Топ-10: евроигры. Часть вторая.
Вторая часть моего настольного евро-топа посвящена десятке любимых игр на манипуляции с кубиками.
Признаюсь, что я немножко схалтурил, так ка десятку набрать не удалось. Вернее, сперва удалось, но в последний момент одна из игр перекочевала в другую категорию, так как роль кубиков в ней далеко не главная. Получается, что десятое место пока вакантно. Претенденты на него уже имеются, например: Santa Maria или Rajas of the Ganges. Осталось только где-то раздобыть их и опробовать. Ну, а мы начинаем!
- Stone Age
Классика семейных евроигр с доступными правилами, недолгими партиями и знаменитым кожаным стаканом.
Хоть кубики тут и не являются ключевой составляющей (всё же игра на обычное размещение рабочих), но для меня Stone Age в первую очередь ассоциируется с азартной добычей ресурсов. Напомню, что число бросаемых кубов равняется количеству выставленных миплов, а улов рассчитывается по формуле “суммa выпавших значений делится на ценность ресурса”.
Конечно, есть ощущение, что из Каменного века я уже “вырос”, да и в коллекции у меня его нет и никогда не было… но при случае никогда не откажусь составить компанию.
- Kingsburg (с дополнением To Forge a Realm)
Ещё одна классика на размещение кубиков и, вообще, одна из первых опробованных мной настолок. Видимо, поэтому до сих пор испытываю к ней тёплые чувства. Ведь если б мой друг когда-то не позвал меня на партию в Kingsburg, то, вероятно, не появился бы и этот блог.
База хороша до того момента, пока ты не осознаёшь, что наиболее выгодно строить лишь две-три линейки зданий, из-за чего игра достаточно быстро приедается. Но дополнение меняет ситуацию в лучшую сторону.
- Alien Frontiers
Принцип размещения комбинаций кубиков-рабочих похож на Кингсбург, но сеттинг совсем другой, космический: постройка кораблей, основание колоний, изучение новых технологий и т.п.
Честно говоря, в Alien Frontiers я не играл сто лет. Когда-то я её попробовал и очень загорелся заполучить в коллекцию. Мечта моя сбылась относительно недавно благодаря местному маттрейду. Нужно обязательно достать и положить на видное место.
Кстати, здорово, что игра ко мне в руки попала спустя несколько изданий, ведь в последнем очень клёвые фишки колоний с куполами!
- Solarius Mission
Малоизвестная игра от автора La Granja на драфт кубиков со специального колеса а-ля Ora et Labora. Тоже на тему космической экспансии. Очень мозгодробительная, абстрактная и изобилующая нюансами. Но мне как-то запала в душу.
Процесс представляет собой жёсткую оптимизацию действий, менеджмент ресурсов, прокачку планшета и комбинирование бонусов. Несмотря на вроде бы озорную механику швыряния и размещения кубов, голова тут работает на пределе буквально всю партию.
Слышал, что TMG (или кто-то другой) планируют собирать деньги на новое издание, и, быть может, тогда Солярис получит больше огласки и любви. Тот малый тираж от Spielworxx с плохими правилами и убогими компонентами многим не позволил нормально насладиться игрой.
- Pulsar 2849
Игра ворвалась в топ любимых совсем недавно. Честно признаюсь, не ожидал от автора Last Will успеха при такой кардинальной смене жанра. На деле Пульсар оказался прекрасным point-салатом с хорошо натянутой темой “окучивания” сгустков мощной энергии.
Помимо не избитой темы и многообразия источников победных очков тут имеются и самобытные нюансы, например, занятный способ балансировки значений с помощью так называемой медианы. Но главный плюс игры для меня – это большой выбор при стартовой раскладке: на партию можно менять набор доступных технологий, цели, сторону поля, а также добавлять мини-дерево технологий в виде собственных планшетов.
- The Voyages of Marco Polo
Люблю Марко Поло за приятную кубиковую механику, отлично балансирующую любые значения; за большой выбор персонажей с по-настоящему разными свойствами (многие из которых изначально кажутся чуть ли не читерскими); за множество карточек-локаций, снабжающих города уникальными бонусами за активацию; и за стремительность партий.
Последнее вынуждает разрабатывать план чуть ли не на все пять раундов. И какое же получаешь удовлетворение, когда удаётся всё реализовать. Никак не доберусь до первого большого дополнения. Обзор по нему тоже хочу написать.
- Troyes
Очень коварная и мозголомная игра. Обожаю её оформление, активное взаимодействие и кризисность. Постоянно всего не хватает, да ещё и соперники норовят умыкнуть твои кубики. Из-за этого поиск оптимального решения всегда сопровождается тяжёлыми мысленными терзаниями. Вариативность тоже присутствует и достигается за счёт случайных карт событий, тайных помощников и раскладки карт деятельности.
И пусть вас не пугают кубы, в этой игре они являются лишь ресурсами/рабочей силой, и успех в партии будет зависеть далеко не от выпавших чисел на их гранях, а от умения увидеть правильный ход и выгодную комбинацию. Так что рандом, который, казалось бы, должен переть изо всех щелей, тут минимален.
- The Castles of Burgundy
Замки Бургундии были у меня в дуэльном топе, но игра настолько хороша, что не упомянуть её здесь я просто не могу. Всего два кубика, а такое невероятное количество интересных решений.
Необходимость максимизировать количество действий в ход, чтобы наиболее плотно и эффективно застроить свой планшет, затягивает, а благодаря большому числу уникальных тайлов и их случайному выходу, партии всегда проходят по-разному.
