Пробуем Endless Winter: Paleoamericans

Довелось сыграть в достаточно обсуждаемую новинку Endless Winter, почему бы не поделиться впечатлениями.
Endless Winter – плод Кикстартера и, надо сказать, что сбор средств для сего проекта оказался более чем успешным: что-то там около миллиона баксов и почти 12 тысяч поддержавших. И, вероятно, это не случайно, ведь игра выглядит вкусно, подкупает интересной механикой выбора действий и, разумеется, предлагает кучу различных плюшек в виде кастомных органайзеров, фигурок и прочего дополнительного контента (изначально вырезанного из игры, кхм). Ну, знаете эти кампании, когда устаёшь скролить вниз, чтобы посмотреть, сколько же будет стоить доставка.

По духу Endless Winter близка к таким играм, как Everdell и Arnak. Проверенное временем и внешне красивое размещение рабочих с изюминкой. Коробка у EW большая с навороченными лотками под компоненты. Но первое, что расстраивает – это неуклюжесть этих самых лотков. Во-первых, чтобы всё нормально закрывалось, фигурки нужно повернуть под определённым углом, а карты поставить так, чтобы выпуклости на крышке их не помяли. Во-вторых, органайзеры настолько раздуты, что несмотря на большую коробку, запихнуть туда даже мелкие дополнения не получится. В общем, тут больше мучений, чем удобств. Но хоть коробочки под персональные компоненты удачные и достаточно компактные.

Что касается самой игры, то тематика приятная и хорошо подпитана “зимним” оформлением. Действие происходит около 10 000 лет до нашей эры, во время заселения Северной Америки первыми людьми. Игрокам предстоит руководить древними племенами: заселять новые земли, увеличивать популяцию, охотиться и строить вечные мегалитические сооружения.

Повторюсь, ключевая механика здесь – размещение рабочих. Модифицирована она тем, что посыл мипла усиливается розыгрышем карт. Вдобавок, один из рабочих – вождь с уникальным свойством, которое можно применить при выставлении фигурки.

Почти все действия требуют такого ресурса, как очки труда (ладошки), и эти очки нужно набирать либо с помощью карточек, либо тратя еду. Ну, коли речь зашла о ресурсах, то кроме ладошек и еды есть ещё орудия (топорики). В принципе, вокруг этих трёх игровых “валют” всё и вертится.

Пока звучит неплохо, не так ли? К сожалению, омрачают картину сами действия и их результат. В игре нет как такового поля, вместо него используется несколько до боли абстрактных модулей: клочок местности из гексов, рынок животных, планшет идолов с двумя треками и мозаика из тайлов мегалитов.

Вот в этих разрозненных зонах и происходит “увлекательное” развитие племён: в одном месте ты просто двигаешь 2 маркера вверх, в другом берёшь карты животных для сетов, в третьем кладёшь маркеры поверх других, в четвёртом двигаешь палатки и заменяешь их на фигурки общин. Безусловно, за всё это очки льются рекой.

Второй странный для меня момент – карты. Если сами действия, мягко говоря, не столь увлекательны, возможно, карточки племени и культуры обладают интересными и хитрыми эффектами, как, например, в Arnak или Dune: Imperium? Увы. Для начала удивляет то, что все карты племени поделены на пять стопок с абсолютно идентичными персонажами в них. А так как за карты платить не надо, то и свойства у них не особо и отличаются (дабы избежать дисбаланса). Бодрее смотрятся карты культуры, но опять же, ничего кроме разных сочетаний ресурсов и базовых действий там не встречается.

Да, совсем забыл сказать про действия. Всего их четыре, но каждая локация с действием имеет несколько опций. Верхний эффект(-ы) можно выполнить сколь угодно раз, пока хватит ресурсов. То, что посередине, разрешается провернуть единожды. Ну, а нижний бонус достаётся тому, кто в раунде пришёл в данную локацию первым. Забавно то, что при игре втроём первый игрок получает возможность получить бонусы с двух локаций, а остальные лишь с одной. Учитывая, что бонусы довольно существенные, то грех этим не воспользоваться. Странно, что это никак не масштабируется, можно ведь во время сетапа или на раунд просто закрывать бонус на случайной локации.

Кратко пробежимся по действиям. В первой колонке можно разжиться карточками племени и почистить колоду; во второй купить карты культуры и жетон священного камня на дополнительные очки; в третьей выставлять/двигать палатки и строить общины; в четвёртой получать карточки животных.

Как бы и всё. Копим ресурсы и карточки племени, избавляемся от более слабых стартовых карт, выставляем мегалиты и общины ради дохода, двигаемся по трекам и собираем комбинации из зверушек.

Не буду томить и лукавить, но я ожидал от игры большего. Помимо монотонного процесса разочаровало и то, что кризисность, конкуренция и напряжение тут совсем не чувствуются. За партию ты успеваешь достичь почти всего и без особых усилий, а к концу так вообще страдаешь фигнёй, так как ничего путного сделать уже не получается, или попросту нет смысла (допустим, просто скупаешь все карты подряд ради ПО). Короче говоря, за партию видишь и испытаешь на себе практически всё.

Помимо вышесказанного расстраивают и долгие ходы. Тебе нужно распланировать с десяток карт, прикинуть, сколько очков труда понадобится для конкретного действия, потом выполнить верхнюю часть (чаще всего несколько раз), потом нижнюю. А ещё всё это нередко влечёт за собой каскад из мелких бонусов.

