Home > Terraforming Mars: Ares Expedition > Пробуем Terraforming Mars: Ares Expedition

Пробуем Terraforming Mars: Ares Expedition

Берём Terraforming Mars добавляем туда механику выборa действий из Race for the Galaxy и получаем Ares Expedition!

Честно говоря, я заведомо не питал никаких надежд по поводу этой игры, просто было любопытно попробовать. Так вот, авторы решили особо не заморачиваться над идейным сиквелом и позаимствовали культовую механику из Race for the Galaxy: в начале раунда каждый игрок тайно выбирает одну из фаз, после чего все вскрываются, и выбранные фазы отыгрываются всеми в конкретном порядке. Плюс, “хозяева” фаз получают ещё и некий бонус.

В остальном, перед нами всё тот же Марс, только 200+ карт подогнаны под вышеописанную механику, а поляе заменено на небольшой планшетик для контроля знакомых параметров: рейтинга терраформирования, температуры, уровня кислорода и количества океанов.

Место размещения океанов не играет никакой роли, тайлы переворачиваются только ради случайной плюшки. Никаких городов и специальных локаций тоже нет, а леса представлены мелкими жетончиками, которые служат лишь напоминанием, что в конце за них полагается по 1 ПО.

Из удобного – требования температуры и кислорода теперь легко различаются по цветным секторам. Правда, сами деления на шкалах для кубиков-маркеров маловаты.

Из плюсов можно ещё отметить оформление, она стало более стилизованным. Но выигрышно оно смотрится разве что, в сравнении с обычным Марсом. Карты какие-то тёмные, и, в целом, всё довольно простенько.

Да, кубики ресурсов в этой версии изменились в лучшую сторону! Они всё такие же пластиковые, но как будто перламутровые и без бросающихся в глаза сколов.

Повторюсь, сам процесс — это солянка из двух игр. И остановиться стоит лишь на действиях, которые предлагают 5 фаз, представленных в игре.

В начале партии всем выдаётся по 8 карт проектов и 2 карточки корпораций с абилками и стартовым запасом мегакредитов. Непонравившиеся проекты можно скинуть, после чего добрать новые. Ну, и исходя из руки, следует оставить одну корпорацию.

В первом раунде фазы выбираются из 5 карт, а, начиная со второго, из 4, так как одну из ту же карту подряд выбирать нельзя. Итак, фазы по порядку, в котором они отыгрываются.

1. Развитие. Отвечает за розыгрыш зелёных карт, заточенных на производство. За карты по старинке нужно платить мегакредитами, соблюдая дополнительные требования по параметрам и меткам. Скидки за сталь и титан всё также работают, только эти ресурсы теперь не копятся, а просто указывают размер скидки. То есть, если маркер стали, например, на двойке, то это означает, что у игрока постоянная скидка в 4 кредита на карты с меткой стали (2х2).

Зелёные карты, в основном, двигают маркеры на личном планшете, повышая производство того или иного ресурса.

Да, стоит отметить ещё одно новшество – в любой момент можно сбрасывать сколь угодно карт с руки за 3 кредита.

2. Строительство. Аналогично первой фазе, только теперь можно разыгрывать синие и красные карты. Синие снабжают игрока действиями и полезными свойствами. По сути, на синих картах строится движок. Красные же — это знакомые события. Кстати, за всю партию я не заметил каких-то агрессивных эффектов, похоже, в этой версии от них полностью отказались.

Чуть не забыл про бонусы за выбор фазы. Если в первом случае давалась скидка в 3 кредита на розыгрыш зелёной карты, то тут можно либо добрать карту, либо сыграть ещё одну синюю или красную.

3. Действия. Даёт возможность активировать все синие свойства (со стрелками) по разу. Бонус – какую-то одну карту разрешается активировать повторно. Как и в случае с постоянными эффектами, действия во многом схожи со свойствами синих карт предшественницы. То какая-то скидочка, то альтернативный и более дешёвый способ поднять один из параметров.

Ещё важный момент: если на конец данной фазы у игрока скопилось достаточно тепла или растений, чтобы повысить температуру или уровень кислорода, то он обязан это делать.

Ну, и стандартные проекты тоже перекочевали, с их помощью можно повысить глобальные параметры за денежки.

