Как мы Blood Rage распробовали
Небольшой хвалебный отзыв о Blood Rage, которая вопреки некоторым предубеждениям (автор порой выдаёт не самые удачные игры, да и издатель часто выпускает просто наборы фигурок, забывая приложить к ним правила), очень даже пришлась ко двору.
Вообще, в нашей коллекции уже наблюдается некий перебор с подобными настолками – я имею в виду популярный ныне формат “dudes on the map”, когда игроки, оперируя фигурками отрядов, сражаются за ресурсы и контроль территорий. Kemet, Inis, Nexus Ops, Blood Rage – всё это одного поля ягоды. Конечно, каждая со своей тематикой и изюминкой, но ощущения от процесса схожие.
Я далеко не поклонник Эрика Лэнга, поэтому в своё время кампанию на Кикстартере, посвящённую Blood Rage (далее просто BR), пропустил мимо ушей. Но позже, читая положительные отзывы и наблюдая, как игрушка настырно ползёт вверху по рейтингу, стал раздумывать над её покупкой. Конец же моим душевным терзаниям пришёл быстро – в прошлом году друзья великодушно и довольно неожиданно преподнесли мне заветную коробку на день рождения (да, коробка долго собирала пыль, ох уж этот культ новья!).
Выглядит игра шикарно. Миниатюры отменные, “кульки” действительно не теряют хватку и выпускают качественный и радующий глаз продукт. Мне даже показалось, что они с каждым разом немного прибавляют в детализации.
Процесс затянул с первой партии: динамика, блеф, хитрые связки карт. Механически тоже всё здорово: драфт, тайные цели, прокачка параметров клана, оплата действий заработанной яростью, простая и эффективная боёвка.
Но больше всего мне понравилось, как по ходу партии твой планшет обрастает уникальными улучшениями. На мой взгляд, в подобных играх это очень правильный подход, и он гораздо лучше влияет на реиграбельность, чем просто разные статичные стартовые способности (конечно, если их не несколько десятков, как, например, в Терра Мистике). В этом плане BR сильно напоминает любимый мною Кемет: тоже есть существа, которых можно переманивать на свою сторону; схожий принцип боя, где сравнивается сила юнитов и докидывается боевая карта; только вот вместо внушительного рынка тайлов силы в BR используются карты улучшений.
Кстати, для меня было немного непривычно при драфте видеть такие разные по своему предназначению типы карт. Апгрейды для отрядов, боевые бонусы, квесты – всё это в одной стопке, и всё это очень полезные и нужные карты. Но выбор от этого становится только интереснее и сложнее.
Отмечу несколько нюансов в правилах, также подбрасывающих масла в огонь при принятии решений. Это и необходимость повышать параметры клана, чтобы выполнять больше действий, выставлять больше отрядов и получать больше славы за победу в сражениях; и лимит на количество воинов в области (свободных мест или деревень), который заставляет пристально следить за соперниками и действовать быстро; и мгновенное завершение эпохи при разграблении всех областей, из-за чего сильная и богатая на ярость армия может банально не успеть воплотить в жизнь задуманное.
Для такой стремительной игры, построенной на драфте и посвящённой заварушке суровых скандинавских мужиков, тут достаточно много вариантов, как заработать очки (славу), причём, как агрессивных, так и мирных. Как правильно заметил кто-то на BGG, BR – это евро с привкусом крови. Можно стараться прокачивать до максимума параметры клана, выполнять квесты на контроль конкретных областей, побеждать в сражениях, достойно помирать при Рагнарёке, а также умело пользоваться спец-картами, приносящими славу при определённых условиях.
Конечно, тут не следует ожидать какого-то глубокого погружения в атмосферу эпичной саги. Красивые миниатюры с лёгкостью заменяются кубиками/жетонами, а тема викингов – на унылое средневековье (в принципе, именно по причине этих самых миниатюр цена у игры столь высока, ведь остальных компонентов в игре кот наплакал). Но надо отдать автору должное, налёт скандинавских мифов чувствуется. И не просто чувствуется, а снова добавляет порцию интересных решений. Я имею в виду Рагнарёк, который происходит в конце каждой эпохи и стирает с лица земли одну из территорий, делая поле ещё более тесным. И героическую смерть с попаданием в Вальгаллу, на которой можно заработать кучу очков. И эпичные схватки за Иггдрасиль – центральную область с вкуснейшей наградой.
BR однозначно не стоит воспринимать, как серьёзную стратегию. В игре очень много сильных карт, которые в комбинации с другими становятся неприлично сильными (пресловутая стратегия Локи, хотя меня больше бесит уловка с уничтожением кораблей). Кому-то может банально повезти на раздаче, и судьба партии будет практически решена, особенно, если остальные выберут ковыряние в носу, а не попытки законтрить лидера. Ну и вообще, нужно помнить про специфику драфта, ведь зачастую он не про “набери плюшек себе”, а, наоборот, “не дай нужную плюшку соседу”. Но, знаете, даже приход крутых комбинаций сопернику ничуть не расстраивает, партии-то короткие. Да и из-за того, что львиная доля очков прибавляется лишь при финальном подсчёте, интрига сохраняется до конца.
