Главная > Last Friday > Last Friday – фильм ужасов или чёрная комедия?

Last Friday – фильм ужасов или чёрная комедия?

Предлагаю вашему вниманию ещё один обзор от моего друга Димы. На этот раз речь пойдёт об игре Last Friday – прятках а-ля Mister X, Letters from Whiteсhapel и т.д. Думаю, что в свете выхода русского издания от Мира Хобби статья окажется полезной. Да и вообще, отзывов на Пятницу в сети не так много.

Много лет назад в кемпинге «Апач» произошла серия жестоких убийств. Подозреваемый в убийствах мужчина, убегая от полиции, утонул в озере, расположенном на территории кемпинга. Но его тело так и не было найдено.

Ужасы тех дней давно превратились в местную легенду. Нашлась пара, которая решила приобрести заброшенный участок и восстановить «Апач». Они пригласили волонтёров, готовых работать за еду и проживание. И вот, группа молодых людей, влекомых авантюризмом, романтикой и мистикой, поздним вечером прибывает в кемпинг и начинает искать хозяев, которые должны расселить их по хижинам. Герои ещё не знают, что их поиски обречены на провал – хозяева мертвы. А тень, притаившаяся за амбаром и следящая за каждым шагом ребят, уже выбирает новую жертву.

Last Friday – игра на скрытое передвижение. От остальных игр подобного жанра её отличает интересное сочетание: если одна половина игры — это стандартный поиск мистера «Х», то другая – попытка скрыться от невидимого врага. Давайте проверим, насколько интересно реализована эта задумка.

Игровое поле расчерчено тропинками и дорогами, по которым перемещаются игроки. Маньяк может ходить только по кружкам с цифрами, преодолевая расстояние быстрее героев, которым приходится красться по белым точкам. Также на поле имеется пять хижин, расположенных вокруг озера. И хижины, и озеро не просто элементы дизайна – они имеют свою механику.

В начале игры маньяк получает ширму, за которой скрывается трек, где он отмечает свои перемещения. Также ширма содержит краткие правила для каждой главы (ах да, партия представляет собой мини-кампанию, разбитую на четыре сценария-главы, правила и цели которых немного отличаются), уменьшенное игровое поле, схемы сломанных хижин (хижины могут быть закрытыми, открытыми, либо сломанными), и очень прикольную деталь – прорезь для глаз, сквозь которую можно изучать игровое поле, не выдавая себя. Делать это не очень удобно, зато можно легко поднять настроение остальным. Кстати, в предзаказе игры в комплекте шла хоккейная маска. Видимо для тех, кто сразу не понял, откуда позаимствован сюжет. Ну, и для создания атмосферы, конечно.

Также маньяку достаётся 4 жетона, каждый из которых можно использовать один раз за главу:

  • Топор – находясь на кружке рядом с закрытой хижиной, позволяет её сломать. После этого берётся тайл хижины и помещается на поле «сломанной» стороной вверх. Сквозь разрушенную хижину маньяк (и герои) может спокойно ходить. Кроме этого, один раз за главу он может «телепортироваться» из одной сломанной хижины в другую.
  • Сюжетный поворот – после окончания главы, когда и маньяк, и игроки сделали все пятнадцать ходов, этот жетон разрешает убийце сделать дополнительный ход.
  • Тень – по правилам каждый третий ход маньяк должен говорить, где он находится (либо находился три хода назад, зависит от главы). Тень же позволяет обмануть игроков и указать соседнее местоположение.
  • Неестественная скорость – потратив этот жетон, маньяк может сделать дополнительное (второе) движение.

Есть ещё один жетон: невидимость. Он выдаётся маньяку, если тот сумел убежать от игроков во второй главе. Когда маньяк должен объявить своё местоположение, он может сбросить невидимость и пропустить этот шаг.

Остальные игроки выбирают цвет, которым будут играть, и получают три карточки персонажей, соответствующих данному цвету. На партию берётся один, но если в течении главы он погибает, то на следующую придётся выбирать нового. На карточке персонажа вкратце описана его история, увлечения, мотивы приезда в «Апач». Описания довольно забавные. Есть персонаж, которого зовут Джейсон. Из-за имени и любви к ужастикам друзья часто сочиняют о нём страшилки.

