Второй сон в Etherfields
Продолжаем проходить Etherfields и формировать мнение об игре.
Как я уже писал в прошлом отчёте (подборка ссылок ниже), старт кампании не задался, и первый сон в заброшенном магазине вызвал тревожные ощущения: сценарий показался скучным, а развитие персонажей практически не наблюдалось. Проще говоря, после первого не обучающего сна нам немного взгрустнулось.
Но второй забег вселил надежду. Во-первых, мы наконец-то добрались до покупки новых карт влияния. Во время дремоты наткнулись на торгаша (да, там не только злые сущности встречаются) и смогли потратить накопленный эфир на свеженькие карты.
Напомню, что при покупке игрок тянет три случайные карты влияния из внушительной стопки рынка, после чего может приобрести хоть все. На рынке много новых уникальных карточек, но встречаются и копии тех, что уже имеются в стартовых колодах.
Моему персонажу очень желательно пополнение колоды, так как для личной цели требуется выложить четыре зелёных карты прогресса, а в его арсенале зелёных лишь две. К счастью, удалось раздобыть третью.
Второй раз мы уже закупились после выполнения сценария, дотопав до рынка на поле сновидений. К слову, раскачка колод на данный момент кажется довольно важной штукой, ибо начальные 20 карт прокручиваются очень быстро. Это бросилось в глаза, когда к концу второго сна у всех с лёгкостью накопилось по четыре ранения.
Так вот, повторюсь, первая маленькая радость – это долгожданное пополнение колод персонажей. Второй же позитивный момент – сам сон, который показался намного интересней скитаний по длинным тёмным коридорам, где только и требовалось, что зачитывать устрашающие параграфы и накидывать жетончики угрозы.
На этот раз перед нами предстал милый светлый парк с секретом, который заключался в том, что его локации можно было крутить. Занятным оказалось и задание – приручить собаку косточкой и найти выход из парка. Да и сами истории были хоть и немногочисленными, но гораздо более интригующими и цельными. Вдобавок, по ходу прохождения открывалось всё больше так называемых “записок”, которые могут пригодиться в последующих снах.
Но и это ещё не всё. Ввелось такое понятие, как новые и старые сны. Это означает, что в некоторые сны можно нырять второй раз, и, несмотря на то, что задание остаётся неизменным, отдельные контакты открывают для героев иные возможности (например, доселе невиданные находки). Теперь я понял, для чего тут советуют делать заметки.
Ну, и третий позитивный момент – с каждым сценарием у игроков появляется более широкий спектр действий в свой ход. Помимо взаимопомощи, когда во время траты жёлтых/зелёных/красных значков, товарищ может скинуть с руки карту с соответствующим символом и добавить к результату единицу, появилась дополнительная опция для применения голубых камней. Их теперь можно тратить не только на перебросы, но и для получения двух значков любого цвета. Кроме того, эти самые камни в любой момент можно “купить” за эфир.
Всё это значительно облегчает героям жизнь, позволяет помогать друг другу при контактах и, следовательно, быстрее продвигаться по сну, избегая скучных или вовсе холостых ходов.
После этого забега могу сказать, что эта громадина с тонной карточек и жетонов потихоньку начала раскрываться. Если первые два сна мы только и делали, что с трудом пробивались сквозь ужасно написанные правила, а взамен практически ничего не получали, то к третьей попытке игра начала вознаграждать своим потенциалом. Хотя, корявые правила и куча нюансов, к сожалению, раздражают в той же степени. Нужно будет прошерстить BGG, может, там уже какую путную памятку выложили.
Итого, из положительных моментов на данный момент отмечу: мои любимые накладки, меняющие карту сна/сценария; разнообразие этих самых снов (но тут сеттинг очень хитрый – можно напридумывать всё что угодно); всякие штуки, которые могут повлиять на дальнейшее прохождение; богатый арт (очень много уникальных и не халтурных иллюстраций на карточках и локациях).
Из негативного/неоднозначного: паршивые правила; много возни с компонентами; сложности при сохранении, “откаты” честно нажитого при поражении.
Если с первыми тремя пунктами можно либо смириться, либо попытаться их как-то облегчить, то последний и, на мой взгляд, самый важный решается очень просто – после смерти персонажа просто начинайте с того момента, на котором сохранились ранее. Игра всё-таки на историю и на позитивное времяпрепровождение.
