Home > Clans of Caledonia > Первые впечатления от Clans of Caledonia

Первые впечатления от Clans of Caledonia

На прошлой неделе распробовали Clans of Caledonia, сыграв три партии на двоих. Делюсь свежими впечатлениями.

Clans of Caledonia повествует о трудовых буднях кланов Шотландии. Налаживаем производство различных товаров, торгуем ими и экспортируем, выполняя контракты. Попутно расширяем свои владения, так как за основание отдельных поселений тоже полагаются победные очки.

Коротко о правилах

В начале партии всем выдаётся по планшету с фишками построек, рабочих, торговцев и жетонов активации портов. Кланы с уникальными способностями и бонусные жетоны со стартовым капиталом (деньги и пара товаров) выбираются посредством драфта, начиная с последнего игрока.

В центре стола из четырёх больших двусторонних тайлов формируется игровое поле, куда все выставляют по две фишки рабочих. Рядом кладётся рынок и поле экспорта с контрактами и жетонами промежуточного подсчёта очков.

Раунд делится на 4 основные фазы:

  • Подготовка. Переворачивается уже сыгравший жетон подсчёта очков, пустые ячейки на поле экспорта заполняются новыми контрактами, а фишки торговцев возвращаются с рынка.
  • Действия. Игроки по очереди выполняют по одному микро-действию, пока не спасуют. Чем быстрее спасовал, тем раньше будешь ходить в следующем раунде и больше монет получишь в виде бонуса.
  • Производство. Выложенные на поле фишки производственных построек и рабочих приносят товары и доход.
  • Подсчёт. Подсчитываются победные очки согласно текущему жетону раунда.

Что касается действий, то доступных 7 штук:

Торговля. Посылаем кубик торговца на рынок, дабы купить или продать желаемый товар. За ход можно оперировать только одним типом.

К примеру, если я хочу сбыть 2 бочки виски, то должен выставить под соответствующим треком двух торговцев. Взяв монеты, я тут же корректирую цену на виски, двигая прозрачный маркер вниз на два деления.

Получение контракта. На контрактах зарабатывается львиная доля победных очков. Они берутся с поля экспорта и размещаются на специальный тайл, где только одно свободное местечко.

Чем раньше взял контракт, тем выгодней. Если в первом раунде за это полагается ещё и денежный бонус, то в последующих за получение контракта придётся доплачивать по 10-15 монет.

Экспансия. Берём со своего планшета фишку рабочего, скотинки или товара (последние два олицетворяют соответствующие производственные здания) и выкладываем на поле, предварительно заплатив цену, указанную не только на планшете, но и на гексе, куда оно размещается.

Выставлять фишки можно лишь на участки, смежные с ранее «захваченными», либо согласно прокачанной навигации. Есть ещё некоторые ограничения по типам: шахтёров можно ставить только на гексы с горами, лесорубов – в лес, а производственные постройки – на равнины.

За соседство с другими кланами полагается бонус. Он заключается в возможности тут же купить товар, который производит соседнее здание другого игрока, со скидкой.

Улучшение навигации. За 4 монеты двигаем маркер штурвала на следующую позицию и тем самым прокачиваем показатель навигации, что позволяет расширяться через реки и заливы.

Изучение технологии. За 10 монет можно повысить эффективность лесорубов и шахтёров (будут приносить больше денег в фазу производства).

Наем торговца. За 4 монетки покупаем дополнительного торговца (все начинают с двумя), что позволит осуществлять на рынке больше сделок.

Выполнение контракта. Для этого нужно скинуть товары, указанные в левой части тайла (в случае мяса придётся убрать с поля корову или овцу). Справа обозначен бонус за успешный экспорт. Обычно это редкие товары из соседних земель, такие как сахар, хлопок и табак.

Но есть ещё и другие плюшки в виде монет, возможности тут же выставить здание без необходимости платить за гекс или бонуса на улучшение (можно бесплатно прокачать навигацию, взять торговца, либо со скидкой повысить эффективность одного типа рабочих).

При получении импортируемых товаров следует тут же подвинуть соответствующий маркер на поле экспорта. Эти маркеры обозначают количество ввезённых товаров и повлияют на подсчёт очков.