В общем, для меня BR хороша всем (ещё б в дуэльном варианте игралась, как на 3-4). Каждая партия – это новые комбинации, азарт, блеф и нервный выбор. Добавим к этому минимальный даунтайм и получаем идеального кандидата на то, чтобы с весельем и задействованием мозга провести час-полтора. Да, учитывая море агрессии, игрушка не для слабонервных и обидчивых, но она стоит того. 8/10. Хочу теперь все дополнения и сподобиться покрасить всё это добро.
“В игре очень много сильных карт, которые в комбинации с другими становятся неприлично сильными”
но никто не кричит про дисбаланс, как про Cry Havoc
Да вроде никто особо не кричит. На Тесере пара человек высказалось, на BGG тоже не очень много жалоб. Многие, наоборот, очень довольны игрой. Я же просто высказал своё мнение, почему лично мне неинтересно за неё садиться.
Если сравнить, то в Cry Havoc изначально известна сильная сторона, которой просто нужно делать то, что написано на картах навыков и зданиях. Остальным же приходится играть не в своё удовольствие, а в какой-то полукооп. Плюс, люди могут в первых раундах сделать по очкам такой задел, что никто их уже не догонит.
В BR все начинают в одинаковых условиях. Карты усиливаются с каждой эпохой, и сильных комбинаций несколько. Во-первых, чтобы быть на коне, их сперва нужно собрать (а опытные игроки вряд ли дадут это сделать), да и, чтобы реализовать задуманное, нужно приложить некие усилия. Во-вторых, усиление карт с каждой эпохой сделано для того, чтобы тот, кто отстал вначале, тоже имел шансы на победу, удивив других (повторюсь, игра немного другого плана, больше на фан, блеф, гадости другим и т.п.). Победитель же почти всегда определяется в самом конце при подсчёте, т.к. обычно первые две эпохи – это инвестиции в показатели клана и улучшения.
ну вы детально разобрали недостатки Сry havoc, например, назвали пилигримов скучными. Хотя даже не упомянули, что они единственные изначально имеют карты, которые позволяют добирать карты на руку, что позволяет им прокручивать чуть ли не всю колоду за раунд. А их способность генерить кристаллы и получить очки за кристаллы в пулле, может оказаться даже сильнее способностей “убер сильных” людей.
Думаю вопрос баланса – это очень тонка материя. Особенно если вы сыграли только три раза 😉
В том-то и дело, что пилигримам нет смысла ничего другого делать, кроме как генерить кристаллы, окопавшись в паре локаций. Разве это не скучно? 🙂
Тут сам принцип мне не нравится (как и в Поселенцах), что особенности фракций диктуют, как играть, нет альтернативных вариантов развития. Поэтому мне и понравились Роботы, там всё неоднозначно. Ну и это лишь моё ИМХО и дело вкуса 🙂
в Терра Мистике тоже особенности фракции диктуют, но игра то на 4 месте на БГГ)))
ну вы правы на счет пилигримов, что стратегия по сути одна. но тут есть нюанс – зная, что пилигримы могут окопаться и нагенерить кучу очков, другие фракции могут им очень серьезно помешать. тогда перед пилигримами встает вопрос, как реализовать свою стратегию, в условиях жестокой борьбы за территории, как защитить свои територии с строениями и т.п. Плюс я думаю за счет карт тактики их можно сделать более мобильными и банально давить массой тех же медлительных машин))
Люблю её, только почти каждый раз играю плохо! 🙂 А про количество dudes on the map ты прав, поэтому продала Кемет и Нексус, оставшись с любимой Яростью и Кикладами. И Иниш жду.
Твои отчёты отчасти и склонили к покупке 🙂
Хех, мне тоже придётся прошерстить шкаф перед Эссеном и избавиться от парочки из этого сегмента ;(
Приятно! 😊
Да, игра хорошая. Наверное, единственное, что не очень нравится, это что можно класть два одинаковых квеста.
А зачем усложнять правила, всё просто и брутально :Р
А что думаете про Rising Sun? Будет ли он BR 2.0 или это совсем другая игра и нужно оценивать после выхода?
Если бы были лишние деньги и не так много подобных “войнушек”, то вписался бы только из-за плюшек и минек :Р
По беглом просмотре игрового процесса игрушка показалась иной, чем BR.
Механика выбора действий “для всех” понравилась. Единственное, я не люблю игры с переговорами и возможностью заключать альянсы.
Читаю такие обзоры, слышу высказывания уважаемых людей и понимаю, что видимо, не зря вложился. Ждём-с выхода локализации.