Я уже много раз писал, но повторю ещё раз: очень надеюсь на делюксовое издание с годным органайзером, новым артом и более качественными тайлами.
- Roll for the Galaxy
Для меня однозначно лучшая игра на кубиках, готов греметь стаканом хоть каждый день. Правда, Кате Roll уже поднадоел и составить компанию она соглашается редко.
С дополнением Ambition база приобрела бешеную реиграбельность. Всё это благодаря огромному количеству стартовых комбинаций «фракция-мир» и целям, вносящим коррективы в привычное развитие.
Для меня увлекательность Roll-а заключается в минимизации доли случая и постройки мини-движков на заработок монет и очков так, чтобы тайлы между собой активно взаимодействовали, а выбор определённых фаз приносит плюшки.
Сохранился тут и характер гонки: нужно постоянно следить за соперниками, чтобы они не совершили рывок по тайлам и не закончили партию раньше времени.
В общем, очень классная и насыщенная игра. У нас до сих пор в каждой партии происходит что-то запоминающееся, будь то вытаскивание доселе невиданного тайла, выполнение одновременно сразу нескольких целей или эпичная угадайка замыслов соперника.
На этом всё, спасибо за внимание и до встречи в следующей части!
О некоторых играх, упомянутых в топе, можно подробнее почитать в моих обзорах:
Kingsburg
Solarius Mission
Pulsar 2849
The Voyages of Marco Polo
Troyes
The Castles of Burgundy
Roll for the Galaxy
Я тут сегодня заходил на BGG – у Race for the Galaxy в прошлом месяце было в два раза больше игр(11 место против фиг знает какого), и я задался вопросом – как так.
Игра вроде менее популярна и в целом является прародителем весьма неплохо выстрелившей Roll for the Galaxy. Впрочем этот список ни о чем не говорит почти, но показалось занятным
Не удивительно, рейс это классика имеющая невероятную реиграбильность. Фанаты считают партии тысячами. У меня гораздо по скромнее – только 120 реальных и ~300 незарегистрированных против ИИ. Не было бы рейса, я бы сказал что ролл нормальная игра, но после рейса я вижу только неуклюжую версию для дайсов, не имеющую ни глубины, ни изящности оригинала, о возня с косточками просто утомляет.
“Игра вроде менее популярна”. Я вас умоляю Race for the Galaxy на порядок лучше Roll for the Galaxy.
Нуу… мне, например, Roll больше нравится, так что на вкус и цвет. Но, конечно, Рейс популярнее.
А в чем цимес RofG ? сыграл 5 партий, 1 проиграл, остальные выиграл попросту забив на соперников и абсолютно не обращая на них внимания строя свой путь к победе. Взаимодействия – 0.01 (иногда присобачится на чужую продажу). Так и не понял прикола этой игры.
Во всех остальных играх косвенно или явно присутствует конфликтность.
Если вы про рейс, то там желательно партий так 50 сыграть, да ещё с сильными соперниками (или в цифровую, там тоже неплохой бот). Тогда и появится очень много взаимодействия, комб и прочего.
Замечательная девятка игр! Прочел и опять загорелся “Марко Поло”, уж очень классно выглядит!
P.S. Всё-таки очень хорошо, что друг Вас пригласил сыграть в “Кингсбург”!
Спасибо!
Да, было это в далёком 2009-ом. Уже почти 10 лет в игрушки играю :Р
Эх, Бургундия и Роллы… Всегда в топе, и как всегда, ноль партий за год.
Небось, всё время на рукоделие уходит :Р
Если бы. Всегда на стол что-то другое попадает, хотя никто и не против старенькое разложить.
Владимир, много насчитал, даже 9! У меня было бы только одна игра в таком топе, это конечно Найшен дайс 🙂 Все другие слабенькие и их очень мало. Вот про бургундию может ошибаюсь так как играл очень давно и только один раз. Если выйдет новая версия, обязательно нужно будет попробовать. Есть много хороших евро в которых есть дайсы но не как основная механика. И есть _много_ хороших дайс филеров – вот про такой топ было очень интересно почитать
Дайс филлеров, в которые играл, десяток наверное наберётся. Можно как-нибудь и такой списочек сделать 🙂
А как же Брюгге? Неужели не заслужила своё место в топе?)
А в целом топ очень хорош. Замки Бургундии и Ролы тоже очень нравятся. В одно время база Ролов приелась, миры стали повторятся, но с дополнением Амбиции реиграбильность значительно возросла. Правда мы играем без жёлтых доп целей, нам показались они слишком сильными.
Так я ещё две части по евро планирую :). Кстати, к Роллам в этом году второе дополнение должно выйти, очень жду.
Владимир, а вы превью дополнения будете писать? Интересно было бы почитать ваше мнение. На BGG уже начали немного стравливать информации ( первый модуль из трёх, выглядит монструозно – шестая фаза?!)
Если информации и фоточек будет достаточно, то можно и написать :).
Формально Брюгге же скорее на манипуляции с картами а не кубиками, разве нет?
Где очередной обзор по глумхевену?))
Да надоел он уже, отстойная игра :Р
Шутка!
Как раз вчера хотел выложить, но заснул 🙂
Постараюсь сегодня.
Да в курсе, что отстой, вот и хочется пройти быстрее…)))))
Игра, которой здесь явно не хватает — Гранд-отель Австрия. На наш взгляд, гораздо лучше Марко Поло, который мне нравится, но большинству в нашей семье/компании кажется скучным. А вот Австрия потеснила даже Замки Бургундии. После десятков партий хочется играть ещё и ещё.