Всячина. Выпуск 100: блиц – конец 2023 года

Юбилейный сотый отчёт! Кратко о Terra Nova, Flamecraft, Verdant, Terraforming Mars: The Dice Game, World Wonders и т.д.

Forest Shuffle. После нескольких партий всё-таки решил продать. Просто уже, как говорится, не мог развидеть самые мощные и эффективные комбо на оленях и волках. Да, можно посмотреть на это с другой стороны – мол, нужно бороться за конкретные карты, контр-драфтить, но дело в том, что много карточек приходит случайно с верха колоды, и тут уже ничего не поделаешь.

Поинтересовался на BGG, и там народ разделился на два лагеря: те, кто спокойно играет в семейном кругу, забив на проблему (или сократив количество оленей/волков); и другие – кто, как и я, расстроен наличием подобного дисбаланса.

Судите сами – соперники пыхтят и стараются, дабы набрать 150-200 ПО, а тот, кому посчастливилось дотянуть вышеупомянутых зверушек, с лёгкостью улетает за 300 и даже 400 ПО.

Да, ещё игрушка занимает ну очень много места на столе. Хотя, с этим можно ужиться, а вот с раннее упомянутой претензией, увы, не получилось. Снизил оценку до 6.5/10.

Terra Nova. Урезанная и, я бы даже сказал, семейная версия Терра Мистики. Убрали треки, сократили число раундов до 5, из валюты оставили лишь монеты. Благо, фирменную циркуляцию силы не тронули.

На семейность же указывают не только упрощённые правила, но и “сказочные” фракции, всякие там феи, котики и т.п. Рисовка милая, а планшеты (к слову, как и прочие компоненты) большие и яркие.

Попробовать было любопытно и, честно говоря, играл не без удовольствия. Тут и партии быстрые (на двоих ~ 1 час), и кризисность имеется (монеты уходят очень быстро), и фракции немного отличаются.

Но, понятное дело, для опытного игрока такая версия никогда не заменит ни обычную Терру, ни Гайу, ни Age of Innovation. Но, как мостик к более сложным итерациям, вполне, 7.5/10.

Lost Ruins of Arnak: The Missing Expedition. Я не соло-игрок, поэтому тот факт, что в данном дополнении упор делается на соло-кампанию (или кооп режим на двоих), меня не особо радовал. Но, в целом, ознакомившись с наполнением коробки, не сильно расстроился.

Помимо кампании вы получаете довольно много нового контента практически к каждой категории: предметы, артефакты, идолы, помощники, тайлы местности, ещё одно двустороннее поле с треком храма.

Ну, и, конечно, два новых лидера. Вообще, если б лидеров было не 2, а хотя бы 4, то сомнений вообще бы не было. А так, мало того, что их не густо, да ещё один какой-то сомнительный. За 3 партии так и не раскусил журналиста, которому ради бонусов нужно тратить очки транспорта. Когда как механик получает плюшки за почти халявные прокрутки шестерёнки и имеет третьего помощника обезьяну.

Что касается кампании, то осилил лишь 4 партии, в которых тестировал новых персонажей. Как только с ними разобрался, то мотивация как-то улетучилась. Но стоит отдать должное авторам, для любителей соло в евро – дополнение прям находка: история, спец-правила и компоненты для каждого сценария, блокнотик с прогрессом, где можно зарабатывать новые карты.

Меня же интересует просто новый контент, а за него поставлю 7.5/10. Пока в базовую коробку всё влезает, но уже совсем впритык.

Flamecraft. Якобы семейная и даже детская игра на размещение рабочих с милейшим артом и кастомными фигурками дракончиков. Сыграли с семилетним сыном… и, вот хоть убейте, не понимаю целевую аудиторию. Для детишек и даже обычных игроков принцип активации локаций уж очень мудрёный. Я всю партию водил пальцем по памятке, чтобы не сбиться.

Смотрите: в свой ход при перемещении дракона вы 1) получаете ворох ресурсов с локации и выложенных на ней карточек; 2) потом можете поселить карту дракона с руки и взять накрытый бонус слота; 3) далее разрешается использовать эффект одного из драконов ; 4) и, наконец, можно активировать свойство локации (магазина).

