Топ-100: 100-86
Да, я сделал это! Составил свой личный топ. Намучался, конечно, знатно, но это того стоило. Сегодня выкладываю первую порцию из 15 наименований.
Но сперва небольшое лирически-техническое отступление о том, как проходил процесс составления. Потратил я на всё про всё где-то три вечера. Получился некий симбиоз из мануального ранжирования и того, что наколдовала программка rankingengine.
Для начала я логично отсортировал весь список (800+ игр) по оценкам и исключил всё, что ниже 7. Затем оставшееся разбил на группы с шагом в балл. Десятки и девятки сразу отправились в топ, а вот над играми с оценкой 7-8 пришлось долго и мучительно кумекать. Тут я использовал два основных подхода. Во-первых, исключил всё с ничтожно малым количеством партий, ведь первое впечатление может быть обманчивым, и, как мне кажется, игра всё-таки должна пройти проверку временем. Во-вторых, отбросил много того, во что играл ну очень давно и тоже не особенно часто. Всё же хочется, чтобы топ был более или менее актуальным.
В итоге получился вполне управляемый пул из порядка 150 наименований. Но тут началось самое весёлое – распределение по местам. Этот момент я не хочу вспоминать, так как колдовать над распределением можно бесконечно долго, особенно, над нижней частью топа. Поэтому финальный вариант претерпел множество доработок и перестановок, но я-таки сказал решительное “стоп”.
Как я уже говорил, параллельно делал второй топ с помощью rankingengine.pubmeeple.com. Сайт выгружает вашу коллекцию с BGG, а потом предлагает провести серию попарных сравнений. Тут сразу хочется сказать, что, если за плечами у вас много опробованного, то потрудитесь исключить всё лишнее непосредственно перед сравнением, иначе есть вероятность схлопотать вывих пальца, которым придётся кликать мышкой несколько тысяч раз. Например, при первой закачке 800+ игр мне предложили провести около 4200 (!) сравнений.
Во второй попытке сравнений было около 2000, но я ещё попутно выкидывал некоторые игры (хорошо, что там есть такая функция). Просто поначалу затея кажется интересной и даже увлекательной, но, когда ты второй час гоняешь по низам одно и то же, причём, возишься с тем, что даже в топ не попадёт, то нервы начинают сдавать. Но на полпути не хотелось останавливаться, поэтому я честно добил эти сравнения, после чего сайт выдал топ где-то на 300 позиций. Вот его я и начал сравнивать со своим и вносить последние коррективы.
Вообще, финальная шлифовка была, скажем так, более философской. Я думал над разными вещами: достойна ли эта игра быть в топе, хочу ли я всегда в неё играть, и так далее. Не давало покоя и то, что хотелось получить не только адекватный и актуальный список, но и разнообразный.
В итоге я доволен результатом и не жалею, что убил на это кучу времени. Сия затея заставила посмотреть на игры с другой стороны, оценить их иначе, а не просто голой оценкой. Конечно, для более взвешенного и объективного списка маловато у меня опробованного для топа 100, даже до 1000 не дотянул, но, с другой стороны, почему бы и нет. Тем более, что дефицита в претендентах не было.
А ещё хочу поблагодарить всех, кто поучаствовал в недавнем опросе “Быть или не быть топу” (700+ голосов, “За” – 96%) – это был такой знатный мотивационный пинок для меня. Ну, ладно, хватит болтовни, приступим. Решил сделать 7 выпусков: 6 по 15 игр и последний на 10. Поехали!
100 – Panic on Wall Street! (3 партии)
Не мог не отметить эту игру, ибо все партии (хоть и нечастые) дарили море положительных эмоций. Напомню, что это такой своеобразный и где-то даже гиковский патигейм на переговоры, в который может принимать участие до 11 человек. Часть игроков являются менеджерами, другая – инвесторами. Первые стараются как можно дороже продать акции своих компаний, а вторые – выгодней их купить и разбогатеть на колебаниях рыночной стоимости. Для меня Паника – это волнительные броски кубиков, быстрое ориентирование в издержках и потенциальных рисках, и, конечно же, шумные переговоры, которые длятся строго 2 минуты. В большой компании всегда соглашусь сыграть.
