Home > Teotihuacan: City of Gods > Teotihuacan: City of Gods – тайны ступенчатых пирамид

Teotihuacan: City of Gods – тайны ступенчатых пирамид

Обзор Teotihuacan: City of Gods – новинки от Daniele Tascini, автора Tzolk’in и Voyages of Marco Polo.

Теотиуакан – древний город, расположенный неподалёку от столицы Мексики. Возраст его примерно 2 тысячи лет. Вообще, некоторые учёные не считают Теотиуакан городом, а называют его скорей тщательно спроектированным архитектурным ансамблем, сосредоточенным вдоль широченной четырёхкилометровой Дороги мёртвых, вымощенной огромными каменными плитами.

Основная достопримечательность Теотиуакана – это, несомненно, величественные пирамиды. Самой старой является пирамида Луны, а самой высокой – пятиярусная пирамида Солнца высотой 64 метра.

В городе жили более 150 тысяч человек, но пришедшие сюда позже ацтеки застали лишь руины и назвали их “Теотиуакан” (Город богов). Очень много загадок несёт в себе это место… и дело даже не в таинственных пирамидах. До сих пор не найдено никаких зацепок, которые могли бы хоть что-то поведать об этой древней цивилизации, а главное, почему жители оставили Теотиуакан в период его расцвета.

Извиняюсь за сие лирическое отступление, но искренне надеюсь, что оно хоть немного позволит вам проникнуться темой игры, ибо сам процесс не блещет погружением в атмосферу древнего Теотиукана. Коробку словно надолго оставили под палящим мексиканским солнцем, из-за чего игровой процесс высох, а все компоненты выцвели. Взгляните только на поле и тайлы. Хотя стоит отдать авторам должное за то, что они обыграли и Дорогу мёртвых, и строительство пирамиды Солнца, которая гордо занимает центральное место как на игровом поле, так и в качестве источника победных очков.

Шутки шутками, но, если честно, вживую игра выглядит не так блекло и скучно. Если присмотреться, то на коробке и вокруг игровых локаций можно заметить и местных жителей, снующих туда-суда, и даже некую живность. Кстати, само поле и тайлы стилизованы под каменные плиты, изношенные временем. Лайфхак, как замаскировать потёртости!

Понравилось исполнение частей будущей пирамиды, они сделаны из какого-то суперлёгкого дерева. Порадовала и чёткая иконографика на тайлах локаций, на которые придётся часто заглядываться. Единственное, чего мне тут не хватает, это кастомных кубиков. Цветные китайские выглядят уж очень дёшево и убого.

Что касается игрового процесса, то, как я уже говорил, вертится он вокруг строительства пирамиды. Причём в буквальном смысле этого слова. Игроки перемещают кубики рабочих по локациям, расположенным по кругу, собирая ресурсы и выполняя всяческие действия, преобразующие эти ресурсы в очки. Ключевая фишка игры – зависимость выгоды действия от числа кубиков и их значений. Но обо всём по порядку.

Подготовка преимущественно заключается в выкладывании всякого добра на поле. Сперва следует случайным образом разместить по кругу 6 локаций с действиями и заполнить соответствующими тайлами так называемый дворец, поле технологий, поле декора и треки храмов.

Далее в зависимости от количества участников нужно заготовить фундамент для пирамиды, выставив начальные плитки. Как именно, указано в правилах.

Ну и наконец, перемешав кучу жетонов открытий, их необходимо выложить в специальные места на некоторых локациях, на треках храмов и на треке Дороги мёртвых. Последние штрихи – это диски раундов и фишки зданий.

Арсенал игрока тут минимален: 4 шестигранника рабочих, один из которых кладётся в зону вознесения рядом с Дорогой мёртвых; и набор дисков-маркеров, которые занимают свои позиции на треках храмов, победных очков и дороги. Шесть дисков остаются, ими по ходу партии помечаются приобретённые технологии.

