Топ-100: 10-1
Всё, закрываем сотню. Сегодня – моя лучшая актуальная десятка настольных игр!
10 – Pandemic Legacy: Season 1 (18 партий, во второй сезон пока 13)
Игра, подарившая нам 18 обалденных партий, от которых мы не могли оторваться на протяжении нескольких недель. Более того, это моя первая legacy-настолка, поэтому эмоции от всех этих наклеек, вскрытия коробочек и конвертов, а также от развития персонажей и преображения поля были ни с чем не сравнимы. Это подтверждает и Season 2, который пока ничем не удивляет, хотя тоже по своему хорош. Разумеется, в планах приобрести недавно анонсированный Season 0.
9 – Tainted Grail: The Fall of Avalon (18 партий)
Эта игра буквально ворвалась в десятку благодаря своей здорово продуманной книжке историй и открытому миру. Честно говоря, не ожидал, что это мрачное приключение нас так затянет, но три месяца подряд мы безвылазно играли только в Грааль. Превосходная атмосфера и оформление, классный интерактивный сюжет, неплохая вариативность сценариев – для меня это основные плюсы. Есть, конечно, претензии по части замудренных боевых и дипломатических контактов, сбивающих темп, но и тут нашлось место некой комбинаторике, планированию и кастомизации персональных колод. С нетерпением жду дополнений – в них авторы пообещали ещё больше разнообразия и сюрпризов.
8 – Roll for the Galaxy (37 партий)
Roll для меня однозначно лучшая игра на кубиках, в которую я готов резаться хоть каждый день. Динамичная, с кучей комб, а с дополнением Ambition ещё и с бешеной реиграбельностью. Увлекательность кубиковой версии заключается в обуздании случая и постройке мини-движков на заработок монет и очков так, чтобы тайлы между собой активно взаимодействовали, а выбор определённых фаз приносил весомые плюхи. Сохранился тут и характер гонки с “угадайкой” замыслов соперника.
7 – Keyflower (12 партий)
В этой евроигре увлекательно и необычно всё: от аукциона, когда ставки повышаются миплами того же цвета, а тайлы можно использовать прямо с рынка, до развития собственной деревушки, где для улучшения зданий требуется транспортировка ресурсов на конкретный гекс. А ещё тут много прямого взаимодействия, когда ты можешь спокойно наведаться в чужие угодья и начать там хозяйничать, задавая цвет миплов для активации локаций. Здорово и тематично придумано и с получением дополнительной рабочей силы, когда новые рабочие приплывают на лодках. Отличную же реиграбельность задаёт различный выход тайлов-построек на партию, плюс тайные зимние цели. Если же вам и этого мало, то к игре вышло два дополнения Farmers и Merchants, они добавляют животноводство и выполнение заказов, соответственно. Очень самобытная игра, которая здорово загружает мозг и заставляет понервничать.
6 – Underwater Cities (8 партий)
Сочетание “действие с поля + свойство карты” оказалось супер-интересной находкой, которая с первых минут погружает в хитросплетение возможностей и вызывает такое приятное жжение в мозгу из-за неочевидного выбора и потенциальных рисков. Разумеется, каждый ход хочется получать бонус за цвет, но тут уже многое зависит и от правильного планирования, и от выхода карт, и от соперников, которые блокируют действия на поле. Поэтому постоянно приходится выкручиваться: вносить коррективы в распланированную цепочку действий, жертвовать некогда очень нужными картами, что-то откладывать на потом, а что-то, наоборот, впопыхах выбирать сейчас, наплевав на бонус. Подводные города – стопроцентное попадание в мои предпочтения: это и построение карточного движка; и море вариантов развития за счёт толстой колоды уникальных карт; и приятная возня на личных планшетах; и интересный выбор каждый ход, который ограничен доступными локациями и тем, что на руках. Надеюсь, что дополнение благоприятно отразится на позиции в топе.