99 – Cartographers: A Roll Player Tale (1 партия)
Сыграна одна партия в копию друга, поэтому место скорей авансом. Свою коробочку ещё не приобрёл, хотя собираюсь. И вот там посмотрим, поползёт ли игра вверх по списку или вылетит из него. Не особый фанат жанра roll and write, но эта игрушка приглянулась тем, что тут довольно большая вариативность в виде случайного набора целей на каждую партию, как в Isle of Skye. Принцип скоринга целей, кстати, тоже аналогичный. Стоит уточнить, что Картографы принадлежат к поджанру flip and write, где суть заключается в переворачивании карт и эффективном расположении нарисованных на них цветных тетрисоподобных фигур, обозначающих типы местности.
98 – Space Alert (8 партий)
Специфическая и оригинальная штука от Влаады Хватила, для нормальной игры в которую желательна постоянная команда из 4-5 человек, любящих кооперативы в реальном времени, не возбраняющих рандом и хаос, а также принимающих механику программирования действий. В этом случае прохождение постепенно усложняющихся миссий способно принести немало позитива и запоминающихся моментов. К сожалению, мне такую команду до сих пор найти не удалось, но надежда всё ещё теплится. Поставил для себя цель на следующий год – стряхнуть с коробки пыль, иначе придётся её продать, и, следовательно, Space Alert уйдёт из топа.
97 – Castaways (5 партий)
Занятная история выживания, которая складывается из карт приключений, зачитываемых во время исследования острова. Не такая кризисная, как в Робинзоне, но зато с упором на события. Само выживание не столь сложное и заключается в менеджменте поля лагеря через размещение рабочих, но присутствует и перчинка в виде очков, которые в случае общей победы определяют самого-самого. Поэтому личные интересы нередко становятся раздражителем для команды, недовольной тем, что товарищ в очередной раз решил заныкать еду, в то время как лагерь находится на грани голода или, вообще, поражения. Минус игры в том, что стопка событий недостаточно толстая, а дополнение к игре так и не вышло. Не говоря уже об обновлённом издании с нормальными правилами. Но отметить игру добрым словом в первом экспериментальном топе очень хотелось.
96 – Sherlock или Элементарно! (6 партий)
К более свежим впечатлениям. Эти детективные коробочки размером с классическую колоду карт приятно удивили, особенно простотой правил и своей ценой. За партию, которая длится порядка 30-40 минут, через каждого участника проходит лишь часть информации, и игроки самостоятельно принимают решение, что важно для расследования, а какая информация делу не поможет. Постепенно на столе вырисовывается картина преступления, правда, часто версий несколько, ведь улики сделаны с хитрецой и выходят в случайном порядке. Это усложняет жизнь игрокам, так как не относящаяся к делу информация может в корень запутать сыщиков. У нас за плечами 6 дел, и очень хочу новые.
95 – New Frontiers (4 партии)
Посмотрим, что будет дальше, но из последнего, во что играл, New Frontiers оказалась прям отдушиной. Если с карточной версией как-то не срослось, то с этой освоились быстро. Проверенная механика выбора ролей и комбинаторика свойств технологий/планет для меня – беспроигрышный вариант. Да и партии у нас достаточно плотные и разнообразные выходили.
94 – Biblios (6 партий)
Обожаю этот филлер за две хитрые обособленные фазы: делёжку карт и последующий аукцион. Очень интересное сплетение простейших механик, порождающее напряжённые баталии за сеты. Жаль, что вдвоём нельзя играть.
93 – Stone Age (9 партий)
Классика семейного евро с азартной механикой посыла рабочих за ресурсами и знаменитым кожаным стаканчиком. Возможно, игра бы и не попала в сотню, но в последнее время частенько играю в цифровую версию на планшете – очень приятная штука.
92 – Skull King (6 партий)
Ни одна поездка в Эссен не обходится без традиционных шумных и весёлых партий в Skull King. Отличная игра с классической trick-taking механикой, где нужно предсказывать, сколько взяток ты возьмёшь. Причём, с каждым раундом число карт на руке растёт, и давать прогнозы становится всё сложней. Кстати, сейчас все без ума от The Crew, которая, по сути, кооперативный вариант Skull King-а.
