Home > Ark Nova > Пробуем Ark Nova

Пробуем Ark Nova

В общем, после просмотра видео по Ark Nova я так вдохновился, что, как только коробка до меня добралась, сразу же изучил правила и сыграл партию на двоих.

Ark Nova — это достаточно комплексное евро про развитие современных зоопарков. Тут вам придётся строить вольеры, заселять в них животных, привлекать спонсоров, сотрудничать с различными ассоциациями и поддерживать проекты по сохранению дикой природы.

Коробка большая и плоская, как частенько бывает у Feuerland Spiele. По-моему, у Gaia Project такая же. Титульная иллюстрация мне очень нравится – дикий животный мир на ладони. Красиво, ярко и довольно стильно.

Если говорить о компонентах, то ключевой из них — это толстенная колода зоопарка, в которой 212 карт. К идее использовать стоковые фото я отношусь нормально. Тем более, видно, что все изображения тщательно подбирали. Ничего не выбивается, всё гармонично. Другое дело, что символов на картах тьма, и тут, конечно, придётся попривыкнуть.

Я, честно говоря, поначалу часто путался и обращался к памятке. И это, учитывая дублирование иконок текстом, как в Покорении Марса. Но, на самом деле, ничего криминального тут нет, и одной партии вполне хватает, чтобы всё это безумие освоить.

Прочие компоненты не представляют из себя ничего особенного, но свою функцию выполняют. В целом, на столе всё выглядит симпатично, играть приятно.

Да, внутри нет двойных планшетов, кастомных деревяшек и прочих украшательств, но я как-нибудь переживу. Раньше ведь как-то обходились. А отдавать 100+ евро, за, простите за тавтологию, очередное “очень красивое” евро – нет уж, спасибо. Короче говоря, те 58 евриков (с доставкой 70), которые я отдал за Ark Nova, по наполнению и оформлению себя окупают сполна. Спойлер: по игровому процессу – тоже.

Так давайте к этому процессу и приступим. Подготовка тут довольно щадящая. Помогают в этом два простеньких органайзера под жетоны: в одном разложены все вольеры и спец-постройки, а в другом – монеты и прочее. Повозиться нужно лишь с колодой зоопарка, ибо мешать такую кучу карт в протекторах то ещё удовольствие.

В центре стола находится поле, на котором располагается рынок карт зоопарка и четыре трека: перерыв (по нему отслеживаются условные раунды), репутация, привлекательность и сохранение (ну, мол, природы). Чтобы победить, два последних нужно активно прокачивать, пока они не пересекутся. О подсчёте очков расскажу позже, он тут жутко хитрый.

Есть ещё небольшое вспомогательное поле ассоциации, куда можно посылать рабочих для получения всяких полезных жетончиков и выполнения определённых действий.

Ну, и, собственно, личное добро. Это планшет зоопарка, 4 рабочих, маркеры и самый главный инструмент – 5 карт действий. А, ещё всем на старте достаётся по 25 монет, 2 карточки целей и 8 карт зоопарка, половину из которых следует скинуть.

Механика выбора действий тут, на мой взгляд, очень крутая. Я такое не встречал, но вроде бы подобная уже была в Civilization: A New Dawn. Карты действий находятся в специальных слотах под планшетом игрока. Номер слота определяет силу данного действия. После же его выполнения карта идёт в начало, а те карточки, что были перед ней, сдвигаются вправо.

Что это даёт? Во-первых, планирование обретает дополнительный занятный слой. С таким подходом для оптимальной игры важен не только порядок действий, но и их сила. Во-вторых, такая механика вводит ограничение на повтор мощных действий, ведь карта слетает и её снова нужно двигать к пятёрке.

Но и это ещё не всё. Каждую карту можно улучшить, перевернув на фиолетовую сторону, там действия сильнее и интереснее. Причём, за партию появится возможность улучшить 3-4 карты из 5.

Кроме этого, силу действия можно дополнительно повышать одноразовыми жетончиками плюсов. Это особенно пригодится для фиолетовых сторон, где есть смыл делать силу больше пяти. Кстати, если игрок не хочет или не может сделать что-то путное, то он всегда может отправить в первый слот любую карту и взять жетон плюса.

Теперь о самих действиях. Самое отвлечённое – карты. И вы не поверите, но оно позволяет набирать в руку карты! Согласно указанной табличке. Например, играя сие действие с третьего слота, можно взять 2 штуки из колоды, но одну придётся скинуть. С пятого слота можно добрать уже 3 карты, либо просто взять одну любую открытую с рынка.