Конечно, с дополнениями игра становится поживее (мы играли с одной такой коробочкой). Новые животные дают не просто очки за количество, но и могут порадовать полезными бонусами в конце каждой эры. А на карточках культуры появляются признаки интересных свойств.

И, в целом, в игре есть приятные “механические” моменты. Например, выбор, какие карты применить для усиления действия, а какие для плюшек в фазе затмения. Или “сжигание” трёх палаток на соседних гексах, дабы выставить фигурку общины. Плюс, оформление и компоненты на высоте. Да и что я придираюсь, в качестве мирной семейной настолки Endless Winter неплоха, всё же в ней работает и радует глаз. Но вот для искушённого игрока она какая-то пустоватая, 7/10 (балл за внешний вид).
Я пропустил предзаказ у Гаги – были какие-то сомнения. Да и последнее время проще немного переплатить и сразу получить коробку, чем замораживать деньги на неопределенный срок. Ну а когда игра приехала и пошли летсплеи, я был неприятно удивлен. Какие-то разрозненные мини-игры с оверпродакшном. Правила не скрывали изюм где-то в закромах. Разочарование.
Тот же Арнак с шильно-мыльным обменом, я ещё понимаю за что любят. Но откуда у этой игры такой хайп, не пойму.
Вероятно, за компоненты и иллюстрации Дмитриевского.
Уже, кстати, вообще не слышно о ней почти. Быстрый век хайпа нынче).
В своё время не вписался в предзаказ украинской локализации, чему и рад. Тем более, Ваш обзор только укрепил в правильности решения. Мне она сразу показалась какой-то перегруженной. Если выбирать из трех похожих, Палеоамериканцы, Дюна: Империум, Арнак, то предпочтение отдам последней.
Спасибо за обзор!
Вот в Арнаке тоже условный храм и условное исследование, но там интересно вскрывать новые локации, карточки все уникальные. А с дополнением так вообще красота).
Механика мегалитов показалась очень кризисной. В силу того, что нет специального действия, чтобы выставлять там фишки, становится очень важным делать ставку, чтобы получать бонус первого игрока и занимать палатками соответствующие поля. Против опытного игрока, который занимает эти места у новичков нет шансов
Согласен, тут нет специального действия, нужно думать, как их ставить. Но кроме бонуса первого игрока и гексов есть ещё абилки вождей и карты культуры. Я в пробной партии не выставил только 2-3 штуки, кажется (забыв на раунд вообще об их существовании, так как тайлы мегалитов лежали где-то незаметно в углу :Р) А хозяин игры, который уже до этого играл, с легкостью выставил все фишки и мог ещё.
Ну, не так уж и рекой ПО льются) Ещё нужно насчёт животных решать, отправить их на мясо или оставить для сета, мегалиты с палатками тоже довольно кризисны, ведь за контроль гексов с палатками или поселениями бонусы могут получить не все игроки, а накрыть четыре мегалита тоже удастся не всем. В общем, есть любопытные моменты, а вот однотипные карты племени тоже не порадовали.
Вот возможность конвертировать животных в еду и прочее в тему, и их немного реабилитирует, да. Бонусы же за палатки и общины довольно дружелюбные: при равенстве их получают все; и перед твоим личным скорингом можно ещё свойствами персонажей подвинуть домики.
Спасибо за мнение! Был очень близок к покупке игры. Хотелось сразу с несколькими допами, но финансово не тянул. Решил отложить до следующей зарплаты. Прошел месяц-другой, появились уже более сдержанные и даже негативные мнения об этой коробке. Теперь, наверное, брать уже не буду. Вот так вот отсутствие свободных денег в свое время сэкономило бюджет и место на полках)).
Вот и я понимаю, что игра -шляпа. Но все равно рука тянется к покупке))). Это наверное из-за рисунков Дмитриевски(завораживают людей)))).
Мне кажется вы не поняли игру, и почему допы не влезут в базу, если во всех домах кроме рисунков только карты, а в органайзера специально есть под это место.
Мощность действий в разный момент игры разная, никто не ходит только ради доп бонуса. Например охота в первом раунде вообще ненужна, а вот ставить палатки и покупать карты персонажей и карты культуры очень важно, и тут уже сильно думаешь купить карту чтобы усилить следующее действие или сразу пойти за картами культуры. У меня в последней игре соперник выиграл, использую в основном выставление палаток в первых раундах захватил все поле и поставил 3 поселения, что давало ему уже много бонусов и три доп карты, а можно играть через карты культуры, которые дают много ресурсов и доп действий. А в конце игры когда нечего делать, по вашим словам, пора ходить на охоту, но нужно рассчитать чтобы например получалось добыть 10 каменных молотков через карты культуры и забрать 10 карт животных, а покупать карты от нечего делать совсем не выходно, так как они дают всего одно очко, а стоят дороже, чем карты зверей.
Игра отлична, точно лучше арнака, у меня к ней только одна притензия, не люблю когда в игре мало ходов, дюна бесспорно лучше.
В том-то и дело, что всё предельно понятно: сначала качаешь карты и доход, а потом все остальное). Про охоту – да, в базе звери дают только очки, поэтому ее можно игнорировать какое-то время, но с допом звери тоже дают доход каждый раунд. Претензия к тому, что все предсказуемо, нет разнообразия в действиях/развитии, и за партию ты успеваешь почти все, и садиться заново уже не хочется.
Согласен, игра прям стерильный салат, не кликает. Хотя оценили достаточно высоко, забудут через год два.