Хроники карантина – Under Falling Skies
Набрёл тут на одну микро-игру на одного, Under Falling Skies называется. Распечатал, попробовал, решил рассказать. Надеюсь, кому-то она поможет скрасить долгие томительные вечера в ожидании отмены ограничений из-за проклятого коронавируса.
Under Falling Skies появилась в результате конкурса, на котором нужно было быстренько сообразить внятную игрушку, состоящую всего лишь из 9 карт (допускалась ещё небольшая горстка вспомогательных компонентов). Лучше всех с этим заданием справился чех Tomas Uhlir, причём, игра настолько хорошо себя показала, что недавно Czech Games Edition анонсировали полноценное издание, которое уже перестанет быть микро, так как там появятся фигурки, кампания и ещё много всего.
Мы же сегодня поговорим о трушной девятикарточной версии, которую можно абсолютно бесплатно скачать с сайта чешского издателя. К слову, CGE немножко допилили правила, убрав некоторые шероховатости, и слегка снизили базовую сложность. Зато добавили возможность эту сложность постепенно повышать.
Итак, для изготовления нам понадобится: ножницы, 7 обычных шестигранников (3 чёрных, 2 белых и 2 синих – но у меня чёрных не оказалось, поэтому будут зелёные), четыре кубика-маркера для различных треков, а также 7 каких-нибудь фишек для обозначения космических боевых кораблей, только нужно, чтобы два из них как-то выделялись.
Предыстория игры такова, что над землёй завис враждебно настроенный инопланетный корабль, низвергающий мелкие истребители, из-за чего человечество вынуждено прятаться в бункерах. Вам предстоит взять на себя командование одним таким подземным городком, чтобы дать отпор печенегам пришельцам!
Цель – создать в лаборатории спец-оружие. Для этого нужно до самого конца прокачать научный трек. Проиграть же можно двумя способами: если бункер получит 5 повреждений, либо, если корабль-матка спустится слишком низко (до белого черепка).
На столе сие действо выглядит примерно так:
Верхняя карта – главный корабль, на котором базируются мелкие истребители. Дальше 4 карты воздушного пространства, по которым истребители ползут до базы игрока (этакий tower defense). И в самом низу, собственно, бункер, состоящий из двух карточек. Вернее, из трёх, так как рядом следует расположить лабораторию. Ну, и девятая карта – это памятка. Так что, по сути, игра состоит не из 9, а из 8 карт.
Каждый раунд начинается с бросков пяти кубиков (синие изначально лежат в сторонке). Затем игрок чешет репу и берётся шестигранники раскладывать на ячейки действий в бункере.
И тут три нюанса: первый – в каждой колонке может находится только один кубик; второй – после выкладывания белого кубика игрок обязан перебросить остальные (перебросы, конечно – хорошо, но обязательные – не всегда); ну, и третий – сразу же после выставления кубика вражеский истребитель (иногда истребители), находящийся в той же колонке, двигается к базе на столько делений, сколько выпало на шестиграннике.
Другими словами, одна из ключевых фишек игры заключается в том, что наиболее полезные высокие значения балансируются скорым приближением врага. Но на этом интересности не заканчиваются.
Сперва обратимся к доступным действиям, их тут немного, всего 6 разных. Жёлтые ячейки генерят энергию, необходимую для других действий. Какой кубик выставил, столько энергии и получил.
Зелёные – прокачивают научный трек. Чтобы продвинутся на следующую клетку, нужно такое же значение или выше.
Оранжевые ячейки отвечают за авиаудары. Тут важно подгадать так, чтобы вражеские истребители находились на местах со взрывами. Но на взрывах ещё имеются циферки – они означают минимальное значение, которое должно быть на кубике, чтобы атака оказалась успешной.