Да, не пренебрегайте подсказками на картах врат или прочих компонентах, иногда там действительно дельные советы. Более того, врата часто намекают на то, чего ожидать от данного сна.
К слову, один из советов касается дремоты. Да, дремота не радует разнообразием, ведь, по сути, это повторяющееся видение, которое немного видоизменяется. Но с другой стороны вы уже знаете, каких испытаний ждать. Порой эти испытания совсем несложные, поэтому время в дремоте можно потратить на то, чтобы подкопить драгоценных камней или выложить карты прогресса. То есть, подойти к сценарию-сну более или менее подготовленными.
Как-то так. После этой сессии забрезжила надежда, что дальше будет только лучше и интересней. Продолжу держать вас в курсе. Оценку побаиваюсь ставить, вопросов всё ещё много.
Прошлые статьи:
Обзор компонентов
Обучающий сон
Первый сон кампании
Владимир, спасибо за впечатления, как всегда приятно читать Ваше мнение. Слежу уже давно за Вашим блогом. Вижу, что любите сюжетные настольные игры. Возникает вопрос, а настольные ролевые игры не пробовали? Прежде всего DnD 5e, который как раз в 5й редакации наиболее гостепреимен к новичкам. Кроме того, сейчас в стартовых приключениях ДнД уже предусмотрен и вариант меньшего количества игроков (раньше все планировалось на 4-6 плюс ведущий), в том числе и 1 игрок и 1 ведущий. Если настольные РПГ не пробовали, очень рекомендую:) От ведущего конечно необходима подготовка и опыт, но с другой стороны, здесь возможно воплотить все что угодно, в любом сеттинге и с максимальной гибкостью для игроков (в том числе и для совсем мальких :)), включая возможность закончить партию когда угодно. Конечно, одна кампания в РПГ может растянуться спойно и на год, но с другой стороны, как у очень качественного сериала, ждешь каждой новой серии:) и на этот уровень, к сожалению, пока не одна настолка не дотягивает:( хотя вижу, что в новых играх от FFG они пытаются с помощью приложений этого достигнуть (или тот же Forgotten Waters, где и озвучку завезли). Сам играл и уважаю Descent, Mansions of Maddness, Star Wars Imperial Assault, 7th Continent, Gloomhaven.
Если интересно, то для ознакомления на русском есть очень классный ресурс – “Вечерние Кости” (ссылка на вводный модуль внизу, причем реально смешно:)). Из иностранных это конечно Critical Role который задал конечно золотой стандарт, до которого нам конечно тяжеловато добраться, так как речь о профессиональных актерах озвучки:). Если вдруг будут вопросы, то, пишите, с радостью отвечу.
Привет! Да, когда-то давно пробовал разок по Ктулху, было очень любопытно (после того, как натолкнулся на видео от Братца Ву). Плюс, у друга уже был опыт ведения сессий, поэтому организовать не было проблемой. Я, кстати, даже небольшой отчёт вроде бы писал. Если вкратце, то я, видимо, ещё или не созрел для такого типа игр, или это просто не моё. Мне очень важна визуальная составляющая и нужен чёткий свод правил и ограничений. Скудность фантазии или нежелания чего-то там выдумывать/представлять не позволяет получать должного удовольствия. И вот этот момент “свободы и гибкости” для меня скорей неоднозначен и является минусом, чем преимуществом. А в таких играх, как, например, Tainted Grail – сюжетная составляющая подана именно так, как нравится, и как я это с лёгкостью воспринимаю. А ролевые игры – это уже иной пласт, иная “культура”, почти как видеоигры, которые я тоже не воспринимаю)).
