля ар-нуво. Причём, правая часть составляется из нескольких плашек, что позволяет создавать более кризисные раскладки.

Раунд начинается с того, что вскрывается карта из колоды биржи. Она не только задаёт ценность одному из действий по взятию монеток, но и для правой части поля определяет доступную зону для размещения рабочих. Вернее, эту зону определяет первый игрок, выбирая из двух вариантов. Для этого он размещает специальный уголок.

Ну, а дальше начинается эксплуатация рабочей силы, когда игроки по очереди выставляют по одной своей фишке и выполняют действия.

Хитрости же начинаются с того, что для городской площади и поля ар-нуво правила выставления рабочих существенно отличаются. Если городские ячейки можно оккупировать повторно, просто посылая на одного рабочего больше, то ячейки ар-нуво блокируются и, вообще, фишки на них являются ещё и ставками, посему с рабочими нужно выкладывать хотя бы одну монетку.

Итак, в правой части можно получить ресурсы, построить здание, купить карту помощника из ряда доступных, взять тайл произведения искусства или продать уже имеющийся. Звучит просто, но как бы не так, ведь почти каждое действие имеет свои фишечки и сопровождается дополнительными манипуляциями.

К примеру, при строительстве игрок платит комбинацию из ресурсов, на которые указывают стрелки компаса, а в конце действия одну стрелку поворачивает. Более того, тайл здания идёт на одну из ячеек поля ар-нуво, и теперь, когда кто-либо пользуется этой ячейкой, хозяин тайла получает бонус в виде слегка урезанного действия или победных очков.

Не всё просто и с продажей произведений искусства. Во-первых, продать можно тайл только такого цвета, которого нет на прилавке магазина (2 специальные ячейки). А, во-вторых, перед тем, как взять выручку и положить тайл в одну из стопок, игрок вправе подвинуть специальный курсор мастерской ортогонально на столько делений, сколько у него произведений. Цвет проданного тайла на курсоре укажет на точку пересечения стоимости и победных очков, которые получит игрок.

Стоит ещё замолвить словечко о картах помощников. При покупке игрок сразу же применяет эффект карты, после чего решает, сбросить её или оставить. Во втором случае помощнику придётся заплатить в конце игры, но зато им можно будет воспользоваться в дальнейшем.

С действиями на городской площади попроще. Тут можно взять ресурсы-джокеры (но они не в почёте, так как, если их применить в строительстве, то не получишь бонус в 5 ПО), разбогатеть на монетки, повторно воспользоваться помощниками или же выполнить любое действие с поля ар-нуво.

Я уже говорил, что в городе ячейки не блокируются, но всегда нужно выставлять на одну фишку рабочего больше. Правда, я забыл упомянуть, что в конце раунда лидер по рабочим в городе одну фишку теряет — она отправляется в здание суда, откуда её можно вызволить лишь определёнными картами.

В конце раунда проходит аукцион, не зря же игроки выкладывали монетки на поле ар-нуво. Проверяется каждая колонка. У кого денег в сумме больше, тот и забирает себе бонусную карту под этой колонкой. Бонусной картой можно воспользоваться двумя способами: либо взять плюху с центральной части и сбросить, либо подсунуть под планшет, чтобы увеличить ценность одной из оцениваемых категорий при финальном подсчёте очков.

А ещё после аукциона проверяется, есть ли окружённые миплами гербы. Если таковые имеются, то теперь считается, чьих фишек больше — этот игрок награждается очками согласно специальному треку (да, его тоже можно прокачивать).

Вот такие замуты. Продолжается всё это пять раундов, после чего к очкам, заработанным по ходу партии, добавляются очки за построенные здания (там тоже модификатор можно повышать) и за подсунутые под планшет карточки.

В целом, Брюссель хорош. Играется живенько, много знакомых моментов, но много и оригинальных. Только игра супер сухая. Я прям слышу, как скрипит песок, когда кручу эти абстрактные стрелки или двигаю по клеточкам курсор в мастерской. А ещё этот уголок!

Понравилась взаимосвязь всех сущностей, и как обыграны такие стандартные вещи, как наем помощников, строительство и т.д. Практически каждое действие имеет продолжение с каким-то интересным решением. А предстоящий аукцион, бонусы за окружение гербов, потенциальная потеря рабочего — всё это накладывает отпечаток на планирование и порядок отыгрыша действий.

Но в то же время не все оригинальности радуют своей… весомостью что ли. То же елозанье курсором или подсовывание бонусов под планшет выглядит очевидным и достаточно беззубым.

Бонусные карты и помощники тоже не отличаются разнообразием и имеют практически идентичный набор свойств: очки, монеты, продвижение там и сям, возвращение рабочего.

Стоит отметить, что игра может быть злой, особенно, это касается компаса ресурсов. Набрал ты дерева, а тут, бац, стрелку повернули на камни. Поворчал, пошёл за камнями, а тут снова подстава — теперь гони монеты.

Правила не показались какими-то сложными или замудренными, разве что не хватает какой-то памятки. Но отличную можно скачать с BGG, что я сделал и горя не знал.

Игра про архитекторов и логично, что львиная доля очков зарабатывается именно на строительстве. Но ещё можно активно спекулировать предметами искусства и налегать на помощников. Ну, и не забываем про «множители успеха» в виде повсеместной прокачки отдельных треков и подсовывания бонусов под планшет.

