Всячина. Выпуск 81: первые партии в новом году

Всех с наступившим! У меня настольный год начался с Guild of Merchant Explorers, Horrified и King’s Dilemma.
Но сперва пару слов о ISS Vanguard. Ещё в уходящем году полностью зачистили оставшиеся системы и добили-таки кампанию. На всё про всё ушло 22 партии в среднем по 3 часа.

Концовка не разочаровала, но нужно быть готовым к долгому прохождению – последняя миссия многоступенчатая и с обилием текста в развязке.

Если подытожить, то к игре лишь одна претензия: если не бежать к финалу, то к середине становится легко. В частности, менеджмент корабля теряет свою кризисность. А ещё некуда тратить жетоны успехов, так как все кубы уже куплены, и менять их не имеет смысла. Не хватает встрясок а-ля Кеплер (неожиданный поворот, от которого у многих горело), способных подкорректировать сложность.

Но, в целом, шикарное космическое приключение, подарившее много позитивных эмоций. Сильные стороны ISS Vanguard: классный нарратив в озвучке, разнообразие миссий и планет, самобытная и детальная фаза корабля. Дополнения, видимо, пришлют через годик-другой, так что, к тому времени как раз успеем соскучиться. 9/10.
Первой же игрой в 2023 стала подарочная The Guild of Merchant Explorers – flip & write, где не нужно рисовать. Я уже как-то писал, что пресытился подобным жанром и оставил себе лишь Картографов, но… исследователи смогли удивить. Знакомый принцип приправили интересными находками, и получилась отличная семейная головоломка с приличной реиграбельностью.

Заполнение планшета каждый из 4 раундов-эпох проходит по схожему сценарию: случайным образом поочерёдно вскрываются 5 карточек местности (+ карты эпох), после чего все размещают на указанные гексы кубики, стараясь накрыть монетки (они же победные очки), заполнить регионы, связать города, добраться до руин и удалённых башен.
Два соединённых между собой города принесут очки (для этого нужно перемножить их значения), после чего один придётся закрыть жетончиком местности. С помощью находок в руинах можно заработать ПО за определённые условия, сразу получить пару монет или же выставить дополнительный кубик. Башни обычно наиболее удалены, поэтому улов в ПО будет ощутимым. Ну, а заполнение региона (участка с одним типом местности, но не воды) позволит основать поселение.

Для чего нужны поселения? Фишка в том, что в конце каждой эпохи кубики-исследователи убираются, и на планшете остаются лишь ваши достижения в виде башен, истощённых городов/руин и домиков поселений. Последние ценны тем, что начинать маршруты можно не только из центральной столицы, но и из любых поселений.
Второй момент, добавляющий неистового азарта — это карточки мощных действий, связки которых каждую партию получаются разными. Разжиться такими действиями можно, когда из стопки выходит карта текущей эпохи. Из специальной колоды тянется две заветные карты, выбирается одна и тут же применяется. Там уже не просто 1-2 клетки закрыть, а исследовать до 5 гексов за раз, причём иногда с дополнительными полезными эффектами.

За партию игроку полагается 3 таких карточки. А так как карты предыдущих эпох из стопки местности не убираются, то выходит, что, допустим, первым спец-действием получится воспользоваться трижды (и потенциально ещё раз, ибо в четвёртой эпохе можно повторно активировать любую карточку).
Также вариативности добавляют 4 разных планшета и по 6 карт целей к ним, из которых на партию выбираются 3 штуки. Цели привносят элемент гонки: первый выполнивший получает 10 монет, а остальные лишь по 5. Что касается планшетов земель, то они отличаются не только разной конфигурацией типов местности, но и некоторыми правилами. К примеру, на одном имеются непроходимые вулканы и регионы, где нельзя основать поселение; а на другом появляются загадочные кристаллы.

У игры интересный темп. Для каждой эпохи ты как бы заранее прикидываешь, откуда и куда совершить вылазку на этот раз. В то же время стараешься подумать и о запасных вариантах, ведь карты местности могут выйти “не по плану”. Конечно, особенно приятно, когда марш-бросок оказывается успешным: удаётся доплыть до очередной башни, основать несколько деревушек и т.д. Но так или иначе, почти каждый ход сопровождается притоком победных очков, что не может не вызывать приятные эмоции.

Разумеется, механика flip & write без того самого “write” добавляет возни, ведь каждый ход необходимо выставить несколько кубиков, взять монеты и зачастую их разменять. Более того, гексы мелкие, и для них неудобно искать накладки на города с нужным типом местности. В идеале планшеты можно было сделать побольше, коробка-то позволяет. А кубики заменить на диски – так проложенные маршруты выглядели бы в виде привычных точек. Но это так, придирки. В целом, оформление мне нравится, такое милое и спокойное. Разве что коробка донельзя скучно оформлена. Игрушка понравилась всем, с кем играл, но сам пока осторожно поставлю 7.5/10. Если быстро не надоест, повышу.
Horrified. Несколько партий с сыном и друзьями. Отличный семейный кооператив, этакий Аркхэм+Пандемия light. Бегаем по полю, собираем цветные предметы, а потом с помощью них побеждаем монстров.