Стартовый капитал и начальные локации рабочих определяются вытягиванием четырёх случайных плашек бонусов, из которых нужно выбрать две. Циферки внизу укажут, куда нужно выставить кубики, остальное – халява в виде ресурсов, первых шажков по трекам храмов, тайликов открытий или даже сходу изученных технологий.

При игре вдвоём-втроём для нейтральных рабочих тоже тянутся бонусные плашки, но лишь для того, чтобы искусственно населить локации. Так что это ничуть не напрягает.

Партия длится три эпохи, именуемые затмениями (видимо, цивилизации), или пока не будет достроена пирамида Солнца. Каждая эпоха идёт определённое число раундов, но может завершиться и быстрей, так как маркер времени сдвигается не только после того, как все походят, но и после каждого вознесения. Вознесение случается, когда рабочий прокачивается до шестёрки.

В свой ход игрок передвигает один из своих кубиков по часовой стрелке на расстояние от 1 до 3 локаций и выбирает один из трёх вариантов: выполнить основное действие локации, поклониться богам или собрать какао.

Перед основным действием всегда нужно проверять наличие других рабочих. Ибо за каждый цвет (даже свой), присутствующий на локации до прихода, придётся заплатить по одному какао. И только потом можно выполнить действие.

Выгода действия определяется по табличкам. Чем больше твоих рабочих скопилось и чем выше их значения, тем лучше. Символ кубика с точкой и плюсиком означает, что после действия игрок переворачивает один из кубиков на следующую грань. Таким образом, трудясь, рабочие попутно набираются “опыта”.

Как только кубик переворачивается на шестёрку, он моментально становится опять единичкой и отправляется на первую локацию дворца. При этом игрок получает неплохие бонусы: продвигается по треку Дороги мёртвых и выбирает одну из пяти плюшек вознесения. Как я уже говорил, этот своеобразный уход на пенсию заставляет двигаться маркер времени, подгоняя игроков.

Теперь пробежимся по основным действиям.

На ресурсных локациях добываются дерево, камень и золото.

На поле технологий за золотишко покупаются постоянные свойства, обычно дающие дополнительную выгоду при выполнении действий на определённых локациях. Если технологию уже кто-то занял, то ты тоже можешь без проблем её изучить, но сопернику достанется 3 очка.

На поле знати за дерево строятся здания, приносящие очки, и прокачивается трек Дороги мёртвых.

На поле строительства за дерево и камень выкладываются части пирамиды. Тут очки присуждаются не только за уровень, но и за совпадение накрываемых символов.

Если совпадение пришлось на цветной символ, то игрок ещё и продвигается по соответствующему треку храмов.

На поле декора за золото на пирамиду можно выкладывать специальные тайлики. Они тоже приносят очки за совпадение символов и позволяют подниматься по трекам храмов.

Стоит добавить, что возведение пирамиды и её декорирование продвигает игрока по треку строительства, что тоже даёт очки в конце каждой эпохи.

По основным действиям вкратце всё. Что касается поклонения богам, то его можно совершить только в локациях, где есть зоны с ключиком. В этом случае игрок не платит какао за других, а просто выставляет кубик на клетку с ключом и получает указанный бонус. По желанию можно скинуть одно какао, чтобы дополнительно взять жетончик открытия.

Отдельно стоит упомянуть локацию дворца, где нет основного действия, зато имеется три специальных места-тайла для поклонения, они выкладываются случайным образом в начале партии.

Кубиком, выставленным в зоне поклонения, нельзя пользоваться, он считается залоченным. Отлочить все такие кубы можно во время своего хода за 3 какао. Ежели случилось так, что все кубики игрока недоступны, а какао нету, то придётся тратить весь ход, чтобы вернуть их бесплатно. Ваш кубик, к слову, может высвободить и соперник, выбив своим за 1 какао.