91 – Dixit (18 партий)
Классный патигейм на ассоциации, породивший целый жанровый пласт. А главное, не требовательный к игрокам. Идеальный вариант в любой компании, во всяком случае, у меня всегда было стопроцентное попадание даже среди тех, кто далёк от нашего хобби.
90 – Mice and Mystics (17 партий)
Объективно – спорная игра. Слишком мудрёная и долгая для партий с детьми и в то же время слишком рандомная и незатейливая для опытных игроков. Но мне жутко понравилась история и книжка сценариев, где для каждой миссии придуман набор спец-правил, добавляющих атмосферы и милоты. С удовольствием прошёл базовое приключение, а, когда мелкий подрастёт, хочу попробовать провести кампанию и для него. Авось и до дополнения когда-нибудь доберёмся.
89 – Dice Town (11 партий)
Супер-весёлая игра на кубиках с понятной и отличное вписавшейся механикой сбора покерных комбинаций и звоном стаканчиков. Примечательно то, что базовая коробка вышла в 2008 году, а последнее дополнение датируется 2018! Значит, не один я такой фанат.
88 – Galaxy Trucker (12 партий)
Если Space Alert требует большой компании, но тут можно спокойно соревноваться и вдвоём-втроём. Постройка корабля – мозголомное и волнующее занятие, подгоняемое соперниками и таймером. Но насколько прочный корпус, покажет дальнейший полёт с кучей разнообразных испытаний. Galaxy Trucker не отличается какими-то стратегическими изысками, а берёт своей оригинальностью и юмором.
87 – Clank! (5 партий)
Фановый декбилдинг с полем. Игрушка цепляет своим позитивным настроем и ощущением гонки. Она динамичная и живая, особенно, в сравнении с обычными декбилдингами на убийство монстров или фарминг очков. К сожалению, давно её не раскладывали, а два дополнения вообще не опробованные лежат. В планах приобрести расхваленную legacy версию, после которой пересмотрю место в топе.
86 – Alchemists (3 партии)
Игра определённо выделяется фишкой со сканированием, но у меня первые ассоциации с Alchemists – это головная боль в попытках раскусить все эти хитросплетения ингредиентов. Смешивая корешки, публикуя теории, торгуясь с путниками, ты реально ощущаешь себя каким-то сумасшедшим учёным. А с дополнением ещё и эксперименты над Големом можно проводить, и… там и у меня уже дым из ушей идёт. В общем, партии случаются хоть и редко, но всегда запоминаются.
Вот такие низы получились. Как видно, многие игры туда попали из-за своей неординарности. Но в то же время найти желающих, чтобы эту неординарность разделить, довольно проблематично. Видимо, при пересмотре топа (планирую обновлять его каждый год), часть из этих наименований пропадёт, но пока эмоции, которые отпечатались в мозгу, не позволяют мне так просто их проигнорировать.
Продолжение следует…
Класс. Люблю топы. Жду следующих серий.
Супер! Ждём продолжения!
Wow. Super. Vot eto rabota. Pravda teper s bolshim neterpeniem pridetsia zhadat novix zapisei.
Агонь, читаем!
Прекрасное начало топа! Играл только в диксит и элементарно из списка, остальные не сильно зацепили. Если выйдет кланк легаси, то обязательно попробую!
Серьезный подход к топу. Чувствуется тщательный выбор каждой игры. С нетерпением жду продолжения.
Что ж, теперь придется томится в ожидании следующей части!
Кстати, удивлен увидеть здесь New Frontiers. Неужели оказалась так хороша? Сколько партий еще удалось сыграть? Насколько “вторичной” ощущается относительно “Пуэрто-Рико” и “Кубарем по галактике”?