На листе каждого монстра указано задание, как к нему подобраться. Допустим, чтобы поймать Дракулу, необходимо разбить гробы, расположенные в углах карты. Для этого придётся скинуть красные предметы с суммарной “силой” 6. Как только разобрались с гробами, можно идти и добивать кровопийцу жёлтыми жетонами.

Обычно у героя 4 действия, за которые он перемещается, подбирает предметы и применяет их для заданий. Ещё можно подозвать местного жителя или подтолкнуть его в соседнюю локацию. Ну, и при движении зевак тоже можно таскать с собой. Нужно это для того, чтобы отвести жителя в указанную на жетоне местность и получить за это карточку полезного спец-действия.

Враги двигаются по велению чёрной колоды. В конце каждого хода вскрывается карта, на которой указано, сколько предметов следует добавить на поле, и какие монстры ходят. Чаще всего они бредут к ближайшему герою или жителю и атакуют кубами. В центральной же части карты описано событие для определённого монстра или появление жителя. При атаке помимо урона может выпасть восклицательный знак, в этом случае активируется уникальная способность монстра.

Проиграть можно двумя способами: при опустошении колоды монстров или по треку ужаса – там маркер двигается при каждой смерти жителя или героя. К слову, защищаться можно теми же жетончиками предметов. В случае ранения герой не умирает, а просто отправляется в больничку. Иногда подобная телепортация выгодна для логистики. Ну, или вдруг не хочется скидывать редкие предметы, необходимые для задания.

Horrified порадовала, она динамичная, с логичными правилами и продуманными монстрами, коих разных 6 штук. Игра отлично зашла и с шестилеткой, и с друзьями. Если хочется челленджа, то можно играть сразу с 3-4 врагами, комбинируя их по сложности, либо выбирая наугад. 7.5/10.
The King’s Dilemma. Начали проходить вчетвером, пока отыграли 2 партии. Заочно представлял игру, как этакий патигейм для гиков с историей, ставками и взятками. На деле то и получил. Опыт необычный, в хорошем смысле этого слова.

По советам многих, чтобы процесс не скатывался в сухой расчёт при виде значков ресурсов и наклеек, все символы на карточке дилеммы закрываем. Это позволяет ещё больше погрузиться в отыгрыш своего дома. Ну, и по тексту и так примерно понятно, какие маркеры подвинутся.

Напомню, что каждый раунд в King’s Dilemma — это вскрытие карточки дилеммы, зачитывание ситуации (например, повысить налоги или нет, отпустить ли рабов и т.д.) и голосование. Механика голосования интересная. Ставки делаются жетончиками влияния на карты за или против. Также можно спасовать, получить монетку, а потом либо взять жетон модератора (делает выбор при равенстве), либо участвовать в делёжке влияния тех, кто выиграл голосование в прошлом раунде.

Ещё тут есть жетон лидера, который переходит тому, кто выложил больше влияния. Часто нет смысла повышать ставку, особенно, если результат вас устраивает, но иногда выбор может привести к подписи наклеек и карточек историй, за что полагаются различные плюшки. В общем, хитростей во время голосования хватает, как факторов, влияющих на выбор.

Несмотря на элегантную механику голосования, она вместе с треками ресурсов является лишь фоном. Главное тут, как складывается судьба королевства, вернее, как на королевство влияют принятые вами решения.
Партия олицетворяет собой период правления одного из королей и завершается, когда маркер баланса дойдёт до финальной верхней или нижней точки (такое случается, если маркеры ресурсов активно двигаются в одном направлении), либо король умрёт (когда разыграется определённое число дилемм).

Борются игроки не только за честь своего дома, но и за очки. Причём, они бывают как белые, так и чёрные. Первые вроде бы указывают на то, что дом действует во благо королевству, а чёрные – что преследует сплошь личные цели. Как это отразится в финале, пока не понятно.

Очки распределяются согласно заработанному престижу на карточке секретной цели, где учитывается положение маркеров ресурсов и заработанные монеты. Ещё у каждого дома на ширме имеется ряд достижений, за выполнение которых полагается награда.

Смешных моментов море, дилеммы жизненные, а механики хоть и простые, но работают, как часы. После каждого второго-третьего голосования вскрывается очередной конверт с новыми дилеммами и картами историй. Таким образом, параллельно может развиваться несколько связанных сюжетов.

Ещё один несомненный плюс – быстрые партии, управиться можно за час или даже шустрее. Всего в кампании около 15 партий. Посмотрим, как будет дальше, но пока забавно, 8/10. Хотя я понимаю, что подобным можно совсем не проникнуться. Без обсуждений и вовлечённости это будет полный провал.
Угу, Гильдию надо брать. Ты только подтвердил мои предположения. Все знакомые хорошо отзываются.
Да, надо обязательно)
На Дилемму сплошь противоречивые отзывы, очень хотелось бы от вас именно почитать полный цикл. Мечтал бы пройти с вовлеченными людьми, может около-ролёвшиками или кем-то вроде студентов-актерского) Хотя понимаю, что вы благосклонны к играм-компаниям, а мне больше по нраву сессионный геймплей, особенно из-за отсутствия стойкой ячейки из-за войны, очень интересно мнение по прохождению всей коробки
Да, у кампаний один минус – их надо проходить с одними и теми же людьми, и не делать долгих перерывов. Но у Дилеммы в этом плане дела обстоят лучше, т.к. партии около 40-60 минут. Постараюсь написать, чем всё закончилось!