Пробуем Paris: La Cité de la Lumière
Небольшой обзор компактной дуэльной игры Paris: La Cité de la Lumière, где участникам придётся застраивать и освещать фонарями узкие улочки Парижа 1889 года.
По ощущениям от процесса Paris напоминает мне Patchwork. Это довольно быстрая, но достаточно глубокая игрушка на эффективное закладывание общего поля тайлами брусчатки, а затем и тетрисоподобными зданиями. Правда, Paris не такая элегантная, как Patchwork, но всё равно очень увлекательная, особенно, за счёт интересного выбора, который встаёт перед игроком каждый ход.
А ещё тут ну очень симпатичное оформление: изумительная заглавная иллюстрация на коробке, карточки спец-действий в виде открыток с достопримечательностями Парижа, миплы в форме дымоходов.
Также хочется отметить приподнятое дно коробки, создающее удобную площадку для формирования поля-города, и сами здания, выполненные на двухслойном картоне.
А теперь, собственно, к процессу. В начале партии каждый получает по 7 фишек дымоходов своего цвета, 4 жетона действий и набор из 8 тайлов брусчатки. Остаётся лишь поставить коробку в центр стола, выложить вокруг неё 8 случайных открыток с бонусными действиями, а рядом сформировать пул зданий.
Операция по освещению улиц Парижа проходит в два этапа. Первый – это размещение жетонов брусчатки и драфт зданий для дальнейшей постройки. Другими словами, в свой ход игрок может либо пристроить часть улицы к общему полю, либо “прихватизировать” один из доступных тайлов зданий.
В чём же тут хитрость? Во-первых, игроки формируют поле общими усилиями. Во-вторых, каждый тайл брусчатки условно делится на четыре клетки, и эти клетки могут быть не только твоего цвета, но и цвета соперника или джокером, который подходит всем. Ну и, разумеется, на тайлах встречаются заветные фонари, они являются одним из ключевых ресурсов при заработке победных очков.
Вот и получается, что ты одновременно подготавливаешь почву (паттерны) для определённых зданий, стараешься эти здания не прозевать и зарезервировать первым, а также пытаешься держать фонари подальше от, скажем так, районов соперника.
Как только все выложили по 8 тайлов брусчатки, первая фаза завершается. Теперь улица готова к застройке!
На втором этапе у игрока в ход тоже две опции: либо разместить на поле (на клетки своего цвета или джокеры) одно из ранее отложенных зданий и пометить его трубой, либо воспользоваться свойством одной из открыток.
И тут тоже приходится понервничать. Когда размещать то или иное здание, ведь потом нужных фиолетовых клеток может уже и не быть? И в какой момент выбирать спец-действие, оно же одноразовое, вдруг соперник воспользуется им быстрее?
Партия завершается, когда игроки потратили все жетоны спец-действий и выложили все здания, (которые они могут выложить).
В Paris интересен не только сам процесс, но и подсчёт очков. Сперва вы считаете ПО за освещённые здания, умножая размер здания на число фонарей, расположенных рядом (но не диагонально). Затем вы получаете ПО за самую большую группу зданий (здания, у которых хотя бы одна общая клетка). Ну, и, наконец, ко всему этому приплюсовываете бонусные очки за определённые открытки.
Например, за художника, который даёт ПО за каждый фонарь на его участке. Или за фонтан, приносящий по 3 ПО за каждое соседнее здание.
Вообще, эффекты всех открыток занятные, а к большей части ещё и прилагаются дополнительные компоненты. Более того, все открытки уникальные и, следовательно, добавляют вариативности, так как на партию выбирается лишь 8 из 12.
Помимо свойств на дополнительные очки в самом конце, некоторые открытки могут серьёзно подпортить планы сопернику или, наоборот, помогут выкрутиться вам. Тут есть и спасительный тайлик джокер, и пристройка, увеличивающая размер здания, и мега-фонарь с двойной дальностью и даже эффект, позволяющий проигнорировать штраф за непостроенные здания. Да, я же забыл про это сказать: резервировать нужно с умом, ибо за излишек отнимается по 3 ПО за каждый тайл.
В принципе, и всё. Текста на компонентах нет, правила на пару страничек, исполнение душевное, процесс цепляющий и заставляющий напрячь извилины каждый ход. Что ещё нужно для отличного абстракта на полчасика? Если, конечно, вас не пугает возможность немного подрезать соперника.
Paris: La Cité de la Lumière – неожиданное открытие прошлого года, которое для себя поставил в ряд с такими любимыми абстрактными играми, как, например, Patchwork и Azul. Что вдвойне приятно, автор (или издатель) потрудился и всё происходящее сплёл с выбранной темой. Крепкие 7.5/10. Или 8, если быстро не надоест.
Ох, оформление у игры и правда очень симпатичное, прямо с душой художник поработал. Пожалуй, стоит присмотреться повнимательнее, когда “Гага” выпустит игру в России.
Да, я удивился, когда узнал, что и её локализуют. Хотя, там нет текста, но зато будет доступнее и, может, дешевле. Сейчас, вообще, на русский почти всё локализуют, классные времена 🙂
Да, пожалуй, живем 🙂 Вот только не совсем все, к сожалению. Например, дополнения к моему любимому “Нусфьорду” сказали не ждать. Или недавно разбили надежды на дополнение к “Королевским хроникам” 😦
Да, забыл совсем. Дополнения – это больная тема до сих пор, к сожалению. Но понять издателей можно. Наверное :Р
Из игр с полимино ничего не пробовал, нужно с чего-то начать…
А тут и поле-коробка, весьма неплохо.
Как так? Это же до сих пор очень популярный пласт. Даже Пэчворк? Уве Розенберг вон каждый год выдаёт 2-3 игры.
Даже пэчворк( жена сказала, чтобы даже не думал покупать. Оказалось она им в школе занималась и устала от него очень сильно xD
Ближе всего был к покупке медвежьего парка, но отзывы от ужасном качестве локализации отпугнули. А серия “сезонов” от Уве не заинтересовала темой, как глупо бы это не звучало))
Парк неплохой. Но вместо парка, мне, наверное, больше по душе новый Нью Йорк от Уве. А, может, они и одинаково нравятся ))
Кстати, аналогичная ситуация.
Сейчас либо Париж брать, либо Зоопарк от Увэ, либо Planet Unknown, смотря что у нас раньше выйдет.