Синие места позволяют призвать на помощь шестигранники роботов, максимум их может работать два. Синие роботы – очень полезная штука, так как при активации они не двигают вражеские корабли. Ну, и они не считаются для правила “в колонке по кубику”. Правда, роботы не вечны – после каждого использования кубик поворачивается на одно значение вниз, пока его заряд совсем не иссякнет.
Особняком стоит верхний ряд ячеек. У них нет никакого свойства, но зато выставленный туда кубик двигает вражеский истребитель на 1 деление меньше, чем значение.
Ну, и последнее, действие раскопок. Изначально игроку доступно лишь два ряда действий и кубики разрешается ставить только туда. Поэтому нужно поскорей открывать доступ к более вкусным ячейкам, ведь там и минусовых модификаторов нет, и энергии меньше тратится, и есть места сразу для нескольких кубов (без этих мест и не победить вовсе, так как последняя клетка в лаборатории требует 12 науки). Так вот, чтобы прорыть туннель, следует двигать маркер экскаватора. Каково значение на шестиграннике – столько новых клеток станет доступно со следующего раунда.
Короче, выставили кубики, подвигали истребители, выполнили действия. В чём же угроза? Во-первых, если истребитель спустится к базе, то база получает 1 урон. Пять урона – землю захватили пришельцы.
Во-вторых, в конце каждого раунда главный корабль активирует эффект под стрелочкой (эффекты в левой части карт) и спускается на деление ближе к базе. Эффекты бывают ну очень пакостные: то туннель завалит (маркер экскаватора двигается назад), то подмога в виде спец-истребителей вылетит, то научный трек откатят немного.
Но и это ещё не всё. Карты воздушного пространства усыпаны не только полезными для авиаударов взрывами, там ещё имеется пара неоднозначных эффектов: смена полосы и немедленный спуск материнского корабля на одно деление. Почему неоднозначные? Потому что иногда эти эффекты могут сработать во благо. Допустим, увести из нужной колонки опасно приблизившуюся фишку, чтобы потом эту колонку можно было активировать высоким значением. Или спуском главного корабля избежать отката научного трека (ибо эффекты в левой части карт срабатывают только во вражеской фазе в конце раунда).
Вот такое обилие событий на 9, нет, даже на 8 картах с применением нескольких кубиков. Игра меня привлекла уже на чтении правил и не подвела на деле. После каждого броска нужно всё очень тщательно продумать и просчитать, ведь каждое выставление шестигранника влечёт за собой кучу последствий. Это и блокировка других действий в выбранной колонке, и потенциальное продвижение истребителей. А ещё желательно планировать авиаудары сразу по нескольким кораблям, что, порой, та ещё задачка. Ну, и не забываем порядок выставления кубов, ведь после использования белого все остальные перебрасываются.
Что ещё понравилось, так это наличие хоть какой-то темы и атмосферы. Корабль реально медленно надвигается на базу, истребители снуют туда-сюда, врезаются и мрут, как мухи. Людишки в спешке роют туннель и благоустраивают бункер, а тот так и норовит обвалиться. Это приятно отличает игру от других бесплатных печатных сольников со скучными таблицами и циферками а-ля Ganz schön clever (да, я не люблю эту игру и ей подобные).
На самом простом уровне сложности победить можно с первого-второго раза, главное сосредоточиться и хорошенько всё обдумывать. Благо, дуантайм никого бесить не будет, ведь никого рядом нет, мухаха! А чтобы постепенно усложнять игру, нужно всего-то переворачивать карты на сторону со звёздочкой. Там и воздушное пространство с более жёсткими эффектами, и заковыристее бункеры.
Рандом не печалит. Число ячеек действий растёт, перебросы есть, а совсем плохие значения практические не двигают врагов. Но рисковать изредка приходиться в надежде на то, что бросок за белый куб принесёт недостающее значение, и всё будет в шоколаде. Не всегда.