Советовать Bruxelles 1893 однозначно можно. Хорошее, кризисное и насыщенное евро на хитрое размещение рабочих с «последствиями», когда выставленная фишка не только активирует желаемое действие, но и сама является своего рода валютой. Сам поставил 7.5/10. Не выше, так как для меня суховато, плюс, показалось, что где-то добавили лишнего, а где-то недокрутили. Но 7 лет назад я бы вряд ли придирался.

Удивлён, что игра не обзавелась дополнением. Хотя, где-то читал, что у автора в загашнике имеется чуть ли не готовое, и, возможно, когда-нибудь оно увидит свет. Что ж, думаю, что переиздание с новыми компонентами и дополнением порадовало бы многих.

  1. Юрий
    17 апреля, 2020 в 15:43

    Да, все-таки надо помнить, что игре 7 лет, и тогда она смотрелась по-другому. Стиль оформления, по-моему, выдержан близко к ар-нуво, поэтому все выглядит довольно непривычно. И процесс хотя и суховат, но заставляет подумать, и покомбить есть где. В общем, в коллекции у же давно, хотя с полки достается редко.

    • 18 апреля, 2020 в 02:40

      Но несмотря на то, что ей 7 лет, играя, я ни разу не подумал, что она устарела. Очень хорошо смотрится и сейчас 🙂

      • dmitriyp
        27 апреля, 2020 в 12:53

        Странно слышать про семь лет. Срок с момента выхода игры, тем более такой незначительный, ни о чем не говорит. Неокрепшие умы, прочитав такую многозначительную переписку, могут подумать, что покупать нужно только новье, которое заведомо превосходит предшественников. Но на самом деле не так, скорее наоборот. Игры, вышедшие за последние пару лет, могут, разве что, дать фору в качестве оформления (что соответствует более высокой цене). При этом по-прежнему лучшими в своих направлениях являются игры 1981, 1986, 1990, 1995, 1999, не беру уж более поздние года начала века. Теперь авторы пытаются изобрести что-то на их основе, что кажется новым только тем, кто не знаком с тем, что уже было. Лично я для себя отмечаю, что ничего принципиально нового и лучшего чем у меня уже есть, не вижу, поэтому минимизировал покупки. А Брюссель в натуре смотрится лучше, чем на фотографиях выше.

        • 27 апреля, 2020 в 13:13

          Не, посыл обратный, что старое ничуть не хуже, а чаще всего, намного лучше. Просто старое трудней достать становится, но, хорошо, что почти всё годное исправно переиздают, причём, часто с улучшениями и не только внешними (Brass, Glen More и т.д.). Поэтому, неокрепшим умам, не грозит пропустить хиты. А вот мне, аналогично, всё сложней какое-то завораживающее отыскать, поэтому стремительно снизился объём покупок и всё чаще хочется вернуться к любимым “старичкам”. Даже обзоры сложней писать стало (особенно, на евро), вроде игра хорошая, но всё это уже было, и не цепляет, ведь есть близкий душе аналог. Поэтому сплошь вялые оценки ))

  2. 18 апреля, 2020 в 13:06

    Спасибо за обзор, Владимир!

  3. Evgeniy Shelamov
    19 апреля, 2020 в 00:31

    Видел её на Маттрейде. В хотелках была давно из-за оформления. Ну как давно, учитывая в принципе год опыт в протягивании рук к картону. Галочкой почему-то не отметил — там было много неопытных промахов, но тут сознательно уже мимо прошел, что-то вроде самопринудительного загашивания тлеющего фитиля. И рад, что попала к вам. С интересом прочитал, хорошие фото. По впечатлениям сухостив таком случае напомнило Санта-Марию, что-ли, но в бесспорно красивой рошевской обёртке. Всё же изысканная коробочка — лаконична в компонентах, разнообразна в главах, прямо евро-радость. Паре ценителей хватит, чтобы стать значимой в коллекции.

  4. Тимур
    19 апреля, 2020 в 15:00

    Что ж, пожалуй пришла пора и мне открыть и попробовать свою коробочку. Лежит она у меня всего год, так что не успела еще попасть на полку позора. Спасибо за первые впечатления!

    • 19 апреля, 2020 в 17:50

      Хех, вот жешь хомяки, оказывается, у многих она лежит! :Р

      • Тимур
        19 апреля, 2020 в 23:31

        Насчет многих не знаю, но меня она заинтересовала, а когда появилась возможность, то решил себе взять. Судя по описанию, похоже, не прогадал, и игра хотя бы крепкая 😁

  5. zeusofarc
    21 апреля, 2020 в 13:31

    очень советую попробовать римейк , который Bruxelles 1897. Гениальная игра, где основные идеи взяли из 1893 и уложили это все в карточную версию. Играли втроем – глубина и боль просто как в пакс памире каком-нибудь, очень круто. Играется на троих час максимум

    • 22 апреля, 2020 в 01:27

      Хех, карточную версию пробовал первой, и она не понравилась )). Писал в отчёте по прошлой выставке в Эссене. Сейчас уже не помню, что именно не зашло, показалась вымученной какой-то).

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.