Ещё пару партий отыграли, с каждой новой всё лучше. Ну и, видимо, просто мой тип игр. Только пока не определился с отношением к механике выбора целей, странная она )). На Пуэрто совсем не похоже, скорей это как Агрикола и Каверна. New Frontiers – вторая, более стратегичная с самого начала, так как все технологии-девятки лежат перед тобой. Roll более фановая и динамичная, совсем филлер, если сравнивать, и тоже многим отличается.
И на двоих по-прежнему хорошо идет? В результате уже готовы изменить свою оценку с 7,5? Или она такой пока и остается?
Да, на двоих отлично. Хех, посмотрю, какую цену заломят за дополнение, тогда подумаю :). Ну, и если продолжу играть и ещё больше раскроется игра.
Кажется, они поняли свою ошибку и теперь стараются удешевить доп – собираются, как к Suburbia, выпустить просто в плёнке без коробки.
Удивлена, что ты добавил »одноразовые» игры, как Элементарно. Совсем забыла спросить про судьбу Detective Modern Crime, учитывая твой подход к выбору игр для топа, но теперь спокойно буду ждать список первых 10 мест 😁
Ты не забыла спросить, ты ответ просто забыла )).
Так одноразовые разве плохо? Больше не носить Экзиты, Таим Сторис? 🙂
Это же не баг, это фича!
Забыла? 🤔 Умею, практикую ))
Я только «за», как раз сегодня Time Stories вспоминали 😁
Всем спасибо за проявленный интерес. Будем работать над второй частью! 🙂
🙌🙌🙌🙌
Спасибо за интересный обзор. Хочу отметить, что в Biblios же можно вдвоем играть (убрать 6 карт денег и 21 случайную карту).
Да, можно, точно. Мы даже вроде бы пробовали, но мне на 3 гораздо больше нравится.
Спасибо за новый интересный цикл статей) Тоже была мысль воспользоваться rankingengine для составления собственного топа, но… я передумала🙂 Некоторые игры ранжировать легко, но есть большая часть таких, которые мне нравятся одинаково и имеют одинаковые для меня оценки, поэтому выбор между ними будет для меня некорректным. Вот так мой топ и не случился))
Пожалуйста! Вот я тоже этого опасался, но потом как-то пошло поехало. Когда есть черновой вариант, то легче сравнивать. Но тут уже в дело вступают личные критерии, их количество и важность. Мои позволили раскидать по местам, но, честно говоря, правок оооочень много было. Ну, и для меня не столько место было важно, сколько десятки 🙂
Я бы поставил New Frontiers где то в двадцатку если не оверпродукшин. К стати, хотел спросить почему не слыхать про подводные города? Если не ошибаюсь, вроде приобрел дополнение в Эссене. Когда мы добавили доп игра как бы приобрела второе дыхание и очень даже зашла, особенно на двоих. Наверное даже выбрал бы игрой года. Следующий вопрос: о топ уже зафиксирован или ещё движется 🙂 Если будет выходить несколько месяцев то точно что то поменяется 🙂 Например не играл ещё в Ганзу 🙂 Ну ладно, ждем с нетерпением продолжения.
Хех, Города специально достал и положил на видное место, чтобы сыграть поскорей. Дома не получается, а в постоянной компании уже целый график составлен, во что играть. Сейчас вот добьём дополнение к Глумхэвену и тогда, надеюсь, получится.
По поводу топа – он зафиксирован на первое июня. Когда опубликую весь, то вынесу список на отдельную страничку и потом буду стараться его обновлять (один раз по итогам года). В идеале, конечно, со стрелочками, чтобы показать движение и т.д.. Просто, если его постоянно актуализировать, то это ооочень много времени будет отнимать. Я бы сейчас, наверное, уже одно изменение внёс )).
С женой в Аббатство только вдвоём и играем. Всегда знаешь какие категории, ну или почти знаешь, достаются сопернику, кроме одной и почти всегда по кубика 3:2 в пользу одной из сторон
Купил Картографы, поиграем пару раз и тоже поделюсь впечатлениями)
Cыграли вчера две партии дуэльно. Первая игра такого жанра. В целом, было достаточно интересно и медитативно. Показалась этакой помесью саграды и пэчворка, думаю, что в ближайшее время будем играть в нее достаточно часто
Отлично, рад, что понравилось.