Under Falling Skies весьма не дурна, и я бы даже сказал, очень умна и занятна для столь малого количества компонентов. За идеи и такое лаконичное воплощение автору однозначно респект. Да и процесс реально втягивает, советую. Поставил 7.5/10. Для таких ленивых соло-скептиков, как я, в самый раз. Быстро (в смысле, сделать, а сами-то партии по 30-60 минут), годно, молодёжно!
Прикольно! И выглядит стильно. Может, попробую. Опять чехи отличились, молодцы!
Ага. А ещё сегодня прочитал, что другой чех, автор моих любимых Подводных городов анонсировал новое евро про Прагу 🙂
А уже известно название, чтобы можно было мониторить информацию?
Думаю, название то же оставят. Следить можно на BGG в карточке игры, там точно напишут, если новости появятся.
Если еще не нашли название Praga Caput Regni. https://www.zatrolene-hry.cz/spolecenska-hra/praga-caput-regni-10340/
Дизайн коробки неплохой(хотя главное, чтобы игра была хорошей:)), но к тексту немного претензии – достаточно плохо читаемый, но скорее всего еще окончательная версия будет лучше. Здесь в Чехии Сухи конечно не так популярен как Хватил, но мне больше нравится, так как его игры что ли более “настольные”. У Хватила самая популярная Through the Ages мне кажется наиболее играбельной в электронной версии, я тогда уж лучше Цивилизацию настоящую сыграю:)
Блин, только сейчас заметил, что ступил с ответом (думал, что вопрос про CGE-шное издание Under Falling Skies).
Да, Сухи более, скажем так, консервативный, более приземлённые и обычные игры у него. Хватил тот ещё экспериментатор, но обожаю его ТтА и Магорыцаря, хоть это те ещё мозголомы на многие часы. Плюс, нежно люблю Dungeon Petz, Galaxy Trucker, Codenames, Space Alert. Ох, какое всё разное у него 🙂
Очень интересно, спасибо за наводку!
Обязательно попробую, правда наоборот после карантина, т.к. принтер у родителей)
Очень приятно удивило, что есть версия на русском.
А там только правила переводить. Кстати, нужно проверить, какие на русском, а то оригинальные немного запутанные и сложней )
Это да, но чехи и все компоненты перевели)
Спасибо, сравню с английскими
Оказывается перевод от Гаги, сейчас во вконтакте написали, а также, как я понял, планируется локализация полноценного издания.
Ого, вот так докопались до истины).
Kakoj klasnij obzor. Kak klassno naiti vot takuju info (polnij takoj nezhdanchik). Pobolshe bi takix obzorov!!!
Спасибо! 🙂
Спасибо Владимир за наводку! Как всегда интересно и приятно вас читать.
Владимир, спасибо огромное за заметку – я загорелся прямо сделать своё первое в жизни pnp 🙂
Мне кажется, или ваши карточки распечатаны на достаточно плотном картоне? Это всё можно в типографии сделать?
А где можно почитать про полноценное издание от CGE? (забавно, что сам живу в Праге сейчас) Прошерстил их блог и сайт – про игру заметку нашёл, а вот про издание – не особо…
Второй вопрос отпал – нашёл)
https://czechgames.com/en/home/news-20-04-21-under-falling-skies-print-and-play-version/
Да, в любой типографии можно на плотной бумаге распечатать. И попросить нарезать и ещё заламинировать :). У меня на обычной. Я просто взял ненужные карты от другой игры, вставил их в протекторы и с двух сторон распечатки. Получился такой бутерброд))
В итоге напечатал себе игру). Сложная, пока только разок сыграл, но даже и близко к победе не был.
Немного не разобрался с роботами, можно ли их переставлять на другую ячейку или куда сразу поставил там и работают?
Они работают до конца, переставлять нельзя. Можно убрать совсем только. И потом снова синим действием выставить.
Спасибо, значит правильно всё понял)
У меня ассоциация с старой Ogre, когда человечество сражается против одного большого танка.
https://boardgamegeek.com/boardgame/5206/ogre