Впечатления от Tainted Grail: The Fall of Avalon после 9 партий
Свежая порция (первая с кратким описанием правил тут) впечатлений от Tainted Grail, заставивших повысить оценку до девятки.
Итак, отыграно 9 партий соло и вдвоём. На данный момент основательно взялись за прохождение именно на двоих. Одолели 4 главы, полёт нормальный.
Что сразу хочется посоветовать новичкам. Если собираетесь играть в одиночку, то после обучающего сценария за Беора меняйте персонажа. У Беора пакостное негативное свойство на раны в случае истощения, с которым первые главы прям очень тяжко. У остальных персонажей слабые стороны достаточно ситуативные, и к их “побочкам” можно подготовиться или вовсе их избегать.
У нас связка из крестьянина Арева и отвергнутого друида Маггота. Первый своей абилкой в экстренных случаях может сгенерить еду, а второй – намедитировать магию, которая, по сути, нейтрализует пенальти Арева (с ним для активации менгиров требуется дополнительная магия). На слабость же Маггота (его частенько тревожат кошмары) можно не нарываться, если ночевать в локациях без снов.
Что касается возни со счётчиками менгиров, то мы пользуемся простейшим лайфхаком – заменили монеты на обычные восьмигранники.
Чем же нас так захватила игра? Удивления начались с того, что, когда мы начали играть вдвоём, то пошли по абсолютно другому пути с абсолютно другим финалом. Тут хочу уточнить, что в моей соло-партии для победы нужно было хорошо прокинуть кубик, и это оставило небольшой осадок (куча усилий ради одного броска?). Да, результат можно было модифицировать, но всё равно шанс получался не стопроцентный.
Оказалось, что в первой главе аж 3 разных варианта концовки (и не только с успешным броском), и это здорово. А ещё здорово то, что, в принципе, все главы играются за час-два, отчего приключение выходит насыщенным, нет ощущения монотонности и усталости.
Дальше – больше. Не знаю, как будет в последующих главах, но в первых четырёх приключение выходит очень атмосферным, гармоничным и продуманным. Вдобавок, тут даётся достаточно времени, чтобы побродить по миру и выполнить какие-нибудь второстепенные квесты. К слову, иной раз эти второстепенные квесты могут оказаться дополнительным способом, как продвинуться по основному сюжету. Так что, не пренебрегайте возможностью записывать задания и отмечать их на карте, иначе есть вероятность заплутать или упустить важную подсказку.
В первых сценариях имеется ключевая развилка, где игрокам придётся делать выбор, по какому пути пойти. На это указывает и наличие карточек глав 3а/3b и 4a/4b. То есть, появляется ещё один стимул переиграть базовую кампанию за другую, скажем так, сторону, а также другими героями.
Добавляет интриги и погружения живой и интерактивный окружающий мир. Во-первых, при исследовании ты узнаёшь подробности каждой локации: знакомишься с обитателями, местностью, историей. Особенности каждой локации и варианты взаимодействия занимают в исследовательском журнале целый разворот, а то и два.
Во-вторых, зачастую через параграфы в журнале происходит контакт с жителями, зданиями. NPC не абстрактны, а хорошо дополняют и, порой, раскрывают основной сюжет. А иногда результат такого интерактива ведёт к необратимым последствиям, когда карта локации навсегда заменяется на другую – с новыми возможностями и тайнами. Кроме того, последствия отражаются ещё и на самих иллюстрациях. Не хочется спойлерить, но, к примеру, если герои стали свидетелями осады города и не успели помочь (или не хотели), то некогда мирное поселение в дальнейшем может предстать крепостью с враждебно настроенной охраной или выжженным пустырём.
И, наконец, такая, казалось бы, примитивная механика, как карточки контактов, которые часто тянутся при в ходе в ту или иную локацию, тоже добавляют щепотку атмосферы, разбавляя привычные стычки с монстрами так называемой дипломатией, а иногда и просто встречами с какими-нибудь безобидными торговцами, бродягами или зверьками, которые могут стать лёгкой добычей.
Кстати, касаемо добычи и, вообще, выживания. Тут слышал пару жалоб. Первая про менгиров. Мол, нужно постоянно добывать тучу ресурсов и запитывать ими каменных стражей. Не знаю, по-моему, отличная задумка, которая хорошо обыграна в сюжете. Да и не так уж часто их нужно разжигать, одного хватает на 5-7 раундов.