Как видно, какао тут – самый востребованный ресурс. Есть множество вариантов, как его добыть: на некоторых производственных локациях, за продвижение на зелёном треке храмов, за бонус вознесения или за жетончики открытия… Но самый простой способ – это воспользоваться третьей опцией в свой ход и, примазавшись к скоплению чужих рабочих, собрать какао за каждый цвет +1.

Трижды за игру, после того, как маркер времени достигает чёрной фишки, происходит подсчёт очков за успехи на треках строительства и Дороги мёртвых, а также за наборы уникальных масок, нарисованных на некоторых жетончиках открытий. Кроме этого, в конце каждой эпохи нужно кормить рабочих какао в зависимости от их значений.

После третьего затмения или при возведении пирамиды добавляются ПО за предпоследние ступени на треках храмов. Получается, что основной очковый багаж составляют ПО, набранные по ходу партии, и промежуточные скоринги треков и масок.

Впечатления

Хороша, чертовка! Вроде ничего мега-революционного, но сразу же погружаешься в этот гигантский рондель и круговорот рабочих. Игра не на кропотливое планирование, а на видение вкусных комбинаций и эффективных ходов. Этакая головоломка, преимущественно тактическая, но частенько пронизанная несколькими долгосрочными перспективами.

Несмотря на витиеватость и где-то даже неинтуитивность, правила усваиваются на удивление быстро. Да их, в принципе, не та уж и много. Специально глянул: если опустить сетап, то занимают они всего десять страничек. Костяк так вообще простейший: пришёл на локацию и выполнил либо указанное в табличке действие, либо поклонился богам, либо взял какао. Остальное – различные нюансы треков, бонусов и прочего.

Взаимосвязь ресурсов с действиями тоже на поверхности: камень нужен для строительства пирамиды; дерево – тоже, а также для выставления белых домиков; золото идёт на декор и изучение технологий. Всё, ничего сложного.

Возможно, поначалу из общей картины будут выбиваться зоны поклонения, но потом они тоже придутся ко двору в попытках собрать сеты из масок или успеть подняться на последние ступени храмов.

Кстати, для первых партий можно опустить часть подготовки и использовать уже заранее нарисованные на поле локации, технологии и т.д., а также взять стартовый капитал, предписанный правилами, а не выбирать его посредством бонусных тайликов. Это заметно упростит и ускорит сетап.

Повторюсь, игра очень приятно нагружает мозг поиском оптимальных решений, а постоянная нехватка какао вносит толику напряжения. Отрадно, что каждое действие сразу же приносит видимую выгоду, будь-то ресурс, очко, продвижение по треку или бонусный жетончик.

Особенно же тешат душу моменты, когда удаётся запустить цепочку мелких позитивных для тебя событий. К примеру, удачно пристроить к пирамиде тайлик декора, который позволит продвинуться аж по двум трекам храмов. Новые ступеньки треков тоже принесут плюшки, а использование локации декорирования ещё и активирует технологию на дополнительные очки. Поиск и реализация вот таких вот многоходовочек доставляет истинное удовольствие и является первостепенной задачей на партию. В принципе, успех заключается в синергии между выбранными источниками победных очков и бонусов. Одно должно подпитывать другое.

Более того, таких комб и мини-стратегий тут предостаточно. Отвечает за вариативность случайная раскладка практически всех элементов игры. Тайлы дворца, технологии, бонусы храмов, открытия, стартовые бонусы игроков – всё это делает каждую новую партию не похожей на предыдущую.

Не забываем ещё и про случайное расположение шести локаций, оно тоже привнесёт свою лепту в переосмысление последовательности действий.

Что ещё добавляет задора, так это менеджмент рабочей силы. Это и постоянная головная боль из-за какао, и эффективная логистика, а также своевременные поклонения и уходы на пенсию. Ведь даже вознесение, превращающее кубик обратно в единичку, может стать единственным спасением, позволяющим в нужный момент телепортировать рабочего на поле дворца.