4. Производство. Ресурсы полагаются теперь не каждый раунд, а только, как говорится, по расписанию. Как писал ранее, маркеры на производственных треках двигаются зелёными картами. Сумма получаемых мегакредитов всё так же определяется по формуле “уровень дохода + рейтинг терраформирования”. Бонус фазы – 4 халявных кредита (почему не 5?).

5. Исследование. Попросту добор карт. Берём 2 и оставляем себе одну. Если выбрали данную фазу, то добираем на 3 карты больше и прикарманиваем одну дополнительную.

Вот и все действия. Заканчивается партия, когда все три параметра дошли до упора.

Мне нравится большой Марс, хотя и не считаю его какой-то шедевральной или суперглубокой игрой. Но я люблю ковыряться с карточками, соперничать за цели и вкусные места на поле, наблюдать, как безжизненная планета постепенно заполняется лесами, городами, океанами. К сожалению, в Ares Expedition ничего этого нет. Более того, механика фаз тут работает не так хорошо, как в Race for the Galaxy. А всё потому, что значимость действий размыта.

Возня в своём уголке тут ещё более выражена, хотя, казалось бы, фазы должны были привнести взаимодействия. Но от него тут не осталось и следа. Другие игроки нужны только для того, чтобы ускорить процесс дополнительными фазами и оправдать внедрённую механику. Следовательно, для меня появился ещё один существенный минус – работать Ares начинает только от 3 игроков.

Возможно, если бы я не играл в Марс, то мне понравилось бы больше, но, вы же понимаете, что абстрагироваться от сравнения невозможно. Вот и получается, что для меня Ares по всем параметрам хуже. Даже время партии, не скажу, что ощутимо короче.

Причём, дело не только в отсутствии взаимодействия на поле и борьбы за достижения. Свойства карт тоже менее разнообразны и заточены, по большому счёту, на различные скидки, добор карт и т.п. Сделано это в угоду новой механике, дабы движки позволяли как-то обойти устоявшийся порядок фаз.

Играя, я поймал себя на мысли, что практически ничего не планирую. В обычном Марсе некоторые карточки прям придерживал, складывал в руке в определённом порядке, ждал нужные параметры. Тут же шлёпаешь, на что хватает денег, и всё. Требований ничтожно мало, а что там за выгода, особой роли не играет. Повезло, и карта отлично вписалась в движок – замечательно!

Отсутствие драфта ещё больше усугубляет ситуацию с приходом карт. Особенно это ощутимо на старте партии, когда важны карты на приток денег и скидки на розыгрыш карт. Вообще, слово “скидка” ключевое в игре. Скидки за сталь и титан, за метки, за свойства. Качаешь доход и скидки, и ты на коне.

По большому счёту, все свойства сводятся либо к скидкам или получению денег, либо к повышению параметров в обход стандартным проектам. Ну и разумеется, без накопительства условных растений и микробов тоже не обошлось. Никаких тебе интересных карт, атмосферных событий.

Как-то так. Наверное, Ares способен удивить тех, кто не играл в Марс, но для меня игра абсолютно выглядит вторичной и бледной. Всё вкусное вырезали, улетучилась та ламповая атмосфера, тот шарм. Возможно, есть некое преимущество в плане занимаемого места или длительности из-за меньшего даунтайма и отсутствия драфта, но опять же, я не почувствовал, что партия была особо короче. Карт тоже выкладывается достаточно много.

Оценку по одной партии ставить как-то глупо, но впечатления, как говорится, meh. От партии только два положительных момента: удовлетворил любопытство и захотелось разложить обычный Марс.

  1. Сергей
    February 14, 2022 at 06:54

    Спасибо за обзор! Я хоть успокоился, что прозевал предзаказ 🙂

  2. Павел Мороз
    February 14, 2022 at 12:42

    Вот интересно, если в ТМ не играл, Арес зайдёт?

    • February 14, 2022 at 13:50

      Абсолютно может зайти. Игра-то хорошая. Друг как раз не играл, и ему очень понравилось.

  3. Shrike
    February 14, 2022 at 13:45

    Сложно эту игру рассматривать без ее старшего брата.
    Если говорить об Ares, как о самостоятельной игре, то, на мой взгляд, в ней много нюансов и моментов, понятных лишь людям, игравшим в Terraforming Mars. И это привносит в игру больше абстрактности и создает состояние: “А что я здесь делаю?”.
    Ну и согласен, что по пути к упрощению, Ares растерял часть контента и всю атмосферность.
    Увы, второй Jaws of the lion не вышло, и получилась проходная игра.
    За обзор спасибо.