5 – The New Era (34 партии)
Вот уже с 2011 года Эра занимает почётное место на полке. До сих пор увлекательна, мозголомна и кризисна. Снова моё любимое построение движка, сдобренное на редкость грамотно внедрённым взаимодействием: как взаимовыгодным, так и агрессивным. К сожалению (для меня), после выхода пары дополнений, автор переключился на более попсовые сиквелы с той же ключевой механикой. Вышли, в принципе, хорошие игры: Imperial Settlers, 51st State: Master Set, Empires of the North… но они утратили главную фишку прародительницы – кризисность. Всё ещё мечтаю, что когда-нибудь выйдет обновлённое издание.
4 – Mage Knight Board Game (16 партий)
МК или любят, или ненавидят. Игра специфическая, комплексная, долгая и местами неоднозначная. Но если зацепит, то навсегда. Я ценю её за уникальных героев (прокачку через декбилдинг, жетоны навыков и союзников), огромнейший набор испытаний/врагов, менеджмент маны и нескончаемые интересные связки карт. Историю тут создают эпичные сражения и развитие персонажей, а отнюдь не художественный текст и разнообразие сценариев. Настолько интересно ковыряться с карточками и всё планировать, что я даже пару раз в сольном режиме МК раскладывал, хотя в одиночку играть не люблю.
3 – Terra Mystica / Gaia Project (15 – в первую, 6 – во вторую)
Указал ещё и ТМ, так как очень нравятся обе (и если бы не было Gaia, то на этом месте осталась бы Terra), но для меня Gaia всё-таки чуточку превзошла свою предшественницу. Эта игра – комок хорошо отлаженных механик и прям находка для любителей вдумчивых евроигр. Новичков она может ввести в ступор обилием возможностей и необходимостью безошибочно выстраивать цепочки действий. С другой стороны, процесс затягивает настолько, что увлечь можно любого, главное — правильно подать правила. У игры очень приятная созидательная часть и отлично продуманная соревновательная. Соперники отстраивают свои космические империи, выкладывая симпатичные пластиковые постройки; шаманят с фишками силы, гоняя её по чашам; и попутно выполняют промежуточные и финальные цели. Тема в Gaia ощущается заметно лучше – заслуга в этом логичного дерева технологий, нюансов с зелёными и фиолетовыми планетами, а также хорошо обыгранных свойств рас. К слову, уникальность этих рас и их количество является безоговорочной изюминкой игры. Да и, вообще, с вариативностью у Terra и Gaia всё в порядке.
2 – Eclipse: Second Dawn for the Galaxy (22 партии, но всё в первое издание, во второе пока лишь раз)
Второе место, как и первое, очевидное – это Eclipse. Мне нравится, как в игре здорово уживается элегантность евро и напряжение космической стратегии. Благодаря личным планшетам очень удобно и легко отслеживать параметры своей империи, собирать уникальные корабли, прокачивать треки технологий. Разумеется, не обошлось тут без самобытных фракций – к каждой следует искать свой подход. Eclipse, кроме всего прочего, даёт ощущение исследования космоса, ведь в начале партии на поле лишь один центральный сектор и домашние планеты. Ну, и боёвка на кубах тут к месту – азартная и завязанная на правильных сочетаниях обвеса кораблей. Преобразившись во втором издании, любимая игра стала намного красивей и удобней в подготовке. Плюс, сгладились многие шероховатости, поправился баланс, а там, где надо, упростились правила.
1 – Gloomhaven (82 партии)
Тут без интриги. Не хочется снова петь дифирамбы, вы и всё так знаете. Мне кажется, что 80+ партий и 20+ заметок по игре и её полному прохождению говорят сами за себя. Девятикилограммовый монстр, который смог выйти в свет только благодаря Кикстартеру (вряд ли бы нормальный издатель решился на такое), полностью оправдал надежды, и в нашей компании игра по сей день остаётся самой желанной. Вкладываясь во вторые сборы на Кике (во время первых я не поверил в игру), я опасался только одного – что не зацепит карточная механика действий. Но всё обошлось. Выбор двух карт, многоуровневая прокачка героев и почти безрандомные сражения дают схожие ощущения, что и упомянутый ваше Mage Knight. Только тут это происходит бодрее, имеет кучу сюрпризов и связанную кампанию. Очень жду Frosthaven и, похоже, что Jaws of the Lion тоже буду брать.