Стоит отметить ещё тайлы портов, которые случайным образом выкладываются в углах поля и могут быть использованы игроками, разместившими свои фишки неподалёку. Плюшки портов одноразовые, и после применения гекс для наглядности помечается специальным жетоном.

В фазе производства все пожинают плоды, получая денежки и товары, согласно выставленным зданиям. Всё, что полагается игроку, отображено на планшете в ячейках, не занятых фишками.

В конце раунда игроки подсчитывают очки согласно текущему scoring-жетону. Партия завершается после пяти раундов. К очкам, заработанным по ходу игры, добавляется по 1 ПО за каждый основной товар, по 2 за каждый продвинутый, по 1 за каждые десять монет.

Также неплохо можно подняться на экспортируемых товарах, их ценность зависит от редкости, отмечаемой на треке, и может варьироваться от 3 до 5 ПО. И наконец, раздаются бонусные очки тем, кто выполнил больше всего контрактов и основал больше всего поселений.

Впечатления

Что сразу понравилось, так это ясные цели на игру. Перед нами не какой-нибудь навороченный point salad, где намешано куча всего, а евро с парой ключевых задач, коими являются выполнение контрактов и следование условиям на жетонах раундов. Всё! Ну, к этому ещё добавляются остатки товаров и монет, сконвертированные в ПО.

Оформление – просто мечта любителя евро. Особенно, если вам нравится переставлять и теребить в руках кастомные деревяшки. Товары, животные, маркеры – всё имеет уникальную и узнаваемую форму.

Должен отметить, что иллюстрации тоже к месту. Если не смотреть на представителей кланов, то можно даже сказать, что на этот раз Клеменс постарался.

При таком количестве компонентов вас однозначно удивят компактные размеры коробки. Зато никаких пустот и картонных “воздухозаборников”. Насколько я понял, автор специально уменьшил все компоненты, дабы сократить расходы на производство/доставку, и тем самым сделать игру доступной для более широкого круга людей.

Забавно то, что такое решение никак не отразилось на удобстве и внешнем виде, а даже наоборот, пошло на пользу – в разложенном состоянии всё прекрасно помещается на обычном столе, а игра выглядит всё так же привлекательно, зазывая своими кастомными фишками.

Порадовала выверенная иконографика, когда каждое правило, каждый нюанс отмечен символом-напоминалкой на поле или планшете. Вкупе с отлично написанными 10-страничными правилами это позволяет освоить игру буквально за один присест и в дальнейшем наслаждаться ею, не допуская ошибок. А ошибаться на старте при выставлении рабочих или распоряжении начальными средствами не стоит, игра этого не простит.

Что касается сходства с Терра Мистикой и Марко Поло, то если разбирать игру по косточкам, то можно отыскать ряд позаимствованных идей, причём, слизанных практически под копирку (к примеру, навигация прямиком из ТМ). Но если смотреть на Каледонию в целом, проанализировав ощущения от процесса, основные цели на партию и инструменты для их достижения, то игра предстаёт достаточно самобытной. Конечно, нужно поиграть ещё, но мне кажется, что она прекрасно уживётся на одной полке с ТМ.

В Каледонии все силы направлены на выполнение заказов и промежуточных целей, что достигается за счёт эффективного круговорота товаров. Балом тут правят производство и деньги. Динамичный рынок позволяет купить/продать любой тип товара с выгодой для себя, главное – выждать подходящий момент.

Для меня рынок стал настоящим открытием не только за счёт спекуляций, но и ограничений – вы можете провернуть сделку только, если у вас есть свободный кубик торговца. Причём это касается и бонуса за строительство рядом с соперниками. Вдобавок игрок не может в одном и том же раунде купить товар, взвинтить стоимость и тут же его продать. Рынок заставляет постоянно следить за колебанием цен и выжидать подходящий момент для сброса излишков или, наоборот, для вложений в конкретный тип товара.

Следить за соперниками следует и из-за постоянно меняющейся ценности импортируемых товаров. Это ещё одна вроде бы простая, но очень классная идея. Если удаётся перехватывать нужные контракты и контролировать “редкость”, то можно сорвать приличный куш.