У каждого персонажа имеется уникальная абилка. Тут авторы тоже постарались. У одной девушки свойство называется «душераздирающий крик». Когда её убивают, все другие игроки могут подвигаться на одну точку.

В начале партии на карточку персонажа кладётся один из пяти стартовых жетонов (как и у маньяка – одноразовых):

  • Чуткий слух – маньяк должен сказать, пересекается ли его местоположение со «слушающим».
  • Медвежий капкан – устанавливается на соседнюю с игроком точку. Маньяк не может проходить через точку с капканом. Чтобы убрать капкан, маньяк должен закончить движение на кружке рядом с капканом и выставить на поле свою фигурку.
  • Фонарь – тоже помещается на соседнюю с игроком точку. На все кружки с цифрами, которые пересекаются с данной точкой, выкладываются полупрозрачные жёлтые маркеры, обозначающие свет фонаря. Если маньяк заходит на такой кружок, то он должен вскрыться. Чтобы убрать жетон фонаря и свет от него, маньяку следует пройти через точку с фонарём и при этом указать кружок, на который он перешёл.
  • Лопата – позволяет игроку зайти на точку с жетоном трупа и убрать его из игры. Без лопаты игроки не могут перемещаться через этот жетон.
  • Кроссовки – позволяют сделать дополнительное (третье) движение в этом раунде.

Кстати, обратная сторона карточки персонажа выглядит как фото с Polaroid, заляпанное кровью. Убив персонажа, маньяк как бы забирает фото жертвы себе в коллекцию.

Теперь рассмотрим все четыре главы.

  1. Прибытие

Цель маньяка: убивать. Если удаётся убить всех, то он сразу выигрывает всю партию. В начале игры маньяк выбирает одну из пяти стартовых локаций, с которой начнёт охоту. Также, на специально отведённые точки он в закрытую расставляет десять стартовых жетонов палаток: пять ключей разного цвета, два трупа владельцев кемпинга, лопату, кроссовки и чуткий слух. Рядом с одним из четырёх причалов кладётся жетон лодки. Игроки, находясь на причале с таким жетоном, могут переплыть на другой причал. А один раз за главу Маньяк может пересечь вплавь озеро между любыми причалами.

Кстати, похожая механика с плаваньем будет использоваться в “Whitehall Mystery” – новой игре со скрытым передвижением в серии “Letters from Whitechapel”.

Цель игроков: найти ключи от хижин и заныкаться в них. Игроки, не спрятавшиеся в хижине после пятнадцатого раунда, погибают от рук маньяка. Фигурки своих персонажей игроки выставляют на специально отмеченные точки вокруг озера.

В начале игры все хижины закрыты. Ключи бывают пяти цветов и они совпадают с цветами замков и фишками игроков. Каждый игрок может нести только один ключ. Чтобы открыть дверь, надо подойти с ключом, который совпадает по цвету с хижиной, и закончить рядом с ней свой ход. В хижине могут прятаться до двух персонажей – тот, у кого соответствующий ключ, и игрок, чей цвет совпадает с цветом хижины.

В этой главе маньяк не может заходить в хижины. В качестве дополнительного бонуса героям свет из окон открытой хижины освещает соседние кружки с цифрами, и, если маньяк захочет подойти, ему придётся вскрыться. Если все живые игроки спрятались в хижинах, глава заканчивается.

В этой и третьей главе маньяк каждые три хода обязан сообщать, где он находился три хода назад и выкладывать один случайный жетон следа (они же стартовые жетоны героев).

Стоит отметить, что игрок не может иметь два одинаковых жетона (и два ключа тоже). Если игрок находится на точке с жетоном следа или жетоном палатки, то он может посмотреть, что там, и, если у него такого жетона нет, взять его себе. И тут появляется немного странное правило: если такой жетон у игрока уже есть, то его следует положить на ближайшую незанятую точку. И тут игроки могут начать играть в футбол с вещами, «перекатывая» их друг другу.

Если игрок при движении пересекает кружок, в котором находится маньяк, персонаж погибает. На поле выставляется жетон трупа, а игрок выбывает до следующей главы.