Вторая про ценность еды. Если честно, она преувеличена. Отдых, во время которого за еду вылечивается одна рана и один ужас, не является панацеей. Можно спокойно играть через три-четыре действия, не уходя в ноль. Просто еду нужно воспринимать как дополнительный способ восстановления.
В прошлой статье я ещё упоминал претензию к возможности за относительно небольшое пенальти избежать боя с любым врагом. Так вот, наоборот, хочу сказать за эту возможность спасибо. Можно наслаждаться приключением и историей, а не переигрывать миссии из-за случайно вытянутого монстра. Тем более, что трудностей и так хватает, особенно, в первых главах. Мы, допустим, во второй и третьей буквально боролись за жизнь.
Вообще, многие пишут, что первые сценарии нужно пережить, и потом, прокачавшись и освоившись, становится значительно легче. У нас именно так и складывается. К пятой подошли с полезным лутом и навыками, упрощающими, к примеру, добычу еды. Не говоря уже, о более мощных боевых и дипломатических картах.
Отдельно хочется отметить, что не только карты боя и дипломатии обладают интересными свойствами. Для каждого из 6 навыков имеется стопка очень разноплановых карт с не менее занятными эффектами, а не скучным “+1” к такому-то параметру.
Пару слов о прохождении контактов на двоих. В этом случае, игроки по очереди выкладывают карты в общий ряд. Приходится обсуждать кто что играет, чтобы вмастить по символам или подсобить полезным свойством. Короче говоря, головоломка становится коллективной и не менее интересной. Механика до сих пор не наскучивает, тем более, что теперь её дополняют не только новые карты, но полученные навыки и предметы.
В целом же, скитания вдвоём ничуть не хуже соло, а по мне так даже лучше. Игроки более эластичны в плане ресурсов и навыков, так как можно платить и тратить очки действий за товарища. Также проще исследовать, ведь можно разделиться. В противовес, нас наказывают повышенным уровнем врагов и сокращением времени активности менгиров.
К художке претензий тоже нет, написано всё добротно, выразительно. Сам сюжет развивается стремительно и любопытно, с загадками и подозрениями, изобилуя разного рода событиями – от ограбления повозки бабки-лгуньи до прибытия в величественный Камелот.
Повторюсь, я приятно удивлён. Вот честно, не был готов, что поляки подойдут к игре так основательно, с душой и вниманием к мельчайшим деталям. Да, может, все эти “технические” вставки про требования к тому или иному статусу для зачитывания конкретных параграфов немного портят размеренное приключение, но без системы этих самых статусов не получилась бы такая витиеватая и логичная сетка из связанных между собой событий, являющаяся двигателем сюжета.
Кстати, что действительно сбивает темп, так это замудренные фазы начала и конца игрового дня. Уже почти с десяток партий провёл, а до сих пор пальцем по памятки вожу. Могли бы упростить и объединить всю эту административную мишуру в один блок.
Ох, только бы не перехвалить. Как же я крепко держу кулаки, чтобы столь высокая планка, заданная авторами в первых главах, держалась на должном уровне до конца 15 миссии и не рухнула к выпуску дополнений. А в допах, на минуточку, ещё порядка 40-50 миссий.
Вот такой позитивчик. Следующий раз отчитаюсь уже, наверное, после полного прохождения базовой кампании, либо, если мои опасения по поводу “слитого” продолжения подтвердятся.
Отличный обзорчик… жду-не дождусь, когда моя локализованная коробочка подъедет, вроде в мае крауды обещают…
Ты себе Фудзи Коро не заказывал?
Хорошо бы ещё финальный обзорчик по Властелину колец начиркать…
Напишешь?
Не, Фудзи не брал. По Властелину постараюсь написать, как допройдём. Сейчас где-то на половине ещё!
Супер, ждем продолжения (и да, по ВК – тожа;))
Судя по фото играете вы без миниатюр даже при их наличии) Это о много говорит об этом допе)
Ага. Вот как раз сейчас тащу к другу коробку с фигурками, будем продолжать. Раз уж заказал миниатюры, попробуем их использовать 😁
Вот в сомнениях брать / не брать миниатюры. Красить люблю, но если они только для Guardians и будут много загораживать, то непонятно.
Играем сейчас с фигурками, с ними удобней, чем с картами, конечно. Дальше в кампании добавляются более сильные энкаунтеры, поэтому guardians выходят намного чаще. Если будете красить, то это ещё один плюс к фигуркам :). А минус – цена. И повторюсь, часть фигурок с не очень хорошей детализацией, и это бросается в глаза. Можно порыться в фотках BGG и рассмостреть качество, или у меня в распаковке (но там не очень хорошие фото).