Наиболее же весомая причина, по которой мне хочется садиться за Каледонию снова и снова – это кланы с уникальными способностями (9 штук) и поиск оптимальной стратегии под каждый. Обычно намёк на верный путь даёт само свойство (и подсказка в правилах), но иногда встречаются и неочевидные варианты развития. Наиболее частая дилемма – плодить рабочих или “уходить” в товары. Ну, и, конечно, свою лепту в переосмысление плана вносит распределение жетонов раундов.

Мне пока довелось поиграть только за Стюартов (поощряют монеткой за каждую сделку на рынке, начинают с одной навигацией и пятью торговцами), МакКинзи (получают дополнительный доход за виски) и Кэмпбелл (строят продвинутые производственные здания со скидкой).

Помимо кланов за вариативность также отвечает модульное поле, случайная раскладка тайлов раундов/портов, а также манипуляции на рынке (“штиль” зачастую чередуется с резкими скачками/падением цен).

По стремительности игра напомнила Марко Поло, по планшету и экспансии – Терру, а вот благодаря рынку и экономической составляющей показалась любопытной и дающей даже какие-то новые ощущения. Раскладывается быстро, играется живенько, на двоих идёт тоже неплохо.

Единственная малюсенькая претензия – это белый цвет компонентов одного из игроков, который совпадает с фишками молока. Почему нельзя было взять стандартный зелёный?

В остальном, игрой очень доволен. Она заставляет погрузиться в расчёты, планирование и даёт такое приятное ощущение кризисности. Денег постоянно не хватает, окончание партии стремительно приближается, соперники гребут плюшки лопатой, а у тебя всё плохо. С другой стороны, получаешь неистовое удовлетворение, когда за раунд удаётся выполнить аж 3 заказа, просчитав всё до последней копейки. 8/10.

  1. Biocomando
    January 18, 2018 at 05:11

    Имеет ли смысл брать игру, если есть “Проект Гайя”?

    • January 18, 2018 at 10:31

      Если нравятся подобные евро, то имеет. И, конечно, если вас не смущает то, что всё тут направлено на сбор необходимых товаров для заказов и промежуточных целей. Gaia в этом плане более “основательная” и комплексная. В Каледонии меньше переменных и меньше действий в раунд, играется быстрей и проще.

  2. WindUpBird
    January 18, 2018 at 06:40

    Спасибо за обзор. Захотелось попробовать)
    Не думал, что скажу про арт Клеменса такое, но классный! Доска рынка с цифрами, написанными мелком, притягивает взгляд.

    Зелёный? Мне кажется он на поле пропадёт, нет?

    P.s. А кто заполнял таблицу победных очков? Просто у меня точно такой же почерк xD

    • January 18, 2018 at 10:32

      Да, поля в игре очень аккуратно и миленько оформлены.
      Зелёный бывает разный, я для примера привёл просто. Ещё есть фиолетовый… да куча эти цветов :Р
      Заполнял я 🙂

      • Alxndr1978
        February 10, 2018 at 14:46

        )) Если присмотреться, у молока не белый а несколько кремовый цвет; это вроде бы специально сделано, чтоб не путать, но разница все равно не интуитивная, если б мне не сказали, внимания б не обратил. Спасибо за классный обзор! Впечатления от игры аналогичные, постоянное дежавю по отдельным моментам (рынок как в Navegador например), но не от процесса в целом

        • February 10, 2018 at 15:19

          Точно кремовый? Надо посмотреть. У нас, видимо, слишком тусклый свет был.

        • Alxndr1978
          February 10, 2018 at 17:50

          Ага, но разница минимальная. Я б сам не заметил

  3. January 18, 2018 at 10:19

    Читал, что жалуются на проблемы с клановым балансом. Что скажешь по этому поводу?

    И еще, получает ли что-нибудь игрок, рядом с которым ты строишься? в момент постройки (как в ТМ)

    • January 18, 2018 at 10:40

      Видел 6 или 7 кланов в деле. Убер сильных не заметил пока. Есть попроще, есть, которыми сложней играть и сразу трудно понять, как развиваться. Плюс, некоторые абилки раскрываются иначе на 3-4 участника.
      Интересно, я сам листал BGG и не заметил большого отклика или поддержки в темах про дисбаланс. Автор очень много времени уделил тестам кланов, а тот, что идёт бонусом с Кикстартера, вообще предложил потестить игрокам (сам боялся не успеть нормально сбалансировать) – поэтому монеты, получаемые за товар, указанный на бонусном клане, прописаны только на сайте игры по результатам тестов игроков.

