Главная > Captains of the Gulf > Пробуем Captains of the Gulf

Пробуем Captains of the Gulf

Ух, как я рад, что полка позора, по поводу которой я ныл в начале года, с каждым месяцем постепенно тает. На данный момент с неё ушли 6 наименований из 16. Последняя коробка, которую удалось освоить буквально на днях — это, уже ставшая раритетом, Captains of the Gulf от новичка геймдизайна Джейсона Дингера, вдохновившегося одной из моих любимых евроигр, La Granja.

Обожаю, когда в играх используются многофункциональные карты, поэтому на Капитанов обратил внимание, по большей части, из-за механики «подсовывания». По аналогии с La Granja, у карточек тут 4 способа применения: сверху — лицензии на ловлю, слева — члены экипажа с полезными свойствами, справа — улучшения для судна, а по середине — типы морских обитателей, которые сбрасываются с руки при ловле.

Что касается темы, то игра про рыболовецкие будни в Мексиканском заливе или, если конкретнее, о том, как небольшие семейные подряды промышляют ловлей креветок, устриц и крабов и приторговывают ими в близлежащих портах. Получается, что помимо ковыряния с картами и планшетом вторая ключевая механика – это старый-добрый pick-up & deliver.

Подготовка не очень долгая, и самое трудоёмкое в ней – заселить залив будущей добычей. Система репопуляции достаточно занятная и завязана она на небольшой колоде и двух круговых треках.

Как это всё происходит в конце раунда, я расскажу позже, а в самом начале партии нужно просто для каждого пронумерованного буя вскрыть карту репопуляции, переместить диск по треку улова на указанное число делений и выложить на соответствующий гекс столько жетонов креветок, устриц или крабов, сколько написано в нижней части карты.

Так как карты репопуляции и число задействованных во время сетапа буёв масштабируются по количеству участников, то распределение по типам получается более или менее равномерным. К слову, по количеству игроков прореживается ещё и основная колода.

В остальном, подготовка – это формирование колоды событий (раундов 8, поэтому берётся 4 случайные карты из стопки «А» + 4 из стопки «В») и раскладка немногочисленных бонусных жетонов и маркеров. Игрокам же требуется выбрать себе цвет и взять планшет, фишку лодки, а также одну фишку для ронделя.

Да, третья механика в Капитанах — это сейчас редко применимый рондель, на котором каждый ход с помощью мипла выбирается основное действие. На два деления топаем бесплатно, а, чтобы пройти дальше, придётся платить монетками.

Разных действий 5 (одно повторяет два других). Будучи в порту (то есть, чтобы совершить эти действия, кораблик должен быть в одном из трёх портов), можно совершенно бесплатно пополнить запасы топлива до максимума; прикупить одну или две карты и подсунуть их в качестве лицензии, члена экипажа или улучшения; и, наконец, продать свой улов. Ещё два действия – это возвращение в порт и вылазка в море + ловля.

Понятное, дело, что при движении каждый гекс оплачивается топливом. Правда, в случае возвращения в порт, если бак вдруг пустой, то можно двигаться за монетки (якобы взяли на буксир). Ну, а ежели расчёты оказались ошибочны, и у игрока не осталось ни топлива, ни монет, то придётся брать в долг (5 монет берёшь — 8 будешь должен).

Касаемо ловли, то здесь достаточно много всяких ограничений. Во-первых, на каждую единицу улова требуется лицензия. Во-вторых, место в лодке жёстко лимитировано, изначально у тебя всего два ящика, а в каждый ящик помещается один жалкий жетон. Но по ходу дела с помощью специальных улучшений можно пристроить два дополнительных. И, в-третьих, при ловле следует скинуть с руки одну (и только одну) карту с нарисованной на ней желаемой добычей.