Если маньяк пересекает точку с фигуркой игрока, то игрок также погибает. Маньяк при этом получает дополнительное движение, впав в ярость. Таким образом, если игроки кучкуются на карте, маньяк может перебить их за один ход.

После окончания каждой главы подсчитывается разница между выжившими игроками и жетонами трупов на поле. Если больше трупов, то за каждое очко разницы маньяк возвращает себе сыгранный жетон. Если больше выживших игроков, то на разницу они могут подсмотреть жетоны следов на поле.

  1. Погоня

Маньяк и выжившие игроки начинают с тех локаций, на которых они находились в конце первой главы. Вновь прибывшие начинают с одной из точек рядом с автобусной остановкой.

В этой и четвёртой главе время действия ближе к рассвету, поэтому маньяка увидеть проще. Каждые три хода он объявляет о своей нынешней локации (а не той, что была три хода назад) и тоже выкладывает жетон следа.

В этом сценарии осмелевшие игроки примеряют на себя роль охотников и устраивают маньяку облаву. Если маньяк пересекается с игроком, то они его хватают и убивают. Но мы-то знаем, какой он живучий – уже в третьей главе убийца вернётся. Если маньяку удаётся продержаться пятнадцать раундов, он якобы сбегает.

  1. Резня

Игрок, схвативший маньяка во второй главе (либо, тот, кто был к нему ближе всего в конце главы) становится Избранным. Чтобы все об этом помнили, он меняет свою фигурку на белую, а также получает по полезному жетону каждого типа. Избранный начинает игру в любой открытой хижине, а маньяк – в любой сломанной, либо в одной из стартовых локаций. Остальные игроки начинают там, где находились в конце второй главы.

Цель маньяка: убить Избранного (при этом маньяк завершает партию в свою пользу).
Цель игроков: защитить Избранного даже ценой собственной жизни.

Если маньяк пересекает точку с героем, тот погибает и выбывает до следующей главы. Ежели маньяк пересекает точку с Избранным, то игра окончена.

Когда игрок пересекает кружок с маньяком, он «толкает» маньяка на любой соседний. Важно помнить, что лучше не толкать маньяка через фигурки игроков, иначе он успевает их всех поубивать.

Если после пятнадцати раундов Избранный жив, игроки переходят к финальной главе.

  1. Финальная глава

Маньяк и выжившие начинают там, где находились в конце третьей главы. Избранный сидит в одной из открытых хижин. Вновь прибывшие начинают с автобусной станции.

Цель Избранного: убить маньяка.
Цель игроков: загнать маньяка в ловушку.
Цель маньяка: прятаться от озверевшей молодёжи.

В этой главе маньяку запрещено передвигаться через фишки игроков. Если игрок прошёл через кружок с маньяком, то остальные игроки и Избранный бесплатно двигаются на одну точку. Если Избранный проходит через маньяка – герои побеждают. Если маньяк не может двигаться – герои тоже побеждают. Если маньяку удалось продержаться пятнадцать раундов, он выигрывает и скрывается в ночи.

Впечатления

Для начала выскажусь про качество карточек хижин и персонажей. Оно плохое. Настолько, что перед первой партией я решил их заламинировать.

Отдельного упоминания заслуживает промо персонаж Buby. Это собака, которая забрела на территорию лагеря в поисках вкусняшек. Любой игрок в момент выбора персонажа может взять Buby. У собаки есть отрицательное свойство – она не может подбирать и использовать полезные жетоны и ключи, что вполне логично. Зато, если после движения Buby маньяк оказался рядом, то он обязан вскрыться. Buby не самый смелый пёс, поэтому после столкновения с маньяком он поджимает хвост и двигается на соседнюю точку.

В нашей первой партии в конце второй главы ближе всех к маньяку оказался именно Buby, чем заслужил звание Избранного. Но вот плюшек в виде жетона каждого типа получить не смог. А посему, как бы отважно не бросались персонажи игры на нож маньяка, спасти собакена им было не суждено. В результате ужастик превратился в чёрную комедию.