Взаимодействие тут только в виде налога за рабочих разных цветов, но следить за выбранными путями развития соперников нужно очень тщательно. Если проворонить вкусную кормушку, то соперник сможет безнаказанно грести хорошие очки и, тем самым, серьёзно вырваться вперёд. Всё тут связано таким образом, что конкуренция за один источник ПО ощутимо снижает его привлекательность. Схожая ситуация и с выбором одинаковых локаций, действия на которых становятся дороже.

Масштабируется игра числом раундов в каждом затмении. Если участников двое-трое, то добавляются нейтральные рабочие. Я не заметил какой-то ущербности в дуэли, играть было так же интересно. По времени максимально часа два, но чаще полтора, если никто не зависает в раздумьях. Плюс, вторую и третью эпохи заметно ускоряет фишка с вознесением.

Да, наверное ещё стоит упомянуть и соло-режим, который специально разработал другой дизайнер, Dávid Turczi (Trickerion, Anachrony). Я в одного не пробовал, но может для кого-то это важно. Там идёт специальный набор тайлов и правила аж на 5 страниц.

Если задуматься о каких-то претензиях, то к отсутствию кастомных кубов (это скорей мой личный пунктик) я бы ещё добавил возню на треках и с различными жетончиками и тайлами. Со временем всё устаканивается, но в первых партиях вы обязательно будете забывать о треке строительства, фишке времени или докладывать новые жетончики открытия.

Идеи со старением кубов и зависимостью силы эффекта от числа рабочих не новы. Первое встречалось, например, в Praetor, а второе – в Yokohama или даже в Voyages of Marco Polo (при походе на рынок). Треки храмов так вообще позаимствованы из хита автора Tzolk’in. Но подобное сочетание всё равно воспринимается довольно свежо и самобытно. А главное, ощущения от процесса для меня не стали какой-то беззубой вторичностью, игра действительно цепляет и не утомляет чрезмерной переусложнённостью.

Если нравится что-то типа Trajan или вышеупомянутых наименований, и вы не прочь отведать очередного point salad-а, то советую присмотреться к Teotihuacan. Да, может обёртка не самая привлекательная, но игра отличная. 8/10.

  1. January 7, 2019 at 02:47

    Я смотрю на правила и количество всего и вся и просто боюсь начать осваивать))) Хотя, вот сегодня изучили и сыграли партию в Cerebria, а в ней правила и количество нюансов просто зашкаливает)))

    • January 7, 2019 at 12:37

      Не боись, там всё очень просто. Думаю, что однозначно проще Cerebria 🙂

  2. Deniss Ohakas
    January 7, 2019 at 12:30

    Игре в топе моего вишлиста… Но её, к сожалению, нигде не купить сейчас. Похоже, весь первый тираж был распродан на Essen’е 🙂

    • January 7, 2019 at 12:39

      Да, на выставке был sold out. На BGG издатель пишет, что в Европу плывёт второй тираж, в январе должен появиться в продаже. А потом ещё один в марте-апреле.

  3. Jekaterina
    January 7, 2019 at 13:45

    Подскажите пожалуйста, где можно преобрести данную игру?

    • January 7, 2019 at 14:47

      Ждать новый тираж. Потом появится повсеместно. Если на русском – то 15 января будет кампания по предзаказу на CrowdGames.

  4. January 7, 2019 at 14:52

    Коимбру ещё не пробовал? 😉

    • January 7, 2019 at 16:11

      Ноуп. Но спасибо, что напомнила. Подвину её в очереди вперёд. Может, на этой неделе сыграем 🙂

  5. Anonymous
    January 7, 2019 at 19:30

    Interesnij obzor. Po vidimomu moi stil igri. Nuzhno budet bolshe porazbiratsia. Naskolko ja ponial iz obzora, to kubiki eto tolko kak markeri (navrode biblios). A vot po povodu etix kubikov to neudivlius chto v blizhaishee vremia pjavitsia sootvetstvujųshchie kubiki.