Другими словами, если у меня имеется две лицензии на устриц, то, приплыв в место их скопления, мне нужно скинуть карточку, на которой нарисовано две устрицы, и тогда я могу взять с поля и положить на планшет два серых жетона. Конечно, при условии, что в лодке два свободных ящика, и нет ранее выловленных устриц!

С остальными действиями всё гораздо проще, и и такого обилия нюансов не наблюдается.

Кроме действий ронделя на игровом поле, планшетах судов и некоторых картах улучшений имеется ряд бонусных действий, которыми можно воспользоваться до или после основного, разместив свой кубик-маркер.

В первой половине партии доступен один такой кубик, а когда дело доходит до стопки событий «В», то всем выдаётся по второму. В принципе, бонусные действия – это альтернатива основным, где-то урезанная, где-то со своими дополнительными нюансами.

Стоит упомянуть, что при выборе некоторых бонусных действий игроку полагается жетончик с буквой «В». Такой жетон в любое время можно потратить либо на добор карты, либо в качестве джокера во время оплаты ловли (если, допустим, позарез нужна устрица, а на руке нету), либо для дополнительного продвижения по треку порта.

Портовые треки – второй источник победных очков. Да, забыл сказать, что ПО в игре – это заработанные деньги. Так вот, к тому, что удалось сколотить на торговле, добавляются очки за продвижение по трекам согласно табличке. А двигаются маркеры игроков при продаже улова. На треках ещё в случайном порядке разложены мини-бонусы, и полагаются они тому, кто первый до этих жетонов доберётся.

Что представляют из себя карты событий, отсчитывающие раунды? А то и представляют — некие дополнительные правила на текущий раунд. Бывают как хорошие, так и плохие. Одни приносят в конце раунда дополнительные монеты, к примеру, по числу подсунутых карт, другие, наоборот, заставляют платить налог или затрудняют движение.

Раунд завершается, как только миплы на ронделе сделают столько кругов, сколько участников в партии. И вот после этого проверяется, требуется ли заливу репопуляция или нет.

Процесс обновления потенциального улова занимательный. Следует уточнить, что на место каждого выловленного жетона добычи сразу кладётся жетон с минусом. И вот во время репопуляции есть три варианта: если на локации несколько таких жетонов, то один просто сбрасывается; если на локации всего один минус, то он переворачивается на плюс; а ежели лежит строго один плюс, то он убирается, и в локацию добавляется свежачок.

Для этого вскрывается карта репопуляции, и теперь на указанное число делений двигается не только маркер улова, но и маркер направления, который может заставить добавить новые жетоны в любую соседнюю локацию.

Звучит замудренно и, на самом деле, некоторая возня с этими плюсами и минусами присутствует (ещё постоянно забываешь добавлять их после ловли), но есть в этой механике свой шарм, своя атмосфера. В общем, респект за такую, хоть и не супер элегантную, но продуманную систему.

По минусам/плюсам видно, какие локации скоро пополнятся, а рядом с какими ловить нечего в прямом смысле этого слова. Да и логично всё: там, где ловят часто и активно, запас постепенно иссякает, а новые жетоны появляются не скоро.

Вдобавок, карты репопуляции и мини-трек улова отвечают за равномерность распределения по типам, а трек направления добавляет разнообразия через незначительную, но всё-таки миграцию живности. Кстати, иногда может случиться так, что в одной локации появятся разные типы, что тоже влияет на привлекательность этого места.

Как видно, по своей сути Капитаны — это гонка, причём, достаточно цикличная. Приплыл, выловил, вернулся в порт, продал. Вот и вся романтика. Конечно, изюм в том, чтобы наладить эффективный движок через обвес лодки, планировать оптимальные маршруты и своевременно пользоваться бонусами.

Несколько оживляют игру события и обновление добычи. Имеют вес и случайно разложенные в начале партии жетоны портов, которые делают определённый тип улова выгодней при продаже.