Что ж, с топом покончено… даже не верится. Десятка, конечно, по большей части предсказуема, но без неё ведь никак. Чертовски рад, что завершил этот проект. У меня он отнял много сил и времени, особенно, на этапе формирования. В планах обновлять каждый год, только нужно будет придумать, как это удобней и наглядней делать. А пока всем спасибо за внимание, надеюсь, что кому-то мой Топ-100 был интересен.
Прошлые выпуски:
Топ-100: 100-86
Топ-100: 85-71
Топ-100: 70-56
Топ-100: 55-41
Топ-100: 40-26
Топ-100: 25-11
Отличный топ-100 получился, было интересно читать.
Супер! Очень интересно было следить.
Спасибо!
Читал с удовольствием. Спасибо, интересно и познавательно
Класс! Спасибо за интересный топ.
Подводные города высоко забрались))
RollftG в десятке – это супер! У самого 5 партий в базу без допа и где-то 5 с допом.
И на BGA ещё 142 партии. Хочу чтобы скорее туда добавили доп) И Rivalry тоже хочется…
Ну и если тоже некий итог подводить – 8 игр приобретено после ваших обзоров👍
Вот так пишешь, пишешь, а потом люди игры приобретают. Теперь прям груз ответственности :Р
Шикарный топ-100
Даже интересно, что будет дальше?
По топу.
10. Пандемия – класс! Если не играл в первый сезон, но играл в seafall и чартерстоун, имеет смысл играть во второй сезон?
9. Авалон. После ваших обзоров предзаказал, сижу, жду
8. Roll for the galaxy если я правильно понимаю достать сложно, а есть что-то близкое/схожее?
7. Keyfalyer. Тот же вопрос – близкие игры?
6. Подводные города. Покорение марса не очень зашла, сильно похоже?
5. Новая эра. Круто. Реально интересно место этой игры через год-два, удастся ли ей удержаться в топ-5
4. Рыцарь-маг – находка этого карантина, на двоих сыграли уже партий 10. Тут вопрос такой – ваш любимый сценарий и любимый рыцарь-маг? Не хотите сделать обзор 7 рыцарь-магов из всех допов?
3-2. Эх, если бы не космические тематики, то скорее всего бы опробовал. Если они такое высокое место занимают, то придется где-то опробовать)
1. Мрачная гавань. Тут снова респект. Взял после ваших статей, прошли основную кампанию, начали перепроходить, ждем русификации допов и всего остального
Спасибо!
10. Лучше первый, он как-то больше понравился. Хотя вот на днях до половины второго добрались, и там, наконец-то, началась движуха, но всё равно уже не так захватывает. Конечно, если есть опыт других legacy, то этот аспект не в новинку будет, но в отличие от Seafall и Charterstone тут полный кооператив, а это несколько другой опыт.
8. Близкое – Борьба за Галактику :). Если с кубиками… много, где используются кубы в качестве рабочих, но там нет той динамики, и игры ближе к обычным евро.
7. Похожи на Keyflower только другие игры автора. Но среди них, как мне кажется, Keyflower лучшая. Такой хитрый аукцион и транспортировку ресурсов нигде больше не встречал. Разве что, подобная активация своих локаций “нарастающим” числом миплов, к примеру, имеется в Поселенцах. Но это лишь малая часть уникальности Кифлауэра.
6. Игры похожи тем, что нужно комбинировать карты, но в Городах нет того бешеного количества этих карт, всё гораздо скромней. Плюс, ты застраиваешь свой личный планшет, а не общее поле. На поле борешься за действия. Посему, нет повода особо сравнивать, очень много отличий. Стоит попробовать!