Фиолетовая же сторона не только улучшает пропорцию добора/сброса, но и даёт возможность брать карты с рынка согласно репутации игрока. В принципе, трек репутации и отвечает за то, с какими картами на рынке дозволено взаимодействовать.

Карты в колоде зоопарка бывают трёх типов: животные (жёлтые), спонсоры (синие) и проекты (зелёные). Играются они тоже по-разному, но об этом ниже.

А пока про break и кружку с двойкой, что тоже указаны на действии “карты”. Дело в том, что в игре нет как таковых раундов, но есть так называемые перерывы на кофе – этакие административные фазы, когда проверяется лимит карт на руках, обновляются рынки и выплачивается доход (согласно успеху на треке привлекательности и бонусам на планшете и картах). Так вот, break с цифрой указывает, на сколько делений нужно подвинуть деревянную кружку на треке перерыва. Как только она дойдёт до конца, начинаются проверки, обновление и выплаты. После чего маркер возвращается обратно на стартовое деление.

Далее – строительство. С помощью этого действия на планшете появляются вольеры и пару мелких построек. Есть стандартные вольеры размером от 1 до 5 гексов, загон для деревенских животных, плюс, имеется два специальных тайла: авиарий для птиц и жилище рептилий. Что касается мелких зданий, то это киоски и павильоны. Первые приносят дополнительный доход за прилегающие постройки, вторые дают мгновенный бонус в виде одного очка привлекательности.

Обычная синяя сторона действия позволяет построить что-то одно из стандартных тайлов, а сила (слот) определяет максимальный размер вольера. При этом, за каждый обустроенный гекс нужно заплатить 2 монеты. Ежели действие улучшить, то за раз можно выложить несколько построек, но они должные быть разными, а их суммарный размер не должен превышать силу действия (вот тут, например, плюсики и пригодятся). А, ещё только на фиолетовой стороне можно строить авиарий и дом для рептилий.

Планшеты под зоопарки усеяны разными бонусами (монетки, карты, плюсики и т.д.), которые получает игрок, как только накрывает соответствующие гексы. Надо отметить, что при строительстве есть пару ограничений: новый тайл всегда кладётся рядом с ранее выложенным; горы и водоёмы накрывать нельзя.

Итак, карт набрали, вольеров настроили, пора уже зоопарк облагораживать. Начнём с действия животные. И вы снова угадали – с помощью этой карты можно играть с руки животных! Интересно, что действие обретает смысл лишь со второго слота, а две зверушки можно выложить только на пятом. Фиолетовая сторона снова не только улучшает количественный показатель, но и позволяет играть карты непосредственно с рынка. Разумеется, если вам хватает репутации.

За животных придётся не только платить, им ещё вольеры подавай, причём, определённого размера. Заселение тут условное: никаких фишек и жетончиков выкладывать не надо – вы просто переворачиваете подходящий вольер на активную зелёную сторону. У многих животных есть ещё и другие требования: наличие в зоопарке товарища такого же вида, расположение вольера рядом с горами или водой, определённые уровень репутации и т.д.

Что касается наград при заселении, то зверьё — это основной источник очков привлекательности и символов-тэгов, знакомых всё по тому же Покорению Марса. Символы нужны для целей и проектов, выполнение которых принесёт очки на втором треке – треке сохранения.

Ещё некоторые животные обладают мгновенными свойствами, например: приносят немного монет, позволяют добрать карты из колоды или манипулировать с расположением карт действий.

Особняком стоит домашняя скотинка – её можно заселять лишь в загон для деревенских животных, отмечая каждую сыгранную карту кубиком. А вот птицам и рептилиям подходят как обычные вольеры, так и ранее упомянутые специальные (авиарий и дом рептилий), где они тоже помечаются кубиками. Ещё один занятный тематичный момент – при постройке, допустим, авиария, игрок может перенести в него всех имеющихся птиц, освободив тем самым обычные вольеры под других животных.

Второй тип карт в колоде зоопарка – спонсоры, и они играются с помощью действия (ни за что не догадаетесь) …спонсоры! Платить за них следует силой действия, то есть, никаких монет не требуется. Синяя сторона позволяет сыграть одну карту, а фиолетовая сразу несколько на сумму “слот+1” не только с руки, но и с рынка согласно репутации. Также у данного действия есть вторая опция – подвинуть маркер перерыва и взять монетки.

Спонсоры — это источник всевозможных уникальных абилок: мгновенных, постоянных, на дополнительный доход, на финальный подсчёт очков. Кроме этого, с помощью спонсоров в зоопарках появляются различные уникальные объект: фонтаны, детские площадки и т.п. Ну, и, разумеется, спонсоры снабжают игрока заветными символами, чаще всего научными.