Попытка авторов внести некую кинематографичность разделением партий на главы довольно интересна и звучит многообещающе. На деле же мы получаем игру, где час-полтора происходит некая прелюдия. В первой главе маньяк с высокой вероятностью убивает одного персонажа, если повезёт, двух. Во второй выбирается Избранный. И с третьей у нас наконец-то начинается мясо.

То есть, если рандомно разложить открытые и взломанные хижины, да выбрать кандидата на роль Избранного, то можно сразу перейти в наиболее весёлый режим. В принципе, правила разрешают раскладывать каждую главу по отдельности, но это уже не то.

Ещё от игры, основанной на фильме ужасов, хотелось бы побольше трэша, в хорошем смысле этого слова. Возможно, оружия с различными эффектами (тем более есть прекрасный пример – Ярость Дракулы) или скрытые ловушки в жетонах следов.

На карте изображены знакомые места из «Пятницы 13», например, стрельбище из лука. Это натолкнуло на мысль, что можно было разделить карту на локации со спец-свойствами. В локации со стрельбищем маньяк мог бы взять лук и убивать через клетку. В локации с трактором – сесть в него и устроить «кровавую жатву».

В общем, как игра на поиск и скрытое перемещение Last Friday проигрывает своим товаркам (той же Ярости Дракулы или Specter Ops). Но, если анонсированное дополнение «Return to Camp Apache» поднимет уровень трэша, вариативности и напряжения, то к ней можно будет ещё разок вернуться ради истории и атмосферы.

На данный момент известно, что в дополнении будет две новых главы. Также на стороне «зла» появится Демон (судя по обложке допа, в роли демона выступает Росомаха… лучше бы лезвия торчали из перчатки – Фредди больше вписывается в данную концепцию), а хорошим парням достанутся маршал и ведьма. Что-то мне это напоминает… «наступает ночь, город засыпает, просыпается мафия».

Но при всём вышесказанном играть за маньяка, который вот-вот настигнет очередную жертву, довольно забавно. Особенно, если игроки вживаются в роли и с ужасом вскрикивают, осознавая, что кровожадный псих где-то рядом. Как написал один из пользователей BGG – как минимум один раз в год на Хэллоуин игру можно смело раскладывать. И я, пожалуй, с ним соглашусь.

Реклама
  1. Август 17, 2017 в 09:40

    Хмм… когда ты мне рассказывал про игру, то я подумал, что совсем грустно всё. А тут почитал, прям захотелось сыграть хотя б разок. Идеи с лампой и светом из окон прикольные.

  2. Август 17, 2017 в 09:59

    До Хэллоуина всего два с половиной месяца осталось 😉

  3. WindUpBird
    Август 17, 2017 в 12:28

    «В нашей первой партии в конце второй главы ближе всех к маньяку оказался именно Buby, чем заслужил звание Избранного. Но вот плюшек в виде жетона каждого типа получить не смог. А посему, как бы отважно не бросались персонажи игры на нож маньяка, спасти собакена им было не суждено. В результате ужастик превратился в чёрную комедию.»

    Хорошо посмеялся с этого абзаца))
    Отличный обзор! Было интересно читать.

    Владимир, вы редактируете текст Дмитрия? Просто стилистика очень близка к вашей. Пролог, правила в лайт-варианте и концовка с интересными замечаниями.

    • Август 17, 2017 в 12:34

      Редактирую, но совсем немного. Может эта стилистика заразна, т.к. мы часто играем вместе, и Дима читает мой блог :Р

  4. Dpd
    Август 19, 2017 в 15:10

    Igra v odni vorota. Nikokogo balansa. Manjak neimel ni kokovo shansa. Igral pervyj i poslednij raz. Nesovetuju igrat.

  5. Маша
    Ноябрь 10, 2017 в 19:13

    Добрый вечер. Как думаете – можно ли спасти данную игру хоумрулом? Имею в виду игру за маньяка, в основном. Очень привлекает сеттинг этой игры, не хочу брать Скотланд-Ярд.

    • Ноябрь 11, 2017 в 01:29

      В игре многое зависит от компании. Если все проникнуться темой и атмосферой, то получат удовольствие, и не придётся придумывать хоумрулы. Скотланд-Ярд не надо брать, возьмите лучше Specter Ops 🙂

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.