4. Если честно, сценарии вообще не запоминаются, да и они не главное для меня. Из последнего помню про шахты что-то было (давно играл). В основном, играем блицы. К сожалению, последнего дополнения до сих пор нет, поэтому всех обозреть не получится. А любимые те, кто утилизирует карты ран себе во благо 🙂
1. И как перепрохождение, всё так же интересно играть?
10 Cпасибо! Первый сейчас особо не достать, может, второй купим)
6 Отлично, через год отпишусь под новым топом)
4 Мы взяли версию от лавки игр, в последнем допе есть отличные сценарии, так что тоже рекомендую) Еще мы распечатали книжку с квестами в деревнях, хорошее разнообразие и дополнительная история при прохождении
1 Пока идет очень медленно, предыдущая компания пока не скоро соберется, поэтому думали перепройти к выходу forgotten circles,
4. Тогда точно надо брать последний доп. Про квесты интересно – нужно будет распечатать, спасибо!
Владимир, благодаря в том числе и Ващим шикарным обзорам у нас в коллекции Проект Гайя, а с недавних пор и Маг Рыцарь.
Правда еще у нас в коллекции есть Twilight Imperium 4, но у Вас ни в списке игр, ни тем более в топах этой игры нет. Вероятно ее место прочно занял Эклипс. Интересны Ваши мысли (про 3-ю редакцию TI читал).
Да, всё верно, Эклипс гораздо больше понравился, хоть он и не такой эпичный. TI просто превышает все допустимые рамки длины партии :). Ну, и TI, так сказать, с абсолютным уклоном в америтреш. А я понял, что меня больше к гибридам тянет. Т.е. если сражения, то пусть это сопровождается какими-то интересными механиками. Про Twilight Imperium 4 ничего не скажу, не пробовал, но, судя по отзывам, короче партии там не стали )). Но тут такое дело… многое от компании зависит. Быть может, если б в окружении народ постоянно рубился в TI, то и я бы проникся.
И спасибо на добром слове!
Предлагаю сделать еще подборку из игр, которые пока не вошли в топ100, потому что мало в них играли или пока не успели сыграть)
Хорошая идея, надо подумать. Некоторые кандидаты имеются 🙂
Мощное завершение отличного топа! Мне правда игры ближе к 10 больше нравится, чем топ3.
Спасибо за ТОП было интересно и полезно – занес несколько игр в вишлист
Tainted Grail уже к сожалению не заказать, были ли какие-то заявления про ритейл или новые пледжи?
Спасибо! Late pledge, как я понял, в конце июня прикрыли, пока ничего не слышал о дальнейшей судьбе. Чтобы быть в курсе, можно в группу игры на фейсбуке подписаться. Или мониторить BGG форум.
4 игры из этой 10-ки попали бы и в мой (условный) топ, весомый довод познакомится с остальными. Пожалуй, мне стоит попробовать Подводные Города и все-таки скинуться с игровой группой на Эклипс
А как же SeaFall?
А что с ним? Он на 41 месте)
“Кубарем по галактике”, Keyflower и “Подводные города” очень любимы и у нас. В итоге, мне все игры Сухи из опробованных очень понравились. Теперь интересно поиграть в другие игры серии Key.
В “Терра Мистику” удалось сыграть одну партию, но мне она понравилась. Теперь надо освоить свою коробку “Проекта Гайя” и разобраться с правилами “Рыцаря-мага”. И дочитать правила “Глумхэвена” 🙂
Значит, точно будете брать Praga от Сухи? :). Оценки у неё хорошие сейчас.
Так точно, уже третью неделю где-то идет-бредет ко мне. Еще у него интересно было бы Shipyard попробовать, но боюсь ее сейчас только за большие деньги достать можно 😦
Я пока в раздумьях… Знаю, что будет лежать, но хочется поддержать автора.
Игры от Сухи у меня задержатся в коллекции, это точно, так что и “Прага”, думаю, не подкачает 🙂
Удалось ли опробовать книжку с квестами в деревнях?
К сожалению, нет.