    • February 14, 2022 at 13:57

      Ну вот да. В Jaws тоже упростили и порезали, но взамен дали новых героев, врагов, миссии. Поэтому было интересно. А тут взамен ничего не дали. Ну, во всяком случае, механика из RftG не дала прям каких-то новых ощущений. В RftG и Ролле фазы интересней.

  4. KittenLS
    February 14, 2022 at 23:32

    Я в самом начале посмотрел что сделали, так и не стал брать. А потом ещё посмотрел как играется ну и так как я чаще всего играю на двоих и редко на троих, то смысла не увидел брать. Как будто там всего мало осталось. А Марс да хороший мы уже под 150 партий наиграли и то продолжаем иногда раскладывать.

    • February 15, 2022 at 10:12

      Вроде есть несколько вариантов для игры вдвоём на бгг, но, это уже костыли)). 150 – круть, допы используете? По мне, пролог и доп поля самое ценное, остальное даже пробовать пока не тянет(.

  5. February 15, 2022 at 12:04

    Немножко обидно читать вывод, но что поделаешь. Я на автомате в предзаказ вписался, потому что не верил, что может быть сильно плохо. Ожидал упрощенный Марс, но все-таки интересный. Теперь деваться уже некуда – буду ждать свою коробку=)

    • February 15, 2022 at 12:08

      Да ладно, может, тебе зайдёт. Дело не в том, что плохо, просто убрали все самое интересное, но это сугубо имхо. Многим механика фаз зашла, да и короче партии, хоть и не намного. Но, если преимущественно вдвоём играешь, то придется хоумрулить.

      • February 15, 2022 at 12:57

        Вполне может быть. Я пока еще не сильно расстраиваюсь, все-таки у каждого свои вкусы. Вдвоем играем реже, чем втроем. Три – основной вариант.

        • February 15, 2022 at 14:46

          Тода отлично, на троих идеально работает.

  6. Дмитрий Калинин
    February 15, 2022 at 14:48

    Спасибо, за обзор.
    Предзаказ пропускал, не видел смысла в этой игре для себя, полностью устраивает оригинальный Марс. Но вот кубики ресурсов тут офигенные, жаль в большом брате не такие

  7. MistyTotem
    February 15, 2022 at 23:42

    А я всё-таки себе возьму.
    В большой Марс не играл, да и не тянет: время партии и отвратительное оформление отталкивают. А вот эта версия самое-то, т.к. смогу играть в некое подобие Рейса, но для людей, которым нравится Безумный мир (вот такое внезапное сранение).

  8. Knoppix
    February 16, 2022 at 07:57

    То есть Race For The Galaxy все еще недостижим?

    • February 16, 2022 at 13:05

      Вот мне интересно мнение поклонников игры. Но я не думаю, что цель была “перебить” Борьбу. Скорей сделать упрощённую версию Марса, но с проверенной механикой выбора действий.

      • Knoppix
        February 16, 2022 at 13:52

        У Race есть прямо приятный момент, это время партии, если в карточном Марсе все по факту тоже самое, но со временем партии близким к большому Марсу, то даже не знаю. Но сыграть при возможности попробую, механика выбора действий мне нравится.

        • February 16, 2022 at 14:52

          Дааа, тут явно дольше получится. Хоть и указано на BGG время до часа, мы часа два играли вчетвером. Т.е. игра явно не на полчаса).

  9. March 17, 2022 at 12:27

    Как наигравший много и в RftG, и в Terraforming Mars (хм, интересно что последний месяц опять начали много играть в обе настолки), одним глазом послеживал за проектом и продолжаю это делать. Казалось и кажется, что Ares Expedition должна быть чем-то очень классным: из RftG крутые фазы, из Марса вот это вот всё… остальное. Смесь, кажется, должна быть убойной. Чёт расстроил ты меня. Думал, что ещё что-то дельное появится, а оно вон как. Посмотреть всё равно стоит, конечно, но ожидания ты, так сказать, понизил резко.

    • April 26, 2022 at 11:18

      Мдя. Сыграл. Впечатления один в один, как в статье. На Тесере оставил коммент в карточке игры более развёрнуто, но в целом – это урезанный Марс, из которого удалили ламповость. Но, если не обращать внимания на прародительницу, то вполне себе хорошая игра. Но зачем в неё играть любителям оригинального Марса неясно.

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.