Разумеется, у ребёнка от этих опций в голове была каша, и он просто прыгал по магазинам и брал ресурсы под цели. А после первой и пока единственной партии сказал, что “захочет играть в это, когда ему будет 10”. Для меня же сей процесс ощущался неимоверно однообразным и монотонным. И ещё эта возня с открытием новых магазинов… об этом постоянно забываешь.

Вот даже не знаю, что более или менее понравилось в игре кроме оформления… наверное, толком ничего. Тут именно тот случай, когда упрощение пошло бы только на пользу, 6/10.

Verdant. Нечто среднее между Калико и Каскадией от тех же авторов. Рынок состоит уже из трёх элементов: комнат, растений и жетонов, а вместо выкладывания гексов теперь заполнение персональной зоны 3х5 карт.

Рандом рынка немного правится жетончиками лайков (аналог шишек в Каскадии), а очки зарабатываются на эффективном размещении комнат, жетонов и накоплении фишек зелени на растениях.

В свой ход игрок обязан взять с рынка жетон и одну из карт из той же колонки, после чего на оставшуюся карту кладётся лайк.

Квадратные жетоны бывают двух типов: предметы, с помощью которых можно усилить очковый бонус комнаты (за соседние цветы такого же цвета/типа); и одноразовые инструменты, позволяющие накидывать фишки зелени на растения.

В продвинутом режиме добавляются ещё и общие цели. А, вообще, борьба тут идёт не только за карты и жетоны, но и за горшки. Они кладутся на полностью выращенные цветы и имеют разную ценность, отчего копить зелень желательно быстрее.

По итогу приятная головоломка с красивыми иллюстрациями. Под конец, конечно, возникают жёсткие рамки, когда вам толком ничего не подходит (этим очень раздражала Калико), но подобное случается лишь в концовке.

Также чувствуется “вайб” Каскадии из-за драфта и построения эффективных связей, но Каскадия мне нравится однозначно больше за счёт своей вариативности и элегантности. Verdant же неплоха, особенно, когда удаётся взять её за 18 евро на немецком Амазоне, 7/10.

Terraforming Mars: The Dice Game. Очередной Марс. С таким же убогим оформлением, но теперь на кубиках. Процесс схож: играем карты, поднимаем параметры, соревнуемся за цели.

В свой ход у тебя есть одно вспомогательное действие и одно основное. За вспомогательное можно взять и бросить любой кубик; потратить любой кубик, чтобы перевернуть другой на нужную грань; или же добрать 2 карты из колоды проектов.

Что касается основных действий, то это: розыгрыш карт, активация карт, повышение уже знакомых параметров, выкладывание леса/городов или просто получение 2 ПО. Всё это осуществляется за сброс кубиков с определёнными символами.

Как получить побольше кубов? Вместо действий можно потратить ход на производство, получив и бросив кубы, указанные на стартовой карте компании и на выложенных производственных проектах. Разумеется, приток кубов может быть и пассивным за счёт свойств карточек, плюс, кубики можно получить, выкладывая жетоны на компактное поле.

Партии проходит бодро, кастомные кубы приятно разбавляют уже поднадоевший стоковый арт и стрёмный дизайн карточек и прочего. Комбинаторика имеется, да и интересно бороться с рандомом, чтобы сыграть что-то путное.

Единственное, что меня выбесило – цели. Чаще всего цели выходят на кубики, карты или символы определённого типа. А так как все карты тянутся из колоды случайно, то нередко цели забирает тот, кому больше повезло при доборе. Иногда кто-то может заскорить все 3 цели, и повлиять на это ты никак не можешь.

Второй странный момент – начисление очков за цели при равенстве. Обычно складываются оба места и очки делятся, а тут всем достаётся наивысшее значение, в второму месту ничего.

В общем, непонятки с целями могут спокойно стоить вам партии, и вот это обидно. А так довольно неплохо, всяко лучше, чем невнятная карточная версия, 7/10.

World Wonders. Снова игрушка на выкладывание полиминошек, но с крутыми кастомными фигурками монументов.