      Насчёт бонуса, тут наоборот. Его получает тот, кто пристроился к соседу. Работает интересно, потому что тебе приходится следить за типами зданий соперников и прикидывать, как до них дотянутся, чтобы вовремя получить скидку.

      • KittenLS
        January 18, 2018 at 15:53

        Спасибо за обзор, игра действительно занятная. Изначала казалось, что очень похожа на терра мистику. Но тут слишком много различий, думаю что скорее всего приобрету как локализация будет, или позднее если глум к примеру удастся взять.

      • January 23, 2018 at 08:53

        Насчёт – получения очков себе, когда ты пристраиваешься к соседу – класс идея! Поиграв в Терри Мистику и начав играть в Проект Гайя – возникать нашили в голове такие идеи ))) здорово что их уже воплощают! Ура )))

        • January 23, 2018 at 09:04

          Да, это отличная идея! Подстёгивает к тесному соседству.

  4. January 18, 2018 at 10:41

    Я правильно понимаю, что игра более тактическая? Не надо наперёд на 5 ходов думать? И реиграбельность хорошая? Мне любопытна игра, но сравнение с Террой для меня не в плюс :))

    • January 18, 2018 at 10:48

      Она более тактическая, да. Из-за ситуаций на рынке и случайного выхода контрактов. Но! Чтобы хорошо сыграть на целях (а все 5 открыты с самого начала партии), то придётся планировать именно на 5 ходов вперёд. С другой стороны, можно сосредоточиться на контрактах, тогда там думать надо будет на ход вперёд 🙂

      • January 18, 2018 at 10:55

        Спасибо! Буду думать, пока ещё проект по локализации начнут 🙂

    • TataFrost
      January 18, 2018 at 12:16

      Реакция человека, который не любит Терру, после игры в Кланы: а здорово, что мы её купили!

  5. Machairod
    January 18, 2018 at 11:06

    Спасибо за интересный обзор! Сразу захотелось попробовать. А как у неё с уровнем сложности? Примерно как замки Бургундии?? В качестве семейной она подойдёт? Терра мистика довольно долгая по времени.. А кланы? Также хотел сказать вам большое спасибо за советы – покорение Марса теперь одна из любимых игр моей жена, а кровь и ярость моя любимая игра! Очень нам понравились! Теперь ждём Кубарем по галактике и повелителя нью Йорка.

    • January 18, 2018 at 12:03

      Не сложнее Бургундии. В принципе, почти все правила я привёл. Может, пару нюансов опустил. Действия очень простые. Из 10 страниц сами правила занимают 5, остальное – подготовка, подробное описание свойств и т.п. Единственное – игра достаточно сухая (сидишь ковыряешься с товарами и монетками), этим может не понравится. Так что, если играете в Бургундию, то и в Каледонию сможете без проблем. Время партии адекватное, полчаса на человека. На двоих часик у нас партии длились (после первой).
      Рад, что угодил советами 🙂

      • Yury Yamshchikov
        January 24, 2018 at 17:12

        Чем больше читаю, тем больше хочу 🙂
        Спасибо за обзор и уточнения!

    • Geschaft
      January 18, 2018 at 14:05

      Если ориентироваться по данным BBG, то коэффициент сложности у:
      1) Clans of Caledonia равен 3.38/5.00 (194 голоса)
      2) The Castles of Burgundy равен 3.03/5.00 (1691 голос)
      Конечно, это довольно условный коэффициент, плюс количество голосов отличается на порядок 🙂

      • Geschaft
        January 18, 2018 at 14:06

        BBG = BGG 🙂

      • KittenLS
        January 18, 2018 at 15:57

        Механик в кланах больше, бургундия по правилам думаю одна из самых простых. На самом деле это рейтинг сложности не правил, а больше самой игры я думаю.