Особенно тревожит судьба Runewars, которая с допом наконец-то стала звездой нашей большой area-control компании. Как бы не началась жесткая конкуренция двух этих коробок, вот чего опасаюсь.
На мой взгляд, эти игры будут отлично дополнять друг друга. Если Runewars – это основное блюдо, а BR – так, семечки для затравочки. По времени и специфике (больше фана и хаоса) для вас это будет почти патигейм 🙂
Такое впечатление, что не так уж и много зон для выставления фигурок.
Так и есть, очень тесно в локациях – кто успел, того и тапки. Но есть хитрое правило, что при сражении все по очереди могут пригнать фигурки с соседних территорий (но тоже, если есть свободные места). Поэтому иногда разграбление объявляется чуть ли не в пустой области. Короче, все хитрят и пытаются как-то побыстрей и позиционно выгодно выставить фигурки.
У меня вопрос с кем можно сыграть в Риге в Blood Rage? Хотелось бы попробовать самому такое 🙂
Привет!
Можно попробовать на игротеках в Brain Games, там последнее время часто в BR играли.
Ближайшая 28.04. Следить за анонсами игротек и договариваться, во что поиграть, можно на форуме.
Спасибо, и еще в Риге играют в Legends of Andor? Тоже опробовать хотелось бы…
А играют в самом магазине или есть отдельное помещение?
В самом магазине. Есть ещё вне магазина игротеки, но они не регулярные.
Про Андор не скажу точно, много, во что играют. Надо смотреть анонсы, спрашивать, предлагать 🙂
И где ещё переодично играют в настолки кроме Brain Games?
У меня на страничке “Клубы” указано. Там в комментариях тоже есть полезные ссылки.
Посиделки для любителей настольных игр от «IMama» (информация о встречах публикуется на форуме). Где там форум или его уже нет?
Возможно, что-то поменялось, я ж не каждый день проверяю 😉
Там в контактах есть фейсбук.
ок проверю,эхх никто не хочет сыграть в настолки в понедельник?)
Такие предложения можно и на форуме Brain Games написать, там часто люди ищут компанию и не прочь поиграть.
А там только латыши или просто все на латышском пишут?
В основном, да.
кстати вы игры ещё продаете?
Да, кое-что продаю. Актуальный список тут.
стоит ли master of orion своих денег?
Ну цена у него адекватная, даже официальная, это, если смотреть по компонентам. А процесс как деньгами измерить? Для одного стоит, для другого и 5 евро жалко. Почитайте/посмотрите обзоры, их благо на русском полно.
Вообще, давайте не будем засорять обзор такими комментариями, тут всё-таки речь о Blood Rage 🙂
Если есть вопросы по конкретным играм, клубам и т.п., всегда можно написать мне на мейл (он есть в разделе “О нас”).
так точно 🙂
Очень понравился Ваш обзор! Как вы считаете данная игра может подойти в качестве семейной? (2 взрослых и двое детей (девочки)). Очень хочется чего-то такого военного..
Или лучше посмотреть на что-то другое ?
Кемет или Киклады (вроде должны что-то из них скоро локализовать) ? Нексус Опс , Край Хавок? (вроде бы тоже думают о локализации) в России.
Спасибо!
Ой, не знаю… У меня Катя такие игры не переносит. Сыграть за компанию может, но без особого удовольствия. На мой взгляд, прямая агрессия и семья (в частности, дети) – понятия несовместимые. А может, вы уже пробовали с дочками подобные игры, и всё было в порядке? 🙂
Но хоть убейте, не представляют девочек, играющих в такое :Р Тут нужна стойкая и необидчивая компания с холодным расчётом и без каких-либо поблажек.
Из перечисленного самому больше всего нравится Кемет, Нексус и Blood Rage. Нужно смотреть по механикам, что вам больше по душе: драфт (BR), тайные цели (NO) или “пирамида” действий (Kemet). Плюс, какая боёвка предпочтительна: кубы (BR) или карты (NO, Kemet).
Спасибо за ответ!!
У нас из игр на военную тематику только Корндотьер. Все в ней нравится, но чуть-чуть простовата. У девченок (10 и 15 лет в принципе идет нормально).
Жене нравится меньше. А вообще мы с Манчкина (первая настольная игра) начинали, поэтому прямые конфликты у нас идут не плохо, отторжения нет.
В принципе, я не думаю, что механики сильно важны, так как нам сравнивать то не с чем.. важен..
Про боевку не скажу.. потому что попросту не знаю… Наша коллекция только из одних евро состоит. (Вот наша коллекция (http://tesera.ru/user/Machairod/games/owns/)
Но в целом нам не нравятся очень длинные игры.. От часа до двух оптимально.
Ну если с конфликтами проблем нет, то по времени больше наверное BR подойдёт или NO. Обе несложные, красивые, динамичные и хитрые (можно набирать очки, проигрывая бои; неожиданно менять исход боя картами и т.п). Но насколько я знаю, NO на русском нет.