Ну у РПГ я тоже долго вокруг да около ходил, похожие причины, как пишешь, сдерживали, особенно визуальная составляющая. Но в итоге, попробовали и уже год как не оторваться, причем я из позиции ведущего и игрока говорю. Визуальная составляющая там очень сильно зависит от ведущего – вариант с отыгрышем в воображении (каким изначально был ДнД), уже по-моему мало кто играет. Существуют тонны разных карт, конструкторов подземелей, фигурок и много всего другого для ДнД. Wizards of Coast, все-таки компания, принадлежащая Hasbro :), так что фигурок тоже много. Лично мы при игре используем и вручную сделанные карты (можно конечно и самому от руки нарисовать), богатые на детали (ресурс Inkranate), используем раскрашенные фигурки из Warhammer (по уровню деталей мало им кто даст фору :))
и соответсвующую музыку для создания атмосферы.Не знаю как Ктулху, но в ДнД правила есть и они вполне себе понятные – в 3й редакции их было даже слишком много, в 5ке они наиболее близкие к современным настолкам. При этом на их электронном сайте DndBeyond любое правило можно найти без проблем. Здесь также хочется отметить и то, что любые логичные действия, которые игроки могут придумать, можно реализовать – например маленький гоблин захотел залезть на шею варвару великану, чтобы тот его в бою бросил в атаку на врагов? Пожалуйста, есть под это правила. можно использовать. Есть в кармане бутылочка с кислотой и игроки решили ей открыть замок сундука, или решили уболтать главгада, пожалуйста, можно попробовать:). А что касается историй, то вышло уже много целых кампаний-приключений (книжки по 200 страниц) где вполне себе интересные истории рассказаны, с описанием персонажей, главных злодеев, городов, монстров и т.д. Но конечно согласен, что первоначальная инвестиция времени именно по вниканию в сам свод правил для ведущего, безусловно больше. Но для игроков, кроме создания персонажей, все достаточно просто 🙂
Спасибо за ликбез! Это ж сколько времени надо, чтобы во всём разобраться. А потом ещё собрать людей и найти время на кампанию. Видимо, поэтому пока ближе настолки. Открыл, прочитал небольшую книжку правил и сходу начал играть :Р.
Ну Вы осилили Gloomhaven, 7th Continent и Tainted Grail, так что не такая уж и большая разница с точки зрения время затрат:) Но понятно, на вкус и цвет все фломастеры разные:) Удачи 🙂
Владимир, спасибо большое за регулярные отчёты. Очень интересно читать. 🙂
А мы наконец закончили прохождение Грааля (базовой коробки) и впечатления неоднозначные. Отличный арт, отличный художественный текст, очень яркие положительные впечатления от первых глав. Но вторая половина с точки зрения геймплея запомнилась каким-то сплошным потоком рутины (то, что в компьютерных играх называют словом “гриндинг”). То есть большинство решений принимаешь уже на автомате, машинально играешь только чтобы дальше по сюжету продвинуться. Да и сюжет с огрехами: например, в одном месте дают вроде как судьбоносный выбор А или Б. Но если выбираешь Б, то тебе говорят – нет, все равно будет А. Или в другом месте просят тайну локации разгадать. Но вместо какого-то разгадывания нужно просто все перебором во все места сходить.
В общем, сложилось впечатление, что Awaken Realms двигается сейчас в сторону количества, а не качества. Отзывы о других кампаниях Грааля на bgg достаточно сдержанные. Etherfields, судя по вашим впечатлениям, тоже неоднозначным получился. Посмотрим на iss vanguard – особых ожиданий нет, но буду рад ошибиться. 🙂
Поздравляю с завершением кампании! Мы, кстати, недавно вспоминали, какая печальная концовка у нас сложилась: деревни все погорели, никого толком не спасли и т.п. :Р. Просто, если продолжать с дополнениями, туда же статусы и прогресс как-то переносится, и вот у нас с этим делом плохо будет )).
По гринду и странным решением в той главе, где либо за полчаса проходишь, либо 8 часов скитаешься, согласен – вряд ли мы бы обрадовались, если б достался второй вариант. В игре однозначно тащит история и система статусов/развилок.
По поводу Vanguard, не питал бы особых надежд, что там будет всё идеально. Просто у Awaken Realms уже сложился свой стиль, где они простые и лаконичные вещи превращают в замудренные. То есть, там где нужно брать нож и смело резать, упрощая жизнь игрокам, они, наоборот, наращивают ещё больше нюансов. Поэтому для меня пока все их игры в каком-то месте проседают. И Грааль – не исключение. Хоть я и поставил 9 за великолепные сюжет, и классные ощущения от приключения, когда мы на одном дыхании всё прошли, но если в дополнениях останутся те же недочёты, то немного снижу её.
По-моему это сейчас актуальная проблема многих кикстартер настолок (Gloomhaven скорее исключение). И у Awaken Realms похоже те же проблемы. Тонны ненужного пластика, избыток недоработанных или лишних механик, кривые правила и т.д. Окей, если пластик нужен и вы хотите все профессионально покрасить или использовать в тех же РПГ, хотя тут я бы брал тот же Warhammer или что-то ему подобное а не покупал их игры ради пластика.