И последнее действие – ассоциация, и связано оно с отдельным полем. Сила данного действия определяет, куда игрок может послать своего рабочего. Сперва доступен лишь один, но можно получить дополнительных.

На поле ассоциации можно качать репутацию; брать жетончики партнёрских зоопарков, дающие скидки при розыгрыше животных с указанного континента; обзавестись жетонами университета с научными символами, которые ещё и повышают лимит руки; и, наконец, выполнять заветные проекты.

Фиолетовая сторона позволяет послать сразу несколько рабочих, но на разные действия с суммарной стоимостью, равной силе. Плюс, она открывает доступ к пожертвованиям (обмен монеток на очки сохранения).

Немного о проектах. Это третий тип карт в колоде с целями-достижениями. Выполнив требование, игрок помечает его кубиком. Причём, кубик перемещается с левой части планшета зоопарка, открывая доступ к одному из бонусов.

Проекты являются основным источником очков сохранения. В начале партии рядом с полем ассоциации выкладывается несколько стандартных проектов, но по ходу дела к ним с руки можно добавлять новые. И все они тоже будут общими.

Обычно проекты связаны со сбором символов видов животных или континентов. Но есть и ряд специальных, например, выпуск животного в заповедник. В этом случае игрок сбрасывает карту животного, теряет очки привлекательности, но взамен получает очки сохранения.

Так мы, собственно, и подобрались к двум основным трекам. Как только маркеры одного из игроков окажутся рядом (в одной зоне) или пересекутся, то у всех остальных есть по ходу, после чего партия заканчивается. Перед подведением итогов игроки добавляют очки за карты тайных целей и за все карты спонсоров со свойствами на конец игры. Финальные же очки — это и есть разница между двумя маркерами. Если маркеры пересеклись, то очки будут положительными, если нет – отрицательными, и их даже не придётся считать.

И, пожалуй, помимо механики выбора действий, подобный подсчёт очков тоже можно назвать фишкой игры. Тебе нужно не только следить за соперниками и не отставать, но и в конце заполучить наибольший разрыв между двумя маркерами.

Конечно, я пока не готов ставить игре оценку, но, не буду лукавить, от партии был просто в восторге. Знаете это чувство, когда потом долго сидишь с таким довольным и в то же время возбуждённым лицом, прокручиваешь в голове партию, думаешь о том, как всё интересно работает, и что попробовать в следующий раз.

Да, по большом счёту, это пасьянс, и, если не считать контроль треков, то с соперниками ты пересекаешься только в борьбе за карты на рынке, за жетоны на поле ассоциации и за проекты. Да, в игре есть несколько странных агрессивных животных, эффекты которых позволяют забрать у соперника из руки карты, ослабить действие и т.д., но я считаю, что подобное тут ни к чему. Поэтому мы сразу играли с правилом от автора, когда на таких картах используется нижнее мирное свойство для соло-партий.

Короче говоря, игрушка преимущественно на копошение в своих зоопарках с постоянным перебиранием карточек. Но насколько же тут интересно копошиться!

Механика выбора действий — это постоянные дилеммы. Выложить одно животное сразу, либо подождать и позже сыграть сразу два? А если ждать, то, что и в каком порядке активировать? И будет ли это эффективно? А какое действие улучшать первым? А следующим? А ведь ещё нужно спланировать деньги, вольеры и прочие требования. И не проспать проекты. Кстати, в этом тоже помогает механика действий, ведь по расположению карт у соперников, ты видишь, на что они могут рассчитывать в ближайшее время.

Настройка движка с помощью спонсоров и символов, мини-комбы на бонусах с планшетов, треков – всего этого тут хватает сполна. Вообще, планирование комбинаций на получение бонусов – важный аспект, так как бонусы весомые, и они разбросаны не только по личному планшету, но и по всем трекам. На картах комбинации тоже плести можно, к примеру, во время розыгрыша двух животных плюшки от первого (допустим, монеты) можно использовать для покупки второго.

С реиграбельностью тоже всё в порядке: толстая колода зоопарка, случайные цели, планшеты для новичков, а ещё 8 продвинутых планшетов с иным расположением гор/воды, плюшек, другим набором бонусов в левой части, а также с неким уникальным свойством.

Я несколько раз сравнивал игру с Покорением Марса, и это неспроста. Ark Nova действительно напоминает более навороченный Марс, к которому добавили личные планшеты, классную механику выбора действий и два трека из Раджей Ганга. Можно ещё сравнить с Подводными Городами. Марс и Города мне нравятся, поэтому неудивительно, что с Ark Nova случилось точное попадание.