Ух, сочненько! Подумываю даже вписаться в локализацию… (:
Не ожидал такого позитива! Прям захотелось!
вообще ничего не знал об этой игре, немного отошел от хобби в последний год. Но прочитал ваши статьи по ней, впечатлился и купил) Теперь вот буду ждать. Так что спасибо вам, вы, можно сказать, двигаете индустрию вперед.
Ох, надеюсь, игра порадует! Не хочется, чтобы из-за меня снова отошли от хобби потом :Р
Не волнуйтесь) вчера вот впервые за долгое время сыграли в покорение Марса, поэтому потихоньку возвращаюсь
Сколько времени уходит на один сценарий при игре вдвоем?
Час-два. Все 9 глав, что на данный момент прошли, примерно столько длились. Один сценарий был мега-быстрый. Ещё один потенциально можно было часов 6-8 проходить, но нас пронесло)). Но, если сосредоточиться на целях и не тыкаться во все локации и сайд квесты, то за час-два можно легко управиться!
Хочу спросить. На фоне обилия фентези кооперативок, возвращаешься ли ты к Mage Knight?
Я взял русское полное издание, сыграл две пробные и утонул в правилах, скоро год как в шкафу пылится, хотя до этого все “тяжелые” игры заходили. У меня сложилось ощущение что для 2012 это был прорыв, но сейчас игры проектируют дружелюбнее, а тут каждая новая сотка на поле = ворох правил, которые ещё нужно собрать из 2 книг и набора карт с правилами.
Хах, у меня подобное было. Когда купил, поиграли несколько партий и отложил (переключился на новинки). Потом спустя долгое время достал, не мог вообще правила вспомнить и осилить (там они местами очень не интуитивные). Но кое-как снова всё расставил по местам и… запоем отыграл партий пять соло (хотя не люблю играть один). Если честно, Магорыцарь я всегда с Глумом сравниваю – в нём много всего олдскульного и где-то даже устаревшего, но вот эта карточная механика, что в Рыцаре, что в Глуме нереально крутая и лично меня полностью погружает в игровой процесс, не оторваться. Поэтому Магорыцарь до сих пор в коллекции, но достаётся нерегулярно, наплывами. В общем, советую продраться через правила, найти хорошие памятки и дать ещё шанс 🙂
Спасибо, поковыряю Files на bgg, а то близок к тому чтобы продавать 🙂
Я тоже не люблю играть один, а эпики на много часов люблю, но в компании, а МК на 4 очень не советуют Много часов вдвоём возможно не мой случай.
На 4 я в МК не сяду, пожалуй, ооочень долго ждать своего хода, и партии по 6 часов. Только вдвоём! Блиц-сценарий можно за 2-2.5 часа.
Что ты думаешь про это?:)
Следил немого за кампанией, но в такие большие проекты лично мне стрёмно вкладываться, особенно, если у автора за плечами почти ничего нет, а у издателя это первая игра :Р. Я даже тысячу раз передумал, брать или не брать Грааль (хорошо, что взял в итоге!).
Таких амери-проектов на Кикстартере очень много в последнее время, и отделить проходняк от достойного, не поиграв, тяжеловато. Вон, Dark Souls, яркий пример: такой хайп был, видос и демо на всех выставках с любопытной механикой боя с боссом, а в итоге… Верю, что много хорошего тоже выходит (например, Middara хвалят), но зачем мне просто ещё одна бродился с миниатюрами, если есть любимый Глумхэвен. Хочется чего-то более необычного и оригинального (как Грааль, Root).
Поэтому Oathsworn в вишлист просто закинул, буду следить после выхода. Если годнота, то потом всегда можно будет купить :).
Я собирался пропустить Грааль, Глум заставил отложить на полки буквально всё и уже год не выпускает, но после твоего последнего поста не выдержал и вписался в русскую версию 🙂
Спасибо, про я Oathsworn выдохнул. В русском чате Глума ещё https://www.kickstarter.com/projects/awakenrealms/etherfields-board-game/description часто всплывает
Рискнул и вложился, но только в базу, а то последняя практика показывает, что до допов дело часто не доходит. После успеха Грааля успокоился и воодушевился, авось, и Etherfields получится интересной 🙂