    • January 7, 2019 at 22:10

      Всё верно, кубики не кидаются, а просто переворачиваются, когда получают опыт.
      Кстати, автор проговорился, что нечётные числа на технологиях специально, т.к. будет дополнение с чётными 🙂
      Может, в нём кубики увидим. Или действительно отдельный apgrade pack выпустят.
      Хм… вспомнил, что хотел поискать кубы на алиэкспрессе!

      • January 9, 2019 at 09:20

        Напиши, если найдешь что-нибудь подходящее)

      • Anonymous
        January 9, 2019 at 22:09

        Nu esli posmotret tvorceski to mozhno brat ne kubiki a raznie (po tolshchine :)) meeply (ili kakie nibud’ drugie figurki).

        • January 9, 2019 at 23:43

          Дааа, но вот только трудно ориентироваться будет. Даже если миплы с цифрами – таблицы будут с толку сбивать.

        • Anonymous
          January 10, 2019 at 11:19

          Znachi nuzhni meepli ne s chislami a s tochkami 😀
          (Prakticheski mozno i samomu sdelat’)

  6. Калинин Дмитрий
    January 9, 2019 at 14:27

    Спасибо, за оперативный обзор)
    Теперь есть возможность взвешенно оценить брать её на предзаказе или нет

    А вот как по мне арт это одна сильных сторон игры, мне с первых фотографий внешний вид приглянулся.

    • January 9, 2019 at 23:46

      Мне кажется, что в финальной версии они чутка добавили цвета. Помнится, что первые фото были совсем больничными какими-то :Р

  7. Иван
    January 10, 2019 at 21:38

    Отличный обзор. Спасибо автору. Жду теперь инфу по цене и комплектации русской версии. И начинаю копить

  8. Igor
    • January 10, 2019 at 23:50

      Да, идеально. Ох, но 7 евро за штуку… жёстко. Есть маленькие по 2.34… но 16 штук – это почти, как игра :Р
      Но зато оно существуют в розницу тоже! 🙂

  9. Anonymous
    January 11, 2019 at 11:27

    Спасибо за обзор! В каком порядке перечислил бы Teotihuacan, Tzolk’in и Marco Polo который больше всего нравится?

    • January 11, 2019 at 12:36

      Нуу… каждая нравится чем-то своим. Выделил бы наверно Tzolk’in за оригинальность. С допом очень хороша.
      Marco Polo и Teotihuacan на одном уровне со своими плюсами. MP – это уникальность персонажей и менеджмент кубов, Т – хитрая логистика и прокачка рабочих.
      Хотя последние выигрывают у Tzolk’in-а за счёт более короткого времени партии и лучшей масштабируемости на меньшее число игроков, поэтому в них наиграли заметно больше.

  10. misha2001m
    January 11, 2019 at 13:22

    Володь, а ты можешь составить топ-30 своих любимых евро?
    Тити-кака туда войдет?

    • January 11, 2019 at 13:28

      Ну ты со своими глобальными и провокационными вопросами :Р. Для этого нужно лезть на BGG и проводить серьёзный анализ!
      Если навскидку, в десятку точно не войдёт, но в 30-50 вполне вероятно.

  11. Sergey Grigorash
    January 19, 2019 at 16:22

    Спасибо за обзор, как всегда интересно. Но было бы любопытно узнать, какому проценту читателей нужен такой подробный пересказ правил. Не думали запустить опрос? ))

    • January 20, 2019 at 14:12

      Не знаю, если честно. Но сам стараюсь правила как можно сжато рассказать, не теряя особых фишек игры. Просто тут много разных действий. А так, я кучу нюансов опустил. Вообще, как по мне, лучше, когда правила есть, если что, их всегда можно не читать.