Если говорить о неоднозначных моментах, то, во-первых, пасьянсность процесса на любителя, а тут почти всю партию игроки склоняют головы над личными планшетами и картами. Во-вторых, повторюсь, в Ark Nova задействованы уже знакомые идеи из других игр, и где-то они изменены в лучшую сторону, а где-то просто усложнены. К примеру, доступ к картам на рынке через репутацию. Подозреваю, что не всем эта навороченность будет по душе, и многие будут сетовать на отсутствие свежих идей.

Ну, и не забываем проблему рандома в приходе карт, которые часто добираются вслепую. Ведь колода толстая, а различных типов карт много. Так что не стоит на старте оставлять дорогие или сразу строить дальновидные планы. Правильно плясать от того, что пришло, с оглядкой на выложенные проекты и рынок. Плюс, пытаться собрать полезные связки по ходу дела.

К сожалению, от Марса и Городов игре досталось и продолжительное время партии. На двоих у нас ушло около трёх часов. Но это с правилами. Так или иначе, думаю, что на часа два можно смело ориентироваться.

Многие сетовали на слабую проработку темы, но мне так не кажется. Строительство, заселение, спонсоры, проекты – всё реализовано хорошо и логично. Единственное, звери по своим свойствам выглядят довольно бледно, ведь свойства совсем простые и чаще всего никак не связаны с особенностью того или иного зверя или хотя бы вида. Требования у них и то более характерные. То есть, если вдруг кенгуру засунет себе в сумку бегемота, не удивляйтесь (можно подложить любую карту с руки за очки, – привет Крыльям).

Атмосферности однозначно добавляют планшеты, на которых у вас постепенно вырисовывается осязаемый зоопарк, отличающийся от владений других игроков.

Места игра занимает прилично, вдвоём еле уместились. И это несмотря на то, что карт за игру выкладывается не так много, как в Марсе. Длинное центральное поле, личные планшеты… а ещё нужно куда-то пристроить мелкое поле и два лотка с тайлами и жетонами.

Идея с двумя треками и их пересечением у многих обязательно вызовет диссонанс. Ты вроде всю партию что-то пыхтишь, планируешь, а в итоге всё решают цели и бонусы на конец игры, позволяющие увеличить расстояние между маркерами. Но, если посмотреть с другой стороны, то это, в принципе, обычные треки очков, которые тебе банально нужно качать быстрей остальных. Зачастую даже не придётся углубляться в подсчёты, ибо победит тот, кто столкнёт маркеры первым.

Изначально вся активность, в основном, на треке привлекательности, так как у всех появляется много зверей. Ну, и данный трек полезен тем, что отвечает за доход. А вот позже, определившись со стратегиями, и набрав необходимую базу из символов и прочих достижений, игроки уже приступают к выполнению проектов и собирают урожай труднодостижимых бонусов. И тут уже скачет маркер на зелёном треке сохранения. А скачет потому, что каждое очко сохранения приравнивается к 2-3 очкам привлекательности.

Как-то так. Старался покороче и без нюансов, но всё равно вышло полотно. Давно столько не писал, аж запыхался! Но зацепил этот заоопарк, что ж поделать. Обязательно в одном из следующих отчётов расскажу об итоговых впечатлениях. Пока же всё очень здорово. Уже договорился на следующую партию, прям не терпится снова сыграть.

  1. Wirgis
    January 11, 2022 at 01:34

    Monstr. Primerno vse kak ja i predstavlial. Spasibo ochen za takoi operativnij obzor, no v etot raz kak to vse eto mimo menia. Uzhe upominal chto v poslednee vremia vobshche vse eti monstri nekatiat.
    I v pravdu kakoi to gibrid marsa i civilizacii 😉

    • January 11, 2022 at 21:06

      Не за что! Ничего, может, через какое-то время опять к монстрам потянет. У меня вкус периодически меняется: то тянет в одно поиграть, то в другое. Ну, и от обстоятельств и компании зависит ).

  2. January 11, 2022 at 10:46

    Ну все, продал=) Жду на русском теперь. Оценку не ставил пока?

    • January 11, 2022 at 21:07

      Жаль, что наварятся Хоббики (или кто там локализует), а не я :Р.
      Оценку ещё рано. Но 8+ точно хочется поставить. Если, конечно, ничего не вылезет непредвиденного.