По правилам суперпростая, все основные аспекты умещаются на двух мелких памятках. Каждый раунд у вас 7 монет, которые тратятся на здания разного цвета/формы, дороги, башни и, наконец, монументы.

Фишка в том, что если у зданий, дорог и башен есть конкретная цена, то, чтобы пристроить один из 3 доступных на рынке монументов, придётся расстаться со всеми денежками и тем самым выбыть из раунда.

Другими словами, можно закупиться несколькими постройками и всего за 1-2 монеты разжиться заветным монументом или же под страхом конкуренции (если другой игрок тоже близок к выполнению условий) чуть ли не первым ходом купить монумент за крупную сумму.

Второй отличительный момент: жёсткие требования к постройке каждого элемента. Дороги только к дорогам, здания – к дорогам или к тайлам своего цвета, и т.п. У монументов, вообще, два вида требований: по местности и по типам соседних построек. Посему голову поломать придётся, что в данном случае плюс, так как костяк правил предельно лаконичен.

К слову, монументы не панацея. За них даётся 1 (редко 2) ПО, и такие же очки можно набрать за полностью обложенные тайлы зданий и за продвижение по трекам ресурсов (они двигаются при постройке зданий). Тут, кстати, скорится наименее успешный трек, поэтому желательно следить за символами на постройках и качать треки более или менее равномерно.

Я люблю игры на выкладывание тайлов, и World Wonders не разочаровала. На столе полученные ландшафты выглядят круто. Да, механически ничего особенно, но благодаря конкуренции и условиям застройки, игрушка приятно нагружает мозг. Конечно, тут есть проблема с рандомом, когда кому-то больше везёт с вышедшими монументами, но, повторюсь, монументы – это всего лишь один из способов заработка ПО, причём, он не выгоднее других, а просто внешне более привлекателен.

А, ну и стоимость коробки для подобного не слишком тяжеловесного процесса ощущается завышенной, но причина, в принципе, ясна – деревянные разукрашенные и склеенные из нескольких частей миниатюрки монументов. Жду дополнение, в котором будут новые фигурки и дополнительный режим игры, 7.5/10.

  1. January 8, 2024 at 17:59

    одни евро…

    • January 8, 2024 at 18:01

      Oathsworn лежит ждёт своего часа )

  2. tms
    January 8, 2024 at 18:40

    Мой впечатления по этим играм почти такие же, только Forest Shuffle и доп к Арнак пропустил. Терранова наверное больше понравилась, по моему это идеальная лайт версия какую только возможно придумать: дважды быстрее, о ощущения те же, 5 наигранных партии показали высокий баланс, ни то что Age of Innovation где приходится банить факцию. Марс не блестящий, но луче сыграл бы 3 партий в дайс чем одну полную. Всё таки жду когда попробуешь Apiary. Мне очень понравился, но есть один недостаток, не буду говорить какой. Будет очень интересно прочитать твои впечатления. В Apiary буду играть дальше, может мнение изменится. К стати ещё интересное Pirates of Maracaibo. Мне понравилась даже больше чем оригинал.

    • January 9, 2024 at 09:02

      Буду искать, где попробовать Apiary и Пиратов. Я и в Maracaibo не играл. Марс, эх, даже подумываю продавать свой фул комплект, всегда выбор падает на другие игры из-за того, что Марс очень долгий, а процесс не тянет на такую продолжительность. Поэтому кубиковый вполне себе)).

  3. Александр Киселев
    January 8, 2024 at 20:34

    Целый год Терра Мистика пылится, не собирается компания. Может подскажете хоумрулы для игры вдвоем? И вообще стоит ли?

    • January 9, 2024 at 08:59

      На двоих стоит однозначно поиграть, так проще и спокойнее будет все понять и прочувствовать. Мы так играли, и было вроде сносно. Хоумрулы не посоветую, не использовал, а потом поменял на Гайу, где поле масштабируется.

    • blorm
      January 11, 2024 at 11:50

      На двоих лучше закрыть часть правой половины поля, которая не будет участвовать в игре. На БГГ можно найти и распечатать спец. накладку.