По механикам такое ощущение, что поляки хотят создать иллюзию выбора и проработанности РПГ игры или приключения, но в итоге все достаточно тривиально. ISS Vanguard интересен из-за явного вдохновления консольным/компьютерным Mass Effect, котороый очень люблю, но думаю, что опять все засыпят обилием компонентов, толком ничего не оттестировав… посмотрим, что из этого проекта выйдет.
Я ещё думаю, что это “фишка” польской школы. Вспомнить тот же самый Робинзон и Новую Эру от Portal Games. Классные игры, но тоже местами перегружены. Не говоря уже о плохо прописанных правилах. Awaken Realms не исключение. Верю, что они делают то, что им нравится, поэтому не стесняются накручивать разных механик, экспериментировать. Ведь фанбаза уже достаточная, и народ поддержит на Кикстартере. Главное, чтобы они учились на своих ошибках и обращали внимание на критику по своим проектам.
Да, согласен, есть у поляков такая особенность. Робинзон хоть у нас и не пошел после нескольких попыток (по личным ощущениям, кроме карт событий, само исследование острова показалось сильно абстрактным), но он хотя бы по цене в 3 раза дешевле был 🙂 а Etherfields в Чешском ритейле сейчас в районе 150 евро… что как-бы совсем увесисто:( Даже “малыш” Gloomhaven в районе 115 евро, а Jaws of the Lion вообще за 53 евро. Послений я не играл, жду когда прийдет, но ссудя по обзорам в том числе в этом блоге, там явно много музыки за указанную сумму… Чисто с коммерческой точки зрения, я понимаю стратегию Awaken Realms – за счет финансирования игроков они получают нехилый такой кэшфлоу под производство продукта, который еще и не готов на момент сбора денег. Похожий стиль есть и у более чем успешной компании CMON (около 66 сотрудников), которая за счет кикстартера и поднялась. У них вообще, как правило, игры супер простые но прячутся за тонной доп. фигурок и неплохим внешним видом, прежде всего – Zombicide и иже с ними. Тот же Bloodrage сам по себе более чем простая (но не умаляю ее достоинств) игра, но засчет фигурок ценник опять же тройной… Фигурки вцелом люблю, особенно их раскрашивать, но первональную идею кикстартера – помочь одиночным дизайнерам, (рад, что в случае Gloomhaven это как раз сработало) уже серьезные и достаточно большие компании (по крайне мере по меркам индустрии) как вышеупомянутые, сейчас реально эксплуатируют 😦
Хех, есть мнение, что CMON и AR – это, в принципе, пирамиды. То есть, выполняют обязательство по кампаниям до поры до времени, как МММ )). И, честно говоря, глядя на некоторые компании, которые обанкротились, небольшие опасения при поддержке очередного проекта (AR) имеются. Главное, чтобы эта пирамида закончилась не на тебе :Р.
Прикольная аналогия:) настолочный МММ 🙂 Ну из того же CMON, Эрик Ланг же ушел обратно во фрилансинг… не знаю, правда, какие причины для этого были. Время покажет, что с ними будет, по-моему рынок полон всем этим фигурковым беспределом. Хотя все еще интересно, что выдадут FFG с новым Descent. В свое время очень его любил (еще 1ю версию с аналоговой компанией хоть и приходилось только и играть за плохиша overlorda:)) . Учитывая, что приложения для замены мастера игры они тоже все лучше и лучше делали у последующих игр (хотя и не без косяков), то наюсь, что тут все будет еще лучше. По личным ощущениям, механическая основа у Descent была неплохой. К новой версии есть вопросы по внешнему виду персонажей и карт, но посмотрим на готовый продукт… Фигурки уже как у Awaken Realms :), решили походу подключиться к тренду, только хорошо хоть без Kickstarter 🙂 Цена, правда тоже некислая…в США 175 долларов. В европе будет еще дороже.
Мне тоже очень любопытен новый Descent, но не покупать, а посмотреть, что там FFG выпустит на фоне своего заката )). Желаю, чтобы получилось нечто крутое, но слабо верится (. Там тоже всех распустили, остальные поуходили.
Ох, интересно! Интрига закручивается. А то я уж почти разочаровался в игре. Спасибо.
Не за что! Очень надеюсь, что истории персонажей тоже начнут раскрываться. Как и главная линия.