  6. January 18, 2018 at 13:57

    Мне кажется ресурсы эти, бочки, сыр +100 к атмосферности дают)

    • January 19, 2018 at 10:02

      Безусловно, хотя поначалу у меня было небольшое недоумение из-за того, что ресурсы на планшете игрока – это постройки 🙂

  7. January 18, 2018 at 16:35

    Какие же классные деревянные компоненты, хочется эту игру взять только из-за них)

    • January 19, 2018 at 10:03

      Я и говорю – специально для евро-плюшкиных :Р

      • January 23, 2018 at 08:57

        Вкусно-вкусно, и эта мини мимимшность в миниатюре , у меня, как любителя Уве, уже обильное слюноотделение пошло ))))

  8. tms
    January 19, 2018 at 12:40

    Есть очень хорошый 3D органайзер для этой игры, рекомендую распечатать у кого есть возможность. Старт и простота во время игры делает её ещё привлекательнее. Успел сыграть 4 раза пока пришла Gaia Project, в которую теперь играю при каждой возможности наверное пока распробую все 14 расы. Clans of Caledonia очень и очень хороша и универсальна так как её легко объяснить даже начинающим, но Gaia всё таки даёт больше удовлетворения своей глубиной и желанием раскрыт тайны стратегий. И это не удивительно так как Terra Mystica для меня была игра номер один до сих пор. Я в замешательстве пора ли передать этот титул отпрыску 🙂

    • January 23, 2018 at 08:58

      Но в Терри после Гайя уже играть хочется меньше, правда же? 😉

      • January 23, 2018 at 09:05

        Пока вообще нет желания😁

        • January 23, 2018 at 09:11

          Я так и думал ))) у меня вот также уже.
          Зеленные млин ККИшки конечно ещё те злые джокеры ))) теперь предугадать кто где куда планирует идти становится гораздо сложнее ))) вообще по тесноте в космосе особенно в конце (если не брать в расчёт боевку) даже с Эклипсом какое то схожее теперь у меня остаётся послевкусие после Гайя )))

      • tms
        January 23, 2018 at 15:18

        новая игрушка всегда желаннее 🙂 В Терру сыграл 35 партий, о в Гаю пока только 7, но вряд ли получится много так как игроки с которыми играю хотят попробовать раз, но повторить уже не очень. Я понимаю что Гая луче во всех фронтах, но в то же время что то и потеряла, слишком много опции, Терра была элегантнее и более предписанной в хорошем смысле. А вот последний раунд Гаи может превратиться в сплошную и очень сложную математику особенно в случае двух серьёзно настроенных игроков… Согласехь, у меня тоже есть ассоциации с Эклипсе

  9. Артем
    January 26, 2018 at 23:58

    Не по теме вопрос будет) Хочется узнать будете брать Brass и если будете то какую?)

    • January 27, 2018 at 14:05

      Привет. Мне очень нравится оформление и монеты в переиздании и Бермингеме, но наверное не буду брать никакую. Я не фанат Уоллеса и сугубо экономических евро на 3+ часа, да и в нашей компании на такое согласятся 1 или 2 раза. Может, потом обменяю для коллекции на маттрейде ☺

  10. Сергей
    May 10, 2018 at 13:32

    Прочитал в вашем блоге отзывы про игры Clans of caledonia и Gaia project. Скажите какая из этих игр лучше и интереснее на двоих играется, и сколько по времени. Хочется новую игру приобрести, но пока не знаем какую. У нас сыном самые любимые игры Агрикола, Летопись, Стальная арена. Лично мне нравиться кризисность в играх. Однажны играл в Серп, очень понравилась, но на двоих скорее всего не так интересно.

    • May 10, 2018 at 13:40

      Сергей, а не вы ли мне писали на мейл с тем же вопросом? :). Я вам ответил 8 мая. Может, в спам ушло?

  11. Сергей
    May 10, 2018 at 15:55

    Да я! Почему то я не заметил поэтому сюда написал. А сейчас пересмотрел письма и увидел. Спасибо за ответ, помогли определиться.

  12. Егор
    November 18, 2018 at 21:15

    На выходных наконец то приехала локализация на русском.Уже успели сыграть 3 партии. На удивление бодро идет и на 4 человека и на 2.И вообще очень понравилось.Живо,кризисно,мозголомно и довольно хитро.К тому же реиграбельно. Баланс тоже на уровне.
    P.S. Не понятно только с подсчетом очков за поселение.Вернее понятно,но не логично ИМХО

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.