  4. January 9, 2024 at 12:06

    От Фореста меня все активно отговаривают. Вообще, судя по твоему отзыву, очень странно, что волки и олени не вылезли во время тестов. Это же очевидный дисбаланс! Я готов простить муторный подсчет очков, но когда есть очевидные комбы, которых никак нельзя победить, если они вылазят, то это плохая игра. Чувствую, уже срочно пилят доп.
    Вердант буду брать, давно жду. Вроде скоро должна поступить у нас в продаже.
    Кубиковый Марс решил не брать. Мне как-то карточного хватило. Я еще с какой-то дури скупил допы к карточному, которых даже не распечатывал.
    Ворлд Вандерс – тоже пропускаю. Согласен, что игра с такой сложностью должна стоить дешевле, а эти все прекрасные башенки и пирамидки не стоят того, имхо. Вроде на БГА то ли есть, то ли будет, там и попробую

    • January 10, 2024 at 10:17

      Если честно, если б Форест был и механически поинтересней, то можно этих оленей убрать некоторое число, но впечатления на уровне обычного филлера на сбор сетов по итогу. Как, например, Canopy ).

  5. January 9, 2024 at 15:38

    В Арнак муж меня выиграл журналистом. Там как-то надо искать пути получать символы путешествия не с карт, а с бонусов. У него была какая-то карта, которая идеально подходила под эти цели.
    Хорошо, что сыграл в Verdant 🙂

    • January 10, 2024 at 10:20

      Будем пытаться реабилитировать журналюгу. В целом, хорошо, когда есть персонажи посложнее.
      Про вердант у тебя начитался ).

  6. tms
    January 11, 2024 at 13:20

    Вчера сыграли в World Wonders впятером с продвинутыми картами целей. Партия заняла 2,5 часа, но все остались очень довольные: интеракция и конкуренция за тайлы на высшем уровне, каждый ход, каждое решение имеет большую важность. Мне атмосфера игры чем тo даже напомнила Dune: Imperium 🙂 Интересно что монументы закончились аж на 6ом или 7ом раунде и потом началась сплошная, жесткая и не менее интересная борьба за тайлы, дороги и т.д. Даже не нужно говорит что карты целей абсолютно must. В BGG поставил “the best” для 5 игроков. Понятно что голосующие для евро ставят “not recommended” даже не разу не попробовав.

    • January 11, 2024 at 13:25

      Класс! Рад, что понравилось. Играю преимущественно вдвоём, но, конечно, интересней на 3+. А на 4 и 5 ещё и новые формы зданий появляются. Нужно как-то захоумрулить, чтобы и в дуэли их добавлять, например, чередовать как-то). Не понравилось, что на 4 монументы тоже раньше времени закончились, но с дополнением такой проблемы не будет.

      • tms
        January 11, 2024 at 13:53

        Окончание монументов для меня как раз интересный поворот. Можешь полнастю сконцентрироваться на мaхимизацию очков и конкуренцию целей. Наверное не выдам большую тайну что монументы как раз этому мешает 😉 Надо признать что выявляется одна стратегия, очень надеюсь дополнение это исправит повысив вес монументов и больших тайлов.

        • January 11, 2024 at 17:13

          Стратегия окружать мелкие здания?)

        • tms
          January 11, 2024 at 20:18

          Да, если один втихомолочку пользуешься такой стратегией. Но если другие налягут, то маленьких тайлов не станет за один круг. Для монументов в BGG предлагают +1 или соответственно числу условий, что кажется вполне разумно. Надо будет попробовать в следующий раз. Уже вижу как потечет кровь из за монументов 😀

  7. Alex
    January 15, 2024 at 20:53

    Здравствуйте, вопрос не по теме, можно ли менять количество участников в Pandemic Legacy от партии к партии? В частности в Season 0.

    • January 16, 2024 at 09:09

      Насколько помню, менять количество игроков можно. Другое дело, что будет сложнее всем уследить за новыми правилами, историей и т.п.)

      • Alex
        January 18, 2024 at 21:20

        спасибо

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.