  12. Comrado
    April 27, 2020 at 19:34

    Игра хороша, но есть проблема в балансе стратегий. Стратегия пирамиды вчистую побеждает все прочие стратегии. Я не нашел ни одного способа выиграть у того, кто только строит и украшает пирамиду, кроме как тоже строить и украшать пирамиду. Ни дороги храмов, ни строительство домов, ничего. Выложи всего один кирпич пирамиды даже на первый уровень, и 3-4 победных очка твои, плюс Алтарь пирамиды (еще 4+ очков при затмении), плюс продвижения в храмах. На мой взгляд, очень серьезный дисбаланс.
    Может, я что-то упустил?
    Случалось кому-нибудь побеждать в игре, не притрагиваясь к пирамиде?

    • April 27, 2020 at 23:20

      Пирамида – центральная часть поля, плюс название игры тоже намекает на то, что основное в игре – строительство. Поэтому пирамиду нельзя игнорировать, на ней зарабатывается много очков. Но параллельно строительству происходит много чего, над чем нужно думать, и что варьируется от партии к партии, в том числе, многое зависит от стартовой раскладки тайлов.

      На BGG было пару постов на эту тему, и люди, сыгравшие по 200 партий говорили, что несмотря на потенциал стратегии пирамиды, в игре полно других факторов и переменных, которые серьёзно влияют на выбор оптимальных действий. Т.е. другими словами, это не дисбаланс – это фича 🙂

      • Comrado
        April 29, 2020 at 08:05

        Владимир, а где можно посмотреть эти посты? Я бы глянул. Догадываюсь, что там имеется в виду (разные варианты добыть ресурсы для строительства), но все равно интересно.
        Фича, говорите? 😉
        Провел эксперимент. Поставил одному игроку цель – достичь вершины красного храма, пока второй только строит и украшает пирамиду. Разрыв на финише – 30 очков в пользу строителя. 30, Карл!!
        Вот бы запилить опрос: в партии, которую вы ВЫИГРАЛИ, как высоко поднялись в любом из храмов?
        (Вангую: 4-5 ступеней)

        • April 29, 2020 at 09:00

          Например, тут:
          https://boardgamegeek.com/thread/2083945/article/33692538#33692538
          Там можно полистать форум, было ещё несколько статей. Но все они сводятся к тому, что строительство нельзя игнорировать, и многое зависит от того, какие технологии вышли. Плюс, как и во многих играх, нужно контрить соперника, т.е. если один будет заниматься лишь пирамидой, то он скорей всего победит. Строить нужно всем, и там уже зависит, насколько эффективно игроки занимались остальными делами.

        • Comrado
          May 3, 2020 at 12:31

          Владимир, спасибо за ссылку.
          Вам доводилось играть против Теотибота?

        • May 4, 2020 at 00:50

          Не, с ботом не пробовал, но если карантин затянется, то есть все шансы ))

        • Comrado
          May 4, 2020 at 20:50

          Попробуйте. Бот играет невероятно сильно.
          Интересно будет узнать Ваше впечатление.
          Я даже начал сомневаться, что при игре с ботом надо выставлять нейтральных работников. В правилах подготовка к игре с ботом прописана несколько туманно, но с нейтралами игра просто становится жестью.

  13. Comrado
    May 11, 2020 at 15:56

    Поздравьте, я таки выиграл у бота (много довольных смайликов).
    Играл на стандартном сетапе (без накладных планшетов и карточек вождей). Хотел бросить все силы на строительство домов, но все равно пришлось строить пирамиду (грустный смайлик).
    Надо сказать, что теотиботу сильно не везло. Так получилось, что он почти не выполнял основных действий, т.к. не было его работников на нужных планшетах, и поэтому бОльшей частью собирал ресурсы. За всю игру он не добавил к пирамиде ни одного кирпича, и построил только 1 дом и добавил 1 украшение. И тем не менее: бот, который почти ничего не делал, набрал 144 очка.

    • May 11, 2020 at 22:18

      Поздравляем-с! 🙂
      Нужно как-нибудь попробовать.

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.