Home > Ark Nova > Ark Nova спустя 5 партий

Ark Nova спустя 5 партий

За относительно короткий срок успели сыграть в Ark Nova пять раз, что для такой достаточно большой коробки прям феноменальный показатель. Посему решил выложить краткий пост с уже, как мне кажется, финальными мыслями по игре. Ну, чтобы прояснить некоторые неоднозначные моменты, которые вызывали опасения, пока я писал ту длиннющую статью с первыми впечатлениями.

Касаемо состава игроков. У нас была всего одна дуэльная партия и четыре партии на троих. Втроём укладывались приблизительно в 3 часа. Сначала по причине неопытности, а потом из-за того, что на продвинутых планшетах нет стартовых построек, а также вкусного бонуса в правой части – очка сохранения природы (дальше просто СП). Без этого стартовый отрезок проходит медленнее.

С другой стороны, есть стойкое ощущение, что с каждой партией скилл растёт, и на заветное пересечение маркеров тратится меньше действий. В любом случае, для меня два часа на дуэль и три часа на партию с 3+ игроками для комплексного евро время адекватное.

Что касается оптимального состава, то BGG можно верить — это 2 участника. Я тоже выберу дуэли, потому как возможность сэкономить час для меня перевешивает единственный положительный момент — конкуренцию за проекты. На четверых, если честно, вообще бы не садился, ибо даже на троих ожидание хода ощутимое, особенно, когда все начинают оперировать продвинутыми сторонами действий. Невмоготу ждать, хочется скорей походить самому!

С реиграбельностью проблем нет. Не скажу, что все 8 продвинутых планшетов обладают мега-интересными свойствами, но попробовать каждый любопытно. К слову, на развитие свой отпечаток откладывают не только свойства, но и расположение гор/водоёмов, а также распределение бонусов. Но, боюсь, что со временем захочется планшетов с более заковыристыми эффектами.

Из тех, что пробовал, запомнились два. Первый — с зоопарком вблизи памятного знака на Голливудских холмах, где нужно закладывать буквы “H”. За каждую букву вскрываешь колоду и берёшь себе первого спонсора, а когда закрыл все три, то получаешь постоянную скидку “-1” на розыгрыш спонсоров. И второй планшет — со смотровой башней, дающей два очка привлекательности каждый раз, когда заселяешь кого-то в стандартный вольер по соседству.

Разумеется, вариативности добавляют и сами карты зоопарка, коих, напомню, более двухсот. Причём, самое ценное тут, что удивительно, не 128 зверушек (они нужны лишь для значков-меток и привлекательности, а эффекты у карт животных, по большей части, повторяются), а 64 уникальных спонсора, на которых создаются движки на дополнительный доход, приток карт и очки СП для итогового подсчёта. И да, за 5 партий все карты я ещё не видел.

Судя по фото, за партию мы выкладывали перед собой примерно по 15-20 карт. И что здорово, тут нет проходных карт/ходов. То есть, ты не шлёпаешь банально то, на что хватает денег и т.п., а чётко планируешь того или иного спонсора или зверя. Просто нецелесообразно тратить действие на что-либо, никак не связанное с твоей стратегией или проектами, а потом несколько ходов ждать, пока карточка снова доползёт до нужной силы.

Вообще, планирование — это то, что погружает в Ark с головой, и в этом заслуга и хитрой механики активации действий, и личного планшета, на котором нужно эффективно расположить вольеры, выбрать нужные бонусы. Воистину получаешь удовлетворение, когда удаётся сделать несколько оптимальных ходов подряд, подтаскивая карты действий под нужные слоты.

Сомнения по поводу двух треков (привлекательности и СП) полностью развеялись. Как говорится, это не баг, а фича. Наличие разных треков вносит свои занятные коррективы в развитие партии. Вроде бы сперва лучше качать привлекательность (ради денег), но уж больно соблазнительны бонусы на зелёном треке и в зоне дохода на личном планшете. Поэтому нередко какой-либо из проектов поддерживается на 2 очка СП только, лишь бы улучшить одно из действий или высвободить кубик дохода, дабы на всю партию снабдить себя чем-то полезным.

И, конечно же, два трека создают конкретное такое напряжение в финальной части партии, когда все тщательно просчитывают свои шансы и прикидывают, когда сделать рывок. Круто, если удаётся столкнуть фишки до перерыва, оставив соперников без дохода и, следовательно, без возможности сыграть что-то мощное. Но, как показала практика, застать врасплох опытных противников очень тяжело, так как все пристально следят за маркерами и стараются заранее запастись свободными вольерами, рабочими и жетончиками плюсиков; либо, видя, что кто-то близок к заветному пересечению, резко двигают фишку кружки к перерыву.

Меня Ark покорил тремя вещами: созидательной частью, которая постепенно материализуется в некий движок и осязаемый зоопарк; оптимальным уровнем планирования, когда ты постоянно в раздумьях, но мозг не плавится; и классным сочетанием механик, пускай, уже знакомых. Это ещё раз подтверждает то, что крутая игра не всегда нуждается в инновациях, порой достаточно проверенных идей. А тут собрано практически всё, что мне нравится в евро, плюс, механика действий оказалась в новинку, так как до этого с ней не сталкивался.

Чтобы как-то разбавить весь этот “сахар”, отмечу три момента, которые бы подтянул. Первый — косметический, и касается он невзрачных чёрных монет. Я их сразу же заменил на лишние монеты из Серпа, стало поживей и наглядней.

Второй касается домашних животных. Что-то они совсем непривлекательны. Да, у них свой вольер на три особи, но выгода за его заполнение всего каких-то 18 очков. Картам явно не хватает свойств. Такое ощущение, что домашних животных добавили в последний момент просто ради дополнительной категории. С медведями похожая история, но зато их можно заселять в обычные вольеры, у них куча меток, мощные эффекты и много очков.