    • Юрий Владимирович Дорофеев
      January 13, 2022 at 08:24

      Мне тоже)

  3. Ирина
    January 11, 2022 at 12:09

    Вот время партии на данный момент на игре крест, а жаль😀 Спасибо за обзор.

    • January 11, 2022 at 21:09

      Ну, не угодишь!
      А какое время устраивает? 🙂

      • Ирина
        January 11, 2022 at 22:54

        Меньше двух часов на троих… Но игра очень интересует🙂

        • Anonymous
          January 14, 2022 at 10:58

          Я в последнее время тоже стараюсь выбирать игры, которые на 3-4 человека играются не больше двух часов.

        • January 17, 2022 at 23:10

          Мы, кстати, примерно за 2 часа уложились на троих во второй и третьей партиях. Значит, дальше ещё быстрее будет.

  4. January 11, 2022 at 14:30

    А если Марс мимо из-за растянутости, а Города в топе? :)) Время 3 часа и навороченность пугают, не с кем будет играть, хотя сразу игра привлекла темой и красивой коробкой.

    • January 11, 2022 at 21:15

      Мне кажется, Арк ближе к Городам. Драфта нет, поэтому темп ничем не сбивается. Плюс, нет смысла затягивать партию, как в Марсе. Тут даже нет производственных фаз, как в Городах, только “перерывы”, где, по большому счёту, просто скидываешь карты до лимита и получаешь доход. Видел, как народ уже во второй партии втроём уложился в 2:20. Я думаю, чуть меньше двух часов на двоих – с опытом реально. И на двоих прекрасно играется, я бы даже сказал, что это лучший состав. Обязательно попробуй, особенно, если нравятся Города. Арк точно не сложнее и, скорее, даже проще.

      • January 11, 2022 at 21:17

        Продано этой госпоже из Минска! 😝

        • January 11, 2022 at 21:21

          🤣

  5. Вольт
    January 12, 2022 at 16:06

    Спасибо за детальное первое впечатление, давно присматриваюсь к этой игре и жду от Вас статью. Надо брать.

    • January 13, 2022 at 10:31

      Пожалуйста! 🙂

  6. tms
    January 17, 2022 at 18:16

    спасибо, ждал обзора! Как то всё сложно показалось или это доклад обманчиво длинный? 🙂 Точно ли Ark Nova по проще Городов? Вот чего Я не люблю то много мелкой информации на столе за которой надо следить так как у меня со зрением не фонтан. Или когда крутится ряд карт на приобретение, часто надо поднимать, читать что там нового. Например у меня абсолютный хейт на Tapestry или какой там Anachrony. А вот Города другое дело, самое любимое евро за последние годы: ясный борд в центре, 3+ карты в руках и твой планшет перед носом. Марс тоже самое, ну там надо немножко следить что другие орудует, ну в принципе они говорят, не втихомолку строят. Как ты думаешь, стоит ли мне рискнуть с приобретением Ark Nova? 🙂 За ранние спасибо!

    • January 17, 2022 at 23:49

      Начну с того, что мы недавно сыграли ещё 2 партии на троих (потратили 4.5 часа на обе). Причём, подряд, так как друзьям очень понравилось. И уже договорились на следующую партию )). Поставил игре 9, но, может, будет и выше потом.

      Как и ожидалось, третий и четвёртый игроки тут особо не нужны, лучше всего дуэлька. Тебе, по большом счёту, наплевать, что остальные делают. Главное, следить за маркерами очков и проектами.

      Конечно, у меня простыня вышла, но правила несложные, проще Городов. Касаемо информации – не стоит переживать, думаю. На столе всегда открыто 6 карт, которые не скажу, что очень быстро сменяются. Чаще берутся карты просто из колоды. На планшете с жетонами всегда постоянный набор: 3 жетона университетов и 5 партнёрских зоопарков. Проектов всегда 3, но бывает, что игроки докладывают ещё, но там очень простые цели на всех. Поэтому, поглядывать нужно лишь на рынок, но обычно ты сразу фильтруешь, что выходит и понимаешь, нужно это тебе или нет. Что касается карт на руках, то лимит 3 (5 с одним из улучшений). Да, можно до “перерыва” иметь больше, но копить нет смысла, так как брейк может случится достаточно внезапно, и придётся сбрасывать хорошие карты. То есть, тут нет такого накопительства карт, как в Марсе, играешь тоже гораздо меньше.

      Я, конечно, советую рискнуть, так как сам под большим впечатлением, но можно ещё перед этим глянуть видео, где играет, например, JonGetsGames – там можно увидеть, что тебя ждёт в плане объёмов информации ).

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.