Но есть вопросы к ронделю. К сожалению, он тут предлагает какой-то мнимый выбор. Действия расположены на нём в том порядке, в котором чаще всего нужны, причём, доплачивать за этот порядок не приходится. Мы за партию очень редко нарушали стандартную цепочку действий, поэтому возникло ощущение, что этот рондель практически не предлагает интересного выбора.

Не могут похвастаться сбалансированной полезностью и карты улучшений, часть просто выпадает. Да и визуальных и действительно годных апгрейдов в виде дополнительных ящиков или бака с увеличенным объёмом совсем мало.

В целом же, толстенная колода на деле содержит чуть больше десятка действительно уникальных свойств (тут, к слову, хорошая памятка).

Ну, и некоторые бонусы на добор карт выглядят странно, ведь карты и так находятся в постоянной текучке, так как добираются до шести абсолютно бесплатно.

Ещё один неоднозначный момент — медленный старт. Но тут приходит на помощь укороченный вариант от автора, выложенный на BGG. Он делает партию быстрее на 2 раунда, а игроки сразу начинают не только с лицензией, но и на выбор либо с одним членом экипажа, либо с одним улучшением для лодки. И я вам скажу, что 6 раундов в самый раз. Старт не такой тягомотный, а игра почти сразу переходит в бодрую фазу с ощутимой выгодой от апгрейдов. Кроме того, та самая цикличность ощущается гораздо меньше.

Но, если честно, несмотря на все вышеупомянутые придирки, игру не назову посредственной. Вообще, начитавшись негатива, я готовился к худшему, но вживую играть интересно, особенно, если использовать правки от автора (там ещё и одну карту, и табличку ПО за треки портов пересмотрели). Плюс, мне нравится и тема, и внешний вид.

По оформлению только пару претензий. Первая — здоровенное поле, которое можно было смело сделать вдвое меньше. Имеется в виду, уменьшить гексы и гигантский рондель, убрать пустоты. Вторая — жетончики улова прям мизерные.

Если обобщить, то процесс по ощущениям напомнил мне смесь La Granja и Yukon Airways. По сути, это La Granja, в которую добавили pick-up & deliver, или, наоборот, Yukon, к которому прикрутили механику подсовывания многофункциональных карт. Капитанам же не хватает и динамики, и вариативности. Ещё бы рондель как-то поинтересней обыграть… В общем, за обычный вариант из коробки 7/10, за дополнительный короткий 7.5/10.

  1. 13 апреля, 2020 в 16:58

    Спасибо за обзор! Тема игры и оформление очень нравится (так совпало, что одни из самых любимых игр — Shipyard, Le Havre, как раз на морскую тематику). Но вот описание игрового процесса и его особенностей как-то не цепляет — кажется, что все занимаются одним и тем же, и в одной и той же последовательности. Наверное, мы уже избалованы разнообразными хитрыми action-selection механиками, которые сами по себе являются мини-играми и изюминкой многих настольных игр. Даже простой рондель неплохо обыгран в том же Great Western Trail.

    Я вижу, у тебя карты в карманах. Рассчитываешь на много-много партий, или просто привычка?

    • 13 апреля, 2020 в 18:20

      Да, абсолютно верно, не хватает «мяса» при выборе действий, интриги какой-то!
      В карманы сразу стараюсь запихивать, у меня для этого куча старых кочующих из одной игры в другую. Просто хочется, чтобы товарный вид сохранился для продажи. Нравится, когда при покупке или обмене б/у коробки всё в отличном состоянии, поэтому и сам стараюсь, чтобы всё было аккуратно. Потом, если игра оседает на полке, переобуваю по размеру))

  2. Ирина
    14 апреля, 2020 в 17:56

    Спасибо за обзор) Я так понимаю, что Yukon Airways интереснее, если хочется игру с механикой pick-up & deliver.

    • 14 апреля, 2020 в 18:10

      Юкон проще, быстрей и цельней. И выбор там постоянно интересный )

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.