Ну, и третье, скажем так, замечание — неравноценность целей, на которых при финальном подсчёте можно заработать аж 4 очка СП. Мне нравится, что они сложные (так и должно быть, ибо награда ощутимая), но есть парочка, для которых не нужно особо напрягаться: значки науки и прокачка репутации. Если тебе пришла такая цель, бери, не раздумывая.

Ну, это так, придирки. В остальном, Ark Nova реально запала в душу, поставил 9/10. Процесс приносит приятные эмоции от начала до конца, а сеттинг этому способствует. И мне определённо нравится копошиться в вольерах и перебирать карты.

Отрадно и то, что среди всех новинок прошлого Эссена рискнул взять именно Ark, и не прогадал. Не буду кричать, что это шедевр, и всем срочно нужно бежать и покупать. Просто советую обратить внимание, если наши вкусы более или менее совпадают. Четыре человека, с которыми играл, тоже очень лестно отозвались и требуют добавки. Среди них почти все опытные и с разными предпочтениями.

И, да, все эти громкие высказывания про “убийцу Марса”, кхм, странные. Наличие карт с метками не делает игры одинаковыми. Но мне больше нравится Ark – он как-то глубже, разнообразнее в плане механик. Хотя ощущается более задротским.

Update: За плечами уже 17 партий – всё замечательно, повысил оценку до 10. Партии преимущественно на двоих, считаю, это лучший состав. Играется за часа полтора. Из недостатков – свойства на планшетах скучноватые.

Прошлые записи:

Пробуем Ark Nova (первые впечатления и подробнее о правилах)

  1. February 1, 2022 at 01:29

    Мне увы не зашла. Возможно мои ожидания изначально были слишком высоки и ждал я ее в прошлом году больше всего. Но в итоге расстался со своей коробкой после нескольких партий.

    Больше всего растроило ощущение вторичности и недоработанности некоторых аспектов. Отсутствие баланса в финальных целях ты уже упомянул, мы четверо игроков за столом у нас тоже подметело эту проблему. А еще один косяк – то, что карты целей замешены в общую колоду карт и у нас не раз выходило, что цели вдруг начинают выходить в самый разгар партии и банальное везение, польностью меняет результат партии, вне зависимости от того, насколько другие игроки удачно спланировали свои зоопарки.

    Сеттинг классный, реализация приятная, но по-моему игре очень не хватает плейтестов и автор поторопился выпустить ее в тираж.

    • February 1, 2022 at 01:35

      Хм, может, имелось в виду проектов? Цели никогда не замешиваются. Если речь про нестандартные проекты – то как они меняют результат партии? Во-первых, тебе к ним нужно подготовиться самому, чтобы сыграть, а во-вторых, спец-проекты несложные (выпустить на волю зверя или иметь связку зверь-зоопарк) и они становятся доступны всем. К ним у меня вообще претензий нет, за все партии играли их мало, так как зачастую невыгодно, ибо помогаешь другим лёгкими очками СП. У нас все последние партии очень ровно прошли, все почти одновременно сталкивали фишки на треках.

      • February 1, 2022 at 11:00

        Да, я имел ввиду карты проектов. Приведу пример, я ушёл в развитие обезьян и имел 5 различных видов в своём зоопарке. Соседка по столу тоже успела приобрести какое-то количество мартышек. Остальные игроки специализировались на других видах.

        Под конец игры выходит сразу три карты спец.проектов. Одна из них на обезъян, которая даёт 5 ПО, вторая на микроскопы, которых я тоже успел нагрести по полной. Третья на континенты. Я забираю две себе, третью берет себе второй игрок и при первой же возможности мы их разыгрываем и игра завершается.

        Кроме того, это абсурд, что карты спец проектов в колоде приносят больше ПО, чем карточки финальных целей, половину из которых ещё и выполнить в пару раз сложнее.

        Ещё одна проблема, которая ощутилась в последней партии, это то, что в конце игры случается ситуация, что тебе приходится делать кучу ненужных и не актуальных (либо очень слабых) больше действий с карточек только ради того, чтобы прокуюрутить карты действий и дождаться пока карта ассоциаций получит достаточный вес.

        • February 1, 2022 at 12:38

          Хм, абсолютно не вижу проблемы. Это же элемент игры (хотя понятное дело, что это может не нравится). Ты всегда держишь в уме, что кто-то может сыграть выпуск на волю и получить 5 СП. А тут ещё проекты лежали на виду. Глянул, 5 СП только у тех, где выпускаешь животное на волю и значки науки, террейна. Плюс, разрывы по местам в этих проектах специально только 1 СП, нежели в стандартных. Повторюсь, всё, что связано с выпуском на волю, легко реализуемо, тебе надо всего одно животное. Наука тоже легко копится. Да, ещё нужно помнить, что выпуск на волю заставляет сбросить животное, и ты откатываешься по второму треку назад. Да и сыграть проекты не так легко, особенно, два за раунд, когда дважды нужно силу 5 и 3 рабочих.

  2. tms
    February 7, 2022 at 20:11

    убедил окончательно что придётся брать 🙂 вот только где и когда репринт появится непонятно

    • February 7, 2022 at 20:35

      Кажется, в марте будет новый тираж, вероятно, можно уже предзаказать в магазинах ).

  3. February 10, 2022 at 13:20

    Хорошо, если МХ к концу года выпустит ☹️

    • KittenLS
      February 10, 2022 at 14:35

      Они молчат пока, но если предзаказ осенью а игра через год то ждать смысла нет, я уже решил что в марте как завезут с Европы потяну.

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.